Логопедия. Логопедическая помощь детям раннего возраста
презентация по коррекционной педагогике

Пономарева Елена Валерьевна

В последние годы определилось особое направление в логопедии -превентивное логопедическое воздействие, отвечающее положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

Первые успехи в решении проблемы ранней помощи детям с ППЦНС связаны с именами ученых К.А.Семеновой, Е.М.Мастюковой. Они в1970 х г.г. разработали торетико -методологические и методические основы ранней коррекционной логопедической помощи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранее вмешательство как средство профилактики вторичных нарушений.

Слайд 2

В последнее время значительно возросло количество жалоб родителей на нарушения звукопроизношения, бедность экспрессивной речи, задержку речевого развития детей в возрасте от 2 до 3 лет . Из этой категории впоследствии выделяются дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи» . Существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевого развития можно выявить в первые годы жизни ребенка :

Слайд 3

1.Современные коррекционные программы ориентированны на детей 4 -5 лет с ОНР. 2.Коррекционная работа направлена на уже имеющиеся речевые нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное воздействие. 3. Существует дефицит мест в специализированных группах для детей 2 -3 лет. 4. Существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с детьми раннего возраста.

Слайд 4

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации. С каждым годом все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. В работах Л. С. Выготского , Н. Г. Морозовой, Р. Е. Левиной, М. С. Певзнер, Н. С. Жуковой, Ю. Ф. Гаркуши указывается необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены такими авторами : Н. М. Аксариной , Г. В. Пантюхиной , К. Л. Печорой, Э. Л. Фрухт , Е. М. Мастюковой , Т. Б. Филичевой, В. П. Балобановой, Е. В. Кирилловой, О. Е. Громовой, Н. Н. Матвеевой, Е. А. Стребелевой , и др.

Слайд 5

Рядом авторов, изучающих детей с ППЦНС и ДЦП, предложены и апробированы новые технологии, обеспечивающие оптимизацию логопедической работы в ранний период жизни детей: 1. Система коррекционно –логопедической работы в доречевой период с детьми, страдающими ППЦНС и ДЦП,-целью коррекционной работы является последовательное развитие доречевых функций, предполагается поэтапный ход коррекционных мероприятий, основанный на принципе кинестетической стимуляции. 2. Использование в условиях санаторно –курортного лечения грязевых аппликаций на круговую мышцу рта и подчелюстную область, применение модулированных синусоидальных токов низкой частоты при коррекции дизартрии.

Слайд 6

6.Способы стимуляции психомоторного развития детей с ППЦНС и ДЦП в процессе психолого –педагогического сопровождения, методические рекомендации для родителей. 3.применение в целях оптимизации логопедической работы аппликатора И.И.Кузнецова. 4.методические рекомендации по использованию искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и и речевых нарушени при ДЦП –показана к применению в логопедической практике(под наблюдением врача) при спастической и гиперкинетической симптоматике у детей с ДЦП. 5. Система оценки основных показателей развития детей 1-го года жизни с патологией ЦНС –позволяет выявить стадию развития ребенка в соответствии с онтогенезом и наиболее отстающие функции для определения пути коррекционного воздействия, отслеживания динамики и оценки эффективности, с которой проходит коррекционная работа.

Слайд 7

7 . комплексный превентивный и корригирующий подход к лечению и профилактике инвалидизирующих поражений ЦНС.(обкалывание сегментарных зон мышц, переферических нервов церебролизином , другими препаратами и биологически активными веществами . 8.Модификация и адаптация методики О.В.Баженовой для диагностического исследования довербального развития детей с ППЦНС в младенческом периоде 9.Вариант логопедического обследования детей 1-года жизни вусловиях дома ребенка;система коррекционного воздействия в младенческий период с данной категорией детей. 10. Сравнительная характеристика психомоторного развития ребенка 1 –года жизни при нормальном и нарушенном развитии

Слайд 8

Основные принципы системы коррекционно –педагогической работы В коррекционно –педагогической работе с детьми, страдающими церебральным параличом, выделяют следующие основные принципы: Ранее начало –начинать следует с первых недель и месяцев жизни, так как нарушенияразвития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности. Поэтапное развитие всех нарушенных функци доречевого периода –учитывается не столько возраст ребенка, сколько уровень доречевого развития, работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохраненных функций, на основе возможности ребенка строится система упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития» Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. При ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, т.е. кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам.

Слайд 9

4.Принципы отечественной дидактики –индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность, принципы используются с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом. 5.Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка. 6.Комплексное медико –педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций, организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка.

Слайд 10

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка Основные направления коррекционно –педагогической работы 1.Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики. 2.Развитие зрительного и слухового восприятия 3.Развитие эмоциональных реакций 4.Развитие движений руки и действий спредметами 5.Формирование подготовительных этапов развития понимания речи.

Слайд 11

На 1 уровне доречевого развития основная задача -стимуляция голосовых реакций.Основные направления: 1.Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. 2.Вокализация выдоха. 3.Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента. 4.Стимуляция голосовых реакций. 5.Развитие зрительной фиксации и прослеживания 6. Выработка слухового сосредоточения.

Слайд 12

На 2 уровне доречевого развитияосновная задача -стимуляция гуления . Основные направления: 1.Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. 2.Увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией. 3. Развитие устойчивой фиксации 4. Формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различно интонируемый голос взрослого. 5.Развитие хватательной функции рук.

Слайд 13

На 3 уровне доречевого развития основная задача –стимуляция интонированного голосового общения и лепета.Основные направления: 1.Нормализациямышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата. 2. Выработка ритмичности дыхания и движений ребенка. 3.Стимуляция лепета. 4. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. 5. Выработка зрительных дифференцировок 6. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания 7.Выработкаакустическойустановки на звуки и голос 8. Формирование подготовительных этапов понимания речи.

Слайд 14

На 4 уровне доречевого развития основная задача –развитие общения с взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов. Основные направления: Нормализация тонуса мышц и мотрики артикуляционного аппарата. Увеличение силы и длительности выдоха. Стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов Развитие манипулятивной функции рук идифференцированных движений пальцев рук. Формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.

Слайд 15

Дыхательные упражнения С детьми 1 уровня доречевого развития целью дыхательных упражнений является увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательные упражнения с детьми 2 уровня также направлены на увеличение объема и силы выдоха с последующей его вокализацией. В этот период проводят пассивную дыхательную гимнастику с целью тренировки глубины и ритмичности дыхания.

Слайд 16

Проводятся следующие приемы расслабления: Лицевая и губная мускулатура –метод разглаживания( от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от линия лба вниз через все лицо к шее, от мочек ушей по щекам к крыльям носа, по верхней губе от угла рта к середине, по нижней губе от угла к середине)

Слайд 17

Язык –проводится после общего расслабления( точечный массаж в области подчелюстной ямки вибрирующим движением указательного пальца по нижней челюстью в теч15 секунд) Легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка Легкое постукивание, поглаживание мышц лба, шеи, губ, языка, движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Губы (поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ, поглаживание верхней и нижней губы к центру, постукивание губ, точечный массаж губ)

Слайд 18

Артикуляционная гимнастика Пассивная гимнастика Цель –стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ(собирают губы в трубочку, растягивают в улыбку, поднимают верхнюю губу, опускают нижнюю, собирание верхней и нижней губы в хоботок) Активная гимнастика

Слайд 19

Стимуляцияэмоционального общения Стимуляция голосовых реакций и речевой активности. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительно –моторной координации

Слайд 20

В нашем детском саду организован клуб « Речецветик », его цель: профилактика речевых нарушений и первичная психолого –педагогическая и логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями в возрасте до 4 – х лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в системе комплексной помощи детям раннего возраста

Необходимым условием адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского ...

Проблема оказания логопедической помощи детям раннего возраста

Статистические данные свидетельствуют о серьёзных нарушениях в психоэмоциональном здоровье современных детей.Почему в России с каждым годом увеличивается число детей с нарушениями речи?...

Проект "Оказание коррекционной помощи детям раннего возраста (в том числе детям с ОВЗ) методом кинезиологии"

Традиционные методы психолого – педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчиво-го положительного результата, так как не устраняют первопричины нарушений. В отличие от них, метод ки...

Логопедическая помощь детям раннего возраста

Раннее детство — возраст от рождения до 3-х лет — особый период развития. Этот период характеризуется максимально бы­стрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Это ключевой этап в...

Статья "АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

АннотацияВ статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирован...

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

АннотацияВ статье представлен опыт работы с неговорящими детьми раннего возраста. Основной целью работы педагогов является развитие коммуникативно-речевой деятельности, эмоциональной сферы, формирован...

Комплексная помощь детям раннего возраста с нарушениями в речевом развитии: диагностика, программа раннего вмешательства

Основной формой воздействия на маленького ребёнка являются организованные игры, ведущая роль в которых принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала ...