Программа углубленного изучения «КРАСИВАЯ РЕЧЬ»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Ни для кого, не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у многих детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас.
Наряду с поиском новых современных моделей воспитания и обучения детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Использование устного народного творчества, наряду с современными методами улучшает речь дошкольников, повышает уровень: познавательный, коммукативных и творческих способностей.
Опираясь на уже существующие парциальные программы «Истоки», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой и М. Михеевой; «Наследие» М. Новицкой и Е. Соловьёвой. Я разработала свою программу, в которой приоритетным направлением является влияние русского народного творчества на развитие речи дошкольников, на её образность лаконичность, так как оно является – важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, уникальным средством воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uglublennogo_izucheniya_krasivaya_rech.docx | 80.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №46 «Незабудка»
п. Серебряный Бор Нерюнгринского района
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании педагогического совета
Протокол от _____________№___
ПРОГРАММА УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ «КРАСИВАЯ РЕЧЬ»
ПО ВЛИЯНИЮ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа рассчитана на детей 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Направление: художественно-речевое
Воспитатель: Миронова Татьяна Борисовна
2013 год
п. Серебряный Бор
«Не условным звукам только учится ребёнок,
изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь
и силу из родной груди родного слова»
К. Д. Ушинский
Пояснительная записка
Ни для кого, не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у многих детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас.
Наряду с поиском новых современных моделей воспитания и обучения детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Использование устного народного творчества, наряду с современными методами улучшает речь дошкольников, повышает уровень: познавательный, коммукативных и творческих способностей.
Опираясь на уже существующие парциальные программы «Истоки», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Князевой и М. Михеевой; «Наследие» М. Новицкой и Е. Соловьёвой. Я разработала свою программу, в которой приоритетным направлением является влияние русского народного творчества на развитие речи дошкольников, на её образность лаконичность, так как оно является – важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, уникальным средством воспитания.
Актуальность и новизна
Состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах; развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы дошкольников. Данная программа предполагает, что дети более глубоко и осознано, будут знакомиться с устным народным творчеством, научатся различать фольклорные жанры, будут использовать их в своей речи, и тем самым дошкольники не будут испытывать большие трудности в овладении русского языка в школе.
Цель
Научить детей использовать в речи выразительные средства языка, средства образности.
Задачи
Образовательная – поиск путей формирования образной речи дошкольников на основе использования различных жанров русского народного творчества.
Развивающая – развивать наблюдательность, красивую лаконичную речь.
Воспитательная –воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение, чувство прекрасного, расширить представление о добре, зле, красоте.
Организационные условия реализации программы
Программа включает обучение по следующим разделам:
- Детский фольклор (игры, песни, танцы и т.д.);
- Устное народное творчество;
- Русский быт, обычаи и обряды.
Основные методы
- Словесные методы обучения:
- Устное изложение;
- Беседа;
- Анализ.
- Наглядные методы обучения:
- Показ видеоматериалов, иллюстраций;
- Показ исполнения педагогом;
- Наблюдение.
- Практические методы:
- Работа по образцу;
- Тренинг;
- Репетиции.
Формы проведения
- Занятия: тематические, сюжетные, комплексные;
- Праздники, развлечения;
- Совместная деятельность;
- Просмотр видео;
- Слушание;
- Викторины, КВН.
Условия реализации программы
- Возраст детей: от 6 до 7 лет.
- Сроки реализации: 1 год.
- Режим занятия: II половина дня; 35 минут.
- Условия набора: дети с недостаточно развитой речью.
Формы оценки качества знаний
- Итоговые занятия, КВН;
- Тестирования;
- Викторина;
- Праздник.
Ожидаемые результаты
К концу курса обучения дети должны знать:
- Песенки; пословицы, поговорки; скороговорки; считалки; сказки; фразеологизмы;
- Различия русских фольклорных жанров;
- Предметы народного быта;
- Названия русских народных музыкальных инструментов.
Должны уметь:
- Выразительно рассказывать русские народные сказки, используя разные интонации, жесты, мимику;
- Использовать знания содержания сказок в самостоятельных играх, в играх-драматизациях, пальчиковых, настольных играх и др.;
- Проводить русские народные игры, водить хороводы;
- Применять приобретенные знания всех жанров русского народного фольклора в повседневной жизни, в свободном общении.
