АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Говорим правильно» по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР в условиях логопункта на 2018 – 2019 учебный год.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

чепель татьяна викторовна

адаптированная рабочая программа "Говарим правильно" учитель-логопед Чепель Т.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2.docx151.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» Зерноградского района

Принята:

Педагогическим советом

МБДОУ д/с «Теремок»

Протокол №___ от «___»___________ 20___г.

Утверждаю:

заведующая

МБДОУ д/с «Теремок»

__________ Мыстрова И.Г.

«___»___________20___г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

«Говорим правильно»

                по исправлению речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР

в условиях логопункта

 на 2018 – 2019 учебный год.

     

Учитель-логопед Чепель Т.В.

   

2018г.

  I. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

               

  В  связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ в шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия,  разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Он в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и учителя-логопеда логопункта СОШ, а также дошкольной логопедической группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Модель логопункта органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.

Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

В течение года логопед постоянно работает с 20 детьми. Дети, выпущенные с исправленной устной речью, заменяются стоящими на очереди детьми. Параллельно ведется консультативная работа с родителями детей, даже не посещавших логопункт. Т.о. ведется достаточно интенсивная работа.

  1. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми  речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР, ОНР, НВ ОНР).
  2. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микрогруппах.

Программа составлена в соответствии с:

-Законом Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

-Конвенцией ООН о правах ребенка;

-Декларацией прав ребенка;

-Основной Общеобразовательной Программой МБДОУ д/с «Теремок».

-Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2   «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

-Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова        

 - «Положение о логопункте муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок»» от .2016г.

  1. Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной  ошибок в письменной речи. У 16,7%  будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

В основе деятельности учителя - логопеда по коррекции речевых нарушений на данный момент лежат традиционные, классические  программы:

1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с  фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.

2.. М.: 1989.

3. Программа  коррекционного обучения и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 1991.

4. Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации для образовательных учреждений компенсирующего вида. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В.  М.: 2004.

Эти программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым.        Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Рабочая программа позволяет  определить возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Данная рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Рабочая программа направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

         Данная рабочая программа согласуется с образовательной программой МБДОУ д/с «Теремок», отвечает ФГОС ДО. Рабочая программа предназначена  для обучения и воспитания детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) с нарушениями речи, может быть  успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также  педагогов  и  специалистов детского сада. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные  у ребёнка  умения и навыки.

 

2) Научная обоснованность

Данная рабочая программа разработана на основе современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой, Т.Б. Филичевой, С.В. Коноваленко, Н. Нищевой и т.д., отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, а также о специфике оказания коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста. В основу рабочей программы положены следующие теоретические идеи:

1. У детей до 7 лет речь как ещё не сформированная функциональная система  наиболее подвержена  повреждающим  факторам.  

2. Речевое развитие  опосредуется рядом  условий, прежде всего,  развитием интеллектуальных процессов и общения. B основе потребности говорить  ребёнка находится впечатление, вызывающее эмоциональный  отклик.

 3. Побуждение к речевому высказыванию  возникает y ребёнка под влиянием  эмоционального переживания воспринятого.

 4. Содержание  речи  составляют впечатления, получаемые  ребёнком  пpи ознакомлении  с окружающим, поэтому важным моментом  для развития детской речи является формирование широких интересов  y детей дошкольного возраста.

B программе реализуется идея  комплексного сопровождения  ребёнка с нарушениями  развития в дошкольном образовательном учреждении  (Л. М.Шипицына). Ведущим принципом  данной рабочей программы  выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного , умственного и речевого развития.  Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, системности, обходного пути, общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности),  интеграции образовательных областей в организации коррекционно-педагогического процесса.

Цель, задачи, принципы рабочей программы

           Цель программы – обеспечение системы средств и условий для устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта.       Предупреждение возникновения возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

 Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений.

Одной из основных задач Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

В процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:

-Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

-Преодоление недостатков в речевом развитии.

-Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия.

-Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта. Профилактика нарушений письменной речи.

-Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

-Развитие      психических функций:     слухового     внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

-Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений. Обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

-Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Программа имеет в своей основе следующие принципы: 

-принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы

   -принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и     психического развития детей с нарушениями речи;

-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;

-принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

-принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-принципы интеграции усилий специалистов;

-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

-принцип постепенности подачи учебного материала;

-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. 

