Соревнование между родителями и детьми на знание родного языка Тема: Наша речь
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Федоренко Тамара Григорьевна

Мероприятие по работе с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorevnovanie_roditeley_i_detey.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Соревнование

между родителями и детьми на знание родного языка

Тема: Наша речь

Цели

Образовательные:

- учить подбирать синонимы и антонимы к словам;

- закреплять навыки звукобуквенного анализа;

- совершенствовать грамматические категории;

- упражнять в употреблении и объяснении фразеологизмов.

Развивающие:

- развивать фонематические процессы;

- развивать познавательные процессы: внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

- прививать интерес к родному языку;

- воспитывать у родителей и детей интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование

Плакат на стене «Язык родной, дружи со мной»; индивидуальные карточки для звуковых схем; кроссворд; красные, зеленые, синие карандаши; карточки с предложениями.

 Подготовительная работа: заучивание стихотворения А. Шибаева «В день солнечный, июльский…», дидактические игры «Слова-близнецы», «Скажи наоборот» и др.

***

Ребенок  читает стихотворение А. Шибаева «В день солнечный, июльский,,,»

В день солнечный, июльский

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

 Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

 Родной язык мой русский,

Как Родина, родной!  

Л о г о п е д. Сегодня мы проводим веселые соревнования между родителями и детьми подготовительной к школе группы. Наши соревнования не только для развлечения. Мы проверим, как дети и родители знают родной язык. Тема соревнования, как вы уже догадались из стихотворения, - наша речь. Для проведения соревнования необходимо выбрать жюри. В его состав предлагаю…  Команда родителей готова? А команда детей?

Жюри занимает свои места

Проведение конкурсов

Конкурс первый

Дети и родители получают карточки с изображением какого-либо предмета. Каждый участник должен составить звуковую схему этого слова. Выполненные работы передаются жюри для проверки и подведения итогов.

Игра со зрителями « Отгадай словечко»

Л о г о п е д. Вы должны отгадать, какое слово я задумала по первому слогу Например, «Ка-» и т.д.

Конкурс второй «Кто лучше умеет читать»

Команда детей отгадывает загадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

                                    (Сом)

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.

                                      (Кот)

Про меня говорят, будто пячусь я назад,

 Не назад, а вперед, только задом наперед.

                                        (Рак)

Скинули с Егорушки золотые перышки, -

Заставил Егорушка плакать и без горюшка.

                                         (Лук)

Сероват, зубаст, по полям, лугам рыщет, телят, ягнят ищет.

                                          (Волк)

Восемь ног, как восемь рук вышивает шелком круг.

Мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк.

                                          (Паук)

По мере отгадывания дети заполняют кроссворд словами-отгадками.

Л о г о п е д. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д е т и. Сорока.

Команда родителей читают предложения по карточкам, раскрывая скобки.

     Мама (одевать, надевать) новое пальто.

     В зоопарке среди львов (волки, медведи, лось) можно увидеть разнообразных (курица).

     Вова (класть, ложить), пожалуйста, книгу на место.

     Марина Ивановна услышала, как в соседней комнате (звонить)  телефон.

     В магазине «Одежда» большой выбор (чулки, носки).

     На полях убрали урожай (лук, морковь, свекла).

Жюри подводит итоги. Дети подготовительной к школе группе читают стихотворения А. Шибаева «Слова-близнецы».

 Норка вылезла из норки

 И пошла к знакомой норке,

 В норку норкину вошла

 Норку в норке не нашла.

 Если в норке нету норки,

 Может норка возле норки:

 Нет нигде, пропал и след.

 НОРКА – здесь, а НОРКИ – нет!

 - Кто вы?

 - Мы ЛИСИЧКИ, дружные сестрички.

 - Ну а вы-то кто же?

 - Мы ЛИСИЧКИ тоже.

 - Как, с одной-то лапкой?

 - Нет, еще со шляпкой.

 

 На лугу поспела КАШКА,

 Кашку ест корова Машка.

 Машке нравится обед;

 Ничего вкуснее нет.

 Барашки! Барашки!
Барашки на речке!

 - Какие барашки?

 Спросили овечки.

 -Какие барашки?

  Ну, где они, где?

 БАРАШКИ не могут

 Ходить по воде!

