Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Полынская Ольга Николаевна

В данной методической разработке показаны приёмы по заучиванию стихов детьми с ФФНР, осложненном дизартрией,  в основе которых лежит  воздействие на двигательную сферу ребёнка.  Рекомендации предназначены для логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

МБДОУ д/с № 10 «Огонёк»

Учитель-логопед Полынская О. Н.

На этапе работы по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих ФФНР, осложненных дизартрией работа строится по специальным направлениям. Это: включение в лексический материал просодических средств различной интонации, модуляции голоса по высоте и силе, изменении темпа речи и тембра голоса, определение логического ударения и соблюдение пауз.

Одним  из  важнейших  направлений  в  коррекционной  работе  с  детьми  данного  вида  речевого  нарушения,  является  работа  по  воздействию  на  двигательную  сферу  ребенка,  как  вид  работы  можно  рассмотреть  логопедическую  ритмику.  Эта  работа  проводится  музыкальным  работником  и  логопедом  совместно, либо логопед проводит её самостоятельно.

При заучивании стихов данные дети испытывают большие трудности, поэтому нужно начинать с предварительной подготовки.

Задачи  логоритмических  занятий  заключаются  в  том,  чтобы  погасить  патологические  двигательные  реакции  ребенка,  улучшить  координацию  движений,  двигательную  активность  ребенка  сделать  более  управляемой.

Весь  период  логоритмических  занятий  можно  разделить  на  три  периода.

Задачи  логоритмических  движений  первого периода  направлены  на  воспитание  статики,  с  последующим  введением  движений  рук  и  ног,  введением  упражнений  с  предметами.  Здесь  важно  сразу  показать  упражнение  в  целом,  проводить  надо  эмоционально,  чтобы  это  нравилось  и  хотелось  бы  повторить.  Затем  надо  показать  частями,  с  пояснением  элементов.  Далее  выполнять  с  педагогом,  следуя  указаниям  и  подсказкам,  и  только  потом  выполнять  с  музыкальным  сопровождением.

Во  втором  периоде  можно  рекомендовать  активные  движения  рук:  это  упражнения  для  кистей,  пальцев;  воспитание  движений  под  музыку:  ходьба,  ходьба  на  носочках,  на  пяточках,  ходьба  с  препятствиями,  по  дорожкам,  по  следам.

В  третьем  периоде  работа  направлена  на закрепление  двигательных  навыков. С  этой  целью  проводятся  игры  с  пением,  игры-драматизации,  подвижные  игры  с  правилами.

Надо  отметить,  что  для  развития  динамической  координации  общей моторики,  главным  видом  движения  является  ходьба,  естественный  вид  движения,  но  достаточно  сложный  по  координации.  У  детей  данной  категории  отмечается  нарушение  координации  движений  во  время  ходьбы:  они  широко  расставляют  ноги,  шаркают  ими,  наблюдается  неустойчивость  и  неуверенность  движений,  замедленность.

Можно  предложить  для  тренировки  некоторые  виды  ходьбы:

1.  Ходьба  друг  за  другом.

2.  Ходьба  стайкой.

3.   Ходьба  по  дорожке.

4.  Ходьба  по  кругу.

5.  Ходьба  парами.

6. Чередование  ходьбы  парами  и  по  одному.

7.  Ходьба  с  остановкой  по  сигналу.

8.  Ходьба  с  высоким  подниманием  колена.

9.  Ходьба  на  носках,  на  пятках,  на  внутренней  или  внешней  стороне    ступни.

10.  Ходьба  приставным  шагом.

11.  Ходьба  с  перешагиванием  или  обхождением  препятствий.

12.  Ходьба  с  замедлением,  ускорением.

13.  Ходьба   «скользящим»  шагом.

14 . Ходьба  дробным,  топающим  шагом.

Эффективно  сочетать  движения,  переходить  от  одного  вида  к  другому:

«Дедушка  и  внук»: дедушка  идет  дробным  шагом,  по  сигналу – внук – ходьба

с  высоким  подниманием  колена.  «Большие  ноги – маленькие  ножки»:  большие  ноги  идут  с  высоким  подниманием  колена,  маленькие  ножки – дробным  шагом.  «Перейди  через  ручей» – ходьба  на  носочках, широко шагая. «Воробышки  и  цапли» – ходьба  на  носочках  стайкой,  и  ходьба  друг  за  другом,  высоко  поднимая  колени.  «Лыжники» – ходьба  скользящим  шагом.

Таким  же  образом  можно  чередовать  и  статические  упражнения,  используя  игры-показы:

«Елка,  дерево,  пень»:

ёлка –  ноги  вместе, руки  слегка  в  стороны,

дерево – руки  вверх,

пень – присесть.

«Аисты,  бабочки,  лягушки»:

аисты – стоя  на  одной  ноге,  руки  в  стороны,

бабочки – стоя  на  двух  ногах,  руки  в  стороны,

лягушки – присесть.

Заучивание  стихов  с  движениями,  так  называемые  стихи  «на  руках», позволяет  сочетать  речь  и  движения.

«Капитан»:

Я  сегодня  капитан,                   руки – бинокль

Вижу  здесь  и  вижу  там,         смотреть  в  разные  стороны

Вижу  пальмы,  вижу  ели,        показ пальм – руки вверх,  елей – руки слегка в стороны

Вот  и   волны  налетели.                       волнообразные  движения  руками  в  разные стороны

«Цирк»:

Вышли  в  цирке  силачи,                      руки как  у силачей, согнутые в локтях

Показали  силу.                                       сгибать-разгибать  руки  в  локтях

Только  клоуны  потом                          руки на пояс, улыбаться и

Долго хохотали,                                      кланяться в разные стороны

Как  поднять большую гирю,                руки описывают  большой круг

Клоуны  не знали.                                              руки развести в стороны, показать  недоумение

«Карман»:

В  нём  храню платок, монеты,             показать  одну ладошку, второй рукой –   денежки

Для  сестрёнки две  конфеты                показать  два  пальца

Гайку,  болтик,  и наган,                                     кольцо двумя пальцами,

большой палец

плюс   указательный

Называется ……. карман!                      загадочно  показать  карман

(мальчикам  можно шлепнуть себя по                                                                                          карману сзади)

Чтение  стихов,  считалок,  выразительно,  эмоционально  и  интонационно  окрашенных,  инсценировка  стихов,   развивает  просодическую  сторону  речи,  позволяет  формировать  мимику.  Можно  использовать  интонацию,  произнося  то  громче,  то  тише,  мимику,    ускорение  или  замедление  при  рассказывании:

Те,  кого  охватит  страх,                                               использовать  можно  мимику,                                                                                                     интонацию

Произносят  слово: « ах!»                                  произносить  громче  –  тише

Кто  встречается  с  бедой,                                можно изменять скорость                                                                                                            рассказывания

Произносят  слово: «ой!»

Кто  отстанет  от  друзей,

Произносят  слово: «эй!»

У  кого  захватит  дух.

Произносят  слово: «ух!»

СКОРОГОВОРКИ В КАРТИНКАХ

Мнемотаблицы

особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Мнемотехника помогает развивать: -ассоциативное мышление -зрительную и слуховую память -зрительное и слуховое внимание -воображение Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. #мнемотаблицы #мнемотехника #скороговорки #речь #логопед

Игры, направленные на развитие

координационных способностей, формирование

зрительно-двигательной координации

Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.

 

«Мы на карусели сели»

Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.

Играют четное количество детей (2—10).

Инструкция.

             Текст                                   Движения

Мы на карусели сели,                Взявшись за руки, кружиться.

Завертелись карусели.               То же.

Пересели на качели.

Вверх летели,                                 Взявшись за руки. Один игрок

стоит, другой приседает,

Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.

Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.

Игра  средней  подвижности,

Методические  указания. Дети играют в парах.

 

«Воздушный шарик»

Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция.

Текст

Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает

Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик!Дай тебя я обниму И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай!

Движения

Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.

Описать руками круг, потрогать

шарик,   погладить,   нажать   на него.

Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку».

Руки (параллельно) вправо и влево.

То же.

Обнять шарик.

Прижать к щеке.

Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.

 



Предварительный просмотр:

Особенности заучивания стихов на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР, осложненное дизартрией

МБДОУ д/с № 10 «Огонёк»

Учитель-логопед Полынская О. Н.

На этапе работы по формированию коммуникативных навыков у детей, имеющих ФФНР, осложненных дизартрией работа строится по специальным направлениям. Это: включение в лексический материал просодических средств различной интонации, модуляции голоса по высоте и силе, изменении темпа речи и тембра голоса, определение логического ударения и соблюдение пауз.

