"Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6 -7 лет с фонетико - фонематическим недоразвитием речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Настоящая рабочая программа разработана на основе программыТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Обучение и воспитание детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ffn_6_-7_let.docx | 58.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Принято на заседании педагогического Совета №1 от 29.08.2019 года | Утверждаю Заведующий МБДОУ Тацинского детского сада «Колокольчик» _______________ И.М. Храмкова . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
в рамках коррекционно – развивающей работы по реализации программы «Обучение и воспитание детей 6 -7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, для детей 6 -7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 год.
составитель: учитель- логопед
высшей квалификационной категории
Бабакова Т.Г.
станица Тацинская
2019 год
Содержание
№п/п | Название | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. Цель | 3 |
1.2 | Задачи | 3 |
1.3 | Принципы | 3 |
1.4. | Нормативно-правовая база | 4 |
1.5. | Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФНР | 5 |
1.6 | Планируемые результаты | 6 |
II | Содержательный раздел | 7 |
2.1 | Описание особенностей образовательной деятельности с детьми ФФНР 6 - 7 лет | 7 |
2.2 | Особенности сотрудничества с семьями воспитанников (перспективный план взаимодействия с родителями). | 10 |
III | Организационный раздел | 12 |
3.1. | Расписание занятий | 12 |
3.2 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 13 |
3.3. | Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение) | 14 |
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Настоящая рабочая программа разработана на основе программыТ.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной«Обучение и воспитание детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза.
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
1.2 Задачи:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП:
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;
- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте; - расширение и активизация словаря;
- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи.
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
1.3 Принципы:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета зоны ближайшего развития.
- Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесса.
1.4 Нормативно-правовая база
Рабочая программа создана в соответствии с нормативными документами федерального уровня и локальными актами МБДОУ Тацинского д/с «Колокольчик»:
- Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об учреждении СанПиН 24.4.3049-13» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Уставом ДОУ
Срок реализации программы - 1 год
1.5 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детейс различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятияи произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способностьк анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
1.6 Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;
- использовать полученные навыки в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
I I. Содержательный раздел |
2.1 Описание особенностей образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет с ФФНР
Учебно – тематическое планирование коррекционной работы
с воспитанниками 6 – 7 лет с ФФНР (подготовительная группа)
Дата | Форма работы | Количество часов | Использование ИКТ |
02 09.2019 06.09.2019 | Занятие № 1,2 (диагностические) | 2 | Программа «Говорилки» «Неречевые звуки» |
09.09.2019 13.09.2019 | Занятие № 3,4 (диагностические) | 2 | Программа «Говорилки» «Услышь звук» |
16.09.2019 20.09.2019 | Занятие № 5, 6, | 2 | Мультимедийная презентация «Веселый язычок» |
23.09.2019 27.09.2019 | Занятие № 7, 8 | 2 | Мультимедийная презентация «Веселый язычок» |
04.10.2019 07.10.2019 | Занятие № 9,10 | 2 | Презентация «Артикуляционная гимнастика» |
11.10.2019 14.10.2019 | Занятие № 11,12 | 2 | Презентация «Артикуляционная гимнастика» |
18.10.2019 21.102019 | Занятие № 13,14 | 2 | Презентация «Артикуляционная гимнастика» |
25.10.2019 28.10.2019 | Занятие № 15,16 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Гласные звуки |
01.11.2019 04.11.2019 | занятие№ 17,18 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Гласные звуки |
08.11.2019 11.11.2019 | занятие№ 19,20 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки |
15.11.2019 18.11.2019 | Занятие № 21,22 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки |
22.11.2019 25.11.2019 | Занятие № 23,24 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки |
29.11.2019 02.12.2019 | Занятие № 25,26 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс. Согласные звуки |
06.12.2019 09.12.2019 | занятие№ 27,28 | 2 | Программа «Говорилки» «Голосистые звуки» |
13.12.2019 16.12.2019 | занятие№ 29,30 | 2 | Программа «Говорилки» «Безголосые звуки» |
20.12.2019 23.12.2019 | Занятие № 31,32 | 2 | Дидактическая игра «Погрузим картинки в вагончики» |
27.12.2019 30.12.2019 | Занятия диагностические | 2 | |
13.01.2020 17.01.2020 | Занятие № 33,34 | 2 | Программа «Говорилки» «Звуки – двойняшки» |
20.01.2020 24.01.2020 | Занятие № 35,36 | 2 | Программа «Говорилки» «Звуки – двойняшки» |
27.01.2020 31.01.2020 | Занятие № 37,38 | 2 | Программа «Говорилки» «Звуки – двойняшки» |
03.02.2020 07.02.2020 | Занятие № 39,40 | 2 | Программа «Говорилки» «Сердитые и ласковые звуки» |
10.02.2020 14.02.2020 | Занятие № 41,42 | 2 | Программа «Говорилки» «Сердитые и ласковые звуки» |
17.02.2020 21.02.2020 | Занятие № 43,44 | 2 | Презентация «Артикуляция звука Л в связной речи» |
24.02.2020 28.02.2020 | Занятие № 45,46 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация шипящих и свистящих звуков» |
02.03.2020 06.03.2020 | Занятие № 47,48 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация шипящих и свистящих звуков» |
09.03.2020 13.03.2020 | Занятие № 49,50 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация сонорных звуков» |
15.03.2020 19.03.2020 | Занятие № 51,52 | 2 | Программа «Домашний логопед» практический курс «Автоматизация и дифференциация сонорных звуков» |
16.03.2020 20.03.2020 | Занятие № 53,54 | 2 | Программа «Говорилки» упражнения, схемы для развития связной речи. |
23.03.2020 27.03.2020 | Занятие № 55,56 | 2 | Программа «Говорилки» упражнения, схемы для развития связной речи. |
03.04.2020 06.04.2020 | Занятие № 57,58 | 2 | Программа «Говорилки» упражнения, схемы для развития связной речи. |
10.04.2020 13.04.2020 | Занятие № 59,60 | 2 | Программа «Говорилки» упражнения, схемы для развития связной речи. |
17.04.2020 20.04.2020 | Занятие №61,62 | 2 | Программа «Говорилки» упражнения, схемы для развития связной речи. |
24.04.2020 27.04.2020 | Занятие № 65,66 | 2 | Презентация «Буква А» |
04.05.2020 08.05.2020 | Занятие № 67,68 | 2 | Презентация «Подбери слово к звуко – слоговой модели» |
11.05.2020 15.05.2020 | Занятие № 69,70 | 2 | Программа «Говорилки» «Составление рассказа по серии картинок» |
18.05.2020 22.05.2020 | Занятие № 71,72 (диагностические) | 2 | Презентация «Школьные принадлежности» |
25.05.2020 29.05.2020 | Занятие № 73,74 (диагностические) | 2 | Презентация «Гласные и согласные звуки» |
ВСЕГО 74 ЧАСА |
2.2 План взаимодействия учителя – логопеда с родителями детей 6 -7 лет с ФФНР
месяц | мероприятие | тема |
сентябрь | Родительское собрание Беседы Рекомендации | «ФФНР – причины и основные направления работы» Сбор анамнестических данных Правильность ведения индивидуальных папок. Выполнение рекомендаций логопеда в домашних условиях |
октябрь | Групповая консультация Информационный стенд Индивидуальные консультации | «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков» Артикуляционная гимнастика «Как заниматься с ребенком дома» |
ноябрь | Показ индивидуальных занятий Рекомендации | Постановка звуков и их закрепление Игровые приемы на закрепление поставленных звуков |
декабрь | Родительское собрание Беседы Групповая консультация | Итоги коррекционной работы за 1 – й период обучения Показ занятия по обучению грамоте Обсуждение увиденного занятия Понятие «Фонетико - фонематическое восприятие», «Звуковой анализ и синтез» |
январь | Информационный стенд Консультация | «Тренируем пальцы – развиваем речь» «Игры на закрепление поставленных звуков» |
февраль | Рекомендации Информационный стенд Мини – занятия для родителей | Готовимся к школе «Речевая готовность к школе» «Трудный звук еще учу» |
март | Консультация Показ индивидуальных занятий | « Игры и упражнения по обучению грамоте |
апрель | Рекомендации Информационный стенд Открытое занятие по развитию связной речи с использованием интерактивного оборудования Групповая консультация | «Как сохранить поставленные звуки?» «Учусь последовательно рассказывать» В стране «Грамотейкино» Игровые приемы по развитию связной речи ребенка |
май | Родительское собрание Консультация | «Итоги коррекционной деятельности за учебный год» Советы родителям на летний период |
III | Организационный раздел |
3.1 Расписание занятий
Дни недели | Подгрупповое занятие | Индивидуальное занятие |
понедельник | 9.00 –9.30 - подгруппа (подготовительная группа № 1 «Березка») 9.35 – 10.05 - подгруппа (подготовительная группа № 2 «Подсолнушек») | С 10.10 – 12.30 – индивидуальные занятия (подготовительные группы №1,№2) |
пятница | 10.10 –10.40 - подгруппа (подготовительная группа №1 « Березка») подгруппа (подготовительная группа №2 «Подсолнушек») | |
среда | 11.30 – 13.00 | Индивидуальные занятия |
3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического нарушения речи у детей 6-7 лет. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва «Просвещение» 2008г. Авторы программы:Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Автор-составитель сборника:доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина.
