Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи различной этиологии и степени выраженности.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Трухина Наталья Сергеевна

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста в решении вопросов коррекции и развития коммуникативных и социальных навыков, устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моторная алалия

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать общую  моторику.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать артикуляционную моторику (преодоление моторной апраксии), речевое дыхание.
  4. Формировать коммуникативное намерение, преодолевать речевой негативизм.
  5. Развивать интерес к играм, игрушкам, формировать игровые действия.
  6. Расширять и уточнять импрессивную речь на номинативно-предикативном уровне.
  7. Развивать экспрессивную речь (номинативно-предикативную)
  8. Формировать у ребенка прочную ассоциацию речевого общения: желание-просьба-результат.
  1. Учить ребенка повторять за взрослым движения с помощью определенного ритма, стихов, песен.
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка при помощи игр с мозаикой, пирамидками, пазлами.
  3. Мотивировать ребенка на общение со взрослыми и детьми, поощрять желание общаться (в том числе с использованием мимики и жестов), использовать при этом разную интонацию.
  4. Привлекать ребенка в игру, показывать игровые действия с разными игрушками, предметами.
  5. Для общения с ребенком использовать простую фразу (существительное +глагол, учить называть предметы бытового окружения и действия с ними, использовать ритмические фразы (стихи, песни).
  6. Регулярно выполнять рекомендации и задания учителя-логопеда.
  7. Наблюдение врача-невролога.
  8. Консультация врача-психиатра.

                                     

Сенсорная алалия

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать общую моторику.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать артикуляционную моторику (преодоление моторной апраксии), речевое дыхание.
  4. Формировать коммуникативное намерение, преодолевать речевой негативизм, учить использовать для общения жесты и мимику.
  5. Развивать слуховое восприятие с использованием акустической зарядки на неречевых звуках, речевых звуках с использованием букв и слов.
  6. Развивать  слуховое внимание, понимание обращенной речи, преодоление эхолалий.
  7. Наполнять, уточнять и актуализировать  пассивный словарь ребенка стандартизированными инструкциями с наращиванием логической цепочки.

  1. Развивать моторику пальцев рук ребенка, общих движений тела по образцу, без использования речи, чтобы не нарушить понимание инструкции.
  2. Выполнять акустическую зарядку по заданию учителя-логопеда.
  3. Мотивировать ребенка на общение со взрослыми и детьми, поощрять желание общаться (в том числе с использованием мимики и жестов), использовать при этом разную интонацию.
  4.  Привлекать ребенка в игру, показывать игровые действия с разными игрушками, предметами.
  5. Работать над восприятием стандартизированных инструкций по заданию учителя-логопеда.
  6. Регулярно выполнять рекомендации и задания учителя-логопеда.
  7. Наблюдение врача-невролога.
  8. Консультация врача-психиатра.

Задержка речевого развития.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать  общую моторику, совершенствовать основные движения.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Формировать психологическую базу речи (развивать слуховое восприятие, внимание, память).
  4. Мотивировать на речевое общение, побуждать к речи.
  5. Развивать импрессивную сторону речи.
  6. Развивать  и совершенствовать ориентировочную деятельность.
  7. Развивать экспрессивную речь как средство общения.
  8. Чтение художественных произведений (по возрасту).

  1. Развивать физическую активность ребенка  (гимнастика, подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью настольных игр (кубики, крупная мозаика, пирамидки и т.п.)
  3. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  4. Научить ребенка слушать окружающих, активизируя и развивая произвольное внимание.
  5. Развивать понимание речи (накапливать словарный запас), уточнять названия, назначения предметов.
  6. Мотивировать и поощрять ребенка на речевое общение со взрослыми и с детьми.
  7. Приучать ребенка слушать чтение книг, сопровождать чтение игровыми действиями, рассматриванием иллюстраций, договариванием слов, фраз (знакомых).
  8. Наблюдение врача-невролога.
  9. Консультация врача-психиатра.

Общее недоразвитие речи I уровня.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать  общую моторику.
  2. Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики.
  3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  4. Формировать психологическую базу речи (развивать слуховое восприятие, внимание, память).
  5. Мотивировать на речевое общение, побуждать к речи.
  6. Развивать импрессивную сторону речи, воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
  7. Развивать  активную подражательную речевую деятельность.
  8. Развивать экспрессивную речь как средство общения (отвечать на простые вопросы одним словом или фразой из 2 слов без использования жеста).
  9. Чтение художественных произведений (по возрасту).

