Семинар-практикум для родителей и детей старших возрастных групп на тему: "Растим детей стройными, здоровыми, красивыми вместе"
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Предлагаемый материал может быть использован инструкторами по физической культуре и воспитателями. Тема: "Осанка человека. Виды и причины нарушений осанки и их профилактика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_seminara-praktikuma_dlya_roditeley_osanka_cheloveka_-_fasad_dushi.docx | 273.19 КБ |
profilaktika_no_prezentatsiya_k_seminaru.rar | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
«Осанка человека – фасад души»
В ноябре родители подготовительной группы компенсирующей направленности приняли участие в семинаре-практикуме на тему: «Растим детей стройными, красивыми, здоровыми вместе». Девизом его стали замечательные слова Б. Грасиана: «Осанка человека – фасад души». Предлагаемый материал можно использовать как одну из форм работы с семьей, направленной на оздоровление и физическое развитие дошкольников. Выступление инструктора было построено в форме диалога с родителями и сопровождалось демонстрацией слайдов. Родители получили информацию о причинах и видах нарушений осанки, их профилактике, имея возможность не только наблюдать за своими детьми в процессе двигательной деятельности, но и ощутить пользу упражнений непосредственно для своего организма.
План проведения семинара-практикума для родителей
Цель: обеспечить преемственность детского сада и семьи в вопросах воспитания здорового ребенка.
Задачи: дать родителям знания о правильной осанке, о причинах и видах ее нарушений, вооружить их знаниями и практическими умениями для организации профилактических мероприятий; привлечь родителей к непосредственному участию в работе семинара, вызвать у них интерес к обсуждаемой теме и способствовать осознанию ими ее важности; подвести к пониманию необходимости комплексного решения данной проблемы совместными усилиями ДО и семьи.
- Теоретическая часть.
Презентация «Нарушение осанки и ее профилактика»:
- слайд-фильм с комментариями ИФК + диалог с родителями;
- видео /2-хминутный фрагмент физкультурного занятия с детьми этой группы с включением упражнений с мешочком для профилактики нарушений осанки/.
- Практическая часть.
- «Делайте, как мы! Делайте вместе с нами!» Дети + родители: дети поочередно демонстрируют родителям упражнения с мешочком, последние выполняют их по показу /фронтально и поточно. Пособия: мешочки по количеству родителей + один для ребенка; скамейки гимнастические (2), веревки (2)/.
Упражнения с мешочком:
- и.п. – о.с., мешочек на голове: руки вперед – вверх – в стороны – вниз;
- ходьба с мешочком на голове в колонне, направляющий – ребенок;
- то же – спиной вперед, боком;
- кружение с мешочком на голове в одну и в другую сторону;
- приседание, удерживая мешочек на голове, во время приседания менять положение рук;
- удержание мешочка на поднятом колене согнутой ноги (стоя на другой ноге);
- ползание на средних четвереньках с удержанием мешочка на поясничном отделе позвоночника, на голове;
- ходьба с мешочком на голове по гимнастической скамейке, руки в стороны (двумя колоннами по двум скамейкам), спуститься со скамейки, не уронив мешочек;
- ходьба по веревке (прямо и боком).
Дополнительные задания с использованием гимнастической скамейки и мешочка:
- кружение в обе стороны;
- стойка на одной ноге, удерживая на колене другой ноги мешочек (со сменой ноги);
- приседание, руки вперед;
- ползание на средних четвереньках.
- Профилактические игровые упражнения с использованием фитболов и музыкальным сопровождением. Дети выполняют движения в соответствии с текстом каждого музыкального фрагмента (инвентарь: мячи на каждого ребенка; аудиозапись).
