Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: "Играем пальчиками".
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: "Играем пальчиками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktik_igraem_palchik.docx | 175.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для родителей и детей
старшего дошкольного возраста на тему:
Подготовила и провела
Учитель – логопед:
Макарова И.В.
2019г.
«Играем пальчиками»
Цель. Формировать у родителей представления о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.
Ход семинара
1.Беседа с родителями. Вопросы:
- Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
- Играли ли вы сами с вашими пальчиками? Как?
- Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
Резюме. «Рука - это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант). Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой - голова).
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
2.Игровое занятие родителей вместе с детьми.
Ведущий. Что умеют делать наши пальцы на ногах и на руках? (Ответы.) Правильно! Рисовать, лепить, держать ложку, шалить. Хотите узнать, что еще могут ваши пальчики? (Да.) Тогда мы отправляемся в путешествие. Но сначала к нему надо подготовиться.
Взрослые и дети выполняют самомассаж.
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век.)
Да! (Поглаживание ушей.)
Вы готовы, ушки? (Поглаживание ушей.)
Да! (Прикладывание ладоней к ушам.)
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук.)
Да! (Хлопки в ладошки.)
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног.)
Да! (Притоптывание.)
Вы готовы? (Развести руки в стороны.)
Да! (Обнять себя руками.)
Ведущий. А теперь садимся в поезд и отправляемся в путь.
Аудиозапись «В деревню к бабушке поеду» из альбома «Ладушки» (серия «Ритмика для детей»).
Первая станция «Лесная»
Подвижная игра «Найди свою палатку» (модифицированная игра «Найди свой цвет»)
Цель. Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать быстроту, ориентировку в пространстве, внимание, память.
Оборудование. Круги и эмблемы красного, желтого, зеленого, синего цвета. Аудиозаписи «Веселые шаги» из альбома «На зарядку становись» (серия «Ритмика для детей»); «Птицы лесные» (аудиокассета «Природа, птицы, животные»).
В разных сторонах зала находятся цветные круги («палатки»). Играющие располагаются вокруг них: сначала дети, за ними родители.
По сигналу «Идем по лесу!» взрослые и дети идут парами и изображают животных и птиц, обитающих в лесу:
- медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, полусогнутые в локтях, перед собой);
- лису (ходьба на носках «крадучись», плавные движения кистями рук перед собой);
- тигра (обычная ходьба, кисти рук перед собой округлены, пальцы растопырены);
- волка (обычная ходьба, руки перед грудью и соединены между собой в запястье - одна ладонь над другой, пальцы размыкаются и смыкаются);
- дикую лошадь (ходьба на коленях, руки опираются на кулачки);
- оленя (ходьба с высоким подниманием колен, руки над головой пересекаются);
- филина (обычная ходьба, плавные движения рук в стороны, вверх, вниз).
По сигналу «По палаткам!» каждая пара (взрослый и ребенок) должна занять свое место - встать напротив такого цветового сектора, который соответствует цвету их эмблемы. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Вторая станция «Театральная»
Малоподвижная игра «Зеркало и обезьяны»
Цель. Научить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
Взрослый стоит напротив детей и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки. Ведущий показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (В.В. Цвынтарный), дети выполняют, а родители им помогают.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Гусь
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
Предплечье вертикально. Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу.
Кошка
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
Третья станция «Эстафетная»
Цель. Развивать быстроту, ловкость, мелкую моторику рук и ног.
Оборудование. Канаты (две штуки), цветные резиновые диски, ребристые доски (две штуки), мячи диаметром 15 см (по количеству детей), корзина, гимнастические палки (две штуки). Аудиозапись «Рожки и копытца» из альбома «Прыг-скок» (серия «Ритмика для детей»).
Участники стоят в двух колоннах (за каждым взрослым - ребенок). Родители помогают детям выполнять задания эстафеты.
Задание для родителей. Найти и взять резиновый диск такого цвета, который соответствует цвету эмблемы (желтому, красному, синему, зеленому), пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, положить диск возле гимнастической палки и вернуться бегом в колонну.
Задание для детей. Пройти приставным шагом по канату, пройти по ребристой доске, взять из корзины мяч и положить его на диск.
