План-конспект занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Волкова Светлана Николаевна учитель-логопед

Итоговое занятие по лексичекой теме "Транспорт" с детьми подготовительной к школе группы с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_ood.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

организованной образовательной деятельности по речевому развитию

с детьми подготовительной к школе группы

комбинированной направленности

Тема: «Транспорт»

Составила:

Волкова Светлана Николаевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

 ГБОУ СОШ №7 СПДС «Дружные ребята»

 г. Жигулевска г.о. Жигулевск  Самарской области

2019г.

Цель: Закрепление и активизация в речи лексико-грамматических категорий.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

1.Активизировать в речи  детей словарь детей по теме «Транспорт» (обобщающее понятие «Транспорт», название транспорта и его видов (классификация). Совершенствовать навык образования названий профессий людей на транспорте, закреплять названия частей транспорта, совершенствовать умения согласовывать  имена существительные и имена  прилагательные с именами числительными первого десятка в предложении. Закреплять умение образовывать глаголы префиксальным способом, упражнять в употреблении имен существительных в Р.п., В.п. единственного и множественного числа. Совершенствовать умение составлять предложения, совершенствовать навык составления сложноподчиненных предложений с союзом «потому что», отвечать на вопросы полным предложением. Развивать фонематический слух на материале звуков окружающего мира («звуков дороги»).

 («Речевое развитие»).

2.Расширять и систематизировать представления детей о транспорте.  Совершенствовать аналитико-синтетические операции. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие дошкольников. («Познавательное развитие»).

3.Упражнять детей старшего дошкольного возраста в координации речи с движением. Развивать тонкие движения пальцев рук. («Физическое развитие»).

5.Развивать умение рассказывать знакомый стихотворный текст. Продолжать реализовывать самостоятельную творческую деятельность (изобразительное искусство).  

(«Художественно-эстетическое развитие»).

6.Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом, продолжать  развивать целенаправленность и саморегуляцию собственных действий. Продолжать формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

(«Социально-коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:

- практические – игровое упражнение, дидактическое упражнение, ритмическое упражнение, упражнение на развитие мелкой моторики, слушание «звуков дороги»,

- наглядные – рассматривание наглядно-демонстрационного материала,

- словесные – образец речевого высказывания педагога, повторение правильного ответа, познавательные объяснения, указания, устное поощрение, проговаривание стихотворений о транспорте.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, колонки, проектор,  аудиозапись «звуков дороги», предметные картинки с изображением транспорта, сюжетные картинки с изображением людей, управляющих разным видом транспорта, картинки транспорта с недостающими частями (деталями), карточки с изображением транспорта от 3 до 10 на каждой карточке, эмблемы станций путешествия, мягкие подушечки для каждого ребенка, плакат с изображением четырех видов транспорта, мольберты, цветные карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: транспорт, машина, грузовик, самолет, пароход, катер, автобус, мотоцикл, велосипед, пожарная машина, скорая помощь, газовая служба, аварийная служба, части транспорта (шасси, нос, крылья, лопасти, кабина, колесо, кузов, корма, капитанский мостик, ковш, кран, руль, педали), заправка, отдых, остановка, завод, ремонтная мастерская, едет, летит, плывет, мчится, гудит, сигналит, ломается, ремонтируется, ехал, заехал, объехал, поехал, доехал, переехал, въехал, новый, старый, легковой, грузовой, специальный, водный, воздушный, наземный, разноцветный, красный, желтый, зеленый.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Объяснение, рассказывание стихотворных текстов, вопросы, словесные игры «Доскажи словечко», «Назови профессию»

Восприятие художественной литературы

Рассказывание стихотворений о транспорте.

Двигательная

Физические минутки (паузы), «Машина», «Самолет», «Мотоцикл», «Теплоход», «Поезд», «Автобус», сопряженная гимнастика (развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата).

Игровая

Игровые ситуации, игровые упражнения: «Заправщики», «Едем на поезде», «Ремонтники».

