Уровень речевого развития ребенка на момент поступления в школу
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroven_rechevogo_razvitiya_rebenka_na_moment_postupleniya_v_shkolu.docx | 5.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда
Уровень речевого развития ребенка на момент
поступления в школу
Поступление в школу – это важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного образования. Существует прямая зависимость между уровнем развития ребёнка и его возможностью овладения грамотой.
Часто встречающиеся речевые нарушения, отмечающиеся у детей, поступающих в школу:
- Несформированность звуковой стороны речи.
- Незаконченность формирования фонематического восприятия.
- Бедность словарного запаса.
- Нарушения в грамматическом оформлении речи.
- Неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений.
- Слабое словесно-логическое мышление. Неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Ясно, что ни один ребенок не может научиться читать и писать без преодоления трудностей. Ведь дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.
Нарушения письма рассматривается как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующую его ступень, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка.
Полноценная речь является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива.
Речевое недоразвитие детей неодинаково. У одной категории детей нарушения касаются только звуко - произношения и восприятия фонем, у другой - лексико-грамматического развития. В том и в другом случае на письме возникают специфические ошибки в виде замены букв.
На фоне общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Недифференцированное значение многих слов свидетельствует о низком уровне словесного общения. Успешное обучение таких детей в школе без предварительных коррекционных занятий невозможно.
Однако часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. Взрослые не придают этому серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой. Но время, благоприятное для коррекции речи, проходит. Ребёнок придёт в школу, и эти недостатки принесу ему немало огорчений.
Известно, что вторичные нарушения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.
К 6 – 7 годам ребенок:
- Овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
- Произношение всех звуков правильное.
- Умеет изменять громкость голоса, интонации.
- Стихи читает с выражением, иногда для этого просит разъяснить смысл некоторых стихов.
- Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
- Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)
- Продолжает развиваться ( фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов и фонематический анализ (разложение слова на составные элементы).
- Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.
- Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего успешного обучения в школе. и его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение на ребенка с Системным недоразвитием речевой деятельности (ОНР 3 уровень речевого развития) в подготовительной логопедической группе.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА коррекционной работы на сентябрь – ноябрь на воспитанника логопедической подготовительной группы Заключение: Системное недоразвитие речевой деятельности (ОНР, 3 уровень речев...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с диагнозом: ТНР. Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая дизартрия. «Приключения с Пиши Читай»
Конспект для занятий с детьми подготовительной в школе группы....
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 1 уровень речевого развития)
Разработка понедельного планирования по ИОМ с детьми 4-5 лет с ЗПР....
План работы учителя-логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР (1 уровень речевого развития) на февраль
Материал сотавлен в соответствии с лексическими темами д/сада и программой ИОМ....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 4-5 лет с ОНР (III уровень речевого развития) на тему «Овощи и фрукты»
Данный конспект коррекционного логопедического занятия направлен на формирование умения пользоваться обобщающим понятием "овощи" и "фрукты"; закрепление умения дифференцировать ово...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме «Птицы»
Конспект занятия направлен на обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; закрепление умения составлять предложения по вопросам: кто? что делает? что?; обучение узнавать и называ...
Фронтальный контроль "Уровень речевого развития детей подготовительной к школе группы" (Бланк)
Фронтальный контроль "Уровень речевого развития детей подготовительной к школе группы"Образовательная область "Речевое развитие"Программа "От рождения до школы" под редак...