НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей средней группы компенсирующей направленности "Матрешки"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Материал для закрепления у детей навыков по формированию фонетико-фонематического восприятия в игровых условиях с активным привлечением родителей как полноценных участников коррекционно-логопедического процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_matreshki_.docx | 155.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Сказка»
городского округа Котельники Московской области
НОД для детей средней группы компенсирующей направленности
на тему:
«Русские матрешки в гостях у «Сказки»»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Макаренко Е.С.
05 февраля 2019г.
Цель: создать условия для мотивированного закрепления у детей полученных навыков по формированию фонетико-фонематического восприятия путем создания игровой ситуации с участием родителей.
Задачи:
1. Закрепить произношение и различение звуков «У», «А», «И», «О», «Э», умение выделять первый звук в слове.
2. Формировать динамику и статику артикуляционных движений.
3. Способствовать формированию правильного согласования числительных 1-5 с существительными.
4. Развивать фонационное дыхание, просодическую сторону речи, интонационную выразительность.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, произвольную память.
6. Повышать речевую мотивацию и интерес детей к логопедическим занятиям.
7. Содействовать повышению логопедической грамотности у родителей как у полноценных участников логопедического процесса.
Оборудование: кружочки-билетики с логотипом детского сада «Сказка», ширма, матрешки 5-ти размеров, магнитная доска, символы гласных звуков (на каждого ребенка, родителей), плоскостные изображения 5 матрешек одинакового размера с символами гласных звуков, нарисованных на месте рта, предметы, названия которых начинаются на дифференцируемые гласные, телевизор, видеозапись логопедической распевки «Звуковые жабки», видеозапись «Матрешки» для разминки.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Дети «приезжают» попарно в логопедический кабинет на сказочном автобусе с билетами. Билеты опускают в прорезь ящичка при входе. Помещение кабинета трансформировано. Детские стулья обозначены метками по гендерному признаку (розовые бабочки-для девочек и синие цветы-для мальчиков). Логопед предлагает детям пройти, встать рядом с любым стулом на понравившееся место и затем вместе поприветствовать гостей (родители, педагоги).
Затем детям предлагается сыграть в «Угадайку» - отгадать звуки «У», «А», «И», «О» или «Э» по немой артикуляции друг друга. Начинает игру логопед.
II. Коррекционно-развивающий этап.
- Ребята, вы – молодцы, поприветствовали гостей, но не всех…(дети озадачены).
К нам сегодня прибыли и другие гости, но они пока спрятались. Отгадаете загадку – они и появятся:
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Логопед достает из-за ширмы большую матрешку и ставит ее на демонстрационный стол.
- Ребята, а вас ничего не удивляет? Я сказала – матрешкИ, а тут она одна… (пауза) (дети должны догадаться, что внутри спрятаны еще матрешки). Логопед хвалит детей.
- Посчитаем, сколько же гостей к нам прибыло.
1. Согласование числительных 1-5 с существительным «матрешка» сопряженно с логопедом: одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек.
Они приехали к нам не просто так. Их пригласили выступить на Международном конкуре песни «Евровидение». Они будут представлять нашу страну. Как называется наша страна? (ответы детей - Наша страна Россия).
Матрешки очень хотят хорошо выступить на конкурсе и выиграть! Но для того, чтобы красиво петь, надо уметь что делать? (уметь правильно произносить звуки (особенно гласные), открывать рот, управлять своим голосом). Матрешкам сказали, что им надо попасть в «Сказку». Почему же они приехали к нам, как вы думаете? Да потому, что мы как раз всему этому учимся и наш детский сад называется…СКАЗКА! И даже уже что-то умеем. Покажем? Заодно и научим всех наших гостей!
2. Артикуляционная гимнастика «Разбудим язычок» (без зеркал).
3. Упражнение «Смотри внимательно! Произноси старательно!».
Логопед поднимает вперемешку символы звуков «У», «А», «И», «О», «Э». Дети произносят соответствующий символу звук.
4. Упражнение «Слушай внимательно! Выполняй старательно!».
Дети поднимают соответствующие символы, стоя за столами.
5. Физкультминутка. Произнести звуки «У», «А», «И», «О», «Э» с движением.
«А-а-а!» - солнцу рады мы всегда! Дети поднимают руки, слегка разведя их
в стороны.
«У-у-у!» - по дорожке вдаль бегу! Делают руками дорожку вперед.
«И-и-и!» - руки разведи. Разводят руки в стороны.
