ООД по формированию звукопроизношения у детей 6 – 7 лет в группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фирстова Жанна Венадьевна

Представляю ООД по формированию звукопроизношения у детей 6 -7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме: "Звуки Р - РЬ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordost_rossii.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

            ООД  по формированию звукопроизношения  у  детей  6 – 7 лет  в  группе  компенсирующей направленности  

Ф.И.О.: Фирстова Жанна Венадьевна,  Кондрашина  Ирина  Валерьевна

Тема:  Звуки  Р,РЬ

Режим проведения: подгрупповое  занятие

Речевой статус: дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи  III уровня»

Количество детей: 4 человека

Продолжительность занятия: 25 минут

Цель занятия: закрепить  правильное  произношение  звуков  Р, РЬ  в  словах,  предложениях, развёрнутых  высказываниях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • автоматизировать  звуки  Р,РЬ  в  словах,  предложениях,  развёрнутых  высказываниях
  • упражнять  в  произнесении  слов  сложной  слоговой  структуры  со  стечением  согласных
  • активизировать,  уточнить,  обогатить  лексику  воспитанников  по  темам  «Деревня», « Музыкальные  инструменты»
  • упражнять  в  словообразовании

Коррекционно-развивающие:

      -   совершенствовать  артикуляционную  моторику

  • активизировать речевую деятельность воспитанников
  • развивать  фонематический  слух  
  • развивать  выразительность  речи,  дикцию
  • развивать  вербальную  память  
  • развивать  языковое  чутьё,  воображение

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания,  навык  самоорганизации
  • воспитывать  самоконтроль  за  звукопроизношением
  • воспитывать  интерес  к  сельскохозяйственному  труду

Предварительная работа:

  • беседа  о  сельскохозяйственном  труде,  разучивание  логоритмических  упражнений  для  динамической  паузы  «Петух»

Оборудование:  демонстрационные  сюжетные  картинки  «Варвара  кормит  кур»,  «Животные – музыканты»,   предметные  картинки  серии  «Овощи» ,  «Фрукты»,   детали  для  конструирования  домика,  лексический  материал  

 

     Этап  занятия

        в  минутах

               Цели  этапа 

   

       Содержание  деятельности  педагога

   

   Содержание  деятельности  детей;

     игры  и  игровые  упражнения

I  Организационный  

    момент

  -  3 минуты

Цель:  введение  в  тему  занятия, создание  положительного  настроя,  активизация  словаря,   развитие  диалогической  речи

1. Создание  слухового  образа  звука  Р:

-  Рано - рано  поутру

   Пастушок « ту – ру – ру - ру»

  Трактор  тарахтит  с  трудом:

-  Рыть  не  просто  чернозём – тр-р-р-р-р

-  Как  вы  думаете,  какой  звук  мы  сегодня  

   будем  учиться  произносить  красиво  и

   правильно?

-   Где  живёт наш  звук  Р – в  городе  или  в  

    деревне?

 Воспроизведение  детьми  совместно  с  логопедом  звукоподражаний  с  чётким  проговариванием  звука  Р

Полные  развёрнутые  ответы  детей

II Основная  часть

 -  20 минут

Цель:  упражнять  детей  в  чётком произношении  звука  Р  в  словах,  предложениях,  чистоговорках,  развивать  вербальную  память  воспитанников

Цель:  упражнять  воспитанников  в  словообразовании

Цель:  упражнять  воспитанников  в  развёрнутом  высказывании

Динамическая  пауза

Цель:  снять статическое напряжение  с  помощью  логоритмических   упражнений

Цель:  активизировать,  уточнить,  обогатить  лексику  воспитанников  по  теме  «Музыкальные  инструменты»

Цель: упражнять  воспитанников

в  развёрнутом  высказывании

2. -  Звук  Р  строит   для  себя  в  деревне  

    замечательный  дом – давайте   ему  

    поможем.  Вот  строительные   материалы -

    детали  дома.  

-  Во  дворе  на  траве  у  дома  звука  Р  лежат

   дрова.  Кто  сумеет  повторить  и  не  

   ошибиться?

