"Адаптированная рабочая программа для детей 4 – 5 лет с общим нарушением речи первого уровня и с задержкой психоречевого развития"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу.В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Цель: Ранняя коррекция речевого и психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в условиях ДОУ общеразвивающей направленности и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Задачи коррекционного обучения:
- Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
- Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста;
- Формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- Взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного психического развития детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
адаптированная рабочая программа | 79.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Принято на заседании педагогического Совета №1 от 29.08.2019 года | Утверждаю Заведующий МБДОУ Тацинского детского сада «Колокольчик» ____________ И.М. Храмкова . |
Адаптированная рабочая программа
в рамках коррекционно – развивающей работы по реализации программы «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» авторы С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М. Капустина, И.Н. Волкова для детей 4 – 5 лет с общим недоразвитием речи первого уровня и задержкой психического развития
на 2019-2020 год
составитель:
учитель – логопед высшей квалификационной категории
Бабакова Т.Г.
станица Тацинская
2019 год
Содержание
№п/п | Название | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка. Цель | 3 |
1.2 | Задачи | 3 |
1.3 | Принципы | 3 |
1.4. | Нормативно-правовая база | 4 |
1.5. | Возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР | 4 |
1.6 | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
II | Содержательный раздел | 7 |
2.1 | Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию познавательных способностей детей с диагнозом ЗПР 4-5 лет. | 7 |
2.2 | Учебно – тематическое планирование работы с детьми 4- 5 лет с ЗПР | 11 |
2.3 | Особенности сотрудничества с семьями воспитанников (план взаимодействия с родителями). | 16 |
III | Организационный раздел | 17 |
3.1. | Формы организации коррекционной работы | 17 |
3.2 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 18 |
3.3. | Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение) | 19 |
- Целевой раздел
- Пояснительная записка:
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу.В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.
Цель: Ранняя коррекция речевого и психического развития детей с ЗПР с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в условиях ДОУ общеразвивающей направленности и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.
1.2. Задачи коррекционного обучения:
- Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников;
- Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста;
- Формировать у ребенка представления о самом себе и элементарных навыках для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе; умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- Взаимодействовать с семьями воспитанников для обеспечения полноценного психического развития детей с ОВЗ.
1.3. Принципы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
- Единство диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
1.4.Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
- Уставом ДОУ
Срок реализации Программы – 1 год.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 4- 5 лет с задержкой психического развития
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.
Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.
- низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
- отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
- выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
- нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
- снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной функцией.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы
Речевое развитие.
Называет основные гигиенические процедуры (мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, есть ложкой, вытирать рот салфеткой и т. п.).
Обсуждает со взрослыми и детьми значение гигиенических процедур для здорового образа жизни (надо есть чистыми руками, чтобы микробы не попали в рот и не заболел живот и т. д.).
Отвечает на вопросы репродуктивного характера, задаваемые взрослым. Начинает задавать вопросы сам в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это? как его зовут? и т. п.). Инициатива в общении преимущественно принадлежит взрослому.
Взаимодействует с детьми при объединении в пары в играх с одним предметом; обращается к другу по имени, здоровается, прощается.
Практическое овладение нормами речи. Формирование словаря.
Называет части тела человека (рука, нога, голова, нос, глаза и т. д.) и части тела животных (лапа, хвост, уши и т. д.), выполняет инструкции (найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой), понимает прилагательные (дай большой мяч, дай маленький мяч), местоимения (я, ты, мой, твой, такой).Употребляет прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький); умеет использовать в активной речи притяжательные местоимения (мой, твоя), числительные (один, два); понимает в импрессивнойречи указания, обозначающие пространственные характеристики (поставь на стол, положи в ящик, посмотри вверх, посмотри вниз).
Звукопроизношение.
Правильно и четко произносит звуки: [а], [у], [и], [о], [э], [м], [б], [п], [в], [ф],(свистящие, шипящие звуки)
Грамматический строй речи.
Понимает согласование в роде прилагательных с именем существительным, значения приставок некоторых глаголов.
Связная речь.
Понимает и выполняет двухступенчатые инструкции; употребляет словосочетания прилагательного с существительным, двусоставные нераспространенные предложения (существительное + глагол), двусоставные простые предложения; умеет задавать и отвечать на вопросы; воспроизводит по подражанию простые предложения.
Испытывает потребность в сотрудничестве со взрослым.
Реагирует на обращение не только действием, но и доступными речевыми средствами. Использует предметно-деловые средства общения в наглядно представленной ситуации (отвечает на вопросы взрослого и комментирует действия в процессе обыгрывания игрушки, выполнения режимных моментов, в совместной со взрослым игре). Предпочитает индивидуальное общение со взрослым, но участвует в коллективном взаимодействии, воспринимая и понимая обращения воспитателя. Непроизвольно использует средства эмоциональной выразительности в процессе общения (жесты, мимику, действия, междометия (ох! ах!), преувеличения (большой-пребольшой, сильный-пресильный)).
Использует основные речевые формы вежливого общения (здравствуйте, до свидания, спасибо).
Использует дружелюбный, спокойный тон общения.
Обращается ко взрослому за помощью, используя освоенные речевые формы, к сверстнику - с просьбой взять игрушку. Договаривается о действиях с партнером в процессе игры. Согласовывает действия с партнером по игре.
Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. В общении с воспитателем и сверстниками называет растения и животных ближайшего окружения и обитателей уголка природы, их действия, яркие признаки внешнего вида (золотая рыбка живет в аквариуме, плавает, ест корм, у нее красивый хвост и плавники).
Понимает речь взрослого, обращенную к себе и группе детей. Адекватно реагирует на обращение действием и доступными речевыми средствами. Эмоционально положительно реагирует на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь маме, папе, воспитателю), на необходимость регулировать свое поведение.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-развивающей программы по развитию познавательных способностей детей 4-5 лет с диагнозом ЗПР.
Сенсорное развитие (развитие мелкой моторики):
нормализация тонуса мелких мышц, использование с этой целью массажа пальцев и кистей рук в играх ;
развитие моторики рук, совершенствование хватательных движений, обучение захватыванию больших предметов двумя руками, маленьких - одной рукой, закрепление различных способов хватания (кулаком, щепотью);
развитие точности движений рук, глазомера, согласованности движений обеих рук, зрительно-моторной координации при выполнении соотносящих действий в дидактических играх;
обучение правильному захвату карандаша, стимулирование ритмических игр с карандашом и бумагой, обучение выполнению свободных дугообразных, а также кругообразных движений рукой, при этом сначала ребенок пассивно участвует в совместной со взрослым деятельности (взрослый водит рукой ребенка), а затем выполняет движения самостоятельно.
Развитие слуховых функций:
развитие слухового сосредоточения с использованием звучащих детских и музыкальных игрушек;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие слухового восприятия при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 3 - 4, затем 4 - 5 звуков);
обучение узнаванию на картинках предметов и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого;
обучение узнаванию и различению гласных звуков [а], [о], [и];
развитие ориентировки на громкость и длительность звучания в играх;
развитие ориентировки в звучании музыкальных инструментов (дудочка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон);
обучение восприятию и воспроизведению итеративного ритма (ритма повтора, когда звуки предъявляются с одинаковыми временными промежутками) не более двух сигналов. Ребенку предлагают похлопать, постучать в бубен, барабан (с визуальным контролем и без него, когда педагог воспроизводит звучание за ширмой);
обучение ориентированию на высоту, силу, тембр голоса;
формирование умения определять с закрытыми глазами местонахождение источника звука;
обучение умению вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
Знакомство с предметами ближайшего окружения:
ознакомление с предметами ближайшего окружения; формирование обобщенных названий предметов, относящихся к одной группе:
- одежда (рубашка, платье, юбка, кофта и т. п.),
- посуда (чашка, тарелка, ложка и т. д.),
- мебель (кровать, стул, стол, шкаф и т. п.),
- транспорт (машина, автобус, трамвай и т. д.),
- игрушки (зайчик, кукла, барабан и т. д.);
обучение узнаванию названий и назначения предметов, определению их на рисунках, различению и называнию существенных деталей;
расширение знаний ребенка о себе и своей семье;
обучение ребенка называнию своего имени, имен родителей, воспитателей, педагогов, детей группы;
формирование обобщенного представления о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, брат, сестра);
ознакомление со строением тела человека, уточнение названий основных частей тела, развитие
«Речевое развитие».
