"Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6 -7 лет с фонетико - фонематическим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Настоящая рабочая программа разработана на основе программыТ.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной «Обучение и  воспитание  детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ffn_6_-7_let.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Принято

на заседании педагогического Совета

№1 от 29.08.2019 года

Утверждаю

Заведующий МБДОУ Тацинского

   детского сада  «Колокольчик»

_______________ И.М.  Храмкова .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в рамках коррекционно – развивающей работы  по реализации программы «Обучение и воспитание  детей  6 -7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» авторы Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина, для детей 6 -7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 год.

 составитель:  учитель- логопед

 высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

2019 год

Содержание

№п/п

Название

Стр.

I

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка. Цель

3

1.2

Задачи

3

1.3

Принципы

3

1.4.

Нормативно-правовая база

4

1.5.

Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФНР

5

1.6

Планируемые результаты

6

II

Содержательный раздел

7

2.1

Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ФФНР 6 - 7 лет

7

2.2

Особенности сотрудничества с семьями воспитанников  (перспективный план взаимодействия с родителями).

10

III

Организационный раздел

12

3.1.

Расписание занятий

12

3.2

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

13

3.3.

Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)

14

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Настоящая рабочая программа разработана на основе программыТ.Б.Филичевой,  Г.В.Чиркиной«Обучение и  воспитание  детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

1.2 Задачи:

  • Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
  • Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП:

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте; - расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.

 - формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.

1.3 Принципы:

  • Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития.
  • Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.

1.4 Нормативно-правовая база

Рабочая программа создана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ Тацинского д/с «Колокольчик»:

  • Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  •  Уставом ДОУ

Срок реализации программы - 1 год

1.5  Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием  речи

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детейс различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятияи произношения фонем.

В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способностьк анализу и синтезу.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

1.6  Планируемые результаты логопедической работы:

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • чётко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;        
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
  • использовать полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

I I.    Содержательный раздел

2.1  Описание особенностей образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет  с ФФНР  

Учебно – тематическое планирование коррекционной работы

с воспитанниками 6 – 7 лет с ФФНР  (подготовительная группа)

Дата

Форма работы

Количество часов

Использование ИКТ

02 09.2019

06.09.2019

Занятие № 1,2

(диагностические)

2

Программа «Говорилки» «Неречевые звуки»

09.09.2019

13.09.2019

Занятие № 3,4

(диагностические)

2

Программа «Говорилки»

«Услышь звук»

16.09.2019

20.09.2019

Занятие № 5, 6,

2

Мультимедийная презентация «Веселый язычок»

23.09.2019

27.09.2019

Занятие № 7, 8

2

Мультимедийная презентация «Веселый язычок»

04.10.2019

07.10.2019

 Занятие № 9,10

2

Презентация «Артикуляционная гимнастика»

11.10.2019

14.10.2019

Занятие № 11,12

2

Презентация «Артикуляционная гимнастика»

18.10.2019

21.102019

 Занятие № 13,14

2

Презентация «Артикуляционная гимнастика»

25.10.2019

28.10.2019

 Занятие № 15,16

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Гласные звуки

01.11.2019

04.11.2019

занятие№ 17,18

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Гласные звуки

08.11.2019

11.11.2019

занятие№ 19,20

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные  звуки

15.11.2019

18.11.2019

Занятие № 21,22

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки

22.11.2019

25.11.2019

 Занятие № 23,24

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки

29.11.2019

02.12.2019

 Занятие № 25,26

2

Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки

06.12.2019

09.12.2019

занятие№ 27,28

2

Программа «Говорилки»

«Голосистые звуки»

13.12.2019

16.12.2019

занятие№ 29,30

2

Программа «Говорилки»

«Безголосые звуки»

20.12.2019

23.12.2019

Занятие № 31,32

2

Дидактическая игра «Погрузим картинки в вагончики»

27.12.2019

30.12.2019

Занятия диагностические

2

13.01.2020

17.01.2020

 Занятие № 33,34

2

Программа «Говорилки»

«Звуки – двойняшки»

20.01.2020

24.01.2020

 Занятие № 35,36

2

Программа «Говорилки»

«Звуки – двойняшки»

27.01.2020

31.01.2020

 Занятие № 37,38

2

Программа «Говорилки»

«Звуки – двойняшки»

03.02.2020

07.02.2020

 Занятие № 39,40

2

Программа «Говорилки»

«Сердитые и ласковые звуки»

10.02.2020

14.02.2020

 Занятие № 41,42

2

Программа «Говорилки»

«Сердитые и ласковые звуки»

17.02.2020

21.02.2020

 Занятие № 43,44

2

Презентация «Артикуляция звука Л в связной речи»

24.02.2020

28.02.2020

 Занятие № 45,46

2

Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация шипящих и свистящих звуков»

02.03.2020

06.03.2020

 Занятие № 47,48

2

Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация шипящих и свистящих звуков»

09.03.2020

13.03.2020

Занятие № 49,50

2

Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация сонорных  звуков»

15.03.2020

19.03.2020

Занятие № 51,52

2

Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация сонорных  звуков»

16.03.2020

20.03.2020

Занятие № 53,54

2

Программа «Говорилки» упражнения, схемы   для развития связной речи.

