Конспект НОД в средней группе для детей с нарушениями речи "Дифферициация звуков А-У"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Уточнение правильного произношения звуков А, У; закрепление умения различать эти звуки на слух в ряду других гласных звуков; в начале слова; учить дифферинцировать звуки А-У.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_o_n_s_p_e_k_t.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 6 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ А - У»
Составитель: учитель-логопед
Кускова Мария Николаевна
Г. Пушкин
2019 г.
Цель: уточнение правильного произношения звуков А, У; закрепление умения различать эти звуки на слух в ряду других гласных звуков; в начале слова; учить дифференцировать звуки А – У.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнение и закрепление понятия «гласные» звуки. Упражнять в анализе и синтезе слияний гласных.
- Закреплять усвоение умения выделять заданный звук на фоне других звуков.
- Учить определять позицию звуков А, У в слове (начало слова).
- Формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слияний АУ и УА.
Коррекционно – развивающие:
- Развитие диалогической речи.
- Развитие слухового и фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
- Формирование навыков дифференциации гласных звуков.
- Формирование навыка порядкового счета до пяти.
- Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания.
- Развитие навыков мимической, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Педагогические технологии, используемые в ходе НОД:
- игровые технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Материал и оборудование: предметные картинки со звуками [а], [у] в начальной позиции, символы гласных звуков [а] и [у], две куклы, листочки с индивидуальными заданиями на определение начального звука в слове по количеству детей, контейнеры с простыми и цветными карандашами.
Ход НОД:
- Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает взять по одной картинке.
Логопед: Ребята! К нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь пожалуйста с ними. Пройдите к своим стульчикам. Встаньте прямо. Сядет тот, кто правильно назовет предмет на своей карточке и определит первый звук в
-1-
этом слове.
1-й р: Аист. Звук А. (Садится).
2-й р: Утка. Звук У. (Садится).
3-й: Индюк. Звук И. (Садится).
4-й: Ослик. Звук О. (Садится).
5-й: Ива. Звук И. (Садится).
6-й: Утенок. Звук У. (Садится).
Л: Вы правильно назвали предметы на картинках и определили первый звук в слове. Молодцы!
- Самомассаж лица.
Л: Сейчас мы с вами выполним массаж лица. Сядьте ровно, ноги стоят на полу, спина опирается на спинку стула. Приготовили руки:
РУЧКИ РАСТИРАЕМ (потирание ладоней) И РАЗОГРЕВАЕМ (хлопки),
И ЛИЦО ТЕПЛОМ СВОИМ МЫ УМЫВАЕМ (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
ГРАБЕЛЬКИ СГРЕБАЮТ ВСЕ ПЛОХИЕ МЫСЛИ (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
УШКИ РАСТИРАЕМ ВВЕРХ И ВНИЗ МЫ БЫСТРО (растирание ушных раковин по краю сверху вниз и снизу вверх).
ИХ ВПЕРЕД СГИБАЕМ (нагибание ушных раковин кпереди),
ТЯНЕМ ВНИЗ ЗА МОЧКИ (оттягивание вниз за мочки),
А ПОТОМ УХОДИМ ПАЛЬЦАМИ НА ЩЕЧКИ (пальцы перебегают на щеки).
ЩЕЧКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ НАДУВАЛИСЬ (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями).
ГУБКИ РАЗМИНАЕМ, ЧТОБЫ УЛЫБАЛИСЬ (большой и указательный пальцы разминают верхнюю и нижнюю губу).
КАК УТЯТА К УТКЕ КЛЮВИКИ ПОТЯНЕМ (вытягивание обеих губ вперед),
УГОЛКАМИ ГУБ МЫ ЩЕЧКИ ПОДНИМАЕМ (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта),
А ПОТОМ ОТ НОСА МЫ К ГУБАМ СТЕКАЕМ (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам).
ГУБКИ ПОЖУЕМ МЫ, ШАРИКИ НАДУЕМ (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И ГУБАМИ ВПРАВО – ВЛЕВО ПОТАНЦУЕМ (движение губами влево и вправо).
ТЯНЕМ ПОДБОРОДОК И ЕГО ЩИПАЕМ (разминание подбородка с
оттягиванием его вниз; пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам),
- 2 -
А ПОТОМ ПО ШЕЙКЕ РУЧКАМИ СТЕКАЕМ (поглаживание шеи всей ладонью от
нижней челюсти к ключицам).
Дети вместе с логопедом выполняют самомассаж лица.
Л: Молодцы! Теперь мы готовы играть дальше.
- Игра «Подними сигнал».
Л: Сейчас я буду произносить разные звуки, а вы будете внимательно слушать и поднимать красный кружок, если услышите звук [а].
Слушайте: а, и, у, о, у, а, ы, у, э, а, у.
Дети действуют по инструкции.
Л: Молодцы, вы справились с заданием.
Л: Ребята, давайте вспомним, что мы можем сказать о звуке [а]? Что можно делать с этим звуком?
Дети: его можно петь.
Л: Верно. А как мы называем такие звуки, которые можно петь?
Дети: Гласные звуки.
Л: Каким цветом мы их обозначаем?