  - На  дворе  - трава,

    На  траве  - дрова  

3.  -  Возле  дома  звука  Р  -  огород.  Растут

        там  только те  овощи,  в  названии

        которых  есть  звук  Р.  Догадайтесь,  

        какие  овощи  можно  найти  на  грядках?

 

4.  – Так  же  у  звука  Р  есть  фруктовый  сад,  

        в  котором  растут  только  те  фрукты,   в

        названии  которых  есть  звук  Р

5.  -  Овощи  и  фрукты,  выращенные  своими  

        руками – самые  полезные  и  вкусные.  

        Звук  Р  очень  любит  готовить  из  них

        разные  блюда,  давайте  ему  в  этом

        поможем!

6.  -  Самое  любимое  блюдо  звука  Р –

        окрошка

7.  -  В  специальном  сарае  у  звука  Р  живут  

        домашние  птицы.  Их  приходит  кормить  

        девочка  Варвара:

-  Кого  кормит  Варвара?

-  Сколько  кур  у  Варвары?

-  Какой  рукой  кормит  Варвара  кур?

-  Чем  кормит  Варвара  кур?

-  Откуда  достаёт  Варвара  зерно?

-  Какого  цвета  сарафан  у  Варвары?

-  Какого  цвета  горошины  на  сарафане  у  

   Варвары?

-  Как  называется  сарай,  где  живут   куры?

8. –  Предлагаю  вам  заглянуть  на  птичий

        двор  и  поиграть.

   

9.  -  Вечером  на  краю  деревни  собирается

        ОРКЕСТР.   ДИРИЖЁР  -   звук  Р.  

        Посмотрите  на  картинку  и  скажите,  на

        каком  музыкальном  инструменте  играет  

        -  корова  Бурёнка

        -  баран  Кудряш

        -  курочка  Ряба

        -  поросёнок  Тарас

10.   -  Как  называется  музыкант,  играющий

           на  трубе?

        -  Как  называется  музыкант,  играющий  

           на  барабане?

        -  Как  называется  музыкант,  играющий  

           на  гитаре?

        -  Как  называется  музыкант,  играющий  

           на  гармони?

11.   -  На  каких  музыкальных  инструментах

           хотели  бы  научиться  играть  вы?

12.  -  Подумайте  и  скажите,  какой  

          музыкальный  инструмент  называется

          ударным?   Почему?

       -  Какой  музыкальный  инструмент

          называется  струнным?

       -  Какой  музыкальный  инструмент  

          называется  духовым?  Почему?

13.  -  У  нашего  оркестра  нет  названия.

          Давайте  поможем  музыкантам  его

          придумать.  В  названии  обязательно

          должен  быть  звук  Р.

14.  -  Осталось  только  объявить

           выступление  музыкантов.  Давайте  

           попробуем  это  сделать.

Конструирование  дома  из  частей    (СРУБ,  крыша,  труба,  крыльцо,  забор,  ворота)  с  проговариванием  стихотворения:

Строим,  строим,  строим  дом,

С  крышей  строим  и  с  крыльцом,

И  с  забором,  и  с  дровами,

В  огороде  с  овощами

СРУБ – словарная  работа

Проговаривание  чистоговорки:

На  дворе – трава,

На  траве – дрова.

Игра  «Огород»

-  подбор  картинок – овощей  с  чётким  проговариванием  звуков  Р,РЬ  (картофель,  морковь,  огурец,  помидор,  репа,  редька,  редис,  перец,  горох) из  серии  «Овощи»

Проговаривание  чистоговорки:

Редька  редко  росла  на  грядке,

Грядка  редко  была  в  порядке

Игра  «Фруктовый  сад»

-  подбор  картинок – фруктов  с  чётким  проговариванием  звуков  Р, РЬ ( персик,  абрикос,  мандарин,  гранат,  груша,  хурма) из  серии  «Фрукты»

салат  из  огурцов  (какой?)  - …

суп  из  картофеля - …

пюре  из  гороха - …

икра  из  моркови - …

сок  из  граната - …

варенье  из  груш - …

повидло  из  персиков - …

джем  из  абрикосов - …  

Проговаривание  чистоговорки:

- Покроши  в  окрошку  огурчик  и  картошку

Работа  с  картинкой.  Построение  развёрнутых  предложений:

-  Варвара  кормит  кур.

