Доклад:«Театрализованная деятельность как средство преодоления речевых нарушений»
материал по логопедии

Голуб Оксана Николаевна

Театрализованная деятельность в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым, в докладе описывается опыт использования этого метода в работе учителя - логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр Развития Ребенка детский сад № 21» с осуществлением физического и психического развития коррекции и оздоровления всех воспитанников г.Кызыла Республики Тыва

ДОКЛАД

на тему:

«Театрализованная  деятельность

как  средство преодоления

речевых нарушений»

                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                  учитель - логопед

                                                                                                  Голуб О.Н.

КЫЗЫЛ – 2018

Театрализованная  деятельность

как  средство преодоления речевых нарушений

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. 

Чтобы помочь ребёнку исправить недостатки речи, логопеду нужны не неделя, не месяц, а порой и не год регулярных систематических занятий. Работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.

Произвольное поведение дошкольника еще недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка.

Как разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу? Как сделать её интересной, увлекательной, желанной для детей?

На помощь приходит игровая,  в том числе и театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях, вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

     Каждое занятие начинается с  артикуляционной гимнастики, где в качестве сюрпризного игрового момента  я использую  перчаточную куклу обезьянку Чичу.

Это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом является занимательным персонажем, ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот обезьянки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Обезьянка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнения, найти правильное положение языка.

Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика (биоэнергопластика), когда соединяются движения органов артикуляции и кистей рук. В результате развиваются естественные произвольные движения, закрепляются тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата. Упражнения объединяются простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. 

  Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Кто в теремочке живёт?», «Поиграем с колобком», «Весёлые клоуны».  

Для автоматизации звуков  использую  игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, тигр – Р, (СЛАЙД8) змея-шипелка – Ш(СЛАЙД9) и т.п. С их помощью  можно многократно повторять слова, слоги, предложения и это не будет утомительно. Из занятия в занятие я меняю игрушки, задания, вношу элемент соревнования.

Для развития мелкой моторики использую разные виды пальчикового театра, где действуют пальцы, большие возможности, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Логопедическая работа по формированию темповой организации высказывания (устранение ускоренного или замедленного темпа речи) осуществляется путем использования инсценировок. Применение кукол-персонажей позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники осуществляют различные действия с фигурками. Для устранения замедленного темпа речи подбираются инсценировки, требующие быстрого произнесения слов. 

Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи проводится в определенной последовательности: общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). В работу включаются следующие задания: восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при чтении чистоговорок, загадок и стихов от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким - Медведь, Волк, Тигр. Произнесение слов и фраз в инсценировках: «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

Упражнения по развитию выразительности мимики, жеста и движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д. Создают  же образы дети  сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

 Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим разнообразный дидактический материал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Таким образом, использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.  

Литература


1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
2. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.
3. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37
4. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи //
 Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116
5. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С.43-46.
6. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН. НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).

Перспективный план  логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей с ФФН.НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков).Работа над звукопроизношением Разви...

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...


 

Комментарии

 Галина Ивановна Долгих

Спасибо , очень интересныйдоклад!