Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы на тему: "Хлеб"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная к школе группа) на тему "Хлеб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД
речевой деятельности для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Хлеб»
Образовательные области:
Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Используемые технологии:
здоровьесберегающая, игровая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная
Конспект разработан:
Учителем-логопедом Зданович У.А.
Санкт-Петербург, 2019 год
Конспект НОД на тему «Хлеб»
Цель: расширить представления детей о том значении, которое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.
2. Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
3. Закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве;
4. Упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.
Словарь. Хлебороб, комбайнер, жатва, плуг, сеялка, борона, агроном.
Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и(или) «Сенокос
Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением различных хлебобулочных изделий, профессий людей, работающих в сельском хозяйстве.
Материал. Картинки из серии «Кем быть?»; сюжетные картинки по теме; разные виды хлеба и хлебобулочньтх изделий (муляжи); шапочки с изображением калачей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения П. Синявского.
Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля Даже в магазины Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь...
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
Вместе с мельницей речной,
Паровой и ветряной
Устарели для муки
Толстобокие мешки.
Вот почти космический
Контейнер металлический.
Уж сюда наверняка
Помещается мука!
И наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь муковоз
На завод муку повез.
2. Объявление темы.
Логопед: Вы внимательно прослушали стихотворение. А теперь подумайте, о чем не рассказано в этом стихотворении? (Ответы детей.) Правильно! В стихотворении не рассказано о том, как хлеб выращивали и как из муки он стал действительно хлебом. А вы хотите об этом узнать? (Ответы детей)
3. Вводная беседа.
Хлеб это продукт, который готовят из муки,
воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и др.
В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал стереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепешки.
Современный хлеб — это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и коркой — не подгоревшей и не бледной.
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. давайте попробуем их назвать.
Игра «Узнай профессию.» Пополнение знаний детей по теме: Хлеб.
Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на мельнице? (Мельник.)
Кто работает в пекарне? (Пекари.)
Логопед: А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово пахать?
Ребенок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на свое место. Такая же работа выполняется со словами: боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать.
Трактор с бороной рыхлит землю.
Крестьяне засевают поле зернами пшеницы.
Комбайнеры собирают урожай пшеницы.
Собранное зерно хранится на элеваторе.
На мельнице зерно мелют и получают муку.
Пекари пекут хлеб из муки.
Логопед: Хлеб готов, а какой он получился, мы сейчас расскажем.
Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных.
Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный.
Хлеб на вкус (какой?) — вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой?) — свежий, мягкий, пышный, твердый.
Логопед: А как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.)
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Снег растает в поле чистом, Идут друг за другом . Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом Бегут друг за другом . К синей речке борозда.
Выйдут сеялки потом Идут друг за другом.
Засевать поля зерном. «Сеют»
В. Степанов
Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря детей по теме *Хлеб’.
Логопед: Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чем идет речь.
Игра проводится по предметным картинкам.
Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.)
Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)
Толстая баранка. (Бублик.) Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка.)
Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник.)
Витая сдобная булка, обычно напоминающая по
форме восьмерку. (Крендель.)
Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца,
обычно с изюмом. (Кекс.)
Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)
Хлебец из пшеничной муки. (Булка.)
Лепешка с загнутыми краями и творожным
верхом. (Ватрушка.)
Игра «Слова-родственники» Образование родственных слов к слову хлеб.
Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.)
Крошки хлеба — это какие крошки? (Хлебные.)
Квас из хлеба — это... (Хлебный квас.)
Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.)
Люди, которые выращивают хлеб — ... (Хлеборобы.) Человек, который печет хлеб — ... (Хлебопек.)
Прибор для нарезания хлеба — ... (Хлеборезка.)
Завод, где выпекают хлеб — ... (Хлебозавод.)
5. Итог занятия.
Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его выращивают?
Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать (по картинкам)?
Список используемой литературы:
- О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет»
- Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» Занятия с детьми 6-7 лет
- Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"
Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Хлеб - всему голова"
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о хлебеЗадачи:- познакомить с ролью хлеба в жизни людей, отраженной в пословицах и поговорках;- закрепить знания детей о том, с каким трудом связанно прои...
Методическая разработка. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима» 25.01.2021
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Зима»Разработала воспитатель ГБДОУ №53 Кировского района Морзавицкая Е.А...
Методическая разработка "Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Лексические игры и упражнения"
Лексические игры и упражнения...
Методическая разработка "Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: "Лексические игры и упражнения"
Лексические игры и упражнения...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Хлеб - всему голова».
Интеграция образовательных областей:-речевое развитие;-познавательное развитие;-социально-коммуникативное развитие;-физическое развитие.Цель занятия:Продолжить знакомство детей с малыми фольклорными ф...
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...