Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Составила: педагог - психолог
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Г. Обь
Реунова А.Ю.
г. Обь, 2019 г.
Содержание программы
- Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
- Пояснительная записка…………………………….…..……………3
- Актуальность программы……………………………………….…..5
- Цели и задачи программы…………………………………………..7
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…8
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитие речи…………………………………..12
- Планируемые результаты………………………………………….16
- Содержательный раздел……………….…………………...……17
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………17
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………19
- Способы и направления детской инициативности………………21
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……24
- Организационный раздел……………….….…………..………..25
- Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…25
- Методологическое сопровождение…………………….…………28
- Циклограмма работы педагога – психолога……………………...29
Приложение………………………………………………………………30
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала/
1.2. Актуальность пhограммы
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. Исследования многих специалистов таких, как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др. показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общее недоразвитие речи, которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере.
У детей в компенсирующего вида групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление её профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы:
Осуществление коррекционно - развивающей работы с детьми с ОНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Способствовать развитию всех психически познавательных процессов с учётом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
2. Укреплять психическое здоровье детей с ОНР, в том числе их эмоциональное благополучие;
3. Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Условия реализации программы:
Необходимым условием реализации адаптированной программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОНР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учётом возрастных и специфических особенностей детей.
Объем программы:
Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач
Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1. Развитие динамичности восприятия
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Концентрический принцип
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения однообразия речевого недоразвития к трём уровням. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Первый уровень - характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
Второй уровень - Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении.
Третий уровень - характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических отклонений.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются основной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для неё информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Говоря об общих способностях человека, имеют ввиду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит лёгкость и эффективность обучения, в том числе освоение устной и письменной речи.
Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. При изучении особенностей ориентировке в пространстве оказалось, что они затрудняются в дифференцировании понятий "справа" и "" слева, не могут ориентироваться в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Нарушение интонационной стороны речи. Больные не различают речевых интонаций, их речь не выразительна, лишена модуляций, интонационного однообразия.
Особенности внимания у детей с нарушением речи:
Внимание детей с нарушением речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий.
Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.
Детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Особенности произвольного внимания у детей с алалией ярко отличаются в характере отвлечений. Так, если дети с нормой по речи смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с алалией преимущественными отвлечениями являются: "посмотрел в окно", "осуществляет действия, не связанные с выполнением задания".
У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу освоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщённых способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с ОНР отмечаются более дифференцированные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий. Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случаях не удаётся осуществить. У детей с ЗПР так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Причины общего недоразвития речи
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка.
Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус - несовместимости крови матери и плода.
Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемом речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействиях.
Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжёлым поражениям многих отделов нервной системы.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Предполагается, что психологическая коррекция у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет способствовать развитию всех высших психических функций:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
- Формирование компетентности родителей в вопросе воспитания и здоровья детей с ОНР/
- Содержательный раздел
2.1. Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же родителями и педагогами.
В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей ещё педагогическую, логопедическую и медицинскую. Психологическая диагностика проводится с целью определения актуального уровня развития детей, его соответствия возрасту, выявления личностных особенностей ребенка; вторичных отклонений, связанных с нарушением речи. Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Познавательная сфера
Мышление: наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление). логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера: эмоциональный комфорт в детском саду.
Личностная и волевая готовность к школе: симптомы психосоматики, повышенная тревожность, проявления агрессивности, страхи, коммуникативная сфера, статус в группе, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Выделено два направления психологической диагностики:
- Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
- Углублённое психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.
Основными способами получения психологической информации при углублённом психодиагностическом обследовании является:
- психологические тесты и интервью;
- диагностические интервью;
- наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
- метод экспертных оценок;
- изучение продуктов деятельности детей;
- проективные методы;
- экспериментальные методы.
- Психологическое сопровождение образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи предусматривает:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты
Социально-коммуникативное развитие направлено на решение следующих задач:
- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребёнку чувствовать себя полноправным членом общества.
2.2. Коррекционно – развивающее направление
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям. Работа проводится педагогом – психологом в следующих формах:
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- подгрупповые психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие внимания;
- развитие основных мыслительных операций: навыков анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умения работать по инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- предметно-манипулятивные;
- двигательно-экспрессивные;
- изобразительно-графические;
- музыкально-ритмические;
- вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с общими нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребёнку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Форма работы: 1-2 раза в неделю – индивидуальное, 2 раза – подгрупповое занятие.
Время поведения групповых занятий: 20- 30 минут.
Максимальное число участников: 5-6 человек.
Возраст: 5-6 лет.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников
Достижение целей и решение задач адаптированной программы и коррекционной работы педагога - психолога предполагает самое активное участие родителей. При реализации индивидуальной программы развития ребенка с общими нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
Формы работы педагога-психолога с родителями:
- психологическое просвещение через «Папку – передвижку психолога», информационные стенды;
- индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей;
- выступления на родительских собраниях;
Консультации | Сроки |
Консультация на тему: «Коррекционная работа педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» | Сентябрь - Декабрь |
Консультации на тему: «Статус Общее недоразвитие речи (ОНР), что это значит» | Январь - Март |
Консультации по запросам | В течении года |
Консультации на тему: «Психолого- педагогическая диагностика, результаты работы» | Апрель - Май |
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
· насыщенность;
· транспортируемость;
· полифункциональность;
· вариативность;
· доступность;
· безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:
- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов |
|
|
Комната психологической разгрузки |
|
|
Сенсорная комната |
|
|
Методологическое сопровождение
- Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Каралашвили, Е.А. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: организация работы. [Текст]/ Под ред. Е.А. Каралашвили. // Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с.
- Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. – СПБ., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
- Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]: / Н.Ю. Савельева. – Ростов н\Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
- Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. [Текст]/ М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. Психолог в школе М.: Генезис, 2004. – 136 с.
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова. - СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. [Текст] / Г.А. Широкова – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 384 с.
- Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8:10 – 8:30;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20
| Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Вторник | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:55;
16:05 – 16:20;
16:30 – 17:30 | Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Обработка, анализ и обобщение полученных результатов.
|
Среда | 8:10 – 8:30;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Четверг | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:05 – 16:25;
16:30 – 17:30 | Обработка, анализ и обобщение полученных результатов; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Консультационная работа с родителями.
|
пятница | 8:10 – 8:30;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:20;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 16:55
17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. |
Вторник | 8:10 – 8:25;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Среда | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 16:55
17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ. |
Четверг | 8:10 – 8:25;
8:35 – 8:50;
9:00 – 9:15;
9:25 – 9:40;
9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы.
|
Пятница | 14:30 – 15:30;
15:40 – 16:00;
16:10 – 16:30;
16:40 – 17:20 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой; Консультативная работа с родителями
|
Итого 18 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов.
Приложение
Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Месяц | Темы | Формы и виды работы |
Сентябрь | «Овощи» |
Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
|
Октябрь | «Фрукты, ягоды» «Грибы» «Деревья, кустарники» |
|
Ноябрь | «Одежда» «Обувь, головные уборы» «Животные» |
«Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций) |
Декабрь | «Зима» «Семья» «Новый год» |
|
Январь | «Дом» «Мебель» «Посуда» |
|
Февраль | «Детский сад» «Профессии» «Комнатные растения» |
|
Март | «Мамин праздник» «Первоцветы» |
|
Апрель-Май | «Насекомые» «Лето» |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_onr.docx | 72.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год
Составила: педагог - психолог
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Г. Обь
Реунова А.Ю.
г. Обь, 2019 г.
Содержание программы
- Целевой раздел…………...……………….…..……………….….3
- Пояснительная записка…………………………….…..……………3
- Актуальность программы……………………………………….…..5
- Цели и задачи программы…………………………………………..7
- Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения…………………………………………….…8
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитие речи…………………………………..12
- Планируемые результаты………………………………………….16
- Содержательный раздел……………….…………………...……17
- Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………17
2.1.1. Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»……………………………………19
- Способы и направления детской инициативности………………21
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников……………………………………………………………...……24
- Организационный раздел……………….….…………..………..25
- Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды……………………………………………..……….…25
- Методологическое сопровождение…………………….…………28
- Циклограмма работы педагога – психолога……………………...29
Приложение………………………………………………………………30
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В адаптированной программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Адаптированная программа разработана с учётом целей и задач Адаптированной Образовательной Программы МБДОУ, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, принятых в дошкольное учреждение.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки РФ о 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарий к ФГОС дошкольного образования»
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
1.2. Актуальность программы
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии. Исследования многих специалистов таких, как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др. показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общее недоразвитие речи, которые проявляется не только в дефектах произношения и в нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере.