-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

-принцип обеспечения активной языковой практики.

Кроме этого, успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в условиях ФГОС ДО обеспечивается реализацией таких принципов, как:

-Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связной речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний. 
Для реализации этих задач проводится следующая работа:
•    комплектование группы детей в соответствии с логопедическими заключениями;
•    составление расписания занятий с учетом основного расписания НОД;
•    составление календарно-тематическое планирования коррекционной логопедической работы с  подгруппами, исходя из специфики речевых недостатков детей. 
•    Зачисление на занятия и выпуск обучающихся проводится в течение учебного года. В связи с этим, диагностическое направление работы включает обследование речи детей в начале и в конце учебного года, а также в середине учебного года. 

- Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.

-Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
      В своей работе использую различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, таким образом на логопедических занятиях ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности. 

-Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет использовать в обучении и воспитании детей с нарушениями речи всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяли такие методы игровой коррекции, как  пальчиковая гимнастика, применение различных круп, пальчиковые шаги для развития мелкой моторики.

- Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
      С этой целью проводится  консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

           Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и       преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

     Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

В соответствии с ФГОС ДО  основной целью речевого развития детей-дошкольников является:

 Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

-овладение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной  монологической и диалогической  речи;

-развитие речевого творчества;

-знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической  активности   как предпосылки обучения грамоте;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

В работе по остальным  образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в схемах взаимодействия.

Таким образом, эффективность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопункта МБДОУ.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

       На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

       Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

      Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

       К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели.       Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

     Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

      В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

 Возрастные особенности детей  от 6 до 7  лет.

      В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.  Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

        Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,  диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:  ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР),

 и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР).

       Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

   В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к звуковому анализу и синтезу.

   Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.

    К НВОНР отнесены дети с нерезко выраженным недоразвитием лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

   Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.

   Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и НВОНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

   Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и НВОНР), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта  позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

-Обследование воспитанников МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

-Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

-Привитие детям навыков коммуникативного общения.

-Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.

-Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

-Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

-Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

-Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

 Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка,

задач коррекционной работы.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование групп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

4. Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования,  структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Календарно-тематического планирование групповых занятий;

 планы индивидуальной работы; взаимодейст-вие специали-

стов ДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи.

3 этап

коррекционно-

развивающий

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, групповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей откло-нений в рече-вом развитии

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане).  

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпущенных из логопункта.

Решение о прекращении логопедичес-кой работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедичес-кой работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их  обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных  образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). В логопедическом кабинете в достаточном количестве представлена  методическая литература по психолого-логопедическому обследованию, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации, а также множество наглядных пособий и дидактических игр для диагностики. Перечень методической литературы, пособий и дидактических игр представлен в паспорте логопедического кабинета.

Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы, находят отражение в речевых картах детей.

Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФФНР, НВОНР, ОНР.

Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, групповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.  К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей  позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения – групповая,  подвижными  микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

 В соответствии СанПинами продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.  Логопедические групповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МБДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.

Для групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 3 до 6 человек, в зависимости от тяжести нарушения.

Продолжительность занятий с детьми:   ФФНР– 1 год;  НВОНР – 1-2 года; фонетический дефект – по мере исправления; ОНР – 1-2 года.                                                    

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

   Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

   ФФНР  – 2   раза в неделю;

   ОНР   – 2-3 раза в неделю.

Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

-совершенствование мимической моторики.

-совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

-развитие артикуляционного и голосового аппарата;

-развитие просодической стороны речи;

-формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;

-формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

-развитие диалогической и монологической речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Нарушения устной речи

Основные направления коррекционной работы

Фонетический дефект

- коррекция звукопроизношения

ФФНР, НВОНР.

- развитие фонематического восприятия;

- совершенствование слоговой структуры слов;

- коррекция звукопроизношения;

- развитие лексико – грамматических категорий, связной речи.

ОНР

-развитие понимания речи.

-развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний.

-обучение составлению рассказов по картине

-развитие внимания и памяти.

-совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;

-подготовку к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению

I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.                                                                                                        

 Задача:                                                                                                                                                    тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование    и    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

в) в    процессе    систематических    тренировок    овладение     комплексом пальчиковой гимнастики;

г)         укрепление    физического    здоровья    (консультации врачей -  узких  специалистов   при   необходимости медикаментозное   лечение,   массаж)

II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать  звуки,     сходные артикуляционно  и акустически;

 в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически   чистой, лексически развитой,  грамматически  правильной) речью.

             Виды коррекционной работы на данном этапе:                                  

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ    в такой последовательности:

- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'

  • шипящий  Ш
  • шипящий  Ж

- шипящие Ч, Щ

  •  соноры Л, Л'
  • соноры  Р,  Р'
  • заднеязычные звуки, звук Й.

2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:

По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в микрогруппе:

а)  3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением  согласных;

б)  Ц, Ч, Щ, Л, Л' - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в)  Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:                                                                                                                           Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же  последовательности.                                                                                    

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в микрогруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в микрогруппах.

4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ.   Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:  Проводится по мере необходимости.

6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СВОБОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно  с коррекцией звукопроизношения

IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.

V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимых звуков.  

Лексические и грамматические упражнения.                                                                                                                    Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию.    

       Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной  и речевой деятельности детей.

      Занятия в подвижных микрогруппах  представляют логопеду  возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило,  объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.

      Основные цели групповых занятий: развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, восполнение пробелов в лексико – грамматических категориях, развитие мелкой моторики, высших психических функций, воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав групп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

        Содержание групповой работы (см. табл.) отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации, планирование занятий с детьми.

       К развивающему аспекту деятельности учителя-логопеда ДОУ следует отнести не только специфические задачи по развитию речевых процессов у воспитанников с нарушениями речи, но и такие задачи, как:

- развитие мотивационной сферы;

- профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;

- развитие самоконтроля за речью;

- развитие психических процессов, которые связанны с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия; сенсомоторных координаций, пространственных ориентировок, наглядно-образного мышления, элементов словесно - мышления.

         Таким образом, создаются условия для последующей успешной адаптации воспитанников ДОУ к условиям школьного обучения.

       В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы:

-игровых технологий в логопедической коррекции;

-технологии речедвигательной ритмики (А.Я Мухиной);

-технологии коррекции психомоторного развития (Л.А.Сиротюк);

-технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);

-здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная); технологии обучения здоровому образу жизни  (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж) и т.п.

       Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом специфики обучения детей на логопункте современные методические разработки, в том числе А.Н. Лебедевой, О.С. Гомзяк, В.К. Воробьевой, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, С.В. Коноваленко, Н.В. Нищева, З.Е. Агранович и др.

       Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить             дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.

      Реализация содержания образовательной области осуществляется не только через регламентируемые (индивидуальные и подгрупповые занятия), но и не регламентируемые виды деятельности (режимные моменты, игры, труд, театрализованная деятельность, блок дополнительного образования, прогулки, самостоятельная деятельность детей).

       Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые исследования с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.

        Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

Планируемые результаты логопедической работы

  1. лет

-правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

  1. лет

-правильно артикулировать все звуки речи в различных  позициях;

-чётко дифференцировать все изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

-различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-производить элементарный звуковой анализ и синтез;

-овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения:  умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи  и интонацию;

- ребёнок     овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух  гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и  правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов;  самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

Консультационно-профилактическая работа

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.

На индивидуальных консультациях родителям воспитанников логопункта учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном процессе.

        Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию детской речи.

       Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом и для родителей других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт, а также родителей школьников младших классов СОШ, выпускников МБДОУ. Консультации проводятся  и для родителей детей, не посещающих МБДОУ.  Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка, при раннем выявлении детей  с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психоречевого развития, родителям (законным представителям) во время индивидуальной консультации предлагается обратиться за помощью в  окружную ПМПК для определения их дальнейшего образовательного маршрута, в том числе переводе  в специализированные образовательные учреждения (группы),  с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

        Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей)  или групповой форме (семинар-практикум, выступление с сообщением на педагогическом совете ДОУ и т.п. с целью повышения компетенций по вопросам речевых нарушений и речевого развития).        Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности логопеда ДОУ.

 

         Организация системы взаимодействия с педагогами    ДОУ

      Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

      В работе по таким  образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре) учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника.  Он может помочь  педагогам выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи  и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены ниже (см.  «Модели взаимодействия»)

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Модель взаимодействия субъектов

коррекционно-образовательного процесса

в МБДОУ д/с «Теремок»

Семья

Логопед

Воспитатели

Ребёнок

Воспитатель по

физ. культуре

Музыкальный

руководитель

Система взаимодействия логопеда и воспитателя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                         

                                                                                                           

        

        

Система взаимодействия логопеда

 и воспитателя по физической культуре

по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя

по созданию условий для коррекции и компенсации

речевой патологии

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                               

                                                                                                                                           

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   

Перспективный план логопедической работы по преодолению    

ФФН и НВОНР у детей в старшей группе

Период, лексические темы

Звуковая сторона речи

Развитие речи

Основное содержание работы

Произношение

Фонематическое восприятие

I
сентябрь    (1-3 недели) -обследование речи детей,  (4 неделя)—«Осень. Признаки осени», октябрь—«Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Грибы. Ягоды. Лес», «Одежда», ноябрь—«Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зоопарк»

Выработка дифферен-цированных движений органов артикуляцион-ного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохран-ных звуков. Произнесе-ние ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: изолированно; в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударени-ем; произнесение раз-личных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); в словах; в предложени-ях. Постановка отсутст-вующих в речи звуков. Автоматизация постав-ленных звуков.

Развитие способности уз-навать и различать нере-чевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация рече-вых и неречевых звуков. Развитие слухового вни-мания, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с ана-лизом и синтезом обрат-ных слогов. Преобразова-ние слогов за счет изме-нения одного звука. Раз-личение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков.

Закрепление навыка употребления кате-гории множествен-ного числа сущест-вительных. Закреп-ление навыка упот-ребления формы ро-дительного падежа с предлогом у. Согла-сование притяжа-тельных местоиме-ний мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода.
Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

II
декабрь—«Зима», «Зимующие птицы», «Человек», «Игрушки», «Новый год», январь         (2-4 неделя)- «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», февраль—«Транспорт», «Виды транспорта», «Наша Армия», «Улица, дом»

Продолжение работы над развитием подвиж-ности органов артику-ляционного аппарата. Постановка отсутст-вующих звуков: [л],[л’], [р], [р’]. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях. Автоматизация произ-ношения вновь постав-ленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с соглас-ными; в словах, где звук находится в безу-дарном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков различающихся:
• по твердости — мягкости;  • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также:
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах.

Определение наличия звука в слове. Распреде-ление предметных карти-нок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):
• по твердости — мягкости ; • по глухос-ти — звонкости:[п] — [б], [к] — [г], [т] — [д];
• в обратных слогах;
• в слогах со стечением двух согласных;
• в словах и фразах;
• составление предложений с опреде-ленным словом;

Закрепление в самостоятельной речи навыка:
• согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;
• согласования порядковых числительных с существительными.
• составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам;   • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

• заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками.

III
март—«Весна.

Мамин праздник», «Профессии», «Орудия тру-да. Инстру-менты»

апрель— «Космос»,

«ПДД», «ОБЖ»    май—«Рыбы», «Насекомые» «Цветы», «Лето»

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений,  на новом речевом материале.

Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Составление слов из заданной последовательности звуков.

Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях;
в коллективных формах общения детей между собой.
Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи.

В итоге   логопедической работы дети должны:
      -правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
      -четко дифференцировать все изученные звуки;
      -называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
      -находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
      -овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.                                                            

Перспективный план логопедической работы по преодолению            ФФН и НВОНР у детей в подготовительной группе

Период, лексические темы

Произношение

Развитие речи

Формирование элементарных навыков письма и чтения

I
сентябрь              

(1-3 недели) обследование речи детей,                      

4 неделя—«Осень. Осенние месяцы», октябрь—«Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Ягоды и грибы. Лес осенью», «Одежда. Головные уборы»,  ноябрь—«Перелетные птицы. Водоплавающие птицы», «Домашние птицы», «Домашние животные»,  «Дикие животные».

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.
3. Формирование грамматически правильной речи.
4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных)
в связи с закреплением правильного произношения звуков.
Усвоение доступных ритмических моделей слов:
тáта, татá, тá—тата, татáта.
Соотнесение слова с заданной ритмической моделью.

1.  Изучение грамма-тических форм слов за счет сравнения и сопоставления: сущ. ед. и мн. ч. с оконча-ниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, пись-ма); личных оконча-ний сущ. мн. ч. Р.п. (много кусков,оленей, стульев, лент, окон).
Согласование гл. ед. и мн. ч. наст. вр. с сущ.; сравнение личных окончаний гл. наст. в. в ед. и мн. ч.; привлече-ние внимания к родо-вой принадлежности предметов (
мой ... стакан, моя ...сумка).
2. Словарная работа. Образование слов способом присоеди-нения приставки; суффиксов; способом словосложения; 3. Предложение, связ-ная речь. Выделение слов из предложений с помощью вопросов:
кто?чтоделает? делает что?; вос-питание навыка отве-чать кратким  и пол-ным ответом на воп-росы. Составление предложений с ис-пользованием пред-логов
на, у, в,под, над, с, со по картинкам.

1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа).
Анализ и синтез обратных слогов, например
«am», «ит»; выделение последнего согласного из слов («мак», «кот»). Выделение первого согласного в слове.
Анализ и синтез слогов
(«та», «ми») и слов: «суп», «кит» (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме).

II
декабрь—«Животные жарких стран», «Животные Севера», «Зима», «Зимующие птицы», «Новогодний праздник», январь (2-4 недели)—«Мебель», «Посуда», «Продукты питания»,  февраль—«Транспорт», «Виды транспорта», «Защитники Отечества», «Улица, дом, квартира»

1. Постановка и пер-воначальное закреп-ление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш].

2. Дифференциация правильно произно-симых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’].
3. Усвоение слов сложного слогового состава  в связи с за-креплением правиль-ного произношения перечисленных звуков.
4. Формирование связной, граммати-чески правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей.

1. Развитие внимания к изменению грамма-тических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, време-ни действия.
2. Словарная работа.
Привлечение внима-ния к образованию слов (на новом лекси-ческом материале) способом присоеди-нения приставки, суффиксов.Формиро-вание умения упот-реблять образованные слова в составе пред-ложений в различных падежных формах. 3. Предложения.
Привлечение внима-ния к порядку слов и изменению форм слов в составе простого рас-пространенного пред-ложения.
4. Связная речь.
Составление детьми предложений по ре-зультатам выполнения словесной инструкции.

1.Качественная характеристика звуков:
«гласный — согласный», «твердый — мягкий», «звонкий — глухой».
2.Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи.

III
Март—

«Ранняя весна. Мамин праздник», «Профессии мам», «Моя семья», «Кем быть?» «Орудия труда. Инструменты», апрель—«Перелетные птицы весной», «Космос», «ПДД», «ОБЖ»,

май—

«Животный мир океана», «Насекомые», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето»

1.Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

2. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи
(
учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи.

1. Развитие внимания к изменению граммати-ческих форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Закрепление полученных ранее навыков.
2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материа-ле) полученных навы-ков образования слов. 3. Предложения.
Составление сложно-подчиненных предло-жений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если».

4. Связная речь. Воспитание умения использовать при пере-сказе сложные предло-жения.  Развитие уме-ния связно и последо-вательно пересказы-вать текст, пользуясь фонетически и грамма-тически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин.

1.Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты по наводящим вопросам. 2.Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок.

 В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
       • правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
      • четко дифференцировать все изученные звуки;
      • различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
      • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
      • производить элементарный звуковой анализ и синтез;

      • отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их по наводящим вопросам;

Условия реализации программы

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и крупой);

— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

— возможность самовыражения детей.

    Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его ненавязчивым руководством.

      Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей.

      Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

   Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Зоны методического, дидактического и игрового сопровождения.
  2. Информационная зона для педагогов и родителей

Она включает в себя стенды «Для вас, родители»; «Уголок логопеда», информация обновляется регулярно.  В логопедическом кабинете имеется подборка  популярных сведений о развитии и коррекции речи детей в виде папок по различным темам.

  1. Зона индивидуальной коррекции речи.

Здесь располагаются зеркало с подсветкой  и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеется приспособление для мобильного расположения наглядного материала, используемого на индивидуальном занятии (изображения основных артикуляционных упражнений,  звуковых профилей и т.п.).

       4. Зона групповых занятий.

Эта зона оборудована магнитной доской,  детскими столами со стульчиками.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

-перспективный годовой план /приложение 1/;

-график работы/приложение 2/ ;

-расписание логопедических  занятий  логопункта /приложение 3/ ;

-мониторинг рабочего времени/приложение 4/ ;

-список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи  на текущий учебный год

 /приложение 5/ ;

-общая речевая карта детей, принятых на логопедические занятия в текущем учебном году /приложение 6/ ;

-речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений;

-журнал обследования устной речи и регистрации детей, нуждающихся в логопедических занятиях;

-журнал учёта консультаций;

-журнал учёта посещаемости логопедических занятий;

-отчёт за учебный год;

-паспорт логопедического кабинета.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда

  1. Анищенкова Е.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей. – М.: АСП Астрель, 2009г.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб.: «Детство-Пресс». 2007г.
  3. Блыскина И.В. комплексный подход к коррекционной речевой патологии у детей. Логопедический массаж.: Методическое пособие, СПб: «Детство-пресс», 2008
  4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
  5. Буденская Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. – СПб: «Детство – Пресс», 2009г.
  6. Веселова В.Е., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. - М: ТЦ «Сфера», 2017г.
  7. Визель Т.Г. Коррекция заикания у деткей. – М.: Издательство «Астель». 2009г.
  8. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера» 2006г.
  9. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.
  10. Гомзяк О.С. говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в I, II, III период обучения -М.: Издательство ГНОМ 2016г.
  11. Гомзяк О.С. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня. – М.: Издательство ГНОМ 2014г.
  12. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной у школе логогруппе.- М.: Издательство ГНОМ 2017г
  13. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе.- М.: Издательство ГНОМ 2014г.
  14. Гомзяк О.С. Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы- М.: Издательство ГНОМ 2017г.
  15. Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. – М.: ТЦ «Сфера», 2017г.
  16. Демидова Г.Ю. Слов волшебные звучание. Речевые праздники для старших дошкольников. – М.: Сфера, 2016г.
  17. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы.-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  18. Иншаков О.Ю. Альбом обследование речи детей в ДОУ. – М.: Издательство «ГНОМ», 2009г.
  19. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: Обследование речи и общей моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.-М.; Издательство ГНОМ и Д,2008.  
  20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998.
  21. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи. Авторы-составители С.Ф. Рыжова. – Волоград: Учитель, 2013г.
  22. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в средней группе. – М.: ТЦ «Сфера», 2016г.
  23. Мазанова Е.В. Обследование речи детей с ЗРР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования во 2й младшей группе ДОУ. – М.: Издательство ГНОМ, 2014г.
  24.  Савицкая Н.М. Логопедические игры на каждый день. – СПб: ООО Издательский дом «Литера», 2016г.
  25. Османова Г.А., Позднякова Л.Н. Учимся правильно произносить звуки Ш, Ж. – СПб: Издательство «Литера», 2016г.
  26. Османова Г.А., Позднякова Л.Н. Учимся правильно произносить звуки Л, Ль. – СПб: Издательство «Литера», 2016г.
  27. Османова Г.А., Позднякова Л.Н. Учимся правильно произносить звуки Р,Рь. – СПб: Издательство «Литера», 2016г.
  28. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000г.

29.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. –М.:МГОПИ,1993.

30.Чернякова В.Н. игровые технологии формирования звукопроизношения у детей 4-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера»

Список используемых цифровых образовательных ресурсов

  1. doshvozrast.ru
  2. http://www.o-detstve.ru/
  3. festival.1september.ru
  4. imc-eduekb.ru
  5. twirpx.com
  6. detsad-kitty.ru
  7. logoburg.com
  8. logoped.ru
  9. logomag.ru
  10. logomag.org
  11. logopediya.com
  12. logopedmaster.ru
  13. http://www. rustoys. ru/index.htm
  14. http://www. kindereducation.com
  15. http://azps.ru/baby/talk.html
  16. http://www. karapuz.com
  17. http://sibmama.info/ index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в творческой группе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» на 2018-2019 учебный год

Работа в творческой группе по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад «Родничок» на 2018-2019 учебный год...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей среднего дошкольного возраста по художественно- творческой деятельности «Пластилиновое чудо» на 2018-2019 учебный год

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет «б» на 2018 – 2019 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной программы дошкольного образования группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет «б» на 2018 – 2019...

Рабочая программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования  для детей младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому воспитанию «Мир сказок» и аннотация к программе...