Учебно-тематический план
Раздел | Количество занятий |
Прибаутки, потешки, колыбельные песенки | 4 |
Считалки, загадки, скороговорки | 4 |
Русские народные детские игры и хороводы | 4 |
Пословицы, поговорки | 5 |
Сказки | 7 |
Фразеологизмы (крылатые выражения) | 3 |
Заклички, приговорки | 3 |
Небылицы, перевёртыши | 3 |
Частушки, русские народные песни | 3 |
Итого: | 36 |
Календарно-тематическое планирование
Перечень методического обеспечения
Перечень материального обеспечения
- ТСО;
- Декорации, костюмы;
- Музыкальные инструменты.
Список используемой литературы (основной – для педагогов)
- О. Князева, М. Маханева, Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», СПБ., 1998
- О.С.Ушаков, Н.В.Гавриш, Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Сфера, М., 2009.
- И.А.Мазнин, 500 скороговорок, пословиц, поговорок. Сфера, М., 2005.
- В.Г.Кошечкина, Загадки. Русич, Смоленск, 2002.
- В.В.Иванов, Ладушки. Омега, М., 2000.
- Г.Науменко, Березовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы. Детская литература, М., 1980.
- О.П.Власенко, Г.П.Попова, Весну привечаем, весело встречаем. Учитель, Волгоград, 2005.
- Л.Яхнин, Потешки. Эксмо, Тверь, 2003.
- М. Новицкая и Е. Соловьёва, Наследие, М., 2003.
- «Весёлая ярмарка» Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста» Смоленск, 1998
Дополнительный список литературы (рекомендован для детей и родителей)
- Г.Н.Губанова, Книга для чтения от 1 до 7 лет. АСТ, М., 2006.
- В.Г.Кошечкина, Любимые страницы: загадки, скороговорки, считалки. Русич, Смоленск, 1999.
- В.Волина, Зимние потешки. Дидактика Плюс, СПБ., 1998.
- «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор» М., 1999.
- «Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах» М., 1999.
Приложение к программе
- Словарик старинных русских слов
Былица – стебель, трава.
Вертеп – пещера.
Вечор – вчера, вечером.
Година – ясная, хорошая погода.
Гостика – гостья.
Грядка – полка, идущая от печи к стене.
Гумно – площадка для молотьбы.
Доха – шуба с мехом внутрь и наружу.
Зипун – крестьянский кафтан из грубого, толстого сукна без воротника.
Кожух – тулуп, шуба.
Кудель – вычесанный и перевязанный пучок льна, изготовляемый для пряжи.
Ладом – хорошо, как следует.
Онучи – обмотка для ног под сапог или лапоть.
Опорки – обувь, сделанная из старых сапог, у которых срезаны голенища.
Пролеть – начало лета.
Пялечки – пяльцы.
Рясный – обильный.
Седьмицы – семь дней, неделя.
Старец – большая чашка, миска.
Сусек – отсек или ларь в амбаре для хранения зерна.
Танок – хоровод.
Тябло – полка для икон.
Ухват – палка с надетой на нее металлической рогаткой.
Шаньга – ватрушка лепешка.
Шесток – площадка перед русской печью.
- Музыкальные произведения
См. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 279-289.
- Конспекты
Конспект игры-драматизации по сказке «Репка» с элементами логоритмики
Цель: Помочь каждому ребёнку обрести интерес и любовь к русскому народному творчеству
Задачи:
- Образовательные:
- Создать положительный микроклимат для совместной драматизации сказки детей и взрослых.
- Продолжать учить детей интонационному строю родной речи в играх-драматизациях, народных играх, пословицах и поговорках.
- Развивающие:
- Развивать любознательность, донести до сознания детей, что они являются носителями русской культуры.
- Формировать умение применять пословицы и поговорки в разных жизненных ситуациях.
- Развивать сенсорные и моторные функции, мимическую мускулатуру лица.
- Развивать интонационную выразительность речи.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству, к музыкальной культуре своего народа, желание помочь старшим.
Ход занятия:
- Приветствие: «Здравствуйте!», «Доброе утро!» и т.д.
- Психогимнастика «Дружные ребята»
Мы умеем улыбаться,
Можем мы и погрустить.
Очень любим мы смеяться,
Но, а главное дружить!
Воспитатель - Сегодня, я взяла из русской избы клубочек ниток.
- Как вы думаете, что из него делают ваши мамы и бабушки? (вяжут варежки, носки, шарфы, кофты и т.д.)
- Давайте потрогаем его. Какой он на ощупь? (звучит голос клубочка в записи)
Клубок - Ой-ой-ой, чего меня трогают
Эй! Вы слышите, немедленно меня отпустите…
Воспитатель – Ребята, он оказывается ещё и волшебный.
Клубок - Ну вот заговорился я с вами и даже не поздоровался.
- Здравствуйте! (дети и воспитатель здороваются с клубком)
Я хочу пригласить вас в сказку.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Идите все за мной.
- Физ.минутка «Шагаем»
Воспитатель -
Поднимая ноги выше
Через кустики и кочки.
Через ветки и пенёчки.
Кто высоко так шагал.
Не споткнулся, не упал.
- Ух, вот и пришли. А вот и та самая избушка. Давайте, постучим в неё и спросим: «Кто в домике живёт?» (дети стучат, из домика выходят дед Федот и бабушка Наталья, здороваются).
Воспитатель - Здравствуйте!
- Мы видим, что двор у вас большой. Сколько много животных и птиц живут здесь.
- Мы знаем Игру-потешку «Как у бабушки Натальи» и споём её для вас.
- Игра-потешка «Как у бабушки Натальи»
- Воспитатель обращает внимание на репку)
- Ребята, посмотрите, какая выросла репка у деда Федота и бабушки Натальи.
Дед – Так она не сама выросла. Надо было её посадить, потом поливать сорняки вытаскивать, полоть, да от солнышка палящего прикрывать. Работы не счесть!
Воспитатель – Мы знаем с ребятами, что надо много труда вложить, чтобы репка такая большая выросла. И сейчас мы вам покажем.
- Русский народный хоровод «В огород мы пойдём».
Дед – Какие вы молодцы ребята!
Бабушка – Умеете вы овощи сажать!
Воспитатель – Пора и репку вытаскивать.
Дед – Только нужно немного наши пальчики размять.
- Пальчиковая гимнастика «Репка»
Тянут, тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку (указательный)
«Вот пришла бы (большой)
Наша внучка (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка?» (мизинец)
Хоть держалась крепко (пальцы подушечками друг другу)
Вытянута репка (обе руки вверх).
- Драматизация сказки «Репка»
(дед плюёт на руки и потирает ладонь о ладонь)
Воспитатель – Тянет, тянет репку дедка, не дается дедке репка! Бабку дедушка зовёт.
Дед – Бабка!!!
Воспитатель – Вот и бабушка идёт! (бабушка встает за дедушкой, цепляется за его пояс и они вместе начинают тянуть репку)
Бабка за дедку, дедка за репку
Тянут, тянут понемногу
Силы не хватает!
Дед кряхтит и на подмогу
Внучку вызывает.
Дед – Где ты, Маша, помощница наша? (прибегает внучка и берется за бабку)
Воспитатель – внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку,
Тянут, тянут понемногу
Силы не хватает.
Оглянулась внучка Маша,
Жучку вызывает.
Внучка – Жучка, ты ко мне беги и в работе помоги! (прибегает жучка и берется за внучку)
Воспитатель – Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут. Жучка зовет кота.
Жучка – Кот Васька, иди сюда! Гав-гав, Василий не ленись,
А крепче за меня держись! (плавным шагом выходит кот Васька, подходит к Жучке и берётся за пояс, тянут)
Воспитатель – Васька за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-тянут понемногу
Силы не хватает.
Котик мышку на подмогу
Срочно вызывает!
Кот Васька – Мяу, мышка к нам иди! Да скорее помоги! (прибегает мышка)
Мышка – А что же ребятки сидят? Идите к нам, помогите! (остальные дети выходят и продолжают цепочку, встав за мышкой)
Все вместе – Дернем раз, и другой, и ещё раз дернем.
Эх, дружней! Эх, сильней! Вырвем репку с корнем!
(репка улыбается, встаёт)
Репка – С огородною грядой
Подружилась крепко,
Но вы дружною семьёй
Вытянули репку!
Дед – Спасибо, ребята за то, что помогли нам вытянуть репку, если бы не вы мы бы долго её родимую тянули.
Бабушка – Вот вам в благодарность за вашу помощь корзинка с маленькими репками.
Воспитатель – Репку вытянули, помогли деду и бабушке. Пора и в детский сад возвращаться. Как найти дорогу? Кто нам поможет? (бабушка даёт клубок и дети за ним возвращаются в детский сад)
«Нам идти, клубку катиться
В детском саду остановиться»
(занавес)
- Воспитатель – Вот мы и в детском саду.
- Вам понравилось наше путешествие в сказку?
- Как вы думаете, почему мы так быстро вытянули репку? (нас было много… все вместе, дружно вытянули репку)
- Недаром русская народная пословица гласит: «Чем больше рук, тем легче труд»
- А вы знаете пословицы и поговорки о труде? («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Труд кормит, а лень портит»).
