Собственная методическая разработка "Сказочная страна" для работы с детьми с нарушением речи
методическая разработка по логопедии
Собственная методическая разработка по устранению звукопроизношения у детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tekhnologiya1.doc | 632.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«В стране сказок»
Разработала
Бугакина Н.Н.
Санкт-Петербург
2014 г.
Методическая разработка «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная технология основана на использовании сказкотерапии в рамках логопедического занятия.
Как правило, дети с нарушениями речи отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Решить эти проблемы во время занятия и помогает сказка, она создает психологический комфорт, снимает напряжение и тревожность. Сказка увлекает, будит фантазию - ребенок включается в коррекционный процесс.
В ходе занятия создаются эмоционально напряженные ситуации, разрешение которых требует от ребенка речевой активности (например, ребенок должен отгадать загадки, чтобы Баба- Яга отпустила Василису Прекрасную).
Занятия со сказочным сюжетом позволяют решать разнообразные задачи: совершенствовать речь, слуховое и зрительное восприятие, развивать мелкую моторику, познавательную сферу ребенка.
Во время занятия используется вся площадь логопедического кабинета, дети танцуют, играют, «летают» и «плавают» вместе со сказочными персонажами. На занятии используются нетрадиционные методы: ароматерапия (масла сладкого апельсина и лимона снимают усталость, поднимают настроение, масла лаванды и чайного дерева повышают интеллектуальную работоспособность детей); элементы музыкотерапии (прослушивание музыкальных произведении, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, использование музыки как мягкого, ненавязчивого фона)
На логопедических занятиях можно использовать знакомые ребенку сказки, а можно придумать новую сказку с персонажем эмоционально привлекательным для ребенка (это может быть игрушка, герой мультфильма, домашнее животное).
Сказку можно драматизировать с помощью игрушек или обратится к помощи современных компьютерных программ.
Занятие начинается с определенного ритуала, например, чтобы попасть в сказку нужно произнести «волшебные» слова, выполнить определенные действия. Погрузить детей в сказочную атмосферу помогает музыка, изменение освещения, эмоциональная насыщенность речи логопеда.
Педагог рассказывает и показывает детям сказку, вовлекает детей в игры, игровые упражнения, использует элементы драматизации, подвижные игры, дыхательную гимнастику. В конце занятия совершается ритуал «возвращения» в детский сад.
Главная цель педагогической технологии «Сказочная страна» : комплексное решение задач преодоления нарушений речи на основе сказкотерапии.
Она позволяет решать следующие задачи:
- Повышение интереса к логопедическим занятием
- Снижение времени затрачиваемого на коррекционную работу
- Обеспечение более высокого уровня развития ребенка
- Выработка умения осмысливать содержание литературных произведений
- Обогащение речи образными выражениями, развитие словесного творчества
- Раскрепощение и создание эмоционального благополучия
- Стимуляция памяти, внимания, мышления, воображения детей.
Пути реализации:
- Разработка циклов занятий со сказочным сюжетом на разных этапах коррекционного процесса
- Разработка игр и пособий со сказочным сюжетом, повышающих интерес к занятиям
Технология ориентируется на реализацию следующих принципов
- Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий, что позволяет увеличивать объём работы и усложнять задания в случае положительной динамики работы. Этот принцип реализуется в полной мере в случае овладения ребёнком умением на высоком уровне.
- Принцип доступности заданий – задания для детей подбираются в соответствии с их возрастными, умственными и физическими возможностями.
- Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю. Данный принцип обеспечивает планомерную работу с ребёнком, постоянство занятий, что позволяет добиться положительных результатов, так как ребёнок привыкает к занятиям и последовательно повышает уровень выполнения заданий. Чем дольше проводится работа, тем она эффективнее.
- Принцип закрепления усвоенного материала с привлечением родителей. Данный принцип позволяет закрепить и усовершенствовать полученные умения и навыки не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях с родителями, что позволяет автоматизировать навык и применять его в дальнейшем обучении.
- Принцип наглядности обеспечивает более точное выполнение задания ребёнком с помощью образца, показанного логопедом – наглядной демонстрации выполнения задания, что исключает ошибки выполнения задания у ребёнка. Так же широко используется наглядно-образный материал в виде картинок, схем, плакатов.
- Принцип научности – во время занятия логопед, используя подобранные материалы, даёт так же ребёнку и знания об окружающем мире, развивает и познавательную и умственную сферу ребёнка.
- Онтогенетический принцип - разработка технологии коррекционно-логопедического воздействия ведётся с учётом последовательности появления форм и функций речи, а так же видов деятельности ребёнка в онтогенезе.
