Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Зданович Ульяна Александровна

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД

речевой деятельности для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Хлеб»

Образовательные области:

Речевое развитие, познавательное развитие,                                                                              социально-коммуникативное развитие,                                                                художественно-эстетическое развитие

Используемые технологии:

здоровьесберегающая, игровая,                                                           информационно-коммуникативная,                                                                 личностно-ориентированная

Конспект разработан:

Учителем-логопедом Зданович У.А.

Санкт-Петербург, 2019 год

Конспект НОД на тему «Хлеб»

Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Задачи:
1.  Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2.
 Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3.
 Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4.
 Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

 Словарь. Хлебороб, комбайнер, жатва, плуг, сеялка, борона, агроном.
Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и(или) «Сенокос
Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.

Материал. Картинки из серии «Кем быть?»; сюжетные картинки по теме; разные виды хлеба и хлебобулочньтх изделий (муляжи); шапочки с изображением калачей.

Ход занятия

1. Организационный момент. 
Чтение стихотворения П. Синявского.

Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.

С поля                                                                                                                     Даже в магазины                                                                                                     Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь...

Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.

Вместе с мельницей речной,
Паровой и ветряной
Устарели для муки
Толстобокие мешки.
Вот почти космический
Контейнер металлический.
Уж сюда наверняка
Помещается мука!

И наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь муковоз
На завод муку повез.

2. Объявление темы.
Логопед: Вы внимательно прослушали стихотворение. А теперь подумайте, о чем не рассказано в этом стихотворении? (Ответы детей.) Правильно! В стихотворении не рассказано о том, как хлеб выращивали и как из муки он стал действительно хлебом. А вы хотите об этом узнать? (Ответы детей)

3. Вводная беседа.
    Хлеб это продукт, который готовят из муки,
воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже
кукурузную, ячменную и др.
   В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал стереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепешки.
    Современный хлеб
это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и коркой не подгоревшей и не бледной.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. давайте попробуем их назвать.

Игра «Узнай профессию.» Пополнение знаний  детей по теме: Хлеб.
Кто работает на тракторе?
(Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)

Логопед: А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово пахать?

Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на свое место. Такая же работа выполняется со словами: боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать.

Трактор с бороной рыхлит землю.
Крестьяне засевают поле зернами пшеницы.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе.
На мельнице зерно мелют и получают муку.
Пекари пекут хлеб из муки.

Логопед: Хлеб готов, а какой он получился, мы сейчас расскажем.

Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных.
Хлеб по запаху
(какой?) пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус
(какой?) вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой?) свежий, мягкий, пышный, твердый.

Логопед: А как нужно относиться к хлебу? тветы детей.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снег растает в поле чистом,              Идут друг за другом .                                                                Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом                 Бегут друг за другом .                                                                       К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом                        Идут друг за другом.

Засевать поля зерном.                       «Сеют»
            В. Степанов 

Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря детей по теме *Хлеб’.
Логопед: Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.

Игра проводится по предметным картинкам.

Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)
Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)
Толстая баранка. (Бублик.)                                                                                     Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)
Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник.)
Витая сдобная булка, обычно напоминающая по
форме восьмерку.
(Крендель.)
Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца,
обычно с изюмом.
(Кекс.)
Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)
Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)
Лепешка с загнутыми краями и творожным
верхом.
(Ватрушка.)

Игра «Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Крошки хлеба это какие крошки? (Хлебные.)
Квас из хлеба это... (Хлебный квас.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб — ... (Хлеборобы.)                                     Человек, который печет хлеб — ... (Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба — ... (Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб — ... (Хлебозавод.)

5. Итог занятия.
Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его выращивают?
Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать
(по картинкам)?

Список используемой литературы:

  1. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»
  2. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет
  3. Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие
  4. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"

Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебеЗадачи:- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно прои...

Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима» 25.01.2021

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»Разработала воспитатель ГБДОУ №53  Кировского района Морзавицкая Е.А...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».

Интеграция образовательных областей:-речевое развитие;-познавательное развитие;-социально-коммуникативное развитие;-физическое развитие.Цель занятия:Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными ф...

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...