Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: "Играем пальчиками".
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Макарова Ирина Владимировна

Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему:  "Играем пальчиками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktik_igraem_palchik.docx175.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей и детей

старшего дошкольного возраста на тему:

                                                                               Подготовила и провела

                                                                         Учитель – логопед:

                                                                  Макарова И.В.

2019г.

«Играем пальчиками»

Цель. Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

Ход семинара

1.Беседа с родителями. Вопросы:

  1.  Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
  2. Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Как?
  3. Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

Резюме. «Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой - голова).

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

2.Игровое занятие родителей вместе с детьми.
Ведущий.
Что умеют делать наши пальцы на ногах и на руках? (Ответы.) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? (Да.) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж.

Вы готовы, глазки? (Поглаживание век.)

Да!    (Поглаживание ушей.)

Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей.)

Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)

Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук.)

Да!    (Хлопки в ладошки.)

Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног.)

Да!    (Притоптывание.)

Вы готовы? (Развести руки в стороны.)

Да!    (Обнять себя руками.)

Ведущий. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.

Аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки» (серия «Ритмика для детей»).

Первая станция «Лесная»

Подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»)

Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.

Оборудование. Круги и эмблемы красного, желтого, зеленого, синего цвета. Аудиозаписи «Веселые шаги» из альбома «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» (аудиокассета «Природа, птицы, животные»).

В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.

По сигналу «Идем по лесу!» взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:

  • медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, полусогнутые в локтях, перед собой);
  • лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
  • тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
  • волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье - одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
  • дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
  • оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются);
  • филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).

По сигналу «По палаткам!» каждая пара (взрослый и ребенок) должна занять свое место - встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету их эмблемы. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Вторая станция «Театральная»

Малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны»

Цель. Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (В.В. Цвынтарный), дети выполняют, а родители им помогают.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты  вверх.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.

Кошка

У кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в  дуги  и прижаты к среднему и  безымянному пальцам.

Третья станция «Эстафетная»

Цель. Развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук и ног.

Оборудование. Канаты (две штуки), цветные резиновые диски, ребристые доски (две штуки), мячи диаметром 15 см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (две штуки). Аудиозапись «Рожки и копытца» из альбома «Прыг-скок» (серия «Ритмика для детей»).

 Участники стоят в двух колоннах (за каждым взрослым - ребенок). Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.

Задание для родителей. Найти и взять резиновый диск такого цвета, который соответствует цвету эмблемы (желтому, красному, синему, зеленому), пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, положить диск возле гимнастической палки и вернуться бегом в колонну.

Задание для детей. Пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, взять из корзины мяч и положить его на диск.

Четвертая станция «Массажная»

Цель. Научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.

Оборудование. Массажные мячики.

Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.

Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. (Растирание ладоней, захватить каждый пальчику основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.)

Затем руки я помою. («Моют» руки.)

Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу. (Пальцы в замок.)

Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики. (Расцепить пальцы и перебирать ими.)

В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.

Трем рукой-мочалкой - вверх-вниз, вверх-вниз - пятки и носочки.

Вверх-вниз, вверх-вниз - ножку до колена -

Вверх-вниз, вверх-вниз - мы помоем чистенько.

Вверх-вниз, вверх-вниз - а бедро разотрем.

Вверх-вниз, вверх-вниз - и гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.

Родители делают массаж стопы своему ребенку.

Пальчики на ножках как на ладошках. Вместе я их соберу и шагать начну. (Поглаживание пальцев ног.)

Каждый пальчик разотру, каждый пальчик покручу. (Растирание каждого пальчика стопы.)

Разведу вперед, назад и сожму руками. (Руками тянуть пальцы от себя, на себя.)

Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!

Пятая станция «Джунгли»

Подвижная игра «Ловля обезьян» (под  песню Чунга-Чанга»)

Цель. Развитие быстроты, мелкой моторики рук.

Дети, изображающие обезьян, и взрослые, изображающие их родителей, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, те повторяют их.

  • Руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание пальцев.
  • Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев.
  • Руки разведены в стороны, наклоны влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену.
  • Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
  • Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.

По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут к своим местам (к родителям). Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.

Шестая станция «Игровая»

Цель. Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

Оборудование. Большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).

Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.

1. Упражнения для профилактики плоскостопия.

  • «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
  • «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
  • «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
  • «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
  • Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
  • Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить - «уголок к уголку».

Ведущий. Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с родителями, друзьями и дома, и в гостях, и па улице, и в транспорте... Исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».

В конце встречи родителям и детям предлагают пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю и ребенку вручается буклет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/

Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Игра в жизни детей»

Цель:Дать родителям педагогические знания в области игровой деятельности детей, показать, как можно играть с детьми, включая своих родственников и знакомых.Закрепить игровое правило – соблюдать очеред...

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»

Цель:1.     Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи де...

Семинар-практикум для родителей и детей старших возрастных групп на тему: "Растим детей стройными, здоровыми, красивыми вместе"

Предлагаемый материал может быть использован инструкторами по физической культуре и воспитателями. Тема: "Осанка человека. Виды и причины нарушений осанки и их профилактика"....

Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»

Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....

Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»

Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...