Четвертая станция «Массажная»
Цель. Научить элементам самомассажа пальцев рук и ног.
Оборудование. Массажные мячики.
Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.
Разминание, растирание, надавливание, пощипывание ладоней, стопы пальцами рук (от периферии к центру).
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу, поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну. (Растирание ладоней, захватить каждый пальчику основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги.)
Затем руки я помою. («Моют» руки.)
Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою и тепло поберегу. (Пальцы в замок.)
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики. (Расцепить пальцы и перебирать ими.)
В положении сидя поглаживание и растирание голени, бедра.
Трем рукой-мочалкой - вверх-вниз, вверх-вниз - пятки и носочки.
Вверх-вниз, вверх-вниз - ножку до колена -
Вверх-вниз, вверх-вниз - мы помоем чистенько.
Вверх-вниз, вверх-вниз - а бедро разотрем.
Вверх-вниз, вверх-вниз - и гулять пойдем. Вверх-вниз, вверх-вниз.
Родители делают массаж стопы своему ребенку.
Пальчики на ножках как на ладошках. Вместе я их соберу и шагать начну. (Поглаживание пальцев ног.)
Каждый пальчик разотру, каждый пальчик покручу. (Растирание каждого пальчика стопы.)
Разведу вперед, назад и сожму руками. (Руками тянуть пальцы от себя, на себя.)
Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные! Здравствуйте, пальчики! Игрушки заводные!
Пятая станция «Джунгли»
Подвижная игра «Ловля обезьян» (под песню Чунга-Чанга»)
Цель. Развитие быстроты, мелкой моторики рук.
Дети, изображающие обезьян, и взрослые, изображающие их родителей, располагаются на одной стороне площадки. На противоположной стороне находится ловец (педагог), который показывает обезьянкам движения, те повторяют их.
- Руки согнуты в локтях и разведены в стороны - сжимание и разжимание пальцев.
- Руки согнуты в локтях перед собой, перекрестное движение рук, сжимание и разжимание пальцев.
- Руки разведены в стороны, наклоны влево (вправо) и поднимание левой (правой) ноги, локоть тянется к колену.
- Руки разведены в стороны, ходьба на полусогнутых ногах вокруг себя.
- Ходьба на прямых руках и ногах, опираясь на пальцы рук и пальцы ног.
По сигналу «Ловец!» обезьяны бегут к своим местам (к родителям). Тех, кто не успел убежать, ловец уводит к себе.
Шестая станция «Игровая»
Цель. Научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
Оборудование. Большой носовой платок, мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов).
Взрослый располагается напротив ребенка и боком к центру круга. Все участники сидят по-турецки.
1. Упражнения для профилактики плоскостопия.
- «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, выдвижение стопы вперед, выпрямление коленей.
- «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.
- «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.
- «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.
- Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.
- Игра с носовым платком: собрать его ногами, сложить - «уголок к уголку».
Ведущий. Вы имели возможность убедиться: пальцы рук и ног могут играть, изображать животных, показывать театр; они любят соревнования, массаж. Играть с пальцами рук и ног вы можете с родителями, друзьями и дома, и в гостях, и па улице, и в транспорте... Исходные положения для этих упражнений можно выбирать разные: стоя, сидя на стуле, на полу в «позе факира».
В конце встречи родителям и детям предлагают пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова. Каждому родителю и ребенку вручается буклет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Игра в жизни детей»
Цель:Дать родителям педагогические знания в области игровой деятельности детей, показать, как можно играть с детьми, включая своих родственников и знакомых.Закрепить игровое правило – соблюдать очеред...
Конспект семинара-практикума с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Права ребенка»
Цель:1. Дать родителям педагогические знания в области защиты прав детей, познакомить с содержанием отдельных статей основных законов: «Семейный кодекс РФ», «Конвенция ООН о пр...
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:раскрыть понятие мелкой моторики; раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи де...
Семинар-практикум для родителей и детей старших возрастных групп на тему: "Растим детей стройными, здоровыми, красивыми вместе"
Предлагаемый материал может быть использован инструкторами по физической культуре и воспитателями. Тема: "Осанка человека. Виды и причины нарушений осанки и их профилактика"....
Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»
Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....
Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...