Открытое занятия для детей старшей компенсирующей группы с использованием ИКТ «Путешествие в подводное царство
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Супротивная Елена Алексеевна

- Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.

- Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».

- Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).

- Способствовать развитию познавательной активности.

- Развивать пространственно-зрительную ориентировку.

- Развивать речевое дыхание.

- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

- Повышение активности, интереса к занятиям.

- Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятия для детей старшей компенсирующей группы с использованием ИКТ

«Путешествие в подводное царство».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, морских обитателях.

- Активизировать словарь детей по теме «Морские обитатели».

- Развивать связную речь (формировать умение логически правильно выстраивать свой ответ).

Коррекционно-развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности.

- Развивать пространственно-зрительную ориентировку.

- Развивать речевое дыхание.

- Совершенствовать развитие общей и мелкой моторики, умение согласовывать речь с движением.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- Повышение активности, интереса к занятиям.

- Способствовать воспитанию чувства любви к природе и развитию познавательного интереса к животному миру.

Методическое обеспечение: Презентация к занятию, выполненная впрограмме PowerPoint, стакан с водой и трубочка на каждого ребенка, аудиозаписи «звук дельфина», видеозапись «подводное царство», магнитная доска, маркеры, крем, витамины, пирожное, йод, мармелад, салат «Морская капуста», сундук, 3 замка, 3 ключа, шоколадные монетки.

Ход НОД:

Дети входят в группу.

Организационно-мотивационный этап:
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте дружно их поприветствуем. 
Дети здороваются с гостями.

Упражнение «Доброе животное»

(Слайд) Логопед: Ребята у каждого морского животного есть сердце, предлагаю вам изобразить как оно бьется. (Дети берутся за руки, становятся в круг и на один шаг вперед, на два шаг назад).
Логопед: Сегодня у нас необычное занятие, я хочу вас пригласить в путешествие в подводный мир. Вы хотели бы там побывать? 
Дети: Да! 
Логопед: А как вы думаете, что может помочь нам там оказаться? 
Ответы детей: подводная лодка, корабль, батискаф. 

(Слайд) Логопед: Я предлагаю вам это сделать на батискафе. Вот он ждет нас на морских волнах. Но прежде чем мы с вами начнем погружаться, приглашаю вас подойти к столу, взять стаканы с трубочкой и сделать упражнение на воспитание длительного выдоха «Морская буря».

Упражнение «Морская буря» Дети дуют в трубочку не надувая щек.

На счет «три» мы начнем погружение, я приглашаю вас подойти ко мне. Возьмите каждый в руки стакан с трубочкой и подуйте, не надувая щек.  Вот такой звук издает батискаф, опускаясь в воду. Занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).Вот мы с вами и оказались в подводном мире, давайте внимательно посмотрим. (Видео ролик «Подводное царство»)

(Слайд) Логопед: Ребята я хочу рассказать вам о самых распространённых  обитателях нашего Азовского моря. Но для на чала сделаем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Пять рыбок»(Слайд)

Раз, два, три, четыре, пять

Пять маленьких рыбок играли в воде,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Судак к нам приплыл!

Плывите скорее, чтоб не проглотил»

Считаем

Ладони вместе, вертеть

Руки полочкой

Ладони вместе, пальцы расставить, и на каждый счет прикасаться пальцами друг к дружке

Изобразить как рыбка плывет

(Слайд)«Судак»  – хищная рыба. Цвет судака, как правило, серо – зеленый, брюхо бело-серое. Судак хищник, отличительной особенностью данного вида являются достаточно крупные зубы на верхних и нижних челюстях. Питается судакмелкой рыбой, лягушкамии раками. 

(Слайд)«Тарань» - одна из любимых и доступных рыб на Азовском море. Ее вес может превышать 1,5 кг, а длина тела достигает 50 см. Серебристо-белая чешуя тарани мельче. Темная спинка с зеленым или голубым отливом плавно светлеет к бокам и брюшку, приобретая серебристый цвет. Тарань предпочитает жить стаями. На нерест передвигаться из моря в реку в большой компании. Летом и осенью она кормится здоровой морской пищей водорослями и малюсками.

(Слайд)«Бычок» - имеет чешуйчатое, продолговатое тело, которое сжато в задней части. Размеры достигают 400 мм. Размер самого маленького бычка составляет 25 мм. Голова довольно большая и широкая.Глаза находятся на близком расстоянии друг от друга.У этой рыбы есть 2 спинных плавника. В нижней части рыбы имеется присоска, которая помогает рыбе прикрепляться к камням и удерживаться там во время сильного шторма.Продолжительность жизни достигает 5 лет. В рацион рыбы входят различные ракообразные, моллюски, черви.

(Слайд)«Пеленгас» - отличается удлиненной формой тела, на котором имеется крупная чешуя. В рацион входит мелкие донные обитатели. Пропуская через жабры грязную воду, они производят своеобразную фильтрацию.

(Слайд)«Дельфины» –обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. Дельфины живут в стаях.Им необходим воздух — они дышат легкими, а не жабрами.Они живут под водой, но дышат воздухом, используют для дыхания специальное отверстие вверху головыДельфины считаются самыми умными животными, они даже умеют общаться друг с другом, используя в разговоре различные звуки: щелканье, свист, лай, хрюканье, щебетание, тявканье.(Включить аудиозапись)  Кроме этого, дельфинам присущи и самые обычные эмоции: например,  печаль, радость. Дельфины – единственные животные, обладающие чувством юмора. Несмотря на добрый веселый нрав, общительность и дружелюбие,  дельфины вовсе не безобидны – ведь они – хищники, питающиеся рыбой, моллюсками и мелкими морскими животными.