23.03.2020

27.03.2020

 Занятие № 55,56

2

Программа «Говорилки» упражнения, схемы   для развития связной речи.

03.04.2020

06.04.2020

 Занятие № 57,58

2

Программа «Говорилки» упражнения, схемы   для развития связной речи.

10.04.2020

13.04.2020

Занятие № 59,60

2

Программа «Говорилки» упражнения, схемы   для развития связной речи.

17.04.2020

20.04.2020

Занятие №61,62

2

Программа «Говорилки» упражнения, схемы   для развития связной речи.

24.04.2020

27.04.2020

 Занятие № 65,66

2

Презентация «Буква А»

04.05.2020

08.05.2020

Занятие № 67,68

2

Презентация  «Подбери слово к звуко – слоговой модели»

11.05.2020

15.05.2020

Занятие № 69,70

2

Программа «Говорилки»

«Составление рассказа по серии картинок»

18.05.2020

22.05.2020

Занятие № 71,72

(диагностические)

2

Презентация «Школьные принадлежности»

25.05.2020

29.05.2020

Занятие № 73,74

(диагностические)

2

Презентация «Гласные и согласные звуки»

ВСЕГО 74 ЧАСА

2.2  План взаимодействия  учителя – логопеда с родителями детей 6 -7 лет  с  ФФНР

месяц

мероприятие

тема

сентябрь

Родительское собрание

Беседы

Рекомендации

«ФФНР – причины и основные направления работы»

Сбор анамнестических данных

Правильность ведения индивидуальных папок. Выполнение рекомендаций логопеда  в домашних условиях

октябрь

Групповая консультация

Информационный стенд

Индивидуальные консультации

«Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Артикуляционная гимнастика

«Как заниматься с ребенком дома»

ноябрь

Показ индивидуальных занятий

Рекомендации

Постановка звуков и их закрепление

Игровые приемы на закрепление поставленных звуков

декабрь

Родительское собрание

Беседы

Групповая консультация

Итоги коррекционной работы за 1 – й период обучения

Показ занятия по обучению грамоте

Обсуждение увиденного занятия

Понятие «Фонетико - фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез»

январь

Информационный стенд

Консультация

«Тренируем пальцы – развиваем речь»

«Игры на закрепление поставленных звуков»

февраль

Рекомендации

Информационный стенд

Мини – занятия для родителей

Готовимся к школе

«Речевая готовность к школе»

«Трудный звук еще учу»

март

Консультация

Показ индивидуальных занятий

«  Игры  и упражнения по обучению грамоте

апрель

Рекомендации

Информационный стенд

Открытое занятие по развитию связной речи с использованием интерактивного оборудования

Групповая консультация

«Как сохранить поставленные звуки?»

«Учусь последовательно рассказывать»

В стране «Грамотейкино»

Игровые приемы по развитию связной речи ребенка

май

Родительское собрание

Консультация

«Итоги коррекционной деятельности за учебный год»

Советы родителям на летний период

III

Организационный раздел

3.1    Расписание занятий

Дни недели

Подгрупповое  занятие

Индивидуальное  занятие

понедельник

9.00 –9.30 - подгруппа (подготовительная  группа

 №  1 «Березка»)

9.35 – 10.05 -  подгруппа (подготовительная группа № 2 «Подсолнушек»)

С 10.10 – 12.30 – индивидуальные занятия (подготовительные группы  №1,№2)

пятница

10.10 –10.40 -  подгруппа (подготовительная  группа №1

« Березка»)

подгруппа (подготовительная группа  №2 «Подсолнушек»)