У детей в компенсирующего вида групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление её профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
1.3. Цели и задачи программы
Цель программы:
Осуществление коррекционно - развивающей работы с детьми с ОНР для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Способствовать развитию всех психически познавательных процессов с учётом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
2. Укреплять психическое здоровье детей с ОНР, в том числе их эмоциональное благополучие;
3. Консультировать и поддерживать семью, с целью повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Условия реализации программы:
Необходимым условием реализации адаптированной программы является взаимодействие специалистов МБДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с ОНР, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Программа составлена с учётом возрастных и специфических особенностей детей.
Объем программы:
Программа рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы психологического сопровождения
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач
Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1. Развитие динамичности восприятия
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Концентрический принцип
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом, объединяются усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
- Психологическая характеристика особенностей развития старших дошкольников с общим недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и феномообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, Р.Е. Левиной была предпринята попытка сведения однообразия речевого недоразвития к трём уровням. Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Первый уровень - характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
Второй уровень - Р.Е. Левина указывает на возросшую речевую активность детей, у них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении.
Третий уровень - характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических отклонений.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются основной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для неё информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Говоря об общих способностях человека, имеют ввиду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит лёгкость и эффективность обучения, в том числе освоение устной и письменной речи.
Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом. При изучении особенностей ориентировке в пространстве оказалось, что они затрудняются в дифференцировании понятий "справа" и "" слева, не могут ориентироваться в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Нарушение интонационной стороны речи. Больные не различают речевых интонаций, их речь не выразительна, лишена модуляций, интонационного однообразия.
Особенности внимания у детей с нарушением речи:
Внимание детей с нарушением речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий.
Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.
Детям с патологией речи гораздо труднее сконцентрироваться на выполнении в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Характер ошибок и их распределение во времени качественно отличаются от нормы.
Особенности произвольного внимания у детей с алалией ярко отличаются в характере отвлечений. Так, если дети с нормой по речи смотрят на экспериментатора, пытаются определить по его реакции, правильно ли они выполняют задание, то для детей с алалией преимущественными отвлечениями являются: "посмотрел в окно", "осуществляет действия, не связанные с выполнением задания".
У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу освоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщённых способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с ОНР отмечаются более дифференцированные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий. Если разграничение детей с ОНР и умственной отсталостью встречает некоторые трудности, то дифференциацию ОНР и ЗПР во многих случаях не удаётся осуществить. У детей с ЗПР так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания и недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышления. Причины общего недоразвития речи
Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка.
Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери во время беременности, действие некоторых химических веществ, алкоголя, никотина, наркотических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус - несовместимости крови матери и плода.
Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемом речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям общее недоразвитие речи может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействиях.
Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжёлым поражениям многих отделов нервной системы.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Предполагается, что психологическая коррекция у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет способствовать развитию всех высших психических функций:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие обще интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
- Формирование компетентности родителей в вопросе воспитания и здоровья детей с ОНР.
- Содержательный раздел
2.1. Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же родителями и педагогами.
В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей ещё педагогическую, логопедическую и медицинскую. Психологическая диагностика проводится с целью определения актуального уровня развития детей, его соответствия возрасту, выявления личностных особенностей ребенка; вторичных отклонений, связанных с нарушением речи. Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Познавательная сфера
Мышление: наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление). логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.
Эмоционально-личностная сфера: эмоциональный комфорт в детском саду.
Личностная и волевая готовность к школе: симптомы психосоматики, повышенная тревожность, проявления агрессивности, страхи, коммуникативная сфера, статус в группе, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.
Выделено два направления психологической диагностики:
- Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
- Углублённое психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.
Основными способами получения психологической информации при углублённом психодиагностическом обследовании является:
- психологические тесты и интервью;
- диагностические интервью;
- наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
- метод экспертных оценок;
- изучение продуктов деятельности детей;
- проективные методы;
- экспериментальные методы.
- Психологическое сопровождение образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
Психологическое сопровождение образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи предусматривает:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты
Социально-коммуникативное развитие направлено на решение следующих задач:
- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе;
- направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребёнку чувствовать себя полноправным членом общества.
2.2. Коррекционно – развивающее направление
Психологическая коррекция и развитие.
Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям. Работа проводится педагогом – психологом в следующих формах:
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- подгрупповые психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
Основные направления коррекционной работы:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие графических навыков.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие внимания;
- развитие основных мыслительных операций: навыков анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умения работать по инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- предметно-манипулятивные;
- двигательно-экспрессивные;
- изобразительно-графические;
- музыкально-ритмические;
- вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с общими нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребёнку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Формы занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Форма работы: 1-2 раза в неделю – индивидуальное, 2 раза – подгрупповое занятие.
Время поведения групповых занятий: 20- 30 минут.
Максимальное число участников: 5-6 человек.
Возраст: 5-6 лет.
- Особенности взаимодействия педагога – психолога с семьями воспитанников
Достижение целей и решение задач адаптированной программы и коррекционной работы педагога - психолога предполагает самое активное участие родителей. При реализации индивидуальной программы развития ребенка с общими нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:
Формы работы педагога-психолога с родителями:
- психологическое просвещение через «Папку – передвижку психолога», информационные стенды;
- индивидуальные, групповые и семейные консультации для родителей;
- выступления на родительских собраниях;
Консультации | Сроки |
Консультация на тему: «Коррекционная работа педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» | Сентябрь - Декабрь |
Консультации на тему: «Статус Общее недоразвитие речи (ОНР), что это значит» | Январь - Март |
Консультации по запросам | В течении года |
Консультации на тему: «Психолого- педагогическая диагностика, результаты работы» | Апрель - Май |
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации предметно – пространственной среды
Развивающая среда кабинетов педагога-психолога построена на следующих принципах:
∙ насыщенность;
∙ транспортируемость;
∙ полифункциональность;
∙ вариативность;
∙ доступность;
∙ безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарём, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Транспортируемость пространства даёт возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды:
- детскую мебель, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создаёт условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех её элементов требованиям по надёжности и безопасности их использования.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Кабинет педагога - психолога для психологического консультирования родителей и педагогов |
|
|
Комната психологической разгрузки |
|
|
Сенсорная комната |
|
|
- Методологическое сопровождение
- Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н. Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Каралашвили, Е.А. Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ: организация работы. [Текст]/ Под ред. Е.А. Каралашвили. // Приложение к журналу «Управление ДОУ» – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
- Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с.
- Нищева, Н.В. О здоровье дошкольников. Родителям и педагогам [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. – СПБ., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 208с.
- Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
- Савельева, Н.Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст]: / Н.Ю. Савельева. – Ростов н\Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
- Чибисова, М.Ю. Психолог на родительском собрании. [Текст]/ М.Ю. Чибисова, Н.В. Пилипко. Психолог в школе М.: Генезис, 2004. – 136 с.
- Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.М. Шипицина, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова. - СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
- Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. [Текст] / Г.А. Широкова – Ростов – н/Д: «Феникс», 2005. – 384 с.
- Циклограмма работы педагога – психолога ДОУ
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 8:10 – 8:30; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Вторник | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:55; 16:05 – 16:20; 16:30 – 17:30 | Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Обработка, анализ и обобщение полученных результатов. |
Среда | 8:10 – 8:30; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Четверг | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:05 – 16:25; 16:30 – 17:30 | Обработка, анализ и обобщение полученных результатов; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Консультационная работа с родителями. |
пятница | 8:10 – 8:30; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:20; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Дни недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 16:55 17:05 – 17:25
| Консультационная работа с педагогами; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с детьми ОВЗ; Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. Подгрупповая работа с подготовительной к школе группы. |
Вторник | 8:10 – 8:25; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Среда | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 16:55 17:05 – 17:25 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ. |
Четверг | 8:10 – 8:25; 8:35 – 8:50; 9:00 – 9:15; 9:25 – 9:40; 9:50 – 10:20 | Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной школе группы. |
Пятница | 14:30 – 15:30; 15:40 – 16:00; 16:10 – 16:30; 16:40 – 17:20 | Консультационная работа с педагогами; Индивидуальная работа с детьми ОВЗ; Индивидуальная работа с детьми подготовительной к школе группой; Консультативная работа с родителями |
Итого 18 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 9 часов.
Приложение
Календарно – тематическое планирование коррекционной непосредственно – образовательной деятельности педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Дидактическая игра как средство коррекционно-логопедического воздействия на детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на 2019 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
Презентация комплексной коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Получение детьми с ОВЗ полноценного образования — одно из обязательных условий их успешной социализации Опираясь на теоретические данные в области нейропсихологии, детской пс...