  1. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью настольных игр (кубики, мозаика, пирамидки, пазлы и т.п.)
  3. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  4. Включать речь во все виды деятельности.
  5. Научить ребенка слушать окружающих, активизируя и развивая произвольное внимание.
  6. Развивать понимание речи (накапливать словарный запас), уточнять названия, назначения предметов.
  7. Мотивировать и поощрять ребенка на речевое общение со взрослыми и с детьми.
  8. Приучать ребенка слушать чтение книг, сопровождать чтение игровыми действиями, рассматриванием иллюстраций, договариванием слов, фраз (знакомых).
  9. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  10. Наблюдение врача-невролога.
  11. Консультация врача-психиатра.

Общее недоразвитие речи II уровня.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать  общую моторику.
  2. Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики.
  3. Развивать общие речевые навыки: артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  4. Развивать  психологическую базу речи.
  5. Формировать фонематический слух, восприятие.
  6. Формировать начальные навыки звукового анализа.
  7. Развивать звукопроизносительную сторону речи.
  8. Работать над слоговой структурой слова (одно-,

двух-, трехсложные слова).

  1. Развивать импрессивную сторону речи,учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков; формировать понимание обобщающего значения слов).
  2. Активизировать речевую деятельность и развивать лексико-грамматические средства языка.
  3. Развивать самостоятельную фразовую речь, формировать навыки ведения диалога.
  4. Чтение художественных произведений (по возрасту). Учить ребенка отвечать на простые вопросы по прочитанному тексту.

  1. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью настольных игр (кубики, мозаика, пирамидки, пазлы и т.п.)
  3. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  4. Включать речь во все виды деятельности.
  5. Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную речь.
  6. Мотивировать и поощрять ребенка на речевое общение со взрослыми и с детьми.
  7. Приучать ребенка слушать чтение книг, отвечать на простые вопросы по содержанию прочитанного, заучивать короткие двустишия, потешки.
  8. Вести с ребенком простой диалог, используя словосочетания и простые нераспространенные предложения.
  9. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  10. Наблюдение врача-невролога.
  11. Консультация врача-психиатра.

Общее недоразвитие речи III уровня

( дошкольный возраст).

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать  общую моторику.
  2. Развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики.
  3. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  4. Совершенствовать  психологическую базу речи.
  5. Развивать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  6. Корригировать звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация).
  7. Работать над слоговой структурой сложных слов.
  8. Развивать лексико-грамматические средства языка с использованием всех частей речи.
  9. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь, учить составлять рассказы по сюжетной картине, серии картин.
  10. Чтение художественных произведений (по возрасту), пересказ прочитанного.
  11.  Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.
  1. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.
  3. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  4. Участвовать в автоматизации звуков (контролировать произнесение ребенком поставленных логопедом звуков).
  5. Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, формировать интерес к самостоятельному чтению.
  6. Совершенствовать навык ведения диалога с использованием слов различных лексико-грамматических категорий.
  7. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  8. Наблюдение врача-невролога.
  9. Консультация врача-психиатра.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

1.Развивать  общую, мелкую моторику.

2. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

3. Развивать просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

4.  Совершенствовать  психологическую базу речи.

  1. Развивать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Корригировать звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация).
  3. Формировать готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
  1. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.
  3. Участвовать в автоматизации звуков (контролировать произнесение ребенком поставленных логопедом звуков).
  4. Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, формировать интерес к самостоятельному чтению.
  5. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  6. Наблюдение врача-невролога.

Фонетическое  недоразвитие речи.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

1.Развивать  мелкую моторику.

2. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание.

3. Развивать просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

4.  Совершенствовать  психологическую базу речи.

  1. Совершенствовать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Корригировать звукопроизношение (постановка, автоматизация, дифференциация).
  3.  Формировать готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
  1. Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.
  2. Участвовать в автоматизации звуков (контролировать произнесение ребенком поставленных логопедом звуков).
  3. Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, формировать интерес к самостоятельному чтению.
  4. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  5. Наблюдение врача-невролога.

Фонематическое  недоразвитие речи.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

1.Развивать  мелкую моторику.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. Совершенствовать  психологическую базу речи.

  1. Развивать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Совершенствовать навыки дифференциации оппозиционных фонем.
  3. Формировать готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения на основе полноценного фонематического восприятия.
  1. Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.
  2. Контролировать речь ребенка, обращая внимание на правильное грамматическое оформление, употребляемую лексику, произносительную сторону речи.
  3. Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, формировать интерес к самостоятельному чтению.
  4. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  5. Наблюдение врача-невролога.

Дисграфия.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Ребёнок неправильно произносит звуки, соответственно неправильно их записывает.

Рекомендации для педагогов

  1. Развивать фонематический слуха, зрительное восприятия и память.
  2. Корригировать звукопроизношение.
  3. Развивать звуковой анализ и синтез.
  4. Развивать грамматический строй речи.
  5. Формировать и совершенствовать навык чтения.
  6. Развивать графомоторные навыки, навыки каллиграфии.

Рекомендации для родителей

  1. Контролировать правильное произношение поставленных логопедом звуков речи.
  2. Закреплять  навык самостоятельного чтение ребёнком художественной литературы, наращивать скорость чтения.
  3. Постоянно хвалить ребёнка.
  4. Отрабатывать навыки каллиграфии -  переписывание небольших текстов по клеточкам (в одной клетке – одна буква). Нельзя предлагать упражнения, где требуется исправить ошибки изначально допущенные, т.к. у детей с дисграфией хорошая зрительная память.
  5. Исключить двуязычие.
  6. Выполнять задания учителя-логопеда.
  7. Консультация, наблюдение врачей: окулиста, отоларинголога, невролога, психиатра.

Акустическая дисграфия

Ребёнок правильно произносит звуки речи, но путает их со схожими по звучанию (глухие - твёрдые, нарушает мягкость, заменяет гласные даже в ударном положении). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

Оптическая дисграфия

У ребёнка возникают трудности в написании и различении букв (добавление и пропуск элементов букв, зеркальное письмо букв).

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Проявляется в виде пропусков и повторения целых слов, перестановок слогов и букв местами, слитного письма слов (путают приставки и предлоги, прикрепляют к одному слову часть следующего слова).

Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Выявляется после 1-2 класса, т.к. требует знаний правил  написания слов (например, хороший кошка, красивый солнце). Ребёнок не может правильно склонять по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Наблюдается в двуязычных семьях и когда ребёнок обучается на неродном языке.

Двуязычие.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать импрессивную речь.

2. Развивать  общую, мелкую, артикуляционную моторику, просодику.

3. Развивать  психологическую базу речи.

4. Мотивировать на речевое общение (на русском языке), активизировать речевую деятельность (употребление новых слов).

5. Формировать артикуляцию звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка.

6. Формировать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

6. Формировать лексико-грамматические средства языка.

7. Создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи ребенка на русском языке.

  1. Развивать самостоятельную фразовую речь, формировать навыки ведения диалога.

1.Создать речевое окружение ребенка, исключающее общение на других языках, кроме русского.

2.  Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.

3. Развивать у ребенка умение вслушиваться в обращенную русскую речь.

4. Включать русскую речь во все виды деятельности ребенка.

5. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).

  1. Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью настольных игр.
  2. Приучать ребенка слушать чтение книг на русском языке, отвечать на простые вопросы по содержанию прочитанного.
  3. Приучать ребенка к самостоятельному чтению книг на русском языке.
  4.  Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  5. Наблюдение врача-невролога.
  6. Консультация врача-психиатра.

Общее недоразвитие речи III уровня

( школьный возраст от 7 до 11 лет).

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  2. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
  3. Корригировать звукопроизношение.
  4. Развивать лексико-грамматические средства языка с использованием всех частей речи.
  5. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.
  6. Формировать, развивать навыки общения в учебной ситуации.
  7. Тренировать зрительно-моторную координацию.
  8. Развивать навыки каллиграфии.
  9. Выработать навыки списывания и письма под диктовку (слуховых и графических диктантов).
  10. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки навыков письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.)
  11. Развивать, совершенствовать навыки чтения
  12. Стимулировать учебную мотивацию, познавательную активность.
  13. Развивать навыки самоконтроля.
  14. Осуществлять взаимодействие с родителями ребенка.

  1. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  2.  Контролировать правильное произнесение ребенком поставленных логопедом звуков.
  3. Выполнять задания с ребенком спокойно, без упреков и спешки, чаще хвалить. Никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал или плохо себя чувствует.
  4. Соблюдать гигиену письма (контролировать достаточное освещение, осанку при письме, то, как ребенок держит ручку, располагает лист бумаги на столе).
  5.  Читать, беседовать о прочитанном, стимулировать интерес к самостоятельному чтению.
  6.  Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  7.  Наблюдение врача-невролога.
  8.  Консультация врача-психиатра.

Дисграфия

(школьный возраст от 7 до 11 лет).