Познавательно-исследовательская

Обобщение представлений о транспорте. Решение проблемной ситуации: дидактическая игра «Четвертый лишний», дидактическая игра «Собери транспорт».

Музыкальная

Слушание «звуков дороги».

Изобразительная

Дорисовывание недостающих частей транспорта.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

- Ребята, мы с вами целую неделю говорили о транспорте и его видах. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, где мы не только вспомним о транспорте, но и узнаем что-то новое.

Учитель-логопед предлагает детям послушать «звуки дороги»

- На что похож этот звук?

- Чья эта сирена?

- У какого транспорта может быть похожая сирена?

- Что это гудит?

- Что это за звук?

- Что может означать этот звук?

Прежде чем отправиться в путешествие, я предлагаю вам вспомнить историю маленькой машинки. Готовы?

    1.Однажды утром маленькая машинка выехала из гаража.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук «домиком».

   2.Поехала машина по  длинной дороге.

Язык максимально высунут изо рта. Руки от локтя до кончиков пальцев  прижаты друг к другу,  лежат на столе горизонтально.

3.Она съехала с горы.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается горкой. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

     4.Объехала дерево.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук на столе  рисуют круги.

    5.Заехала  в лес, в котором росли  липы и березы.

Язык тянется к носу.  Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

6.В лесу  на ветке березы  качалась любопытная сорока.

Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с  движением языка.

7.Под кустом  у ели спал колючий ежик.

Язык  в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.

    8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук «домиком».

 Внимательно слушают звуки и определяют,  что это.

- Это звук аварии

- Скорой помощи

- У полицейской машины, у газовой службы, у пожарной машины.

- Это гудит пароход.

-Это работают лопасти вертолета.

- Взлет (посадка) самолета

 Слушают слова учителя-логопеда и совместно выполняют сопряженную гимнастику.

 Одновременно выполняют упражнения и слушают фонограммы: звук машины, едущей по дороге, звуки леса, треск сороки, фырканье ежика, голос светлячка.

 Слушают слова учителя-логопеда и совместно выполняют сопряженную гимнастику.

Привлечено внимание детей.

Сформировано умение внимательно слушать и определять звуки транспорта.

Развит  фонематический слух – умеют различать «звуки дороги».

Сформировано умение различать виды транспорта по звуку.

Сформировано умение выполнять сопряженную гимнастику «Путешествие маленькой машинки».

Сформировано умение  синхронно выполнять сопряженную гимнастику.

 Взаимодействуют  друг с другом, работают согласованно в коллективе сверстников.

 Умеют соотносить речь с движениями.

2.

 Учитель-логопед предлагает отправиться в путешествие сначала на машине. Вместе с детьми педагог проговаривает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками и ногами.

Би  - би – би - гудит машина (стучим кулак о кулак)

Тук -тук-тук-мотор стучит (хлопают в ладоши)

Едем, едем, едем, едем,

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу,

Шу- шу -шу- они шуршат.

Быстро крутятся колеса

Та-та-та- вперед спешат.

 В конце стихотворения включается звук – сигнал автомобиля.

Встают друг за другом. За педагогом идут по периметру ковра и проговаривают стихотворный текст.

Умеют соотносить движения рук  и ног со словами стихотворного текста.

3.

4.

3. Игровое упражнение «Собери транспорт».

- Вот мы и приехали на первую станцию. 

Она называется «Заводская».

- Каждый вид транспорта собирают из частей на специальных заводах. На одном из таких заводов мы с вами сейчас побываем. Посмотрите на экран. Перед вами части транспорта. Подумайте  и скажите, что  из них вы соберете.

После выполнения задания педагог предлагает детям отправиться дальше в путешествие.

- Мы полетим с вами на самолете. Согласны?

Вместе с детьми педагог проговаривает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками и ногами.

- Самолеты загудели                      (вращение руками)

Самолеты полетели                      (руки в стороны)

На полянку тихо сели                 (присели на корточки, руки на коленях)

Да и снова, полетели.