Свободное общение со взрослыми и детьми:
- установление эмоционального контакта с ребенком; формирование умений слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию;
- создание теплой эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального отношения к ситуации пребывания в детском саду;
- развитие умений обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
- стимулирование совместных эмоциональных переживаний (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх;
- упражнение в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях (поднять, нахмурить брови, улыбнуться, наморщить нос);
- обучение умению взаимодействовать при объединении в пары и в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко);
- обучение совместной со взрослым деятельности во время индивидуальной работы, в играх, в быту;
- побуждение к взаимодействию через организацию «игр рядом» (передать игрушку, выполнить совместные действия - построить башню, поочередно ставя кубики один на другой);
- развитие артикуляционногопраксиса в играх на подражание;
- объединение в процессуальных играх, введение элементов сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом»;
- обучение умениям обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Практическое овладение нормами речи.
В импрессивной речи:
обучение пониманию и способности соотносить слово со знаковыми предметами обихода, игрушками, действиями;
бучение умению узнавать предметы (игрушки, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода), части тела, природные явления (дождь, снег, солнце), животных по их названию. Пассивный глагольный словарь должен включать названия действий, совершаемых самим ребенком по отношению к близким людям, животным;
обучение умению выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами.
В экспрессивной речи:
- формирование простейшей лексики на материале звукоподражаний взрослому в произношении гласных;
- побуждение к произнесению имеющихся лепетных слов по отношению к определенному предмету;
- обучение употреблению слов, простых по слоговой структуре; слов, называющих членов семьи, их имен; названий игрушек, их изображений; названий предметов обихода; явлений природы (при этом допустимы звукопроизносительные искажения);
- побуждение к высказыванию просьб (дай, еще, покажи), выражению своего состояния, потребностей (глаголами: не хочу, пойду гулять; междометиями: ах, ну, вот);
- обучение умению активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам (мяу, ав-ав, би-би, у-у-у, ду-ду, бам-бам);
- обучение использованию в импрессивной и экспрессивной речи существительных в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта и именительного падежа множественного числа;
- обучение способности понимать имена существительные в форме дательного падежа в значении лица по вопросу (кому?);
- расширение словаря за счет понимания и употребления глаголов единственного числа повелительного наклонения и 1 и 3 лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения; прилагательных, обозначающих величину (большой, маленький) в начальнойформе.
Формирование словарного запаса:
- обучение пониманию существительных - названий частей тела человека (рука, нога, голова, нос, глаза и т. д.) и частей тела животных (лапа, хвост, уши и
т. д.);
- обучение пониманию и выполнению инструкции (найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой); умению понимать прилагательные (дай большой мяч, дай маленький мяч), местоимения (я, ты, мой, твой, такой);
- обучение употреблению существительных в именительном падеже единственного числа; глаголов в единственном числе настоящего времени и повелительного наклонения; притяжательных местоимений (мой, моя), личных местоимений (у меня, у тебя, у него); побуждение к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу педагога звукоподражанием (киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»);
- обучение умению употреблять названия одежды, мебели, посуды, домашних и диких животных;
- обучение умению понимать и использовать глаголы с противоположными значениями (надень -сними, застегни - расстегни, завяжи - развяжи, повесь - сними, достань - убери, открой - закрой);
- обучение умениям понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый) некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (грязный, мокрый, сухой, чистый);
- обучение умению использовать в активной речи притяжательные местоимения (мой, твоя), числительные (один, два);
- обучение умению понимать в импрессивной речи указания, обозначающие пространственные характеристики (поставь на стол, положи в ящик, посмотри вверх, посмотри вниз).
Звукопроизношение:
развитие артикуляционной моторики, речевого слуха, речевого дыхания и силы голоса;
правильное и четкое произнесение звуков: [а], [у], [и], [о], [э], [м], [б], [п], [в], [ф], шипящих, свистящих.
Грамматический строй речи:
-обучение пониманию и употреблению существительных в форме родительного падежа в значении частичного объекта, в форме дательного падежа в значении лица, которому передается действие;
-обучение пониманию существительных в форме родительного падежа в сочетании с числительными, в форме предложного падежа для обозначения места;
-обучение пониманию согласования в роде прилагательных с именем существительным (белый кот, белая кошка);
-обучение пониманию значения приставок некоторых глаголов (подойди - отойди, уехал -приехал, ушел - пришел и т. п.).