- Психогимнастика «Спасибо»
Прекраснейшую сказку,
Красивую, простую
Мы показали вам
Мы очень все старались,
Огромное, спасибо, за внимание,
Мы говорим всем вам.
Театрализованная игра «Теремок на новый лад»
Оформление: сказочный домик - теремок с большим окном, занавески. Рядом с домом пенёк, на котором разложены детские музыкальные инструменты: колокольчик, шумелка, барабанчик, детская скрипочка. Вокруг домика бутафорский лес. За домиком приготовлены куклы для кукольного театра: лиса, мышка, лягушка, зайчик, волк.
(Перед домом выходит ребёнок - сказочник.)
Сказочник: - Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хочу пригласить вас в сказку.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок,
Он не низок, не высок.
Терем, терем, покажись.
Покружись, остановись,
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком и крыльцом.
А вот и теремок. Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше. Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?
(В зал вбегает ребёнок в костюме мышки, оглядывается по сторонам, находит колокольчик, берёт его в руку. Мышка поёт песенку.)
Мышка: - Я - маленькая мышка,
Я по лесу бегу,
Ищу себе домишко,
Ищу, не нахожу,
Тук - тук, тук - тук, (играет в колокольчик)
Пустите меня!
Тук - тук, тук - тук,
Пустите меня!
Что за чудо - теремок?
Он не низок, не высок.
Кто же в тереме живёт.
Кто же терем стережёт? (пожимает плечиками)
Никто не отвечает!
В теремочек я зайду,
И порядок наведу.
Занавесочки поправлю,
У окошка посижу.
(Ребёнок «Мышка» забегает за домик и надевает на руку куклу мышку. В окошко уже выглядывает кукла)
Сказочник: - Стала Мышка в доме жить,
Стала домик сторожить,
Вдруг от озера, по травке.
Шлёпают босые лапки.
(На полянке появляется лягушка, Скачет, рассматривает теремок. На пеньке находит шумелку, останавливается перед домиком и поёт песенку, на проигрыш играет на шумелке).
Лягушка: - Речка, мошки и трава,
Тёплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Полюбуйтесь на меня (2 раза)
(Стучится в теремок)
Что за чудо теремок?
Он не низок, не высок!
Кто же в тереме сидит,
И в окошечко глядит?
(Выглядывает кукла Мышка: Кто там?)
Лягушка: - Это я, твоя подружка!
Я - зелёная лягушка.
Скучно в тереме одной?
Поживу и я с тобой!
(Ребёнок Лягушка забегает в домик и одевает на руку куклу лягушку. Мышка и Лягушка выглядывают в окошко.)
Будем вместе дружно жить,
И комариков ловить!
Сказочник: Вдруг из леса на полянку прибежал ушастый зайка!
(В зал вбегает ребёнок в костюме зайчика)
Зайка: - Что за чудо, вот так да!
Как же я попал сюда?
На полянке теремок,
Он не низок, не высок,
Из трубы идёт дымок,
Под окошечком пенёк,
В дверь тихонько постучу,
И хозяев позову.
Тук - тук - тук, кто в теремочке живёт?
Кто там песенки поёт?
(В окошечко выглядываю куклы Мышка и Лягушка)
Я - мышка - норушка!
Я - зелёная лягушка!
Заяц: - А я зайка ушастый!
Мышка: - А что ты умеешь делать?
Заяц: - Песенку петь, на барабане играть (берёт с пенька барабанчик и поет)
Я весёлый зайка.
Зайка - попрыгайка.
На полянке я скачу,
Громко лапками стучу.
(Играет на барабанчике плясовую мелодию).
Сказочник: - Веселее стало в доме,
Стали жить они втроём.
Вдруг из леса выбегает,
Кто-то с рыженьким хвостом.
(Крадётся лисичка, оглядывается, видит теремок, рассматривает его.)
Лисичка: - Я - лисичка, я - сестричка,
У меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке,
Поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок?
Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите,
И в окошко поглядите!
Звери: - Я - мышка Норушка Я - лягушка - квакушка, А я - зайчик побегайчик. А что ты умеешь делать?
Лиса: Я на скрипочке играю. На концертах выступаю.
(Берёт с пенька скрипочку, играет смычком. После игры кладёт скрипочку и заходит в домик.)
Сказочник: Вдруг из леса весь лохматый.
Вышел мишка косолапый.
Медведь: - Что за терем - теремок?
Он не низок, не высок,
Подойду-ка я к двери,
Да узнаю, кто внутри. Тук-тук-тук.
Мышка: кто там?
Мишка: - Это мишка косолапый,
В дверь стучит лохматой лапой!
Звери: а что ты умеешь делать?
Медведь: - Танцевать умею я. Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ,
Вместе встанем в хоровод,
Вы играйте, я спляшу,
И ребяток приглашу.
(Звери выходят из домика и берут инструменты, Играют. Медведь с ребятами пляшет)
Мышка: - Вот так терем - теремок!
Лягушка: - Он не низок, не высок!
Заяц: - Много в нём живёт зверей.
Лиса: - Вместе жить нам веселей!
Вместе: - Он не низок, не высок,
Наш весёлый теремок!
Звери кланяются.
(Воспитатель представляет артистов)
Конспект развлечения «Вечерние посиделки»
Цель: создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором, активизировать познавательную Деятельность детей, развивать их творческие способности. Обучать пониманию прямого и переносного смысла пословиц. Формировать умение применять пословицы в разных жизненных ситуациях, составлять короткие творческие рассказы по ним.
Ход занятия.
В зал входят дети в русских народных костюмах. Часть зала отгорожена ширмой. За ней - интерьер крестьянской избы.
Ребенок:
Чем дальше в будущее смотрим
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим
Ребенок:
Россия мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Воспитатель: Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. Заканчивается осень, урожай убран, запасы сделаны, дни становятся все короче и короче, и хотя еще конец ноября, “но сама идет волшебница - зима”. Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
Ответы детей.
Логопед: А какую работу выполняли женщины?
Ответы детей.
Воспитатель: В народном календаре зима - самая “богатое” время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?
Ответы детей.
Логопед: Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.
Ширма убирается .
Девочка:
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу.
То немного попряду.
Позову- ка я ребят на посиделки!
Эй, дечонки - девчушки,
Весел ушки, хохотушки!
Эй, мальчишки молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Ребенок:
В избу твою жаркую Мы пришли с подарками.
Девочка: Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши!
Проходите гости дорогие!
Наша изба ровно тепла!
Первый ребенок: Домом жить - не лукошко шить!
Второй ребенок: Домом жить - не развеся уши ходить!
Третий ребенок: Домом жить - обо всем тужить!
Четвертый ребенок: Дом вести - не лапти плести!
Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду
Она прибирает, она подает
Одним одна за все отвечает!
(Дети рассаживаются на лавке.)
Воспитатель: Сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей!
Ответы детей.
Логопед: А еще был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто- то строил избу, помогали все. Не забывали стариков, детей- сирот, приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина, о доброте, взаимопомощи.
Дети встают в круг. Игра с мячом “Я начну, а ты продолжи”.
“Хозяин весел и гости радостны”, '"Для дорогого гостя и ворота настежь”, “Что ни есть в печи-все на стол мечи”, “ Много гостей - много новостей”, “ Худо тому - кто добра не делает никому”.
Дети садятся.
Воспитатель: На посиделках всегда парни с девчатами соревновались, умом и смекалкой похвалялись. Вот мы и посмотрим, кто смекалистей да веселей будет, кто больше загадок знает - девчушки-веселушки или молодцы-удальцы.
Дети загадывают друг другу загадки.
Логопед: А у меня для вас еще одна загадка имеется. Вот тут у меня в сундучке старинная книга есть. Я буду показывать картинки, а вы называть пословицы, которые подходят к этим картинкам.
“За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь” Как вы ее понимаете?
“Человек без друзей, что дерево без корней” Как можно сказать по-другому?
“Каждый кулик-свое болото хвалит” Про кого так говорят?
“ Любишь кататься - люби и саночки возить” В каком случае так говорят?
“Двое пашут, а семеро руками машут” Что это значит?
“ Яблоко от яблони недалеко падает” Что это значит?
Молодцы, детушки! А не засиделись ли мы? Заведем-ка мы с вами хоровод.
Хоровод “Ворон”.
Воспитатель: Делу время - потехе час. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Внимание! Домашнее задание - “Угадай пословицу!” - кто то из ребят рассказывает какую-либо историю, рассказ, а другие - угадывают, какая пословица подходит к этому рассказу.
Славно потрудились, вот какие интересные рассказы придумали. А кто вам помогал их составлять.
Дети: Мамы!
Логопед: А какие пословицы о маме вы знаете?
Дети: "Сердце матери, лучше солнца греет”, “Без корня и трава не растет”, “Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”, “ При солнышке тепло, при матерее добро”, "Нет друга лучше, чем родная матушка”.