Дид/игра «Сосчитай – ка» (согласование существительного с числительным)Дети считают морских обитателей:

(Слайд)1 судак, 2 судака, 3 судака, 4 судака, 5 судаков;

(Слайд)1тарань,2 тарани, 3 тарани, 4 тарани, 5 тараней;

(Слайд)1 бычок, 2 бычка, 3 бычка, 4 бычка, 5 бычков;

(Слайд)1 пеленгас, 2 пеленгаса, 3 пеленгаса, 4 пеленгаса, 5 пеленгасов;

(Слайд)1 дельфин, 2 дельфина, 3 дельфина, 4 дельфина, 5 дельфинов.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Теперь я вам предлагаю перейти к следующему заданию на звуковой анализ «Разукрасим рыбку».
А помогут нам в этом ракушки: нужно будет выбрать ракушку, назвать слово, нарисованное на ней и определить первый звук в этом слове. А потом надо будет подобрать тот цвет, который начинается на этот же звук. 
Упражнение на звуковой анализ «Разукрасим рыбку»

Дети по одному выходят к доске и выполняют задание. Например: кораллы- первый звук К - цвет: красный. Каждый ребенок раскрашивает только часть рыбы: плавник, хвост, часть туловища. 
Логопед: Молодцы, это было трудное задание! Ребята ведь это «Судак – чудак», выходите мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Удивительный судак».

«Физминутка»

Жил да был один Судак –

Удивительный чудак:

Жил не в море, жил не в речке

Жил у бабушки на печке!

(Слайд)

Не успев туда вселиться,

Начал он, чудак хвалиться:

- До чего мне повезло!

Тут и сухо и тепло!

Эй вы, щуки-судаки!

Вылезайте из воды!

Море – это не квартира,

Там и холодно и сыро!

Не ходите, рыбы, в море –

В море вы хлебнете горя,

А у бабки на печи –

И блины и калачи!

(Слайд)

Затопила бабка печь –

Калачей-блинов испечь.

И зажарился Судак…

(Слайд)

А ведь мог бы жить,

Чудак!

Руки на пояс, полуприсед на каждое слово

Удивиться руки в стороны, поднять плечи

Две волны руками

Платочек бабушки

Изобразить квадрат руками

Развести руки в стороны

Помахать

Складывание рук на груди, согнутых в локтях

Позвать руками

Показать квадрат

Потереть плечи, изображая холод

Грозит пальцем

Руки к голове, покачать, изображая горе

Платочек бабушки

Руки вперед, ладонями вверх

Рубим дрова, ноги на ширине плеч, взмахи руками

Ладони к верху

Ладошки вместе, вертеть

Удивление

(Слайд)Дид /игра «Родственные слова» (образование родственных слов от слова «рыба»).Рыба, рыбак, рыбалка, рыбище, рыбный суп.

Значение водорослей

(Слайд)Логопед: Ребята посмотрите на доску, что вы видите?

Дети: Водоросли.

Логопед: А теперь пойдите пожалуйста к столу (на столе стоят: пирожное, йод, салат «Морская капуста», крем, мармелад, витамины) посмотрите что вы видите на столе? Как вы думаете какое отношение имеют водоросли к тому, что стоит на столе?

Дети: Из водорослей делают …и перечисляют, крем, пирожное и т. д.

(Слайд) Логопед: Правильно, но только не из водорослей делают, а используют полезные вещества водорослей и добавляют их в пищевые продукты, при изготовлении витаминов, удобрений и т. д.

Упражнение «Раздели слова на слоги» (рыба, песок, море)
Логопед: Ребята, посмотрите-ка, что я нашла - сундук. Как вы думаете, что там может быть? 
Ответы детей: сокровища, драгоценности, монеты. 
Логопед: Давайте откроем его и проверим, что же там! 
Дети: Да! 
Логопед: Но посмотрите, он заперт, кажется на нем замок с шифром, но тут есть ключи с подсказками! Чтобы подобрать код, нужно разделить слова на ключах на слоги и тогда мы узнаем шифр. 
Дети получают по ключу, называют слова и делят их на слоги, на замке выставляется получившийся шифр и сундук открывается. В сундуке награда - шоколадные монетки. 
Логопед: Какие вы молодцы! Вы смогли открыть сундук с сокровищами и теперь он достаётся вам. Не забудьте, какими должны быть хорошие друзья и разделите сокровища со своими друзьями в группе. Теперь я хочу спросить у вас, что нового и необычного вы узнали?

Ответы детей.
Дети прощаются с гостями и покидают группу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «МОЯ СЕМЬЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ, ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием УМК " Путешествие по столице Татарстана"

Занятие знакомит детей с историей столицы Татарстана  городом Казань. На занятии дети учат слова на татарском и русском языках....

Конспект ООД для детей старшей (подготовительной) группы с использованием ИКТ «Путешествие по Республики Коми»

Цель: воспитывать у детей патриотические чувства и любовь к родному краюЗадачи:1.     Расширять знания детей о геральдике и символике Республики Коми,2.     Вос...

Авторский конспект открытого занятия для детей старшей логопедической группы

Данный конспект составлен для проведения открытого итогового занятия с детьми, обучающимися в логопедической группе....

Открытое занятие для детей старшей-подготовительной группы по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам»

Цель: создание радостного настроения, доброжелательной обстановки для дальнейшего общения.Задачи:- вспомнить с детьми героев знакомых сказок;- способствовать развитию связной диалогической речи;-разви...

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест - технологии «Осенний марафон»

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием квест - технологии. Занятие было проведено на прогулке...

Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик»

Открытое занятие для детей рзновозрастной группы ( 4- 6 лет)  с использованием кейс - технологии «Волшебный чемоданчик» по безопасности дорожного движения....