Связная речь:
- обучение умениям понимать и воспроизводить по подражанию двусоставные предложения, распространять фразу за счет звукоподражаний;
- обучение пониманию и выполнению двухступенчатых инструкций;
- обучение пониманию двусловных сочетаний с прилагательным, наречиями;
- включение в речь словосочетаний прилагательного с существительным, двусоставных нераспространенных предложений (существительное + глагол);
- обучение диалогу, умению отвечать на вопрос «кому?», употребляя существительное в дательном падеже; побуждение к обращению с просьбой, вопросом;
обучение пониманию инструкции, противоречащей показу, ряда последовательных инструкций, песенки, потешки, четверостишия, сопровождая их выразительными
2.2.Учебно - тематическое планирование занятий с детьми 4 – 5 лет с ОНР и с ЗПР
дата | 11.09.2019 | диагностическое | ||||||
17.09.2019 | 17.09.2019 | 24.09.2019 | 01.10.2019 | |||||
сентябрь | Темаа | «Урожай» (Овощи, фрукты) | «Урожай» (Грибы, ягоды) | «Краски осени» | «Животный мир» | |||
Цели | Овощи Познакомить с названиями овощей, местом их выращивания; учить описывать овощи; развивать логическое мышление. | Грибы Знакомить с внешним видом и особенностями съедобных и несъедобных грибов, упражнять в употреблении существительных во множественном числе. | Золотая осень Учить сравнивать природу в октябре и сентябре, замечать изменения в природе, описывать погоду в октябре. | Осенние посиделки закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. | ||||
5 часов |
дата | 08.10.2019 | 15. 10.2019 | 22. 10.2019 | 29. 10.2019 | |
октябрь | Тема | « Я – человек» «Народная культура и традиции» | «Профессии» | «Профессии» | «День народного единства» |
Цели | Традиции Россиян Познакомить с традиционными русскими народными праздниками; прививать любовь к традиционным праздникам. | Профессии Познакомить с названием профессий, показать важность каждой профессии. | Профессия – повар Закрепить знания детей о профессии повара. Воспитывать уважение к труду повара. | Москва Дать представление о Родине. Воспитывать любовь к родной стране. | |
4 часа |
дата | 05. 11.2019 | 12. 11.2019 | 19. 11.2019 | 26. 11.2019 | |
Ноябрь | Тема | «Транспорт» 03.11. День рождения С.Я. Маршака | «Азбука безопасности» 18.11. день рождения деда Мороза | «Животный мир. Кто как готовится к зиме» | «Здравствуй, зимушка – зима!» |
Цели | Наземный транспорт Познакомить с наземным транспортом, составными частями транспорта. Учить сравнивать наземный транспорт и описывать его. | Правила дорожного движения Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора. | Дикие животные Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным | Зима Познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень. | |
4 часа | |||||
дата | 03.12.2019 | 10. 12.2019 | 17.12.2019 | 24.12.2019 | |
Декабрь | Тема | «Здравствуй, зимушка – зима!» | «Город мастеров» | «Новогодний калейдоскоп» | «Новогодний калейдоскоп» |
Цели | Зимние забавы Учить рассказывать о зимних забавах, развивать внимание и мышление. | Чудо – чудное, диво – дивное Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству | Праздник Новый год Познакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать елочные игрушки, соблюдать соотношение деталей предметов по величине; развивать внимание и мышление. | Новый год Уточнить названия зимних месяцев. Продолжать знакомить с праздником «Новый год» и его традициями. Повторить названия времен года. Активизация и расширение словаря. | |
4 часа |
дата | 14.01.2020 | диагностическое | |||
21.01.2020 | 28.01.2020 | 31.01.2020 | |||
Тема | «Наша природа» | «Этикет» | «В гостях у сказки» | ||
Январь | Цели | Деревья Познакомить с названиями некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев. Учить бережно относиться к растениям. | Урок этикета Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми. Закрепить знания вежливых слов, помочь раскрыть детям их значение . дать представление о хороших и плохих поступках, поведении. | Эти мудрые русские сказки Развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять сказки с умными, мудрыми мыслями. | |
