Логопед в помощь ортодонту
статья по логопедии
Использование миогимнастики в работе логопеда. Учет особенностей строение зубно-челюстного аппарата при коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_v_pomoshch_orgodontu.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема логопедической коррекции дефектов звукопроизношения у детей , имеющих зубочелюстные аномалии, стоит достаточно остро. Увеличивается количество детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции. Использование только традиционного комплекса артикуляционной гимнастики в данном случае малоэффективно. Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями .Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80% - вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Миогимнастика – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть впрёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Таким образом, в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции целесообразно использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтии в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы и ротовой полости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда идти к логопеду? В помощь родителям.
Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны вовремя обратить внимание на то, как говорит их ребенок. Отклонения в речи препятствуют правильному развитию познавательных процессов,...
Ортодонт советует...
статья...
Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста
В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.Первые успе...
ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ?
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому привлекаются к работе родители и специалисты детского сада. Для успешного исправления речи детей, просто необходима ...
Синдром «кабинетной речи» или почему логопеду НЕОБХОДИМА помощь родителей на этапе автоматизации звука у ребенка?
Часто родители считают, что если ребенок попал к логопеду, то все проблемы решены. Но успех коррекционной работы во многом определяется участием семьи в этом процессе. Родители должны знать, что любой...
Консультация для родителей "Когда обращаться к логопеду за помощью"
Представлена консультация для родителей, где прописаны проблемы, на которые стоит обратить внимание при развитии речи своего ребенка...
Буклет "Логопед советует".Помощь ребенку в автоматизации новых звуков
Буклет для родителей. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его пре...