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать мелкую, артикуляционную моторику.
  2. Развивать и совершенствовать  навыки слухового восприятия, фонематического, слогового анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
  3. Развивать пространственные, временные представления.
  4. Корригировать звукопроизношение (при артикуляторно-акустической дисграфии).
  5. Развивать  и совершенствовать лексико-грамматические средства языка, связную речь.
  6. Формировать, развивать навыки общения в учебной ситуации.
  7. Тренировать зрительно-моторную координацию, зрительное восприятие и память (зрительный гнозис).
  8. Развивать навыки каллиграфии.
  9. Учить дифференцировать смешиваемые буквы на письме.
  10. Конструирование и реконструирование букв (при оптической дисграфии).
  11. Выработать навыки списывания и письма под диктовку слуховых и графических диктантов (письмо с предварительным проговариванием).
  12. Развивать, совершенствовать навыки чтения
  13. Стимулировать учебную мотивацию, познавательную активность.
  14. Развивать навыки самоконтроля.
  1. Осуществлять взаимодействие с родителями ребенка.

  1. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  2. Исключить двуязычие.
  3.  Контролировать правильное произнесение ребенком поставленных логопедом звуков.
  4. Выполнять задания с ребенком спокойно, без упреков и спешки, чаще хвалить. Никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал или плохо себя чувствует.
  5. Соблюдать гигиену письма (контролировать достаточное освещение, осанку при письме, то, как ребенок держит ручку, располагает лист бумаги на столе).
  6. Подобрать удобную ручку для письма.
  7. Вырезать, лепить буквы из пластилина, теста.
  8. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки.
  9. Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению.
  10. Каждый день писать короткие диктанты карандашом.
  11.  Читать, беседовать о прочитанном, стимулировать интерес к самостоятельному чтению.
  12.  Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  13.  Консультация врача-офтальмолога, сурдолога,  врача-невролога, врача-психиатра.

Дислексия

(школьный возраст от 7 до 11 лет).

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Развивать мелкую, артикуляционную моторику.
  2. Развивать и совершенствовать  навыки слухового восприятия, фонематического, слогового анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
  3. Развивать пространственные  представления.
  4. Развивать  и совершенствовать лексико-грамматические средства языка, связную речь.
  5. Формировать навыки общения со сверстниками, с педагогами.
  6. Развивать зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, зрительное восприятие и память (зрительный гнозис).
  7. Учить дифференцировать смешиваемые буквы на письме.
  8. Конструирование и реконструирование букв.
  9. При обучении чтению использовать приемы мнемотехники.
  10. Развивать, совершенствовать навыки чтения индивидуально (нельзя заставлять дислексиков читать перед классом).
  11. Отказаться от проверок на скорость чтения.
  12. Стимулировать учебную мотивацию, познавательную активность.
  13. Развивать навыки самоконтроля.
  14. Осуществлять взаимодействие с родителями ребенка.

  1. Контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление.
  2. Исключить двуязычие.
  3.  Контролировать правильное произнесение ребенком поставленных логопедом звуков.
  4. Выполнять задания с ребенком спокойно, без упреков и спешки, чаще хвалить. Никогда не занимайтесь с ребенком, если он устал или плохо себя чувствует.
  5. Вырезать, лепить буквы из пластилина, теста.
  6. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  7.  Каждый день читать вслух короткие тексты.
  8. Чтение перед сном.
  9.  Беседовать с ребенком о прочитанном, учить воспринимать информацию на слух, стимулировать интерес к самостоятельному чтению.
  10. Использовать интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, перевертыши, волшебные цепочки и т.п.
  11. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  12.  Консультация врача-офтальмолога, сурдолога,  врача-невролога, врача-психиатра.

Формы дислексии.

  • Фонематическая дислексия (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическая дислексия (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическая дислексия (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическая  дислексия (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическая дислексия (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильная дислексия (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Основные направления в работе по коррекции дислексии:

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.

Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.

При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

При тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Мнемотехнические приемы:

  •    группировка, когда запоминаемый материал делится на группы по два-три изображения;
  •    классификация, предполагающая разбиение запоминаемых изображений на четкие классы: по цвету, форме и т. д.;
  •    ассоциации, когда новый запоминаемый материал напоминает то, что давно хорошо усвоено (сходство букв с реальными предметами: о — обруч, п — перекладина; д — дом);
  •    опоры для запоминания (выделение наиболее информативных элементов букв: щ — петелька внизу справа — «коготок», ё — две точки сверху — «два помпона на шапочке»);
  •    аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях стимулов, в целом различных;
  •    схематизация, когда запоминаемый материал представляется в виде схемы;
  •    достраивание материала, когда запоминаемые стимулы объединяются в целое с помощью каких-либо связок, добавлений и т. д.;
  •    структурирование, когда устанавливается связь внутри запоминаемого материала, в результате чего он начинает восприниматься как единое целое.