среда

11.30 – 13.00

 Индивидуальные занятия


3.2  Программно-методическое обеспечение образовательного процесса 

  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического нарушения речи у детей         6-7 лет. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2008г. Авторы программы:Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Автор-составитель сборника:доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина.
  • Т.Б.Филичева Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» М.,1993г.
  • О.Е.Громова учебно – игровой комплект  «Логопедическое лото» на все группы звуков изд., «ТЦ СФЕРА» 2015 г.
  • Н.В. Пятибратова  учебно – игровой комплект  «Играем со звуками»изд., «ТЦ СФЕРА» 2015 г.
  • О.В.Епифанова «Автоматизация и дифференциация звуков у детей 5 -7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель» 2013г.
  • А.Ф.Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей» г.Волгоград, изд. «учитель» 2011г.
  • Н.В.Микляева. О.А.Полозова, Ю.Н.Родионеова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» М., 2005 г.
  • Е.Соколова, Н. Нянковская «Скороговорки. Загадки» М., изд. «Академия развития» 2009г.
  • С.В.Коноваленко В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия  в подготовительной группе для детей с ФФН»   М., изд. «Гном – Пресс»1999г.»
  • Рабочая тетрадь: «Уроки грамоты для дошкольников». М., изд. «Мозаика – синтез» 2012г.

-Рабочая тетрадь «Звук С –З –Ц»

-Рабочая тетрадь «Звук Ш»

-Рабочая тетрадь «Звук Ж»

-Рабочая тетрадь «Звук Р»

-Рабочая тетрадь «Звук Л»М., изд. Мозаика – синтез» 2012г.

  • Е.Р.Смирнова«Веселые буквы» М., изд.» Айрис –пресс»2013г.
  • Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  • Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  • Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  • Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  • Интернет-ресурсы:

- Логопедическая коррекционная программа  «Говорилки»

- Практический курс «Домашний логопед» речевые игры и   упражнения.

3.3 Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)

Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова

№ п/п

Наименование

1

Книга с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:

  • «Весёлая гимнастика».
  •  «Гимнастика для язычка».

2

Картинки «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв).

3

Папка «Исправляем произношение».

4

Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий

по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам.

5

картинки для артикуляции и постановки звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих звуков.

6

Картинки «Звукоподражание».

7

Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др.

8

Настольные игры для автоматизации звуков: « Речевое домино», «Речевое лото»

9

Папка с практическими материалами: «Гласные звуки».

10

Подборки картинок на гласные звуки.

11

Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков:

  • [л], [л'];
  • [р], [р'];
  • свистящих;
  • шипящих.

12

Книга с картинками на автоматизацию звуков:

  • [л];
  • [р];
  • свистящих;
  • [ш], [ж];
  • шипящих.

13

Альбом «Картинки для автоматизации звуков».

14

Подборки игр на автоматизацию звуков:

  • [к], [г], [х], [j];
  • [р], [р'], [л], [л'];
  • свистящих звуков;
  • шипящих звуков.

15

Кубики, бусы, шнурки с узелками для коррекции слоговой структуры слова.

16

Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова.

17

постановочные зонды.

18

Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков.

19

Настенное пособие «Звуковая азбука»

20

Настенное пособие «Магнитные буквы»

Пособия для развития мелкой моторики

№ п/п

Наименование

1

Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.

2

Пособия для шнурования: «Ежик», «Овечка», «Букет», «Кот-рыбак»

3

«Волшебный коврик»(настенное панно).

4

Трафареты.

5

Картинки для раскрашивания и штрихования.

6

Материалы для самомассажа пальцев рук Су - ДЖОКИ

7

Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук.

8

Игры-вкладыши

9

Мозаики.

10

Конструкторы

Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)

№ п/п

Наименование

1

Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки.

2

Альбом с картинками – словами паронимами.

3

Карточки  на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «Выбери  игрушку», «Тим и Том», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик».

4

Альбомы с картинками на дифференциацию звуков.

5

Подборки игр на дифференциацию звуков:

  • свистящих и шипящих;
  • [р] – [л];
  • разных звуков.

Материалы для развития высших психических функций

№ п/п

Наименование

1

Пазлы и разрезные картинки.

2

Домино.

3

Мозаика.

4

Папка с играми - головоломками

Компьютерные логопедические игры, программы

№ п/п

Наименование

1

Диск «Слоговая структура слова».

2

Практический курс «Домашний логопед»

3

Логопедическая программа «Говорилки»

4

Игры-ходилки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»

в данном материале  описана  методика применения логопедических  игр средствами  ИКТ в коррекции  звукопроизношения детей  дошкольного возрастаСодержание1....

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...

Статья по материалам собственной ВКР на тему: Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.

Статья на тему: "Подготовка детей дошкольного возраста с ФФНР к овладению грамотой". Статья написана по материалам моей Высшей Квалификационной Работы, может быть интересна как учителям-логопедам, так...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)

Данная Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет&raq...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В проце...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...