«О-о-о!» - вот овал, не колесо. Руками делают перед собой овал.
«Э-э-э!» - это зарядка мне и тебе. Поднимают руки в стороны ладонями вверх
и затем кисти рук прижимают к плечам.
6. Логопедическая распевка «Звуковые жабки».
Сидя на стульях проводится распевка (сначала только дети, потом с родителями).
7. Упражнение «Подарки для матрешек».
- У нас есть для матрешек подарки.
Логопед выносит поднос с подарками. Предложить детям рассмотреть предметы: обруч, ослик, очки, эскимо, игра «Лото», удочка, апельсин, ананас, утюг, ирис, эклер, эмблема, игла.
- Какой первый звук в слове «обруч» (эскимо, игра, удочка, апельсин и т.д.)? (Логопед голосом выделяет первый звук слова.)
- Каждой матрешке приятно получить подарок, который начинается на первый звук её имени. Но как узнать, кого как из них зовут? Может нам помогут их фотографии? (Рты матрешек — символы звуков «У», «А», «И», «О», «Э».)
Угадайте, какой звук произносит каждая матрешка.
- Эта матрешка произносит звук «У» («А», «И», «О», «Э» (Отвечает вызванный ребенок.)
- Как ее зовут? (Уля (Аня, Ира, Оля, Эля).)
- Лада (Саша, Миша и т.д.), какой матрешке ты подаришь обруч - объясни. (Я подарю обруч матрешке Оле. Она произносит звук «О».) И т. д.
III. Итоговый этап.
Предложить детям потанцевать с матрешками.
Сюрпризный момент.
- Матрешки хотят, чтобы вы о них помнили, и приготовили вам сувениры на память. Логопед раскрывает большую матрешку, а внутри блокноты-раскраски «Матрешки» для каждого ребёнка.
- Что скажем на прощанье нашим гостям? (До свидания! До новых встреч!)
Круглый стол с родителями по итогам занятия.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Сказочный автобус с билетами
поприветствовать гостей (родители, педагоги).
сыграть в «Угадайку» - отгадать звуки по немой артикуляции друг друга
отгадаете загадку – появятся гости
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
посчитаем, сколько матрешек
мотивация
научим матрешек
артикуляционная гимнастика «Разбудим язычок»
раздвинул шторы-сдвинул 5р, проветрим дом- открыли 1-5 окошко-закрыли 5р, сделал зарядку, замесил тесто, испек блины 5р, съел их с вареньем и облизал губки, пошел на улицу и покачался на качелях, всем улыбнулся и в хорошем настроении вернулся домой.
упражнение «Смотри внимательно! Произноси старательно!»
- логопед поднимает вперемешку символы звуков - дети произносят звук
- логопед называет - дети поднимают соответствующие символы, стоя за столами.
- динамическая пауза - произнести звуки «У», «А», «И», «О», «Э» с движением
«А-а-а!» - солнцу рады мы всегда! Дети поднимают руки, слегка разведя их
в стороны.
«У-у-у!» - по дорожке вдаль бегу! Делают руками дорожку вперед.
«И-и-и!» - руки разведи. Разводят руки в стороны.
«О-о-о!» - вот овал, не колесо. Руками делают перед собой овал.
«Э-э-э!» - это зарядка мне и тебе. Поднимают руки в стороны ладонями вверх
и затем кисти рук прижимают к плечам.
логопедическая распевка «Звуковые жабки» (сначала дети, потом с родителями).
упражнение «Подарки для матрешек»
логопед выносит поднос с подарками, рассмотреть и назвать предметы
угадайте, какой звук произносит каждая матрешка, как ее зовут?
кому какой подарок ты подаришь и почему?
предложить детям потанцевать с матрешками.
сюрпризный момент.
что скажем на прощанье нашим гостям? (До свидания! До новых встреч!)
Круглый стол с родителями по итогам занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Непосредственно образовательная деятельность по развитию эмоциональной сферы детей средней группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи».
Для детей среднего возраста....
НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей старшей логопедической группы "Путешествие на гору"
Закрепление и обобщение знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, путём решения поставленных перед ними игровых дидактических задач...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «В поисках друзей золотой рыбке»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «В поисках друзей золотой рыбке»...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Внутри настольной игры»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Внутри настольной игры»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «По следам неведомого зверя»
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «По следам неведомого зверя»...
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Комнатные растения» (с элементом коллективно-творческой деятельности)
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Комнатные растения» (с элементом коллективно-творческой деятельности)...