Одним  из  важнейших  направлений  в  коррекционной  работе  с  детьми  данного  вида  речевого  нарушения,  является  работа  по  воздействию  на  двигательную  сферу  ребенка,  как  вид  работы  можно  рассмотреть  логопедическую  ритмику.  Эта  работа  проводится  музыкальным  работником  и  логопедом  совместно, либо логопед проводит её самостоятельно.

При заучивании стихов данные дети испытывают большие трудности, поэтому нужно начинать с предварительной подготовки.

Задачи  логоритмических  занятий  заключаются  в  том,  чтобы  погасить  патологические  двигательные  реакции  ребенка,  улучшить  координацию  движений,  двигательную  активность  ребенка  сделать  более  управляемой.

Весь  период  логоритмических  занятий  можно  разделить  на  три  периода.

Задачи  логоритмических  движений  первого периода  направлены  на  воспитание  статики,  с  последующим  введением  движений  рук  и  ног,  введением  упражнений  с  предметами.  Здесь  важно  сразу  показать  упражнение  в  целом,  проводить  надо  эмоционально,  чтобы  это  нравилось  и  хотелось  бы  повторить.  Затем  надо  показать  частями,  с  пояснением  элементов.  Далее  выполнять  с  педагогом,  следуя  указаниям  и  подсказкам,  и  только  потом  выполнять  с  музыкальным  сопровождением.

Во  втором  периоде  можно  рекомендовать  активные  движения  рук:  это  упражнения  для  кистей,  пальцев;  воспитание  движений  под  музыку:  ходьба,  ходьба  на  носочках,  на  пяточках,  ходьба  с  препятствиями,  по  дорожкам,  по  следам.

В  третьем  периоде  работа  направлена  на закрепление  двигательных  навыков. С  этой  целью  проводятся  игры  с  пением,  игры-драматизации,  подвижные  игры  с  правилами.

Надо  отметить,  что  для  развития  динамической  координации  общей моторики,  главным  видом  движения  является  ходьба,  естественный  вид  движения,  но  достаточно  сложный  по  координации.  У  детей  данной  категории  отмечается  нарушение  координации  движений  во  время  ходьбы:  они  широко  расставляют  ноги,  шаркают  ими,  наблюдается  неустойчивость  и  неуверенность  движений,  замедленность.

Можно  предложить  для  тренировки  некоторые  виды  ходьбы:

1.  Ходьба  друг  за  другом.

2.  Ходьба  стайкой.

3.   Ходьба  по  дорожке.

4.  Ходьба  по  кругу.

5.  Ходьба  парами.

6. Чередование  ходьбы  парами  и  по  одному.

7.  Ходьба  с  остановкой  по  сигналу.

8.  Ходьба  с  высоким  подниманием  колена.

9.  Ходьба  на  носках,  на  пятках,  на  внутренней  или  внешней  стороне    ступни.

10.  Ходьба  приставным  шагом.

11.  Ходьба  с  перешагиванием  или  обхождением  препятствий.

12.  Ходьба  с  замедлением,  ускорением.

13.  Ходьба   «скользящим»  шагом.

14 . Ходьба  дробным,  топающим  шагом.

Эффективно  сочетать  движения,  переходить  от  одного  вида  к  другому:

«Дедушка  и  внук»: дедушка  идет  дробным  шагом,  по  сигналу – внук – ходьба

с  высоким  подниманием  колена.  «Большие  ноги – маленькие  ножки»:  большие  ноги  идут  с  высоким  подниманием  колена,  маленькие  ножки – дробным  шагом.  «Перейди  через  ручей» – ходьба  на  носочках, широко шагая. «Воробышки  и  цапли» – ходьба  на  носочках  стайкой,  и  ходьба  друг  за  другом,  высоко  поднимая  колени.  «Лыжники» – ходьба  скользящим  шагом.

Таким  же  образом  можно  чередовать  и  статические  упражнения,  используя  игры-показы:

«Елка,  дерево,  пень»:

ёлка –  ноги  вместе, руки  слегка  в  стороны,

дерево – руки  вверх,

пень – присесть.