- «Часики»: наклоны головы, сидя на мяче;
- «Ножницы»: скрестные движения прямыми руками перед собой, над головой;
- «Топорик» (вдох /руки поднять, пальцы сцеплены в «замок»/ – «ох!» /слегка наклониться, опустив руки вниз/);
- «Гуси»: ходьба в приседе вокруг фитбола, меняя положение рук (на коленях, «крылья» отвести назад, сложить за спиной);
- «Лошадка»: прыжки на мяче, затем ходьба с мячом в руках перед собой, «цокая» языком, высоко поднимая бедро, носок тянуть;
- Упражнение на дыхание с движением рук;
- «Ручками крути, ножками верти»: из и.п. лежа на спине, мяч в руках, вытянутых вверх: поочередно то вращать мяч в пальцах рук, то имитировать езду на велосипеде ногами;
- «Пропеллер»: сидя на мяче, кисти к плечам согнутых в локтях рук, выполнять круговые вращения вперед-назад;
- «Вдох и выдох – потянись, не спеша затем прогнись…»: упражнение на дыхание, развитие гибкости и снятие мышечного напряжения (по тексту, сидя на мяче);
- «Косолапый мишка»: ходьба на наружном своде стоп, мяч в руках перед собой, кружение;
- «Мяч большой надувной»: стоя, мяч в прямых руках: руки вверх – вниз, затем подбрасывать и ловить мяч;
- «Шар воздушный надуваем»: дыхательное упражнение, следить за осанкой; в конце упражнения лечь на мяч животом, свободно свесив руки, расслабиться;
- «Открываем рот пошире…»: медленные наклоны головы (вверх, вниз) в сочетании с дыхательным упражнением, сидя на мяче;
- «Кошка»: из и.п. стоя на четвереньках рядом с мячом выполнять упражнения для позвоночника («сердитая», «добрая», «ласковая кошечка»);
- «Пингвинчики»: стоя рядом с мячом, выполнять перекаты с пяток на носки, затем ходьбу между мячами за «вожаком» («пятки вместе, врозь носки», руки – «крылышки»);
- «Волна»: сидя на мяче, сцепить пальцы рук «в замок» перед собой и выполнять волнообразные движения руками разной амплитуды слева направо и справа налево («большая волна и поменьше волна»);
- «Откуда я знаю»: и.п. – то же, руки вниз-в стороны, ладони вперед; поднимание и опускание плеч, затем то же – с поворотами, стопы не сдвигать с места;
- «Кузнечик»: прыжки на мячах врассыпную;
- «Звезда»: сидя на мяче, руки развести в стороны, переступанием медленно кружиться вокруг своей оси в одну и в другую сторону.
- Подвижная игра с детьми: «Короли и королевы».
Цель: закрепление навыка правильной осанки. (Атрибуты: 2 короны.)
- Родителям в «Копилку здоровья»: раздача буклетов по теме, подготовленных ИФК. Приглашение на индивидуальную консультацию.
P.S.: ниже приводится примерный текст выступления инструктора, сопровождающийся демонстрацией слайдов.
– Добрый вечер, уважаемые родители! В прошлом году мы с вами говорили о профилактике плоскостопия. Сегодня продолжим изучать наш опорно-двигательный аппарат и поговорим об осанке, т.к. она тоже имеет большое значение для здоровья, и ее дефекты являются одним из наиболее часто встречающихся отклонений в физическом развитии дошкольников. Их предупреждение – наша общая забота – педагогов, медиков, родителей. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, детский сад оказывает родителям всестороннюю помощь в воспитании и развитии детей, в том числе и физическом. Для обретения крепкого здоровья ребенком необходимо, в первую очередь, потрудиться именно вам, уважаемые родители. Наш детский сад имеет определенные условия и неплохую материальную базу для физического развития детей, но наши усилия направлены только на профилактику и общее оздоровление, т.к. в штате нет специалистов, которые углубленно занимались бы диагностикой и коррекцией.
– Как вы думаете, в каком возрасте заканчивается процесс формирования осанки? (К 20-23 годам, когда прекращается рост скелета.) В этом возрасте окончательно формируются изгибы позвоночника и своды стопы. Дошкольный же возраст – начальный период формирования осанки. Структура костей в раннем возрасте еще не сформирована, вертикальная поза неустойчива, скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей, вследствие этого они легко могут деформироваться. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. А неправильная осанка – это фактор повышенной заболеваемости внутренних органов. Отклонения в осанке не только неэстетичны, но и приводят к ухудшению работы костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы не способствуют углубленному дыханию. Следствие этого – меньшее поступление кислорода к тканям. Правильная же осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках и т.д. и препятствует заражению возбудителями респираторно-вирусных инфекций.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно редко и не являются постоянными. Но мы с вами не должны оставлять без внимания любые ее нарушения. Важно следить за осанкой ребенка, приучать его к постоянному контролю за положением своего тела, воспитывать умение правильно сидеть, стоять, ходить и лежать.