- Т.Б.Филичева Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» М.,1993г.
- О.Е.Громова учебно – игровой комплект «Логопедическое лото» на все группы звуков изд., «ТЦ СФЕРА» 2015 г.
- Н.В. Пятибратова учебно – игровой комплект «Играем со звуками»изд., «ТЦ СФЕРА» 2015 г.
- О.В.Епифанова «Автоматизация и дифференциация звуков у детей 5 -7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель» 2013г.
- А.Ф.Рыбина «Коррекция звукопроизношения у детей» г.Волгоград, изд. «учитель» 2011г.
- Н.В.Микляева. О.А.Полозова, Ю.Н.Родионеова «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ» М., 2005 г.
- Е.Соколова, Н. Нянковская «Скороговорки. Загадки» М., изд. «Академия развития» 2009г.
- С.В.Коноваленко В.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН» М., изд. «Гном – Пресс»1999г.»
- Рабочая тетрадь: «Уроки грамоты для дошкольников». М., изд. «Мозаика – синтез» 2012г.
-Рабочая тетрадь «Звук С –З –Ц»
-Рабочая тетрадь «Звук Ш»
-Рабочая тетрадь «Звук Ж»
-Рабочая тетрадь «Звук Р»
-Рабочая тетрадь «Звук Л»М., изд. Мозаика – синтез» 2012г.
- Е.Р.Смирнова«Веселые буквы» М., изд.» Айрис –пресс»2013г.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Интернет-ресурсы:
- Логопедическая коррекционная программа «Говорилки»
- Практический курс «Домашний логопед» речевые игры и упражнения.
3.3 Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п | Наименование |
1 | Книга с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:
|
2 | Картинки «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). |
3 | Папка «Исправляем произношение». |
4 | Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам. |
5 | картинки для артикуляции и постановки звуков:
|
6 | Картинки «Звукоподражание». |
7 | Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др. |
8 | Настольные игры для автоматизации звуков: « Речевое домино», «Речевое лото» |
9 | Папка с практическими материалами: «Гласные звуки». |
10 | Подборки картинок на гласные звуки. |
11 | Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков:
|
12 | Книга с картинками на автоматизацию звуков:
|
13 | Альбом «Картинки для автоматизации звуков». |
14 | Подборки игр на автоматизацию звуков:
|
15 | Кубики, бусы, шнурки с узелками для коррекции слоговой структуры слова. |
16 | Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова. |
17 | постановочные зонды. |
18 | Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков. |
19 | Настенное пособие «Звуковая азбука» |
20 | Настенное пособие «Магнитные буквы» |
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п | Наименование |
1 | Пуговицы, мелкие предметы и игрушки. |
2 | Пособия для шнурования: «Ежик», «Овечка», «Букет», «Кот-рыбак» |
3 | «Волшебный коврик»(настенное панно). |
4 | Трафареты. |
5 | Картинки для раскрашивания и штрихования. |
6 | Материалы для самомассажа пальцев рук Су - ДЖОКИ |
7 | Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук. |
8 | Игры-вкладыши |
9 | Мозаики. |
10 | Конструкторы |
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
№ п/п | Наименование |
1 | Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки. |
2 | Альбом с картинками – словами паронимами. |
3 | Карточки на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «Выбери игрушку», «Тим и Том», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик». |
4 | Альбомы с картинками на дифференциацию звуков. |
5 | Подборки игр на дифференциацию звуков:
|
Материалы для развития высших психических функций
№ п/п | Наименование |
1 | Пазлы и разрезные картинки. |
2 | Домино. |
3 | Мозаика. |
4 | Папка с играми - головоломками |
Компьютерные логопедические игры, программы
№ п/п | Наименование | |
1 | Диск «Слоговая структура слова». | |
2 | Практический курс «Домашний логопед» | |
3 | Логопедическая программа «Говорилки» | |
4 | Игры-ходилки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами ИКТ»
в данном материале описана методика применения логопедических игр средствами ИКТ в коррекции звукопроизношения детей дошкольного возрастаСодержание1....
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы
"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...
Статья по материалам собственной ВКР на тему: Подготовка детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению грамотой.
Статья на тему: "Подготовка детей дошкольного возраста с ФФНР к овладению грамотой". Статья написана по материалам моей Высшей Квалификационной Работы, может быть интересна как учителям-логопедам, так...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)
Данная Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя - логопеда для детей 5 - 6 лет с общим недоразвитием речи) на 2019 - 2020 годы»
Настоящая рабочая программа разработана на основе «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) от 5 до 6 лет&raq...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В проце...
Рабочая программа учителя-логопеда для детей 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Данный материал является рабочей программой разработанной на основе адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. Программа рассчитана на один учебный год, который длится в группе компенсир...