4 часа |
дата | 04. 02.2020 | 11. 02.2020 | 18. 02.2020 | 25.02.2020 | |
Февраль | тема | «Маленькие исследователи» | «Наши защитники» | «Здоровей – ка» | «Женский день» |
Цели | Мы – изобретатели Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя – самоучки И.П. Кулибина. Закрепить понятие человек – изобретатель. Обогатить знание о мире открытий и изобретений. | День защитника Отечества Уточнить представление детей о нашей армии; познакомить с родами войск, военными профессиями. | Витамины укрепляют организм Познакомить с понятием «Витамины», закрепить знания, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. | Женский день Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей. | |
4 часа |
дата | 03. 03.2020 | 10. 03.2020 | 17. 03.2018 | 24.03.2020 | |
Март | Тема | «Женский день» | «Встречаем птиц» | «По сказкам К.И. Чуковского» 31.03 День рождения К. И. Чуковского | «День смеха» «Театр» |
Цели | 8 Марта – женский день Познакомить детей с историей праздника 8 Марта; воспитывать уважительное отношение ко всем женщинам. | Птицы Познакомить с названием птиц, их значением, учить сравнивать характерные черты строения птиц | Сказки дедушки – Корнея Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И. Чуковского. Учить понимать юмор его произведений. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы. Воспитывать интерес к литературе. | Где живет цирк Формировать представления об особенностях зданий цирка, уточнять особенности здания в зависимости от его назначения (как выглядит, из каких материалов построено, как украшено). | |
4 часа | |||||
дата | 07. 04.2020 | 14. 04.2020 | 21. 04.2020 | 28.04.2020 | |
Апрель | Тема | «Быть здоровыми хотим» 7.04 деньздоровья | «Приведем в порядок планету» | «Весна шагает по планете» | «Волшебница вода» |
Цели | Спорт – это здоровье Закрепить знания детей о различных видах спорта, учить пантомимой изображать знакомые виды спорта; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. | Этот загадочный космос Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать уважение фантазию. | Признаки весны Учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | Волшебница вода Познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе, с различными явлениями; учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу. | |
4 часа |
дата | 05.05.2020 | 12.05.2020 | 19.05.2020 | 26.05.2020 | |
Май | Тема | «Праздник весны и труда» | «День победы» | Итоговое занятие | Диагностическое |
Цели | «Мир, труд, май – 1 мая» Добиваться усвоения воспитанниками замечать изменения в природе, умение узнавать и называть времена года, выделять признаки весны. | День победы Дать представление о празднике «День Победы» учить рассказывать отвечать на вопросы. Развивать внимание, речь; воспитывать уважение к ветеранам. | Праздник правильной речи Обобщение знаний о природном окружении. Умение правильно и четко отвечать на вопросы. | Усвоение знаний на данном этапе обучения | |
4 часа | |||||
Всего 37 часов |
2.2.Взаимодействие с семьей
III. Организационный раздел
2.1. Формы организации коррекционной работы.
В процессе обучения используются индивидуальные формы организации НОД (15 -20 мин)
График организации образовательного процесса.
Сроки | Содержание работы |
11 сентября 2019 год | Обследование познавательного и речевого развития детей (первичное). |
15.01.2020 год | Обследование познавательного и речевого развития детей (промежуточное). |
25 – 26 мая 2020 год | Обследование познавательного и речевого развития детей (итоговое). |
17.09.2019 год – 26.05.2020 год каждый вторник | индивидуальные логопедические занятия |
3.2. Методическое обеспечение программы.