Мы летели высоко                        (подняли руки вверх)

Мы летели низко                           (руки опустить вниз)

Мы летели далеко                    

Мы летели близко

 В конце стихотворения включается звук приземляющегося самолета.

4. Игровое упражнение «Назови профессию».

Вот мы с вами и прилетели на следующую станцию. Она называется «Управляющая».

Каждым видом транспорта управляют люди разных профессий. А кто они, давайте с вами вспомним.

Учитель-логопед добивается от детей ответа полным предложением.

После выполнения данного задания детям предлагается продолжить путешествие.

-На чем бы вы хотели отправиться дальше в дорогу?

(на мотоцикле).

Вместе с детьми педагог проговаривает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками и ногами.

Словно грозный зверь рычит,

По дороге быстро мчит.

Мотоцикл двухколесный,

Обогнать его не просто.

 В конце стихотворения включатся звук «ревущего» мотоцикла.

Рассматривают части транспорта на интерактивной доске и отвечают на поисково-познавательные вопросы.

Например: «Нос, шасси, крыло, двигатель. Я соберу самолет и т.д.»

Дети встают друг за другом.

Идут по кругу, проговаривая стихотворный текст и выполняя координированные движения.

.

Каждый из детей подходит по очереди к мольберту и ищет пару картинок. Например: самолет-летчик. Затем составляет предложение: «Самолетом управляет летчик».

Развито умение различать и называть транспорт по отдельным частям.

Сформировано умение составлять предложения, употребляя название транспорта в В.п.

Развито умение соотносить  движения рук  и ног со словами стихотворного текста.

Сформировано умение называть профессии людей на разных видах транспорта.

Развито умение составлять предложения.

Умеют соотносить движения рук и ног со словами стихотворного текста.

5.

Игровое упражнение «Заправщики». 

- Вот мы с вами и приехали на следующую станцию. Она называется «Заправочная».

- Практически каждый вид транспорта нужно заправлять топливом, бензином, соляркой. Представьте себе, что каждый из вас работник заправочной станции. Расскажите нам, сколько и каких машин вы заправите.

Оставшиеся карточки дети «озвучивают» хором.

После выполнения данного задания детям предлагается отправиться дальше в путь.

- Заправочная станция находится на берегу реки. Поэтому, дальше мы продолжим свой путь на теплоходе. Все согласны?

Вместе с детьми педагог проговаривает стихотворение и выполняет соответствующие движения руками и ногами.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два,

Он шагнул назад сначала.

Раз, два,

А потом шагнул вперед,

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

 В конце стихотворения включатся звук «гудок теплохода».

Каждый ребенок по очереди подходит к мольберту, берет любую карточку, считает количество транспорта,

изображенного на ней, и отвечает полным предложением.

Например: Я заправлю пять красных пожарных машин.

- Мы заправим четыре полицейские машины.

Дети включаются в игровую ситуацию.

Движутся вокруг игровой комнаты, проговаривая слова с учителем-логопедом, имитируя движения согласно тексту.

 

Развито умение  согласовывать имена существительные и имена прилагательные с  именами числительными первого десятка.

Развито умение отвечать полным распространенным предложением.

Развито умение самостоятельно выбирать карточки для ответа.

Сформировано умение

соотносить движения рук  и ног со словами стихотворного текста.

6.

Игровое упражнение «Доскажи словечко».

- Вот мы с вами и приехали  на следующую станцию.

Она называется «Отдыхайка - развивайка».

- В каждом путешествии нужен отдых, и я вам предлагаю разместиться на нашей уютной «полянке». Возьмите свои подушечки и присаживайтесь полукругом.

Давайте отвлечемся от дороги и поиграем. Я вам буду говорить предложение, а вы мне последнее слово. Готовы?

 У самолёта — крылья, а у вертолёта 

Корабль плавает, а самолёт 

У человека — дом, у автомобиля 

У птицы — гнездо, а у самолёта 

У ястреба — клюв, а у самолёта 

У человека — сердце, а у автомобиля 

Утка — крякает, а пароход 

И еще в одну игру я вам предлагаю поиграть.

Она называется «Четвертый лишний».

Но это не совсем простая игра. Каждый их четырех предметов может быть

лишним. А вот по каким признакам, вы должны будите догадаться и дать нам полный ответ.

Педагог показывает полотно с изображением: самолета, машины скорой помощи, грузового автомобиля, велосипеда.

Дети берут подушечки, размещаются полукругом на импровизированной полянке.

Поочередно заканчивают предложения:

— … (лопасти).

__ … (летает).

— … (гараж).

— … (ангар).

— … (нос).

— … (мотор).

___… (гудит).

Выполняют задание, самостоятельно выделяя отличительный признак.

Умеют воспринимать указания и объяснения педагога.

У детей развиваются

мыслительные операции, развито  умение 

систематизировать, 

классифицировать объекты 

рукотворного мира.

Развиваются

аналитико-синтетические мыслительные 

операции.

Выполняют указания педагога.

Сформированы операции словесно-логического мышления, умозаключение.

Сформировано умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

7.

После выполнения задания детям предлагается отправиться дальше в путь на поезде. Педагог начинает, а дети заканчивают предложения, добавляя слово-действие.

Все  выполняют соответствующие движения руками и ногами.

Ехали мы ехали, до горы………. доехали

 На гору …….въехали,

С горы……….съехали, 

И дальше……….. поехали. 

 Ехали мы ехали, до озера ……..доехали

Озеро……… объехали, дальше………. поехали. 

 Ехали мы ехали, до моста……. доехали. 

 Мост ……………переехали, 

и дальше…………. поехали. 

 Ехали мы ехали, до следующей станции……. доехали.

 По прибытию на следующую станцию раздается (включатся) звук  колес поезда.

Выполняют задание, заканчивая предложение словом, обозначающим действие.

 

Сформировано умение соотносить движения с речью.

Сформировано умение внимательно слушать и  воспринимать объяснения педагога.

Сформировано умение образовывать глаголы префиксальным способом.

Игровое задание «Ремонтники».

Следующая станция «Ремонтная».

- Каждый транспорт имеет свойство ломаться. Тогда люди обращаются в ремонтные мастерские, чтобы устранить неисправности. У нас с вами необычная мастерская, где я предлагаю вам «починить» транспорт. Присаживайтесь за столы.

Дети присаживаются  за столы. Дорисовывают недостающие детали у транспорта, проговаривая свои действия полным предложением: «У меня машина была без колес. Я нарисовал  ей колеса» и т.д.

 

 

Развита  мелкая моторика пальцев рук.

 

Сформировано умение составлять предложения, употребляя имена существительные в Р.п., В.п.

8.

- Ну вот, весь транспорт мы починили. И нам настало время возвращаться в детский сад. И поедем мы на автобусе. Вместе с детьми педагог проговаривает слова стихотворения.  

Мы в автобус дружно сели

И в окошки посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

В конце стихотворения раздается звук сигнала автобуса.

Учитель-логопед подводит итог:

- Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось больше всего?

- Какие задания были самыми интересными?

- Что вы узнали нового?

-  Мне тоже, понравилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями, отвечали на все вопросы, помогали друг другу, как настоящие товарищи. На память о нашем путешествии я приготовила вам сюрприз. Это раскраски транспорта. Скоро мы будем отмечать праздник. Какой?

- Правильно. Я думаю, вы постараетесь и аккуратно раскрасите весь транспорт, а затем подарите его мужчинам вашей семьи. Кто это может быть?

- Они будут рады вашим подаркам.

- Всего вам доброго. До свидания.

Хором повторяют стихотворный текст.

Отвечают на вопросы.

Дети: Праздник пап. День Защитников Отечества.

Дети: Папы, дедушки, дяди, братья.

Сформировано умение соотносить  движения рук  и ног со словами стихотворного текста.

Сформировано умение хорового произнесения слов.

Развиваем процессы запоминания и воспроизведения информации.

Создана мотивация на дальнейшую коммуникативную деятельность воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»

Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя  музыкальная прогулка»...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...