«Аисты,  бабочки,  лягушки»:

аисты – стоя  на  одной  ноге,  руки  в  стороны,

бабочки – стоя  на  двух  ногах,  руки  в  стороны,

лягушки – присесть.

Заучивание  стихов  с  движениями,  так  называемые  стихи  «на  руках», позволяет  сочетать  речь  и  движения.

«Капитан»:

Я  сегодня  капитан,                   руки – бинокль

Вижу  здесь  и  вижу  там,         смотреть  в  разные  стороны

Вижу  пальмы,  вижу  ели,        показ пальм – руки вверх,  елей – руки слегка в стороны

Вот  и   волны  налетели.                       волнообразные  движения  руками  в  разные стороны

«Цирк»:

Вышли  в  цирке  силачи,                      руки как  у силачей, согнутые в локтях

Показали  силу.                                       сгибать-разгибать  руки  в  локтях

Только  клоуны  потом                          руки на пояс, улыбаться и

Долго хохотали,                                      кланяться в разные стороны

Как  поднять большую гирю,                руки описывают  большой круг

Клоуны  не знали.                                              руки развести в стороны, показать  недоумение

«Карман»:

В  нём  храню платок, монеты,             показать  одну ладошку, второй рукой –   денежки

Для  сестрёнки две  конфеты                показать  два  пальца

Гайку,  болтик,  и наган,                                     кольцо двумя пальцами,

большой палец

плюс   указательный

Называется ……. карман!                      загадочно  показать  карман

(мальчикам  можно шлепнуть себя по                                                                                          карману сзади)

Чтение  стихов,  считалок,  выразительно,  эмоционально  и  интонационно  окрашенных,  инсценировка  стихов,   развивает  просодическую  сторону  речи,  позволяет  формировать  мимику.  Можно  использовать  интонацию,  произнося  то  громче,  то  тише,  мимику,    ускорение  или  замедление  при  рассказывании:

Те,  кого  охватит  страх,                                               использовать  можно  мимику,                                                                                                     интонацию

Произносят  слово: « ах!»                                  произносить  громче  –  тише

Кто  встречается  с  бедой,                                можно изменять скорость                                                                                                            рассказывания

Произносят  слово: «ой!»

Кто  отстанет  от  друзей,

Произносят  слово: «эй!»

У  кого  захватит  дух.

Произносят  слово: «ух!»

СКОРОГОВОРКИ В КАРТИНКАХ

Мнемотаблицы

особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Мнемотехника помогает развивать: -ассоциативное мышление -зрительную и слуховую память -зрительное и слуховое внимание -воображение Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. #мнемотаблицы #мнемотехника #скороговорки #речь #логопед

Игры, направленные на развитие

координационных способностей, формирование

зрительно-двигательной координации

Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.

 

«Мы на карусели сели»

Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.

Играют четное количество детей (2—10).

Инструкция.

             Текст                                   Движения

Мы на карусели сели,                Взявшись за руки, кружиться.

Завертелись карусели.               То же.

Пересели на качели.

Вверх летели,                                 Взявшись за руки. Один игрок

стоит, другой приседает,

Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.

Изображать, как гребут веслами. То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.

Игра  средней  подвижности,

Методические  указания. Дети играют в парах.

 

«Воздушный шарик»

Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция.

Текст

Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает

Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик!Дай тебя я обниму И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай!

Движения

Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.

Описать руками круг, потрогать

шарик,   погладить,   нажать   на него.

Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку».

Руки (параллельно) вправо и влево.

То же.

Обнять шарик.

Прижать к щеке.

Методические указания. Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Особенности проведения логопедических занятий с детьми, имеющими ММД

В данном материале даны методические рекомендации по организации и проведению работы с детьми логопедических групп, имеющими ММД, представлен конспект занятия, включающий группы упражнений, ...

«Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях с детьми, имеющими заикание»

В материал включены дыхательные упражнения. Будут полезны детям  с другими нарушениями речи....

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ЗПР

Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по постановке звука Р, постановке и автоматизации звука Ш с использованием визуальной под...

Тематическое планирование логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР 2 ур.

Коррекция нарушений словарного запаса, грамматического строя и связной речи у детей с ОНР....

Возможности использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи

Статья содержит варианты использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, аппробированные в практической деятельности....

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет (дизартрия) с использованием песочной терапии

Конспект отображает роль песочной терапии как инновационного метода развития речи дошкольников....