- Принцип деятельностного подхода – работа осуществляется с учётом ведущей деятельности ребёнка.
Технология предусматривает использование «сказочных» занятий, на всех этапах работы с детьми:
На этапе постановки звука дети знакомятся со Звукоежкой, который украл у них звук, и пытаются его победить. Или отправляются в сказочное путешествие по стране Красивой Речи, а иногда встречают симпатичного героя знакомой сказки и учатся произносить звук вместе с ним.
На этапе автоматизации дети продолжают путешествовать по сказкам. На этом этапе широко используются мнемотаблицы. По ним дети пересказывают знакомые сказки и литературные произведения. Использование мнемотаблиц позволяет закрепить правильное произношение звуков, формировать навыки самоконтроля, учит отделять главное от второстепенного и грамотно излагать свои мысли
На этапе дифференциации продолжаются сказочные путешествия. Дети учатся самостоятельно придумывать сказки и рассказы. Мы составляем сказки по образцу, по алгоритму, по заданному началу, по картине и серии картин, по представлению.
Технология «Сказочная страна» предусматривает дифференцированный подход к детям, учет их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей.
Работа с родителями предполагает пропаганду педагогических знаний,
освещение вопросов организации домашней работы с ребенком
Работа с педагогами заключается в проведении консультаций «Развивающие сказки», «Комплексные занятия в детском саду»
Особенности технологии «Сказочная страна»
- Использование нетрадиционных методов на логопедическом занятии
- Использование комплексных занятий
- Широко используются символьные методики, что позволяет повысить эффективность коррекционного процесса
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях позволяет ребенку проникать в жизненные ситуации и видеть их такими, какими они предстают через сюжетные завязки, характеры героев, их настроение. Сказка воспитывает детей, раскрывает их потенциал, придает уверенность в своих силах.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к логопедическим занятием
- Снижение времени затрачиваемого на коррекционную работу
- Более высокий уровень развития ребенка
- Выработка умения осмысливать содержание литературных произведений
- Обогащение речи образными выражениями, развитие словесного творчества
- Раскрепощение и создание эмоционального благополучия
- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения детей
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Название | Тема | Художественно-творческий материал | |
Зрительный ряд | Литературный ряд | ||
«Приключения Торопыжки» | Постановка звука р | Ил. к кн. С.Волкова «Про правила дорожного движения» | Отрывки из кн. С. Волкова «Про правила дорожного движения» |
«Приключения Фунтика» | Постановка р | Иллюстрации к кн В. Шульжик «Неуловимый фунтик» | Отрывки из кн. В. Шульжик «Неуловимый Фунтик» |
«Стоит в поле теремок» | Постановка с | Ил. к сказке «Теремок» | Сказка «Теремок» |
«Здравствуй Змейка, как живешь?» | Постановка ш | Игрушка змейка | Загадка о змейке |
«Встреча с Буквоежкой» | Постановка л | Игрушка «Буквоежка» | - |
«Путешествие в Африку» | Автоматизация р | Иллюстрации к рассказу «Африка» | Отрывки из рассказа Жуковой «Африка» |
«Путешествие по стране красивой речи. Город С» | Автоматизация с | Презентация Power Point | - |
«Путешествие по стране красивой речи. Город Ш» | Автоматизация ш | Презентация Power Point | - |
Путешествие в сказку «У солнышка в гостях» | Автоматизация ш | Мнеморяд по сказке | Сказка «У солнышка в гостях» |
Ворона и рак | Автоматизация р | Иллюстрации к басне «Ворона и рак» | Л. Толстой «Ворона и рак» |
Путешествие в солнечный город | Дифференциация р-рь | Иллюстрации к кн. «Незнайка в Солнечном городе» | Отрывки из кн. Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» |
«Мишкины Шишки» | Дифференциация с- ш | Иллюстрации к кн. Драгунского «Заколдованная буква» | Рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» |
«Зимняя сказка» | Дифференциация р-рь | Иллюстрация к сказке | Сказка «Два Мороза» |
Путешествие в сказку «Игрушечный Петушок» | Дифференциация с-ш | Мнеморяд по сказке | Сказка Г. Куприянова «Игрушечный петушок» |
«В зоопарк» | Дифференциация р-л, рь-ль | Шапочки персонажей | Отрывки из кн. Сладкова «Диалоги о животных» |
Путешествие в сказку «Петушок и бобовое зернышко» | Дифференциация р-рь | Мнеморяд по сказке | Сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
Путешествие в сказку «Рукавичка» | Дифференциация р -рь | Мнеморяд по сказке | Сказка «Рукавичка» |
Путешествие в сказку «Коза- Дереза» | Дифференциация с-з | Мнеморяд по сказке | Сказка «Коза – дереза» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Большова Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.испр.- СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2005.- 96с.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера, 2008.-64с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400с.
- Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике./Сост.Р.Б.Кузьмина, М.А. Капустина.-Чебоксары: «КЛИО», 1998.
- Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю., Солошко О.П. Логопедия для дошкольников: Альбом 1. –М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 80с.:
Приложение 1
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Путешествие в страну правильной речи. Город С»
Тема занятия: Автоматизация звука [с] в словах и предложениях
Вид занятия: занятие по автоматизации звука.
Место занятия в цепи занятий: 4 занятие по автоматизации звука.
Форма занятия: индивидуальное или микрогрупповое
Цель занятия: закрепление правильной артикуляции звука [с] в словах и предложениях
Задачи:
посредством специальных упражнений развивать
- речевую моторику,
- фонематическое восприятие и фонематический анализ, умение находить место звука [с] в слогах и словах;
- Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением
- Развивать мышление, внимание, мелкую моторику
Оборудование: индивидуальные зеркала, игра «Путешествие», счетные палочки, компьютер, презентация Power Point
Ход занятия
- Организационный момент. Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по «Стране красивой речи» и побываем в городе С. Но перед тем как отправится в путешествие нужно выполнить гимнастику для язычка
- Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Забор», Лопата», «Желобок».
Слайд 1 презентации Power Point - (на слайде фотографии упражнений)
- Ну вот, теперь можно отправляться в путь! Чтобы попасть в город С, нужно пройти по этой дорожке, и назвать правильно все предметы, которые нарисованы на кирпичиках
«Дорожка» представляет собой модификацию любимой деткой игры «путешествие». На каждом «кирпичике» дорожки нарисован предмет в названии которого есть звук с, ребенок должен его назвать и определить место звука в слове. Кроме «кирпичиков» с рисунками на дорожке есть пустые «кирпичики» попав на него ребенок должен самостоятельно придумать слово со звуком с.
- Вот мы и пришли к воротам города С. Чтобы их открыть нам нужно расшифровать рисунки на створках ворот
(Слайд 2) Дети называют наложенные друг на друга контурные рисунки- сова, собака, носорог, совок, сарафан
- Ворота открылись, и мы попали в город! А в городе проходит выставка знаменитого художника Свистулькина. Давайте посмотрим на его картины
(Слайд 3). Посмотрите, ребята, мне кажется, художник Свистулькин что-то напутал! Давайте найдем ошибки.
Дети отвечают:
- Художник Свистулькин забыл нарисовать собаке нос.
- Художник Свистулькин забыл нарисовать коляске колеса
- Художник Свистулькин забыл нарисовать стрелки часам
- Художник Свистулькин забыл нарисовать Буратино нос
- Художник Свистулькин забыл нарисовать слону хвост
- Художник Свистулькин забыл нарисовать пылесосу шланг
- Посмотрите , как много людей пришло на выставку! (Слайд 4). Давайте попробуем отгадать, где здесь жители, а где гости города С. В именах жителей города С, обязательно есть звук с. Я буду называть имя человечка, а вы говорите, живет он в городе С или нет.
- Соня
- Вова
- Слава
- Коля
- Света
- Стас
- Зоя
- Саня
- Молодцы! Давайте продолжим нашу прогулку по городу! Давайте зайдем в продуктовый магазин. Интересно, что в нем продается? (Слайд 5)
Дети отвечают на вопросы логопеда:
- Что стоит на средней полке? (На средней полке стоят соки и сахар)
- Что стоит справа от кваса (Справа от кваса стоит масло)
- Что стоит на нижней полке? (На нижней полке стоят кексы, соль и морс)
- Ой, посмотрите, сломался мост через речку Свистелку (Слайд 6). Давайте поможем жителям города его отремонтировать! Но сделать это не так то просто. Перед тем как положить новое бревнышко, нужно обязательно придумать слово со звуком с.
Логопед раздает детям счетные палочки они выкладывают «мост» произнося на каждую палочку слово со звуком с.
- Молодцы! Какие красивые мосты вы построили! Жителям города С они очень понравились! А нам пора возвращаться в детским сад, давайте попрощаемся с жителями города, и пообещаем, что всегда будем стараться произносить звук с правильно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»
Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...
План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устно...