Перечень программ |
|
Перечень пособий и методик | Н.В. Нищева «Комплексные образовательные программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет».г. С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г. Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики» г. С –Петербург, изд. «Детство – пресс» 2015г. «Обучение дошкольников пересказу» (средняя группа). Центр педагогического образования М., 2014г. Е.И.Веселова, Е.М.Скрябина «Игры и упражнения на каждый день для детей 4 - 5 лет с ОНР» 1 и 2 –я части, изд., «ТЦ СФЕРА» 2016 г. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей 3 -7 лет» М., «Владос» 2004г. О.А.Романович «Преодоление задержки психо - речевого развития у детей 4 – 7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 г. Н.В.Рыжова «Артикуляционная гимнастика для малышей» М., изд. «Сфера» 2013г. Интернет-ресурсы: Логопедическая коррекционная программа «Говорилки» http://nsportal.ru/Социальная сеть работников образования «Наша сеть»; Практический курс «Домашний логопед». Речевые игры и упражнения. |
3.3.Организация предметно-пространственной среды (в том числе материально-техническое обеспечение)
Материалы для коррекции мимики, речевого дыхания артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова
№ п/п | Наименование |
1 | Книга с картинками для проведения артикуляционной гимнастики:
|
2 | Картинки «Звуки и буквы» с картинками-символами звуков (букв). |
3 | Папка «Исправляем произношение». |
4 | Практические материалы для индивидуальных и групповых занятий по развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, речевого дыхания и голоса, дикции по лексическим темам. |
5 | картинки для артикуляции и постановки звуков: свистящих звуков, шипящих |
6 | Картинки «Звукоподражание». |
7 | Пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, рыбки, свистульки, воздушные шары, губные гармошки, пузырьки и др. |
8 | Настольные игры для автоматизации звуков: « Речевое домино», «Речевое лото» |
9 | Папка с практическими материалами: «Гласные звуки». |
10 | Подборки картинок на гласные звуки. |
11 | Папка с практическими материалами на автоматизацию звуков:
|
12 | Книга с картинками на автоматизацию звуков:
|
13 | Альбом «Картинки для автоматизации звуков». |
14 | Подборки игр на автоматизацию звуков:
|
15 | Кубики, бусы, шнурки с узелками для коррекции слоговой структуры слова. |
16 | Игры «Лабиринт» для автоматизации звуков и коррекции слоговой структуры слова. |
17 | постановочные зонды. |
18 | Игрушки и картинки – символы звуков, для автоматизации и дифференциации звуков. |
19 | Настенное пособие «Звуковая азбука» |
20 | Настенное пособие «Магнитные буквы» |
Пособия для развития мелкой моторики
№ п/п | Наименование |
1 | Пуговицы, мелкие предметы и игрушки. |
2 | Пособия для шнурования: «Ежик», «Овечка», «Букет», «Кот-рыбак» |
3 | «Волшебный коврик»(настенное панно). |
4 | Трафареты. |
5 | Картинки для раскрашивания и штрихования. |
6 | Материалы для самомассажа пальцев рук Су - ДЖОКИ |
7 | Тренажёр «Ёжик» для массажа пальцев и кистей рук. |
8 | Игры-вкладыши |
9 | Мозаики. |
10 | Конструкторы |
Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия (дифференциации фонем)
№ п/п | Наименование |
1 | Пособия для различения неречевых звуков: бубен, дудочка, свисток, губные гармошки, бутылочки с различным наполнением, звучащие игрушки. |
2 | Альбом с картинками – словами паронимами. |
3 | Карточки на дифференциацию звуков: «Домики для звуков», «Выбери игрушку», «Тим и Том», «На самолёте или на автобусе?», «Большой и маленький колокольчик». |
4 | Альбомы с картинками на дифференциацию звуков. |
5 | Подборки игр на дифференциацию звуков:
|
Материалы для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи
№ п/п | Наименование | |
1 |
| |
2 | Игрушки. | |
3 |
| |
4 | Альбом с картинками на лексические темы:
| |
5 | Лото:
| |
6 | Игра «Когда это бывает?» на развитие словаря и связной речи по теме «Времена года». | |
7 | Мнемо таблицы |
Материалы для развития высших психических функций
№ п/п | Наименование |
1 | Пазлы и разрезные картинки. |
2 | Речевое домино. |
3 | Мозаика. |
Компьютерные логопедические игры, программы
№ п/п | Наименование | |
1 | Слоговая структура слова. | |
2 | Практический курс «Домашний логопед» | |
3 | Компьютерная программа «Говорилки» | |
4 | Игры-ходилки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.
СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...
Рабочая программа логопеда: "Коррекция общего недоразвития речи первого уровня".
Рабочая программа логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Говорим правильно» по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР в условиях логопункта на 2018 – 2019 учебный год.
адаптированная рабочая программа "Говарим правильно" учитель-логопед Чепель Т.В....
АДАПТИРОВАННАЯ образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи
Психолого-психологическая характеристика воспитанника с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную разнородную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмо...
Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)
Адаптированная образовательная программа воспитанника подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи (ТНР)...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...