Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии

Харлампиева Светлана Яковлевна

Конспекты занятий направлены на преодоление ТНР у детей старших и подготовительных групп компенсирующей направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

в подготовительной группе компенсирующей направленности

учителя – логопеда С.Я. Харлампиевой и воспитателя Т.С. Скрыль,

Тема: «Грибы. Ягоды»

Цель: Развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.

Коррекционно-образовательные задачи: Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах. Активизация и  актуализация словаря по теме «Ягоды. Грибы» (лес,  боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка , мухомор, поганка, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить…).Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование навыка деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением.

Воспитательные: Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки грибов и ягод на магнитах, «Слоговые корзинки», карточки с баночками варенья и стаканами сока или морса из ягод на магнитах, карта от Лесовичка, желтые листья с задания на каждой станции, аудиозапись шума осеннего леса, две плетеные корзинки, подушки для детей, компьютерная презентация с загадками, корзинка с раскрасками и конфеты для детей.  

Ход ОД:

1. Сюрпризный момент (в приёмной). Дети находят большой осенний лист – письмо от Лесовичка и читают его:

Здравствуйте, ребята!

Я веселый старичок

Старичок - лесовичок.

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Разгадайте мои задания

И получите подарки.

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в осенний лес.

Звучит шум леса и дети отправляются в путешествие.

2. Дети подходят к доске, на которой висят картинки осеннего леса, грибов, ягод и читают листочек с заданием. Рядом с доской стоят две корзинки.

(задание №1: Соберите на лесной полянке грибы, ягоды, вспомните, как они называются).

3. Дети по карте находят осенний листочек № 2 и читают задание.

(задание № 2: Переберите грибы и ягоды. Все ли грибы съедобные?). 

Дети перебирают грибы и ягоды в корзинках и находят несъедобные. Их они возвращают назад на лесную полянку.

Затем вместе с учителем-логопедом раскладывают грибы по «Слоговым корзинкам», хлопая слоги и дифференцируя грибы и ягоды по корзинкам.

4. Дети самостоятельно находят листочек с заданием № 3 и читают его.

(задание № 3: Вы, наверное, устали? Пора отдохнуть! Вспомните грибную отдыхалочку).

Дети вместе с воспитателем и учителем-логопедом на ковре выполняют подвижное упражнение «За грибами».

Все зверушки на опушке                       Дети идут в хороводе.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                                   Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Рыжики срывали,

Лисичка бежала,                                    Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Лисички собирала,

Скакали зайчатки,                                 Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.

Искали опятки,

Медведь проходил,                               Идут вразвалку, затем топают правой ногой.

Мухомор раздавил.

5. Дети находят листочек со следующим заданием и садятся на пенёчки (подушки) вокруг компьютера.

(Задание № 4: Отгадайте загадки, если правильно, то на экране появится отгадка)

Воспитатель и дети вместе читают загадки.

6. Дети подходят к столу, на котором лежит листочек с заданием, картинки с изображением баночек варенья, стаканов с соком или морсом из различных лесных ягод.

(Задание № 5: Вспомните, что можно приготовить из лесных ягод).

Отвечают на вопросы с помощью учителя-логопеда и вешают картинки на магнитную доску.

(например: из малины можно приготовить малиновое варенье; из брусники можно приготовить брусничный морс;  из смородины можно приготовить смородиновый сок….)

7. Затем по карте дети самостоятельно  находят последний листочек и корзинку с сюрпризом.

(листочек № 6: Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями! А теперь красный листок в лесу вы найдете и подарки мои получите. Лесовичок).

8.Дети под шум осеннего леса возвращаются назад в детский сад.

9. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

                                                  КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук К. Весна».

Цель: Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Задачи:

1. Познакомить детей со звуком «К».

2. Развивать умение давать характеристику звука «К» по акустическим и артикуляционным признакам.

3. Развивать навык определения звука «К» в словах.

4. Подбирать слова со звуком «К» в разных позициях.

5. Развивать навык дифференциации звуков «К» - «К*».

6. Развивать мыслительные процессы.

7. Совершенствовать лексико-грамматические категории речи  (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).

8. Продолжать воспитывать культуру общения, через взаимодействие со сверстниками, взрослым.

Образовательные области: 

Речевое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие.

Оборудование: кораблики со звуками «К» и «К*», синие и зелёные кружки, «звуковые дельфинчики», массажные мячики, маленькие капельки с изображением эмоций.

Формы работы с детьми: проживание игровой ситуации,  рассказывание, обсуждение, беседа, ситуативный разговор, слушание музыки, психогимнастика, дыхательная гимнастика, массаж мячами.