Формы дисграфии:

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Ребёнок неправильно произносит звуки, соответственно неправильно их записывает.

Акустическая дисграфия

Ребёнок правильно произносит звуки речи, но путает их со схожими по звучанию (глухие - твёрдые, нарушает мягкость, заменяет гласные даже в ударном положении). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

Оптическая дисграфия

У ребёнка возникают трудности в написании и различении букв (добавление и пропуск элементов букв, зеркальное письмо букв).

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Проявляется в виде пропусков и повторения целых слов, перестановок слогов и букв местами, слитного письма слов (путают приставки и предлоги, прикрепляют к одному слову часть следующего слова).

Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Выявляется после 1-2 класса, т.к. требует знаний правил  написания слов (например, хороший кошка, красивый солнце). Ребёнок не может правильно склонять по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Наблюдается в двуязычных семьях и когда ребёнок обучается на неродном языке.


Ринолалия.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

1. Развивать  общую, мелкую моторику.

2. Развивать артикуляционную моторику.

3. В послеоперационный период развивать

    подвижность мягкого неба.

4. Формировать четкий «ротовой  выдох», (длительную ротовую воздушную струю при произнесении всех звуков речи, кроме носовых).

5. Проводить работу по устранению назального оттенка голоса.

6. Проводить работу по устранению напряжений мимической мускулатуры (в дооперационный период).

7.  Совершенствовать  психологическую базу речи.

  1. Развивать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Формировать полноценную артикуляцию всех звуков.
  3. Развивать лексико-грамматические средства языка.
  4. Развивать связную речь.
  5. Формировать готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
  1. Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).
  2. Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.
  3. Регулярно выполнять дыхательную гимнастику (по рекомендациям учителя-логопеда).
  4. В послеоперационный период проводить массаж органов артикуляции.
  5. Участвовать в автоматизации звуков (контролировать произнесение ребенком поставленных логопедом звуков).
  6.  Контролировать речь ребенка, обращая внимание на правильное грамматическое оформление, употребляемую лексику.
  7. Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, формировать интерес к самостоятельному чтению.
  8. Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.
  9. Наблюдение врача-отолоринголога, врача-невролога.


Заикание.

Рекомендации для педагогов

Рекомендации для родителей

  1. Четко соблюдать режим дня.
  2. Развивать  общую, мелкую артикуляционную моторику.
  3. Вырабатывать правильное речевое дыхание.
  4. Корректировать темпо-ритмическую сторону речи, плавность речи.
  5. Формировать навыки общего и речевого поведения, воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих.
  6. Ограничение речи детей (обеспечение «режима молчания» на начальных этапах).
  7. Создать благоприятные условия для непринужденной речевой практики с использованием наглядной опоры, постепенно повышая речевую активность.
  8. Развивать фонематический слух, восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
  9. Корригировать звукопроизношение.
  10. Развивать лексико-грамматические средства языка.
  11. Развивать экспрессивную сторону речи: диалогическую, монологическую речь; учить планировать свой ответ.
  12. Готовить к овладению элементарными навыками письма и чтения.
  13. Учить сочетать деятельность разного характера.

1.Развивать физическую активность ребенка (гимнастика,     подвижные игры).

2.Развивать моторику пальцев рук ребенка, формировать графомоторные навыки.

3.Контролировать речь ребенка (темп, ритм,  плавность, использование речевых моделей), собственную речь.

4.Участвовать в автоматизации звуков (контролировать произнесение ребенком поставленных логопедом звуков).

5. Заучивать стихи, песни.

6. Устранять в речи детей излишние повторы.

7. Закреплять навыки пользования самостоятельной речью без заикания в разных ситуациях общения.

8.Читать ребенку книги, беседовать о прочитанном, пересказывать.

9.Регулярно выполнять задания учителя-логопеда.

  1.  Наблюдение врача-невролога.
  2. Консультация врача-психиатра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушение речи

Создание определенных условий для исправления речевых нарушений....

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...

Консультация для родителей "Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи дома"

Консультация для родителей"Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи дома"...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Консультация для родителей "Рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи "

здесь родители могут найти некоторые рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи...