Организация речевого общения дошкольников (сообщение из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа)
Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация речевого общения дошкольников | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»
Организация речевого общения дошкольников
(сообщение из опыта работы)
Подготовил:
Учитель-логопед : Бодюл Т.А.
г.Губкин
2019
Развитие речи детей является одной из важнейших задач коррекционной работы. Недостатки речи у детей с ТНР проявляются в бедности словаря, неправильном построении фразы, недоразвития связной речи. Важнейшее место в общей картине недоразвития речи у детей с ТНР занимает несформированность речевого общения. Коммуникативная функция речи служит основой для становления других её функций. В своей работе для обеспечения мотивационно- потребностного плана на занятиях по развитию речи моделируются ситуации общения: ребёнок ставится в условия, которые побуждают его что-то сказать, спросить, сообщить о чём-то, обращаясь к определённому лицу – взрослому или ребёнку. Каждое обращение имеет конкретную практическую цель (совместно выполнить какое-то действие; просто сообщить что-либо приятное другу).
Первое условие, которое соблюдается на всех занятиях по развитию общения, - это наличие собеседника, кому непосредственно направлена речь. Второе условие – это обеспечение результативности речи т.е. того, чтобы в результате обращения просьбы осуществлялось желаемое: начиналась игра, оказывалась нужная услуга и т.д. Выполнение этих условий создаёт основу для активизации речи каждого ребёнка. Дети используют в основном формы 1-го и 2-го лица единственного числа с личными местоимениями я и ты. Специальное внимание уделяется тому, чтобы научить детей задавать вопросы. На начальных этапах используются действия с реальными предметами. Одновременно дети учатся правильно отвечать, строя фразы- сообщения. Для упражнения детей в построении вопросов и ответов применяются такие игровые приёмы, как имитация действий с вооброжаемыми предметами. Имитируя действия идёт обращение ко всей группе детей или к одному из них., предлагается отгадать, что именно он делает. Затем определённые действия имитирует кто-либо из детей (о чём педагог с ним заранее договаривается), а остальные наблюдают и пытаются объяснить их смысл.
Для того, чтобы речь детей строилась на интересном для них материале, вначале используются игрушки. Затем включаются картинки, отражающие детский игровой, бытовой и трудовой опыт. Все персонажи называются именами детей, входящих в группу. Среди своих товарищей на картинке ребёнок находит также и себя(«Это я»). Он рассказывает о себе, о своих друзьях, говорит от своего имени и от имени товарища, используя при этом личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в сочетании с соответствующими формами глагола.
Для обучения детей диалогической речи проводятся занятия по темам: «Наши занятия в детском саду», «У кого картинка про меня?», «Что я делаю?» и т.д. Большой эффект имеет комментированное рисование. Это новый вид работы. Сущнось его в следующем. На глазах у детей создаются контурные изображения, содержание которых отражает конкретные события, игры, занятия детей в детском саду, т.е. их собственный опыт. В ходе этого вида работы дети обучаются различным видам коммуникативных высказываний(вопросы, побуждения, сообщения); учатся узнавать себя в рисунке и рассказывать о себе, добиваясь полного оформления фразы и повторения её детьми в трёх лицах (я- ты- он). Применяя комментированное рисование проводятся занятия на темы: «Наша прогулка», «Мы играем в «магазин», «Праздник ёлки» и др.
Существенные изменения внесённые в построение занятий улучшило речевую активность детей они стали более общительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...
Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....
Сообщение из опыта работы на тему: “Играя с детьми, совершенствуем навыки общения”.
Слово «играть» применительно к ребёнку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребёнок говорит: «Я хочу с тобой играть! Или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности...
Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...
«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....
«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .
Особенности развития математических представлений у младших дошкольников....
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...