Воспитатель: Конечно, мама - лучший друг! А давайте пригласим мам на игру. Называется игра “Чудеса в решете”.
В старину очень любили чаевничать. Выпивали чаю по десять стаканов и говорили: “Чай пить - не дрова рубить!”. Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, как гостеприимные хозяева приглашают: “ Милости просим!”. Как говорит народная пословица - “ Что ни есть в печи, все на стол мечи!”.
(Чаепитие с мамами)
Конспект досуга «В стране русских народных сказок»
Цель: закрепить знания детей о русском народном творчестве и умение использовать их в играх.
Оборудование: Печка, принадлежности к ней, книги, картина «Три богатыря» Васнецова, люлька, самовар, карточки со словами.
Ход досуга:
Воспитатель: - Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отправляемся в страну русских народных сказок.
(Голос): - Ой, про меня не забудьте.
Воспитатель: - Кто это говорит?
(Голос): - Отгадайте:
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью он ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Воспитатель: - Кто же он?
Дети: - Кот ученый.
Воспитатель: - Правильно.
Кот: - Здравствуйте дорогие! Я приглашаю вас в страну русских народных сказок, там у меня зарыт клад, и думаю, что вы поможете его найти. Но, чтобы попасть в эту страну, необходимо назвать русские сказки.
Дети: - «Кощей бессмертный», «Елена Прекрасная», «По щучьему велению», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».
Воспитатель: - Молодцы! В стране русских народных сказок встречаются потешки, пословицы, поговорки, былины, прибаутки, песенки, скороговорки, забавы, загадки.
Чтобы отправиться в путешествие необходимо сделать разминку («Мы начали»: дети повторяют движения, отраженные в тексте за воспитателем).
Кот: - Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой.
Ну-ка, ну-ка топни ножкой. (2 раза)
Заинька, приседай.
Серенький, приседай.
Ну-ка, ну-ка, приседай. (2 раза)
Заинька, покружись,
Серенький, покружись,
Ну-ка, ну-ка, покружись. (2 раза)
Заинька, поклонись.
Серенький, поклонись,
Ну-ка, ну-ка, поклонись. (2 раза)
А теперь в путь! Посмотрите, какое болото, но на нем есть кочки, надо его перейти по кочкам (обручи), но, выполняя задания, назовите старинные слова, встречающиеся в сказках. Играют все.
Дети: - Чело (лоб), очи (глаза), журить (ругать), дивиться (удивляться), баюкать (укладывать спать), глаголить (говорить), лик (лицо), персты (пальцы), старица (старушка), девица (девушка), кров (дом).
Кот: - Какие вы молодцы, быстро пробежали и попали к березке. А почему березка попала в страну русских народных сказок?
Дета: - Около березки водили хороводы. (Хоровод «Во поле березонька стояла»)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто стоит на пригорке? (Картина «Три богатыря»)
Дети: - Это богатыри, они охраняют заставу от врагов.
Воспитатель: - А как их зовут?
Дети: - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Воспитатель: - А пословицы о богатырях вы знаете? Так как богатыри были смелые и дружные, то и пословицы должны быть такие.
Дети: - «Смелость города берет», «Лучше умереть орлом, чем жить зайцем», «Друг научит, а недруг проучит», «Кто друг прямой, тот брат родной», «Верный друг лучше сотни слуг».
Воспитатель: - Молодцы ребята! Нам пора идти дальше. Вы видите дуб, он вам дорогу дальше и покажет. (Дети идут по мосточку называя животных и птиц, которые встречаются в русских народных сказках)
Дети: - Кот, собака, лошадь. баран, свинья, медведь, волк, лиса, заяц, петух.
Воспитатель: (Подошли все к дубу) – Дуб, а как нам дойти до страны русских народных сказок?
Дуб: - А вы давно уже путешествуете по стране русских народных сказок?
Кот: - А мой клад?
Воспитатель: - А твой клад у корней дуба. (Кот находит мешок)
Кот: - Дети, а что в нем?
Дуб: - В нем предметы из сказок. Отгадайте их: колобок из сказки «Колобок», лук и стрелы из сказки «Иван-царевич», коса из сказки «Лиса и заяц» и т.д.
Молодцы! А вот вам карточки со словами. Расставьте их, пожалуйста, так, чтобы получились умные изречения, пословицы. А взрослые помогут нам их прочитать.
