«Обследование ребенка на ТПМПК учителем – логопедом».
тест по логопедии
Особенности речевых нарушений.
В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie_rebenka_na_tpmpk_uchitelem_-_logopedom.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обследование ребенка на ТПМПК учителем – логопедом».
Особенности речевых нарушений.
В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка.
Известно, что речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование – это, прежде всего определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной
Заключительный диагноз на каждого ребенка включает: уровень интеллектуального развития (или познавательной деятельности), нервно-психические отклонения и развернутый речевой диагноз.
Схема обследования:
I. Цель (жалобы родителей и ребенка).
II. Ознакомление с педагогической документацией.
III. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного,речевого,психического).
Особое внимание обращают:
- предречевые вокализации (гуканье, гуление);
- появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;
- качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
IV. Объективное исследование ребенка.
1. Установление эмоционального контакта с ребенком, создание правильного отношения к обследованию: выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем.
2. Исследование невербальных функций: изучение психомоторики, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.
3. Сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам.
4. Исследование предметного гнозиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).
5. Исследование буквенного гнозиса и праксиса (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).
6. Исследование мышления (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).
7. Исследование импрессивной речи:
- понимание связной речи;
- понимание предложений:
- понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с различными приставками и т. п.);
- понимание слов (противоположных по значению).
8. Исследование фонематических процессов.
а) Фонематический анализ:
- выделение звука на фоне слова;
- выделение звука из слова;
- определение места звука в слове по отношению к другим звукам;
- определение количества звуков в слове;
- дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, свистяшие-шипяшие и т. п.).
б) Фонематический синтез:
- составление слов из последовательно данных звуков;
- составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности.
в) Фонематические представления:
- придумать слово на определенный звук.
9. Исследование экспрессивной речи.
а) Строение и подвижность артикуляционного аппарата, исследование орального праксиса.
Отметить параметры движений:
- тонус;
- активность;
- объем движения;
- точность выполнения;
- длительность;
- замена одного движения другим;
- добавочные и лишние движения (синкенезии).
б) Состояние звукопроизношення:
- изолированный вариант;
- в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных;
- в словах;
- в речи;
- произношение слов различной слоговой структуры.
Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.
в) Исследование словарного состава языка:
- самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда;
- подбор синонимов, антонимов, родственных слов;
- выявление общих категориальных названий.
Отметить:
- соответствие словаря возрастной норме;
- наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;
- точность употребления слов.
При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем.
г) Обследование грамматического строя речи.
Отметить:
- характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более);
- характер употребления предложно-падежных конструкций;
- состояние функции словоизменения:
- преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже;
- образование формы родительного надежа существительных в единственном и множественном числе;
- согласование с числительными;
- состояние функции словообразования:
- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных);
- образование названий детенышей животных;
- образование глаголов с помощью приставок.
10. Состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.).
Отметить:
- логическую последовательность в изложении событий;
- характер аграмматизма;
- особенности словаря.
11. Исследование динамических характеристик речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание).
12. Особенности голоса; громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый.
V. Состояние письменной речи.
1. Состояние навыка письма:
- проанализировать представленные письменные работы в школьных тетрадях;
- выявить навыки звукового анализа и синтеза:
- отметить особенности звукового анализа и синтеза;
- отметить особенности слухо-речевой памяти;
- проверить слуховую дифференциацию фонем;
- состояние динамического праксиса;
- определить ведущую руку (пробы А. Р. Лурия);
- проанализировать разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);
- отметить особенности почерка;
- отметить характер дисграфических и орфографических ошибок.
2. Состояние навыка чтения:
- умение правильно показать печатные и прописные буквы;
- способность правильно называть буквы;
- чтение слогов, слов, предложений, текста. Отметить характер ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);
- отметить характер чтения (буква, слог, аналитическое, выразительное, медленное);
- выявить понимание прочитанного текста;
- отметить отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).
VI. Логопедическое заключение (степень и характер нарушения устной и письменной речи).
VII. Рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...
Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.
В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...
Рекомендации учителя-логопеда ТПМПК. Выбор образовательного маршрута.
Презентация содержит рекомендации учителя-логопеда по выбору образовательного маршрута обучающихся....