Дети: красным цветом.
Л: Совершенно верно. А какие еще звуки мы можем спеть?
1-й ребенок: звук [и],
2-й ребенок: звук [у],
3-й ребенок: звук [о].
- Игра «Назови звуки».
Л: Давайте с вами вспомним, как плачет малыш?
Р: Уа – Уа!
Л: Правильно. УА (логопед произносит еще раз утрированно). Сколько звуков вы услышали?
Р: Два.
Л: Верно. Какой звук первый?
Р: Звук [у].
Л: Какой звук второй?
Р: Звук [а].
Л: Давайте произнесем еще раз вместе: УА (демонстрируются опорные картинки символов звуков [у], [а]).
А если мы поменяем местами эти звуки: звук [а] станет первым, а звук [у] – вторым (меняет символы местами), что у нас получится?
Р: Ау!
Л: Правильно! Давайте вспомним, когда так кричат?
Р: Так кричат, когда кто-то заблудился в лесу.
Л: Верно! Вы большие молодцы! Давайте немного похлопаем сами себе.
- 3 -
- Игра «Подари картинки Ане и Уле».
Л: Сегодня к нам в гости пришли куклы Аня и Уля. Посмотрите на них, какие они красивые.
Как вы думаете, какой любимый звук у куклы Ани?
Ребенок: звук [а].
Л: Правильно. А как ты догадался?
Ребенок: В имени Аня [а] – первый звук.
Л: Верно. Ребята, а какой же тогда любимый звук у Оли?
Ребенок: Звук [о], потому что в ее имени он стоит первым.
Л: Вы рассуждаете правильно. Давайте поиграем с куклами и подарим им картинки с их любимыми звуком.
На какой звук мы подарим картинки кукле Ане?
Ребенок: на звук [а].
Л: На какой звук мы подарим картинки кукле Уле?
Ребенок: на звук [у].
Логопед раздает детям картинки: Аня (девочка), антенна, Айболит, улитка, утюг, ухо.
Дети называют каждый свою картинку и «отдают» их куклам.
Л: Дети, вы умницы! Вы правильно подарили картинки, и куклы говорят вам «спасибо».
А сейчас немного отдохнем.
- Физкультминутка.
Л: Встаньте ровно, потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь.
Голова назад, вперед,
А потом - наоборот.
Вверх подпрыгнем,
Вниз присядем,
А теперь на место сядем.
Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.
Л: А теперь поиграем с пальчиками:
ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ (пальцы левой руки соединяются с пальцами правой руки, начиная с большого на обеих руках),
НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ (пальцы соединяются с мизинца к большому на обеих руках).
ПАЛЬЧИКИ СОЕДИНЯЮ (соединяются большой и указательный, большой и
средний и т.д. одновременно на двух руках),
И КОЛЕЧКО ПОЛУЧАЮ.
- 4 -
Дети выполняют упражнения вместе с логопедом.
- Игра «Раскрась картинку».
Л: Отлично! Сядьте ровно и внимательно послушайте: куклы хотят с вами поиграть – они приготовили для каждого из вас красивые картинки.
Аня хочет, чтобы вы раскрасили предмет на звук [а], а Уля – на звук [у].
Посмотрите на свои листочки: нужно раскрасить картинку на тот звук, символ которого у вас раскрашен.
- Витя, какую картинку ты будешь раскрашивать?
Ребенок: арбуз.
Л: Правильно. А ты, Василина?
Ребенок: утку.
Л: Приступайте к работе, старайтесь соблюдать границы рисунка.
Дети выполняют задание и «дарят» свои рисунки соответствующим куклам.
- Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Л: С какими звуками мы сегодня играли?
Дети: Мы играли со звуками [а] и [у].
Л: Что самое главное мы должны помнить об этих звуках?
Р: Что это гласные звуки.
Л: Какая игра понравилась больше всего?
Ребята, вы выполнили интересные задания, поиграли с куклами. Куклам очень понравилось с вами играть, и они будут ждать новой встречи. А сейчас попрощайтесь с нашими гостями и спокойным шагом идите в игровую.
- 5 –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»
цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в средней группе для детей с нарушением зрения на тему "Путешествие в магазин игрушек"
Интеграция образовательных областей: Социализация; Коммуникация; Физическая культура....
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации в средней группе для детей с нарушением зрения. Тема: « Ориентировка в пространстве и на плоскости»
Ориентировка в пространстве и на плоскости. Цель: Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов относительно себя. Задачи:Воспитывать наблюдательнос...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по зрительному восприятию на тему: «Круг, овал» В средней группе для детей с нарушением зрения
Целью данного материала является закрепление представлений о круге и овале у детей с нарушением зреня...
Конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе для детей с нарушением зрения.
Представлен конспект занятия по развитию восприятия сюжетного изображения в средней группе детского сада для детей с амблиопией и косоглазием....
Конспект занятия в средней группе для детей с нарушением зрения тема: "Транспорт"
Развитие пространственной ориентировке....
Конспект занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения «Зимняя одежда»
Конспект занятия в средней группе для детей с нарушениями зрения «Зимняя одежда»...