Если ребенок, несмотря на все профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу-ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение несколько десятков раз, чтобы он понял и воспроизвел его точно. Поэтому здесь на помощь придет гимнастика – специальные физические упражнения, способствующие воспитанию навыка правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета. В этом возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и нарушений осанки, исправить их путем укрепления мышц и связок стопы, спины. Наиболее эффективны упражнения из положения лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Такие упражнения хорошо выполнять перед зеркалом.
– Как, по вашему мнению, выглядит человек с правильной осанкой? (Ответы родителей.) Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах – вперед, в грудном и крестцовом – назад; голова и туловище держатся прямо, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты (опущены и слегка отведены назад), грудная клетка слегка выступает вперед.
Лучше всего можно определить осанку, посмотрев на ребенка в профиль – при этом хорошо заметны физиологические изгибы. Чрезмерная или недостаточная величина их ведет к нарушению функций позвоночника и другим неприятным последствиям. Можно, повернув ребенка спиной к себе, с расстояния 2 м сравнить величину и симметричность «треугольников», образованных боковой стороной туловища и внутренней поверхностью рук.
Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.
– Как вы думаете, отчего может нарушиться осанка? (Ответы.) Причин много, еще раз назову основные:
- Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Стол, стулья должны соответствовать росту ребенка. Низкий стол способствует формированию круглой спины, слишком высокий – чрезмерному поднятию плеч вверх.
- Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
- Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
- Неправильная поза при сидении (тело наклонено в сторону или сильно вперед, руки закинуты за спинку стула; сидя, подложив под себя ногу).
- Неправильная поза во время сна: если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком» и пр. Спать нужно на достаточно твердой постели, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужны еще матрац и подушка.
- Ослабленная, плохо развитая мускулатура: нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных детей, поэтому необходимы гимнастические упражнения для укрепления всех мышц.
- Наследственность. Но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, но очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении и письме, рисовании, за компьютером.
- Избыточная масса тела перегружает позвоночник и стопы.
Т.е., можно сделать вывод, что нарушение осанки является следствием нерационального соблюдения режима, условий быта, труда, слабого физического развития. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет).
Не секрет, что в детском саду и дома дети большýю часть времени проводят в статическом положении (сидя за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Некоторые ошибочно полагают, что сидение – это отдых, нет, это – акт статического напряжения, при котором увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, что вызывает их утомление. Поэтому от сидения дети быстро устают и стараются поскорее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем их за неусидчивость, хотя воспитывать ее необходимо.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Исправлять дефекты всегда труднее, чем их предупредить.
Для воспитания навыка правильной осанки полезно выполнять упражнения, стоя у вертикальной плоскости, н.-р, у стены без плинтуса или шкафа. Эффективны упражнения с предметами на голове.
Для развития навыка правильной ходьбы и чувства равновесия нужно учить ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на скамьях, дорожках, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара (бордюр) – великолепное пособие для этого. В младшем возрасте учим ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д. – «кошечка»). Это простое игровое упражнение очень полезно для позвоночника.
Сегодня мы с ребятами покажем вам несколько упражнений, которые помогут сформировать правильную осанку.
Подписи к слайдам:
Воспитание здорового ребенка – забота общая
Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дошкольный возраст – начальный период формирования осанки
Правильная осанка – залог здоровья! Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении – формируется с раннего детства и зависит от гармоничного развития мышц , костной системы, связочно -суставного и нервно-мышечного аппаратов. Правильная осанка — умение сохранить правильное положение тела, при котором создаются максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, внутренних органов.
Признаки п равильной осанки Голова и туловище держатся прямо, г олова слегка приподнята; Лопатки расположены симметрично; Плечи находятся на одном уровне, они несколько опущены и слегка отведены назад; Грудная клетка развернута; Живот подобран, подтянут; Изгибы позвоночника умеренные; Ноги прямые, своды стоп в норме.
Лечебная физкультура (ЛФК)
Нарушение осанки Отклонения от нормальной осанки связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, в результате которых закрепляется неправильное положение тела. При этом навык правильной осанки утрачивается. О неправильной осанке свидетельствует чрезмерная или недостаточная величина естественных изгибов позвоночника. Это влечет за собой нарушение функции позвоночника, внутренних органов и другие неблагоприятные последствия.
Виды и признаки нарушений осанки • Вялая осанка (неустойчивая). Голова опущена, грудь уплотнена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях • Сутуловатость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. • Кифоз. Увеличение глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника. • Лордоз. Чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника. • Сколиоз. Боковое искривление позвоночника, асимметрия плечевого пояса. Внимание! При появлении даже незначительных признаков нарушения осанки у ребенка необходимо обратиться к врачу-ортопеду. Посещать ортопеда начинать лучше сразу после рождения ребенка: в 1, 3 и 6 месяцев. А потом ежегодно. 1. Вялая осанка. 2 . Сутуловатость. 3 . Кифоз . 4 . Лордоз. 5 . Сколиоз
Сколиоз Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости, но и торсией позвонков (перекручиванием их вокруг оси) и вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования.
Причины нарушения осанки: • неправильно подобранная мебель; • заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата; • инфекционные и частые простудные заболевания; • плохо развитая мускулатура; • плоскостопие; • неправильная поза при сидении и во время сна; • привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу; • придерживание ребенка при ходьбе за одну руку; • неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами); • наследственность; • избыточный вес и др.
Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки Физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей; повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость; способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно усложняться.
Профилактика нарушений осанки
Размеры основной мебели для детей в соответствии с ростовыми показателями Группа роста детей ( мм) Группа мебели Высота стола (мм) Высота стула (мм) до 850 00 340 180 Свыше 850 до 1000 0 400 220 1000-1150 1 460 260 1150-1300 2 520 300 1300-1450 3 580 340
Условия для формирования навыка правильной осанки Одно из обязательных условий – соответствие стола и стула росту и пропорциям тела каждого ребенка. Правильно подбираем стул Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обуви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна доходить до нижнего края лопаток . Низкий стул : у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости. Высокий стул : положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, быстро утомляется .
Условия для формирования навыка правильной осанки Постель не должна быть слишком мягкой, подушка — большой. Длина кровати должна превышать рост ребенка на 20—25 см, чтобы он смог свободно вытянуться. Не рекомендуется до трех месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до шести месяцев сажать, до 9—10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за одну руку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Во время сна нельзя допускать, чтобы дети спали всегда на одном и том же боку или свернувшись калачиком. В этом положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник.
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ОПТИМАЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ: физкультурные занятия утренняя гимнастика подвижные игры пальчиковая гимнастика игры на свежем воздухе спортивные праздники развлечения самомассаж гимнастика после сна
ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Упражнения у вертикальной плоскости (у стены ). Встать к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Выполнять различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны поочередно, поднимание на носки, приседания. ВОСПИТАНИЕ ОЩУЩЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ ОСАНКИ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ МНОГОКРАТНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА ( ЛЕЖА , СИДЯ, СТОЯ)
2. Упражнения с предметами на голове (кубиками , мешочками с песком, установленными на темени, ближе ко лбу) способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц: ходьба , (руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны); ходьба на носках, на полусогнутых ногах ; ползание на четвереньках; приседание , не уронив при этом положенный на голову предмет и др. Эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают осознанное отношение к своей осанке.
Общеразвивающие упражнения с предметами (гимнастической палкой, мячом)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....
Консультация для родителей в первой младшей группе На тему: «Растим детей здоровыми»
здоровый образ жизни детей младшего возраста...
Методическая разработка родительского собрания в средней группе на тему: "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными". Форма проведения: "Педагогическая мастерская "Компетентный родитель"
Обеспечить плодотворное взаимодействие родителей с педагогами МБДОУ по вопросам ЗОЖ....
Семинар - практикум для родителей и детей в средней группе по теме:" Активный семейный отдых - залог здоровой и счастливой семьи"
Семинар-практикум для детей и родителей....
Семинар-практикум для родителей и детей старшей группы «Цветные эксперименты»
Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными красителями.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиро...
"Навстречу друг к другу". Семинар-практикум для родителей и детей старшей группы. Образовательная область ФГОС ДО: «Физическое развитие».
Приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни....
Семинар - практикум для родителей и детей старшей группы " У кисточки есть помощники"
Конспект занятия с родителями "У кисточки есть помощники" (нетрадиционные техники рисования)...