Внеурочная деятельность
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа по преодолению пробелов в развитии детей и опосредованному устранению речевых нарушений с помощью Су-Джок терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razumeyka.docx | 148.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Разумейка»
Программа рекомендована для дополнительных занятий (кружковая работа)
в группе компенсирующей направленности
с детьми 3 -4 летнего возраста
Разработала логопед Рябенкова В. Т.
Содержание
- Введение.
- Пояснительная записка.
- Нормативная база.
- Базовое положение Программы.
- Актуальность, новизна, целесообразность.
- Теоретическая значимость Программы.
- Адресная направленность.
- Основная цель Программы.
- Задачи Программы
10. Методы и приемы работы с детьми, используемые в Программе.
11.Результаты работы по развитию мелкой моторики и преодолению недостатков в развитии речи.
12.Список используемой литературы.
Введение
Данная программа основана на применении «Су-джок» терапии в логопедической работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности. Проста, уникальна. эффективна, доступна и совершенно безопасна методика оздоровления организма, которую придумал в 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву. Он обнаружил, что кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки на кисте руки и стопе располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле. По теории Су-Джок точки соответствия речевым зонам Вернике и Брока находятся на верхних фалангах пальцев. Учеными доказано, что двигательные импульсы, идущие от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга ребенка. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка – на кончиках пальцев». Исследования профессора М.М.Кольцовой также подтверждают зависимость формирования речевых областей от степени развития «тонких» движений пальцев. Ведь зоны этих функций в головном мозге соседствуют друг с другом и активное стимулирование зоны мелкой моторики помогает развиваться и речевой. Применение методики Су-Джок как раз и преследует эту цель. С помощью Су-Джок терапии можно решить многие коррекционные задачи: совершенствуют мелкую моторику, способствуют растормаживанию речи «безречевых» детей, а также детей, у которых нарушено общение, развивают эмоциональную и интеллектуальную сферу.
Пояснительная записка
Логопедическая работа с детьми, воспитывающимися в доме ребенка, предполагает решение более широкого спектра задач по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это обусловлено многообразием проявлений речевых нарушений у детей, недостаточной сформированностью познавательной сферы, недоразвитием моторно-двигательных функций, незрелостью эмоционально-волевой сферы, коррекция которых способствует успешному продвижению в психоречевом развитии и дает шанс на достижение нормы. Только использование обширного материала, традиционных и нетрадиционных методик позволяет преодолеть или ослабить весь симптомокомплекс, имеющейся недостаточности. Одним из нетрадиционных методов, влияющим на речевое развитие детей дома ребенка является Су-Джок терапия.
Нормативная база
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1сентября2013г;
- Конвенция о правах ребенка;
- ФГОС дошкольного образования;
- Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой;
- Рабочая программа логопеда для детей 3-4 лет с нарушениями речи в группе компенсирующей направленности на2017-2018 учебный год.
Базовое положение Программы
Базовое положение программы – учет возрастных, физиологических и речевых особенностей детей в методах и технологиях ее реализации. Удовлетворение главной потребности ребенка-сироты – внимание, забота и любовь окружающих его людей. Формирование личностного потенциала: активность, самостоятельность, уверенность, способность к волевому усилию.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Содержание программы ориентировано на преодоление пробелов в развитии детей в условиях дома ребенка, на опосредованное устранение речевых нарушений, на эмоциональное благополучие, на удовлетворение потребности ребенка в речевом общении со взрослым. Новизна данной программы заключается в подборе произведений народного творчества и авторских текстов к заданиям Су-Джок терапии. Педагогическая целесообразность в том, что эта методика многофункциональна и подходит детям с разной патологией речи, находящимся в группе компенсирующей направленности. Ценность этого метода в отношении детей дома ребенка в том, что он направлен на преодоление трудностей в развитии, характерных для закрытого учреждения, на минимизацию последствий социального сиротства.
Теоретическая значимость Программы
Теоретическая значимость программы определяется дальнейшим развитием опыта коррекционной работы по Су – Джок терапии как компонента развития речевой системы в целом.
Адресная направленность
Программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ 3-4 летнего возраста в группе компенсирующей направленности , часть из которых имеют стертую форму дизартрии.
Основная цель Программы
Цель: Коррекция речевых нарушений с помощью использования Су-Джок терапии и обеспечение детям-сиротам заряда хорошего настроения.
Задачи, решаемые с помощью Су-Джок терапии:
- Общая активизация организма, отработка навыков регуляции и переключения, восприятие ритма;
- Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений;
- Снятие мышечной и эмоциональной напряженности;
- Формирование у детей посильной самостоятельности, способности к волевому усилию;
- Вызывать у детей потребность в деловом общении, учить обращаться с просьбой к взрослому, благодарить;
- Активизация речевой деятельности детей через опосредованное воздействие (развитие тонкой моторики) на речевые области коры головного мозга;
- Формирование интеллектуального и личностного потенциала ребенка.
Приемы работы с детьми, используемые в программе:
- Массаж ладошек и фалангов пальцев ребенка с помощью Су-Джок массажером – стимулятором.
- Массаж пальцев рук ребенка с помощью эластичных колец.
- Развивающие игры на развитие внимания, памяти.
- Развивающие игры на формирование лексико – грамматических категорий:
-словоизменение;
-словообразование
Су-Джок стимулятор-массажер («суджик») представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами, разделенный на две половинки. Внутри шарика находятся два металлических колечка. С помощью «суджиков» ребенок массажирует ладошки, а с помощью колечек – пальчики, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики, тем самым способствуя развитию речи.
Для реализации поставленных задач был составлен понедельный план занятий по Су-джок терапии. Занятия проводятся два раза в неделю. Дети дома ребенка для усвоения материала нуждаются в многократном повторении, поэтому каждое занятие дублируется.
Перспективный план
Октябрь
1-2-я недели
«Шарик – суджик» (Дети выполняют те действия, о которых говорится в стихах)
Шариком кружок катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Глажу, чищу я ладошки,
Будто с них сметаю крошки.
«Моя семья» с кольцом - пружинкой ( дети надевают колечки на пальчики, начиная с большого пальца)
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
3 – 4-я недел
Игра – шутка « Хома-хомячок» ( с суджиком)
Логопед прячет в кулаке шарик, при этом произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь себе возьми.
Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до суджика. Когда суджики розданы, все вместе катают их в ладошках.
«Этот пальчик» с кольцом – пружинкой
Дети надевают колечки, начиная с мизинца.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот все съел,
От того и потолстел.
Ноябрь
- 2-я недели.
«Ежик» ( Сначала ребенок катает суджик по ладони, затем прокатывает вдоль каждого пальца.)
Ежик бегал по ладошке,
У него устали ножки.
На спинке иголки, ох и колки!
Ежик ростом очень мал,
Нам иголки показал.
А иголки тоже на ежей похожи.
« Белка» (с колечками – пружинками)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.
3 -4-я недели
« Птичка» (с суджиком)
Маленькая птичка
Принесла яичко.
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим,
Мы яичко отдадим.
« Пекарь» ( с колечками – пружинками)
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки,
Да сушки - Ванюшке,
Да пряники – Настюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Мишке. (авторская)
Декабрь
1 -2-я недели
Игра – забава « Дарики – дарики» ( шариком касаться частей лица)
Дарики – дарики,
Злые комарики.
Вились, кружились,
В носик вцепились ( в щечку вцепились, в лобик, в ушко, в другое ушко)
« Мальчик - с – пальчик» ( с колечками)
Мальчик – с – пальчик,
Где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я лису, медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
3 – 4-я недели
«Зимние забавы» с шариком
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
В низ с горы на санках мчаться. (дети катают шарики в ладошках)
«Новый год»
Праздник приближается
Елка наряжается (ребенок катает шарик между ладошками)
Мы развесили игрушки
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь снежинки и фонарики висят,
Блеском радуют ребят. (поочередно надевают колечки на пальчики, начиная с мизинца)
Январь
3 – 4-я недели
«Дикие звери зимой» (с суджиком)
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны проспит,
Спит зимою бурундук,
Колючий еж и барсук.
Только заиньке не спится –
Убегает от лисицы.
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Наши пальцы украшаем,
Надеваем и снимаем
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Февраль
1 – 2-я недели
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде
(дети перекладывают шарик из рук в руку)
То сомкнутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(сжимать, разжимать шарик в кулачке)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(сжимать и разжимать кольцо в ладони)
Много нас, а он один.
Эта долька для ужа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для ежа,
(массаж пальцев кольцом, начиная с большого)
А для волка кожура!
3 – 4-я недели
«Черепаха»
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха.
(дети катают суджик между ладонями)
Кусь, кусь, кусь, кусь, кусь
(ребенок шариком колет каждый пальчик на левой руке)
Никого я не боюсь!
«Дорожка» ( с колечками)
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальцем мяч начну катать!
Указательным и средним,
Безымянным и последним!
Март
1 -2-я недели
«У ворот»
Как у наших у ворот
Сидит черный – черный кот.
(дети катают суджуки по ладошкам)
Как у нас во дворе
Ходят курочки две.
Вот рогатая коза,
Ох, и злющие глаза!
Ну а в будке сидит пес,
Я косточки ему принес.
(катают суджики по пальчикам)
«Весеннее солнышко»
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось,
Лучики расправило,
Тепло земле направило.
Первый – лучик самый смелый,
Встретил его зайка серый.
Этот лучик прыгнул в лес,
На высокий дуб залез.
Ну а этот очень ловко
Примостился на морковке.
Этот лучик – прыг, скок, скок,
Сел на маленький цветок.
Этот самый маленький
Прыгнул мне в кровать,
Засмеялся весело:
«Эй, пора вставать!» (авторская разработка)
3 -4-я недели
«Про лягушку»
Вот лягушка: «Ква – ква – ква!»
Полюбуйтесь какова!
( дети сжимают суджик между ладонями)
Рот большой открыла: «Оп!»
Быстро мошку съела: «Хлоп!»
(суджик на левой ладошке, правой хлопают по суджику)
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем,
Насекомых называем:
(дети катают шарики между ладошками)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
Это кто же здесь звенит,
Ой, сюда комар летит.
( надевают колечки на пальчики)
Апрель
1 – 2-я недели
«Самый внимательный» (развитие внимания, памяти)
Логопед предлагает разные задания: взять шарик в правую (левую) руку, покатать шарик по столу, спрятать шарик под стол, подбросить его, накрыть ладошкой.
«Один – много»
Логопед толкает шарик ребенку и называет слово, например, « мяч», ребенок ловит шарик и отправляя его назад называет слово во множественном числе: «мячи».
3 – 4-я недели
«Назови пальчик»
Логопед надевает на пальчики ребенка в разбивку эластичные колечки, ребенок называет пальчики.
«Назови ласково»
Логопед, толкая шарик ребенку, называет слово, ребенок возвращая шарик, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом: кукла – куколка, зайка – заинька и т.д.
Май
1 – 2-я недели
«Какого шарика не стало?» (развитие внимания, памяти)
На столе 4 шарика разных по цвету. Дети называют: красный, синий, зеленый, желтый. Логопед предлагает детям закрыть глаза и убирает шарик. Затем усложнить задачу: увеличить количество шаров до 5-ти или поменять 2 шарика на фиолетовый и оранжевый.
«Кому? У кого?» (отработка падежных окончаний)
На столе расставлены игрушки-животные. Логопед предлагает детям раздать шарики животным. Вопросы детям: «Кому дал шарик? У кого зеленый шарик?»
3 – 4-я недели
«Какой?» ( на закрепление названий цветов)
Логопед отталкивает от себя шарик к ребенку и задает вопрос: «Какой по цвету?» Ребенок, поймав шарик, дол жен назвать цвет и толкнуть шарик назад.
«Кому? С кем?» (словоизменение)
Дети сидят за столом напротив друг друга и катают шарики. Логопед задает вопросы: « Кому покатил шарик? С кем играешь?»
Знания, полученные таким образом, эмоционально воспринимаются детьми и поэтому надолго сохраняются в памяти.
Результаты работы кружка по развитию тонкой моторики и коррекции речевых нарушений
Кружковая работа позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшать моторные функции рук, тем самым способствовать улучшению речи детей. Практическая значимость работы кружка заключается в овладении детьми практическими действиями с суджиками и колечками и овладение детьми организованной двигательной активностью, что способствует развитию не только речи и интеллекта, а повышению уровня произвольного внимания.
Перед началом работы кружка и по окончании работы была проведена диагностика по методике Ю.В.Микляевой «Выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей»
Оценивались умения:
- поздороваться;
- обратиться с просьбой;
- привлечь внимание;
- побудить к действию;
- передать информацию;
- поблагодарить;
- спросить;
- задать уточняющий вопрос;
- выразить несогласие;
- выразить отрицание.
Оценка каждого из данных параметров – 1 балл.
Невыполнение – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.
Низкий уровень – 3 и менее баллов.
Средний уровень – 4 -6 баллов.
Высокий уровень – 7 -10 баллов.
Таблица 1
И.Ф. ребёнка | Период обучения | Показатели коммуникативных умений и их оценка в баллах | ||||||||||
Поз-доровать-ся | Обратить-ся с просьбой | Привлечь вни-ма-ние | Побудить к дейтсвию | Передать информа-цию | Поб-лаго-да-рить | Спросить | Задать уточняющий вопрос | Выразить несо-гла-сие | Выразить отрица-ние | Бал-лы | ||
Аня М. | Н.г. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Лиза А. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 | |
Ваня К. | Н.г. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 5 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Лера П. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Лена С. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Алеша Г. | Н.г. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Руслан А. | Н.г. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | |
Маша Б. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Женя М. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 5 | |
Вова К. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 4 | |
Настя Б. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Катя А. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Рома Т. | Н.г. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 5 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 9 | |
Гриша А. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 3 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 5 |
Таблица 2
Оценка каждого из параметров моторного развития – 1 балл.
Невыполнение – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.
Низкий уровень – 0-1 балла.
Средний уровень – 2-3 балла.
Высокий уровень – 4 балла.
И.Ф. ребёнка | Период обучения | Показатели моторных функция и их оценка в баллах | ||||
Умение выделять палец из кулачка (начиная с большого к мизинцу и наоборот) | Согласованные движения пальцев рук | Разнонаправ-ленные движения ладоней рук | Удерживание предметов тремя пальцами (щипцовый захват) | Баллы | ||
Аня М. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Лиза А. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Ваня К. | Н.г. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
К.г. | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | |
Лера П. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Лена С. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Алеша Г. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | |
Руслан А. | Н.г. | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Маша Б. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Женя М. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Вова К. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
Настя Б. | Н.г. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | |
Катя А. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
К.г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Рома Т. | Н.г. | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
К.г. | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | |
Гриша А. | Н.г. | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
К.г. | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Благодаря кружковой работе отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных умений: увеличилось количество детей со средним и высоким уровнем и отсутствуют дети с низким уровнем.
Таблица 3
Уровень сформированности коммуникативных навыков | Количество детей (10 детей) | |
н.г. | к.г. | |
Низкий уровень | 8 - 57% | 0 |
Средний уровень | 6 -43 % | 3 - 21% |
Высокий уровень | 0 | 11 - 79% |
Таблица 4
Уровень сформированности моторных функций | Количество детей (10 детей) | |
н.г. | к.г. | |
Низкий уровень | 13 - 93% | 1 -7% |
Средний уровень | 1- 7% | 9 - 64% |
Высокий уровень | 0 | 4 -29% |
Выводы: Кружковая работа была правильной и содержательной и дала хорошие результаты:
- Расширились речевые навыки, навыки общения, исчез страх речи у неговорящих детей;
- Увеличился активный словарь детей;
- Повысилась познавательная активность детей;
- Сформированы качества эмоционально благополучного ребенка: активность, самостоятельность, уверенность.
Список литературы
1.Пак Чже Ву Вопросы теории и практики Су - Джок терапии. Издательство «Су – Джок Академия» Москва. 2009.
2.Цвытарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.
СПб. Издательство «Лань» 2002.
3.Галкина Г.Г. ДубининаТ.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: ИздательствоГНОМ,2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"
В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с дошкольниками и учащимися начальной школы по кружковой деятельности в МОУ "Начальная школа-д...
Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»
Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...
Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности
В основу программы «Родник» положены следующие принципы: - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...
Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу
Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу,...
"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"
Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...