Взаимосвязь специалистов ДОУ и СОШ по развитию речи детей.
проект по коррекционной педагогике

   В работе с детьми, имеющими речевые нарушения,возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия работников ДОУ  и СОШ для согласования необходимых  коррекционных мероприятий.

   Представляю вам свое выступление в рамках  городского проекта "Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи", автором и руководителем которого я была.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ и СОШ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Сапронова Надежда Дмитриевна

Автор и руководитель проекта  "Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи" в г.Щигры Курской области , учитель-логопед высшей категории МКДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Щигры Курской области.

Актуальность. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития,; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

 Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда и психолога.        

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.        

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды        

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми        

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Диагностика

Психолого - медико - педагогический консилиум

Углубленное психологическое обследование детей.

 Подбор психодиагностических программ.

Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.

Обработка результатов.

Работа с диагностической информацией:

  • информирование по итогам диагностики
  • представление психолого – педагогических рекомендаций
  • применение рекомендаций в собственной деятельности
  • разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики        

Углубленное логопедическое обследование детей .

Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса

Обработка результатов.

Работа с диагносической информацией:

  • информирование по итогам диагностики
  • представление логопедических рекомендаций
  • применение рекомендаций в собственной деятельности
  • разработка коррекционной  работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Коррекционно – развивающая работа

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Разработка программы работы.

Планирование работы, организация условий для ее проведения.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной, личностно – эмоциональной сфер.

Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Прием родителей по их запросу.

Проведение консультаций, тренингов.

Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.

Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Предоставление рекомендаций родителям в индивидуальных тетрадях.        

Проведение психолого – медико - педагогического консилиумов

Постановка задач и разработки сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.

Участие в консилиуме.

Реализация решений консилиума.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно – образовательного процесса.

 В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития речи детей c формированием фонематического слуха

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборк...

Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.

I.   Актуальность интегрированной физкультурно-речевой совместной деятельности. Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитатель...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Взаимосвязь работы логопеда с воспитателем по развитию речи детей

      Традиционная   работа по развитию речи детей ведется по направлениям:1.    1.  Обогащение словарного запаса.2.   2.   Обучение составлению пер...