Взаимосвязь специалистов ДОУ и СОШ по развитию речи детей.
проект по коррекционной педагогике
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения,возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия работников ДОУ и СОШ для согласования необходимых коррекционных мероприятий.
Представляю вам свое выступление в рамках городского проекта "Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи", автором и руководителем которого я была.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимосвязь специалистов ДОУ и СОШ по развитию речи детей | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ и СОШ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Сапронова Надежда Дмитриевна
Автор и руководитель проекта "Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи" в г.Щигры Курской области , учитель-логопед высшей категории МКДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Щигры Курской области.
Актуальность. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития,; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы.
Задачи работы специалистов
Задачи работы логопеда и психолога.
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
Совершенствование мелкой моторики
Развитие зрительно – моторной координации
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
Активизация отработанной лексики
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды
Повышение психологической культуры родителей и педагогов
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми
Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия
Диагностика
Психолого - медико - педагогический консилиум
Углубленное психологическое обследование детей.
Подбор психодиагностических программ.
Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.
Обработка результатов.
Работа с диагностической информацией:
- информирование по итогам диагностики
- представление психолого – педагогических рекомендаций
- применение рекомендаций в собственной деятельности
- разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики
Углубленное логопедическое обследование детей .
Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса
Обработка результатов.
Работа с диагносической информацией:
- информирование по итогам диагностики
- представление логопедических рекомендаций
- применение рекомендаций в собственной деятельности
- разработка коррекционной работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики
Коррекционно – развивающая работа
Постановка задач коррекционно - развивающей работы.
Разработка программы работы.
Планирование работы, организация условий для ее проведения.
Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной, личностно – эмоциональной сфер.
Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
Работа с родителями и педагогами
Прием родителей по их запросу.
Проведение консультаций, тренингов.
Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.
Оформление информационных выставок и уголков для родителей.
Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.
Проведение психолого – медико - педагогического консилиумов
Постановка задач и разработки сценария консилиума.
Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.
Участие в консилиуме.
Реализация решений консилиума.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно – образовательного процесса.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь развития речи детей c формированием фонематического слуха
Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборк...
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
I. Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...
Презентация «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект для инструктора по физической культуре....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
ПРОЕКТ " ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ...
Взаимосвязь работы логопеда с воспитателем по развитию речи детей
Традиционная работа по развитию речи детей ведется по направлениям:1. 1. Обогащение словарного запаса.2. 2. Обучение составлению пер...