Программа кружка "Говорим красиво"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Данная программа составлена для детей 5-7 лет. Кружок опирается на развитие лексико-грамматических категорий и развии связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №69 комбинированного вида»
Дополнительная образовательная программа
кружка «Говорим красиво»
на 2019-2020 учебный год.
Срок реализации – 1 год.
Составила:
Учитель-логопед
Т.С. Герасимова
Ухта,2019г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цель работы кружка | 3 |
Предполагаемые результаты | 4 |
Задачи | 4 |
Учебный план | 5 |
Учебный график | 5 |
Лексические темы | 7 |
Календарно-тематический план | 9 |
Мониторинг овладения детьми целевыми ориентирами | 13 |
Список используемой литературы | 16 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем и старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Так же наблюдается нарушение лексико-грамматического строя речи.
Программа кружка позволяет оказать логопедическую помощь детям 5-7 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.
Программа кружка направлена на развитие лексико-грамматических категорий речи и развитие связной речи у детей 5-7 лет.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для развития у детей 5-7 лет лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания, усидчивости, памяти и мышления, а также творческого воображения.
Задачи:
- пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;
- помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;
- организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;
- развивать чувство уместности высказывания;
- развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
- воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
Срок реализации программы кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Итого в год 68 занятий.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Возраст: 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).
Занятие делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части проводится работа над словарем по лексической теме. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В дидактических играх дети отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т.д. На занятиях по развитию связной речи особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»).
Учебный план
Название кружка | Кол-во в неделю | Кол-во в год | Длительность |
«Говорим красиво» | 2 | 68 | 30 минут |
Учебный график
Неделя | Тема недели | Количество часов | День недели/ время |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки. Диагностика. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ | - | - |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Диагностика. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
Лексические темы на 2019-2020 учебный год
Месяц \уч.неделя\ дата | Тема недели |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки. |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Обобщение. |
Календарно-тематический план занятий кружка
«Говорим красиво» на 2019-2020 учебный год.
Месяц \уч.неделя\ дата | Тема недели | Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки . | Курдвановская Н. тема №8. Предлог НА. Яцель с. 4 | Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану. «Осень пришла» Н.Е. Арбекова с.20 |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. | Образование относительных прилагательных. Предлог ПОД. Яцель с.6 | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.24 |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. | Курдвановская Н. тема №10. Предлог в. Яцель с.9 | Составление рассказа-описания овощей по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.29 |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. | Курдвановская Н. тема №10. Яцель с.11 | Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.33 |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. | Курдвановская Н. тема №10. Предлог из. Яцель с.24 | Составление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану. Н.Е. Арбекова с.40 |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. | Согласование существительных с числительными. Закрепления предлога под | Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам. Н.Е. Арбекова с.44 |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. | Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Курдвановская Н. тема №12. Предлог через. Яцель с.45 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Как помочь птицам зимой?» Н.Е. Арбекова с.78 |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. | Курдвановская Н. тема №11. Курдвановская Н. тема №14. Предлог из, с (со). Яцель с.29 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Н.Е. Арбекова с.146 |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | Курдвановская Н. тема №12. | Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам. Н.Е. Арбекова с.55 |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. | Согласование числительного и существительного в родительном падеже. Курдвановская Н. тема №4. Предлог с/со. Яцель с.27 | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Гомзяк эл.книга РСР зан. №16 |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Курдвановская Н. тема №29. | Составление описательного рассказа с опорой на схему Гомзяк эл.книга РСР зан.№10 |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. | Образование однокоренных слов. Предлоги над, под Курдвановская Н. тема №16. Яцель с.33 | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке(образец-рассказ логопеда) Гомзяк РСР зан.№11 |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. | Образование относительных прилагательных Курдвановская Н. тема №28. Предлог МЕЖДУ Яцель с.43 | Составление рассказа « Как изготавливают мебель» по опорным словам. Гомзяк РСР зан.№13 |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. | Предлог ИЗ-ПОД. Яцель с.34 Закрепления предлога ИЗ. Курдвановская Н. тема №20-21. | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды. Н.Е. Арбекова с.109 |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. | Предлог НА. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. Курдвановская Н. тема №18-19. | Тема: Творческое рассказывание на материале темы «Новый год». |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. | Образование притяжательных прилагательных Курдвановская Н. тема №13. | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» Гомзяк РСР з.15 |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. | Курдвановская Н. тема №5. | Пересказ диалога в драматизации рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. | Существительные в форме творительного падежа | Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах. Н.Е. Арбекова с.81 |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. | Притяжательные прилагательные. Закрепление предлога В. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Гомзяк РСР з.18 |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества | Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. Курдвановская Н. тема №24-25. | Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану. Н.Е. Арбекова с.97 |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения | Употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени. Курдвановская Н. тема №36. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта | Образование однокоренных слов. Курдвановская Н. тема №27. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» с придумыванием предшествующих и последующих событий. Гомзяк РСР з.22 |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. | Предлог НАД. Яцель с. 30 Курдвановская Н. тема №30. | Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий. Гомзяк РСР з.24 |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. | Существительные множественного числа, родительного падежа. Курдвановская Н. тема №22-23. | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Гомзяк РСР з.20 |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. | Изменение глаголов по временам. Курдвановская Н. тема №31. | Составление рассказа «Скворцы прилетели» по серии сюжетных картинок. Н.Е. Арбекова с.132 |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. | Предлог ОКОЛО. Образование синонимических рядов. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» Гомзяк РСР з.27 |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. | Предлоги К-ОТ. Подбор прилагательных к существительным. | Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. Н.Е. Арбекова с.126 |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. | Образование существительных от глаголов. Курдвановская Н. тема №24-25. | Составление мини-рассказов «Все профессии важны. Все профессии нужны». Конспект |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. | Предлог НА. Курдвановская Н. тема №32. | Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Ппохождение жука-носорога». Н.Е. Арбекова с.139 |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. | Закрепление предлогов ИЗ, МЕЖДУ. Относительные прилагательные. Курдвановская Н. тема №33-34. | Составление рассказа – описания. Конспект |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Курдвановская Н. тема №33-34. | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» по рисуночному плану Конспект |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. | Закрепление предлога НА, ИЗ-ЗА. Курдвановская Н. тема №36. | Пересказ румынской сказки «Ромашка» по рисуночному плану. Н.Е. Арбекова с.142 |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. | Развитие навыков словообразование. Дифференциация предлогов НАД-ПОД. Яцель с.33 | Проведение викторины о школе и о школьных принадлежностях. Н.Е. Арбекова с.149 |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Обобщение. | Прилагательные сравнительной степени. Курдвановская Н. тема №3. | Составление рассказа «Как я проведу лето» Гомзяк РСР з.32 |
Мониторинг овладения детьми целевыми ориентирами
Обследование грамматического строя речи
Количество баллов по каждому номеру. | ||||||||||||
ФИО | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 |
№1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа. (стол-столы, дом-дома, лист-листья).
№2. Исследование образования существительных в косвенных падежах. (У меня есть карандаш, кукла. У меня нет карандаша, куклы. Я рисую... Папа пишет о...).
№3. Исследование образования существительных род.пад. мн.числа. (Шар — нет шаров, стол- нет столов, …).
№4. Исследование употребления предлогов. (В, на, под. над, за, перед, около).
№5. Исследование согласования числительного с существительным. (Дом — два дома — пять домов).
№6. Исследование согласования прилагательного с существительным.
№7. Исследование образования названий детенышей.
№8. Исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
№9. Исследование образования относительных прилагательных от существительных. (Дерево — деревянный; резина, металл, бумага, солома, мех, кирпич, снег, пух, брусника, шерсть, черника).
№10. Исследование притяжательных прилагательных.
№11. Исследование образования глаголов совершенного вида (рисовал-нарисовал, писал, делал, сорвал).
По результатам обследования грамматического строя определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень (средний, 3 балла) — грамматический строй имеет отклонен ия от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2 заданий.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Обследование связной речи
Количество баллов по каждому номеру. | |||
ФИО | Исследование пересказа | Исследование составления рассказа по сюжетной картинке. | Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок. |
По результатам обследования связной речи определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — ребенок не владеет связной речью. Задание не выполнено.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— пересказ составлен по наводящим вопросам. Связанность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Третий уровень (средний, 3 балла) — используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — ребенок владеет связной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Список используемой литературы
- Курдвановская Н. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-172с.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.
- Н.В. Нищева Формирование грамматического строя речи. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ с 4 до 7 лет.
- В.В.Коваленко, С.В.Коваленко АНТОНИМЫ КАРТИННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий и игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: С,ИЗ,У,ЗА,НАД. Игра-лого.
- И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, К, ОТ. Игра-лого.
- Телепень Т.С. Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-88737-1424632739.jpg)
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".
Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте «Говорю красиво»(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет, имеющим диагноз ФФН,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-690055-1604125065.png)
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-690055-1604125065.png)
Программа углубленного изучения «КРАСИВАЯ РЕЧЬ»
Ни для кого, не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у многих детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Мно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-737564-1516740898.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".
Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-848183-1479266554.jpg)
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"
Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/23/picture-135275-1619175915.jpg)
Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-881534-1544204289.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму....