Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья по логопедии

Базовые понятия об ОВЗ и классификации Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
    Вопреки все более возрастающим достижениям медицины, с каждым годом увеличивается число детей с ОВЗ, нуждающихся в специальном уходе и особых условиях для их формирования. Они отличаются многообразными видами нарушений общего развития различной степени, которые не всегда ограничивают их общение с внешним миром. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья производит пересмотр своих ценностных ориентиров и мотивационных установок, воспитание детей с ОВЗ требует от родителей систематической корректировки и контроля.

   Базовые понятия об ОВЗ и классификации Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными ограничениями в физическом и (или) психическом развитии и требующие создания специальных условий для развития, обучения и воспитания.

    Классификация детей с ОВЗ зависит от типа отклонения, касающегося физической либо психической области, и его степени. Далеко не любое нарушение обусловливает аномалии, поэтому к категории детей с ОВЗ обычно относят тех, кому необходимы особые условия для их функционирования в обыденной жизни

    Факторы, влияющие на классификацию появления патологий. Существуют различные типы детей с ОВЗ, которые обусловлены различным характером оснований появления патологий у малышей, классификация которых зависит от причин их появления. Внутренние факторы бывают трех категорий:

эмбриональные (до родов), обусловленные заболеванием матери, нервным напряжением, травматизмом либо наследственными факторами;

 натальные (во время родов), произошедшие в результате осложненных либо слишком стремительных родов, неквалифицированной помощи медиков;

постнатальные (послеродовые), полученные в качестве последствия травмы.

  По общепринятой классификации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) условно делятся на 4 категории, обусловленные степенью отклонения от нормы и вероятностью приспособления к повседневной жизни.
1 степень - Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала

2 степень -Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития.

3 степень-Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих.

4 степень-Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе.

       По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

 3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

 5. Дети с умственной отсталостью;

 6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
  Таким образом, на развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора. 1. Вид (тип) нарушения. 2. Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта. 3. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека; 4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Заключение Проблемы детей с ОВЗ приходится решать их родителям, хотя в наши дни общество начинает проявлять внимание к таким семьям. Умственно отсталые дети с ограниченными возможностями здоровья являются недееспособными, их должны опекать родители (замещающие лица). Их развитием – как органическим, так и психическим – необходимо заниматься регулярно, создавать им благоприятные условия для комфортного существования. Социальная поддержка детей с ОВЗ основывается на международных и отечественных правовых нормах.

        

ДОКЛАД

«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Выполнила:

Учитель-логопед

 Баранникова

 Вероника Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Базовые понятия об ОВЗ и классификации Дети с ограниченными возможностями здоровья – это детишки-инвалиды, либо иные ребята в возрасте до совершеннолетия, обладающие временными или постоянными о...

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях  группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нару...

Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Основной целью работы является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих поте...