Индивидуальная работа:  Максим, Еремей, Злата И., Кирилл.

                                                                     Ход  ОД.

1. Орг. момент. Звучит музыка «Капель». Дети заходят в кабинет логопеда и садятся на индивидуальные подушки.

Психогимнастика, дыхательная гимнастика, массаж мячами.

-О чем эта музыка? Как вы догадались?

-Какое время года наступило?

-Как светит солнышко, покажите.

-Как мы покажем?

(тепло, ярко, мы расслаблены, тянем ручки к солнышку)

-Налетел ветерок, солнышко стало грустное хмурое, невеселое (покажите)

- Тучки закрыли солнышко, стало холодно (покажите)

- Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом).

- Наши ручки немного замерзли. Как вы думаете, мы можем согреть их массажными мячиками?

- Как мы это будем делать?

- Кто хочет нам показать массаж с помощью мячей?

2.Игра «Назови ласково» - проводится с использованием среднего массажного мячика.
Солнце – солнышко;
Лист – листочек;
Лужа – лужица;
Сосулька – сосулечка;
Дерево – деревце;
Капля – капелька;
Туча – тучка;
Ручей – ручеёк.

3. Сообщение темы  ОД.

- Капелька сегодня будет у нас в гостях и будет слушать, как мы говорим.

- Какой первый звук в слове капелька?

- Сегодня к нам в гости пришёл  звук «К».

4. Характеристика звука «К» 

Дети подходят к доске вместе с логопедом дают характеристику звука и вешают на доску картинки для схематической характеристики звука.

-Посмотрите на наши картинки. Как мы можем с их помощью рассказать про звук «К»?

- Кто мне может помочь?

- Как мы будем это делать?

5.Д/и «Кто внимательный». Хлопните в ладоши, если услышите звук «К» среди звуков, в слогах, словах:

Кресло, кот, стол, компот, мороз, кукуруза, шапка, конь, цветок, яблоко, картошка…

6. Д/и «Доскажите словечко» (устно). Отгадки начинаются на звук «К»

Жеребёнок с каждым днём                            Что за скрип, что за хруст?

Подрастал и стал …(конём).                           Это что ещё за куст?

                                                                            Как же быть без хруста,

Кто альбом раскрасит наш?                             Если я …(капуста).

Ну, конечно….(карандаш)

Кругла, рассыпчата, бела                                Мчусь, как пуля, я вперёд,

На стол она с полей пришла.                          Лишь поскрипывает лёд,

Ты посоли её немножко.                                 Да мелькают огоньки!

Ведь правда вкусная…(картошка)                 Кто несёт меня?... (коньки).

Капелька приготовила еще одну загадку:

Из-под снега побежал,
Заворчал и зажурчал. 
Я кораблик смастерю,
И ему я подарю.
В блеске солнечных лучей,
Унесёт его ... (Ручей)

7. Д/и «Два ручейка» (пустить кораблики со словами в два ручейка со звуками  К и К*)

Логопед вешает на доску изображение двух ручейков (один ручеёк тоненький – там будут плавать кораблики с мягким звуком «К*», другой – потолще. Слова со звуком «К»). И предлагает взять по кораблику и пустить в нужный ручеёк.

- Помогите мне разобраться. В тоненький и маленький ручеёк кораблики с каким звуком мы будем пускать?

- А в большой ручеёк?

- Как мы будем это делать?

8. Д/и «Звуковые дельфинчики». Определить место звука «К» в словах (синий и зелёный кружки)

Кот, кит, сок, сосиски, кино, майка

9. «Кто больше». Придумать слова со звуком «К».

10. Физ. минутка: 

         «Весна».
Солнышко, солнышко,      Дети идут по кругу, взявшись за руки. 
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,        Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей,       «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают,        Медленно приседают.
А цветочки подрастают.     Тянутся на цыпочках, руки вверх.

11. Пересказ рассказа цепной организации предложений «Кораблик»  по схеме.

Из дома вышел Миша.

Он взял с собой лыжи.

На лыжах он хотел покататься с горки.

Но горка растаяла и превратилась в ручеёк.

В ручеёк Миша стал пускать кораблик.

- Какие слова со звуком «К» есть в этом рассказе?

12. Подведение итога ОД. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Капелька пригласила солнышек. Возьмите  по улыбающемуся солнышку -  если у вас все получалось и вам было легко; по серьёзному солнышку - если вам что-то было не понятно и были небольшие трудности;  по грустному солнышку - если вам было очень трудно (дети вешают изображения солнышек на доску).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...