 Но пенятся, пенятся

 Волны - кудряшки.

 На речке БАРАШКИ,

 Барашки, барашки.

Конкурс третий «Подбираем слова»  

Дети подбирают антонимы (Игра «Наоборот»), родители – синонимы (Игра «Скажи по-другому»).

Старый - … ;         Большой - … ;        Неряшливый - … ;           Разговаривать - … ;

Трусливый - … ;       Плакать - … ;        Спускаться - … .

 

Конкурс четвертый «Говорим образно и точно»

Л о г о п е д.  Дети, как объяснить значение словосочетаний.

  1. Бегать, высунув язык.
  2. Витать в облаках.
  3. Глаза разбежались.
  4. Голодный, как собака.
  5. Трещать, как сорока.
  6. За тридевять земель.
  7. Клевать носом.

Родители должны заменить одним предложением  - фразеологизмом.

  1. Что-то небольшое по размерам, величине,  очень маленькое. (С гулькин нос.)
  2. Человек сам знает, как поступать, не нуждается в чьих-либо указаниях. (Сами с усами.)
  3. Сильно бояться, волноваться,  дрожать от страха.  (Дрожать как осиновый лист.)
  4. Браться сразу за два дела, и ни одного не закончить. (За двумя зайцами …).
  5. Говорить какую-нибудь нелепицу, ерунду, бессмыслицу, обманывать. (Вешать лапшу на уши.)
  6. Обычно говорят о ребенке, когда хотят подчеркнуть, что он не только мал ростом, но и ум у него невелик. (От горшка два вершка.)
  7. Дать себя обмануть,  перехитрить. (Попался на удочку.)

Жюри подводит итоги. Музыкальная пауза. Песенка «Красной Шапочки».

Л о г о п е д.   К нам в гости пришла Красная Шапочка . Она открывает новый конкурс.

Конкурс пятый «Литературный»

Л о г о п е д. Определить, из какого произведения отрывок?

Детям:

- По тропе, шагая бодро, сами воду тащат ведра;

- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке;

- Красная девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка;

- А дорога далека, а корзина нелегка. Сяду на пенек, съем пирожок.

Родителям:

- В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие.

- Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег, конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно хотелось спать.  (Р. Распе.)

- В 7 часов 32 минуты утра веселый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика 6 класса  Вольки Костылева.  (Лазарь Иосифович Лагин (Гинзбург)).

- Жил на свете шарманщик. Звали его Карло.

Детям: «Кто есть кто?» (человек, животное, птица).

- Мойдодыр;

-Матроскин;

- Гена;

- Дядя Федор.

Родителям: «Трудный путь».

На ком или на чем совершали эти путешествия:

- Элли в волшебную страну?

- Мальчик Нильс из маленькой шведской деревушки?

- Лягушка на юг?

- Капитан Врунгель вокруг света?

Итог занятия

Жюри подводит итоги за конкурс и общий итог.

Логопед вручает призы, благодарит детей и родителей за участие.

Список используемой и рекомендуемой литературы

    Большая книга стихов для чтения в детском саду/Сост. Э.И. Иванова, И.П.Токмакова, М., 2000.

    Как хорошо уметь читать: Занимательная азбука. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц-турнир между родителями и детьми. Тема: "Знатоки искусства".

Цель:•    Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному,творческому взаимодействию: родители - дети - педагог, используя форму соревнованияизобразите...

"Олимпийские весёлые старты" (спортивные соревнования между педагогами и детьми)

           Цели: 1.     Пропаганда здорового образа жизни.2.      Повышение интереса взрослых и детей  к физкульт...

Занятие по родному языку "Блокада нашего города, 65-я годовщина прорыва блокады"

Дать детям знания и представления по данной теме, объяснить смысл слова "блокада". Вызвать чувство сострадания к людям, гордость и переживание за родной город....

Сценарий соревнований между родителями и сотрудниками детского сада "Весенняя капель"

Сценарий соревнования между родителями, сотрудниками  «Весенняя капель». Цели: создание условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера (...

Деловая игра с родителями. Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"

Тема "Воспитание положительных взаимоотношений между родителями и детьми"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Что дает ребенку знания родного языка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Что дает ребенку знания родного языка»...