(Дети выкладывают рисунки – начало и конец пословиц)
Дуб: - А вот кот и твой сундучок. Раз-два-три, замок отвори! (Сундук открывается и кот вынимает сборник русских народных сказок)
Кот: - Ой, как я рад, я люблю читать, книга – лучший подарок! И вам ребята большое спасибо, что помогли найти клад. А сейчас всех приглашаю на чаепитие под слушание русских песене и частушек.
Занятие КВН «Путешествие в страну Красивой речи»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить слушать и слышать, понимать фразу
- Формировать навыки фонематического восприятия, умение пересказывать сказку по опорным картинкам
- Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти
- Совершенствовать артикуляционную моторику и диалогическую речь
- Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма
- Совершенствовать певческие навыки
Воспитательные:
- Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности, способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий, самоконтроль за поведением и речью
- Воспитывать творчество, активность и самостоятельность, умение работать в коллективе
Оборудование: эмблемы участников команд (на каждого ребенка), клубок, воротца, фишки-звезды, схемы пословиц, опорные картинки к сказкам, сказочный персонаж Лиса, музыкальное сопровождение, куклы: лиса, колобок, петушок, лягушка, деревянные ложки по количеству детей.
Ход занятия:
Игра – приветствие «Добрый день» (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: - В этот чудесный день,
Добрый день,
Дружно здороваться
Нам не лень!
Руки протягивай, не зевай
Здравствуйте, здравствуйте
Все подпевай.
Ребята, какими словами приветствовали гостей на Руси? Добро пожаловать гости дорогие, милости просим к нам в дом и т.д.
(Звучит тихо спокойная музыка.)
Приглашаю вас совершить путешествие по стране «Красивая речь». Красивую речь приятно слушать. А какую речь можно назвать красивой? Яркую выразительную. Истоки ее мы черпаем в устном народном творчестве: сказках, загадках, пословицах, поговорках, попевках, потешках. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что же случается в сказке с самыми обычными словами, что делает сказку такой красивой, необыкновенной. Сегодня нам с вами предстоит во всем этом разобраться. А помогут нам в этом две команды.
(Представление команд)
первая команда – «Колобок»
вторая команда – «Теремок»
Знаете, что я держу в руках? Это клубок, он не простой, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кощея Бессмертного. Давайте бросим клубок перед собой и отправимся в страну красивой речи.
(Клубок катится.)
Игровое упражнение
(Выполнение движений по тексту)
- идем по узенькой дорожке
- перешагиваем через бревно
- на нашем пути ручей, прыгаем с камешка на камень
Воспитатель: - Нам идти, клубку катиться у ворот остановиться…
Вот мы и на поляне.
(Подходят к воротцам)
Логопед: - А чтобы войти в нашу страну вам необходимо вспомнить, как начинаются сказки.
Первое задание командам – «чья команда назовет больше сказочных зачинов?»
Оценивать ваши ответы будет жюри (воспитатели и логопеды с других детских садов)
Сейчас я вам представлю их (представление жюри).
Логопед: - За каждый правильный ответ вы получите вот такую сказочную звезду. Чья команда готова отвечать? (в некотором царстве, в некотором государстве…, жили-были…, однажды…, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… и т.д.)
(Ответы детей)
Логопед: - Вы молодцы! Предлагаю вам пройти через воротца в нашу страну.
Воспитатель: - А пока жюри совещается, мы поиграем.
Динамическое упражнение «Колобок»
Колобок, колобок
(имитируют руками форму колобка)
Золотистый бок
(руками поглаживают бока)
За елки нырнул
Там крепко заснул
(присесть, имитировать спящего)
А утром проснулся
На весь мир улыбнулся!
(встать, потянуться и широко растягивая губы улыбнуться).
Решение жюри.
Логопед: - Ребята, я знаю, что вы знаете много сказок. А вы сможете нам их рассказать? (Да)
Второе задание командам – «сюжеты сказок перепутались, вам нужно разложить сюжеты сказок по порядку и кто-то один из вас перескажет коротко сказку».
( на полу опорные картинки к сказкам «Колобок» и «Теремок»)
Логопед: - Пока жюри совещается, мы с вами поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Репка»
(вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)
Тянут, тянут (мизинец)
Бабка с дедкой (безымянный)
Из земли (средний)
Большую репку (указательный)
«Вот пришла бы (большой)
Наша внучка (большой)
Помогла б (указательный)
Собака Жучка (средний)
Где же кошка? (безымянный)
Мышка-крошка?» (мизинец)
Хоть держалась крепко (пальцы подушечками друг другу)
Вытянута репка (обе руки вверх).
Решение жюри
Третье задание командам – «все сказки обычно со счастливым концом. А вот как заканчиваются они расскажут нам наши команды. Чья команда назовет больше окончаний сказок?»
(сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; вам сказку, а мне бубликов связку, гречневой каши в крашеной чашке, масла горшок, да горячий пирожок; и я там был мед, пиво пил по усам текло, а в рот не попало: тут и сказку конец, а кто слушал молодец; стали жить поживать и добра наживать)
- Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам попеть попевки.
Муз.руководитель: - Сейчас мы пропоем с вами первую попевку «Труба»
На заре труба поет:
Та-ра! Та-ра!
Нас в поход она зовет:
Та-ра! Та-ра!
Собирайся детвора:
Та-ра! Та-ра!
Отправляемся! Ура!
Та-ра! Та-ра!
Следующую попевку «На лыжах» мы с вами будем петь и одновременно отстукивать ритм на деревянных ложках.
Выпал снег, первый снег –
Всюду шум, всюду смех!
Я с горы полечу,
Вдоль реки покачу.
Я кричу и смеюсь,
Я пурги не боюсь!
Решение жюри
Логопед: - Четвертое задание командам – «конкурс скороговорок. Вам нужно по очереди произнести в быстром темпе скороговорку. Чья команда сделает это лучше?»
(По семеро в сани, уселись сами. Летели лебеди с лебедятами.)
Логопед: - Пятое задание командам – к нам сейчас придет гостья, встречается во многих русских народных сказках. Очень умна красива, хитра, находчива. У нее красивая шубка, богатый хвост… Угадайте кто это? (Лиса)
(Выходит Муз. руководитель переодетый в костюм лисы)
Муз. Руководитель: - Я лисонька-лиса. Всему лесу краса, шуба пушистая, хвост золотистый. Угадайте, в каких я сказках дружно живу? Ни с кем не ссорюсь? В какой я всех пугаю? А из какой сказки слова: «Битый не битого везет? Какую песенку я пою в сказке «Кот, петух и лиса»? Пока жюри совещается, мы с вами споем песенку.
«Будет горка во дворе»
Снег посыпал в ноябре –
Значит все в порядке.
Будет горка во дворе,
Выноси лопатки.
Горкой нашего двора
Будем мы гордиться:
Наконец пришла пора
С горки прокатиться!
Решение жюри
Воспитатель: Шестое задание командам – пословицы и поговорки делают нашу речь выразительнее и ярче, украшают ее:
«Без углов дом не строится
Без пословицы речь не молвится»
На листах нарисованы пословицы. Соедините правильно их начало и конец. Назовите свою пословицу.
(Хлеб – всему голова. Волков бояться в лес не ходить. Глаза страшат, а руки делают. Лебедь несет на носу снег. Где мед там и мухи. Глаза на мокром месте. Иглою шьют, а чашею пьют. Хороша рыба на чужом блюде)
Воспитатель: - Пока жюри подводит итоги, мы проверим, как вы выполнили домашнее задание.
(Выставляет героев сказок: колобка, петушка, лису, лягушка-квакушку.)
Воспитатель: - Расскажите о герое и покажите характерные ему движения.
(Дети изображают характерные движения и произносят реплику героя).
(Решение жюри. Подведение итогов.)
Воспитатель: - Вот и подошел к концу наш сказочный КВН. Не забывайте про наши любимые сказки, пословицы, поговорки ведь они делают нашу речь красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад. Ну, а теперь, нам пора возвращаться в детский сад: я бросаю клубок. (Дети закрывают глаза)
Нам идти, клубку катиться, в детском саду остановиться…Ребята, вам понравилось наше занятие? Какое оно было? А напоминать вам о нем будут волшебные сказочные звезды, которые вы заработали своим трудом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"...
Конспект ООД по ФЭМП в средней группе"Веселый паровозик"Автор: Полещук Елена Леонидовна, воспитатель, Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранного
Цель: Закрепить умение считать от 1 до 5 в специально-созданной обстановке, пользоваться понятиями больше, меньше, равно. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Дидактический материал: ...
Углубленное изучение темы в виде педагогического проекта "Любознайки"
Кружок опытно эксперементальной деятельности (старшая группа)...
Воспитание нравственно-эстетических качеств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления и углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравствен...
Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языка
Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языкаЗнание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Сегодня возникает актуальность обучения языкам уже в дошк...
План совместной работы по преемственности МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок» и МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2023 – 20234 учебный год
План совместной работы по преемственности МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок» и МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2023 – 2024 учебный го...