-  У  Варвары  четыре  курицы.

-  Варвара  кормит  кур  правой  рукой.

-  Варвара  кормит  кур  зерном.

-  Варвара  достаёт  зерно из  корзины.

-  У  Варвары  красный  сарафан.

-  Горошины  на  сарафане  у  Варвары

   белого  цвета.  

-  Сарай,  где живут  куры,  называется

    курятник.

Динамическая  пауза  с  логоритмическими   упражнениями:

Тары – бары,  рас-та-ба-ры!

У  Варвары  куры  стары!

На  насесте  высоко-о-о

Слышим  мы:  Ко-ко! Ко-ко!

Берегите  перья,  пух,

Раздосадован  петух!  

Уточнение  значения  слов  ОРКЕСТР,

ДИРИЖЁР

Развёрнутые  ответы  детей:

-  Корова  Бурёнка  играет  на  трубе.

-  Баран  Кудряш  играет  на  барабане.

-  Курочка  Ряба  играет  на  гитаре.

-  Поросёнок  Тарас  играет  на    

   гармони.

Развёрнутые  ответы  детей

-  Музыкант,  играющий  на  трубе,

   называется  трубач.

-  Музыкант,  играющий  на  барабане

   называется  барабанщик.

-  Музыкант,  играющий  на  гитаре,

   называется  гитарист.

-  Музыкант,  играющий  на  гармони,

   называется  гармонист.

Развёрнутые  ответы  детей

 -  Я  бы  хотел(а)  научиться  играть  

    на …

Развёрнутые  ответы  воспитанников

 -  Барабан  называется  ударным    

     музыкальным  инструментом,    

     потому,  что …

-   Гитара  называется  струнным  

     музыкальным  инструментом,

     потому  что …

-   Труба  называется  духовым  

     музыкальным  инструментом,

     потому  что …

Подбор  названия  для  оркестра

Примерные  варианты:

-  Верные  друзья

-  Дружные  ребята

-  …

Объявление  детьми  выступления артистов:

-  Выступает  оркестр  «Дружные  ребята»!  Корова  Бурёнка  играет  на  трубе.  Баран  Кудряш  бьёт  в  барабан.  Курочка  Ряба  играет  на  гитаре.  Поросёнок  Тарас  играет  на  гармони.  Дирижёр – звук  Р.  Встречайте!  (дети  хлопают)

III Заключительный

     этап

     2  минуты

Цель: подведение  итогов  занятия

15.  Положительные  оценочные  

       комментарии  деятельности  

       воспитанников

Воспитанникам  предлагается  пройти  в  групповую  комнату  и  организовать  концерт  с  использованием  музыкальных  инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»

Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в                       повседне...

План по самообразованию на тему: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи».

План по самообразованию на 2016 - 2017г. Тема: «Игровая технология формирования у дошкольников направленности на мир семьи»....

Формирование полезных привычек, направленных на сохранение здоровья воспитанников в семье»

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни. Здоровый образ жизни подразумевает укрепление физич...

Консультация для педагогов: «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в...

План по самообразованию по теме: «Формирование художественно – эстетической направленности у детей дошкольного возраста посредством росписи на ткани »

Роспись по ткани – очень древнее и вечно юное искусство. Никогда не выходят из моды уникальные рукотворные предметы интерьера и одежда, расписанная кистью художника. Ведущие потребности ребенка ...

Презентация «Формирование социально – экологической направленности личности старшего дошкольника в условиях образовательного комплекса».

laquo;Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить»....

Поэтапно – перспективный творческий план работы по проблеме: «Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи»

Поэтапно-перспективный творческий план работы по проблеме: "Технология культурных практик формирования у дошкольников направленности на мир семьи"...