"Марсик в гостях у детей" Звуки М и М". Буква М.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)
Через сказку учить детей понимать и объяснить значение слов, усваивать новый материал, посредствам дидактических игр, играя использоватьздоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyati_marsik_v_gostyah_u_detey.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной коммуникативной организованной образовательной деятельности
детей логопедического пункта с использованием здоровьесберегающих технологий
Тема: Звуки М, М'. Буква М.
"Марсик в гостях у детей"
Оборудование: Магнитная доска, палочки счетные, звездочки «птички», слоги, буквы, дом, демонстрационные домики для детей, куклы-звуки, панно города Букваринска, елки, пеньки, массажные коврики, синяя, красная, жёлтая, зелёная птички, Речецветик. картинки: мяч, шар, медведь, чашка, тарелка, матрешка, самолет; плакаты с изображением птиц: московка, мухоловка, зимородок; игрушки: Клоун, кукла Марсик-фонарик, , корова, овечка, котик, коза, собачка, поросёнок, утёнок, петушок; панно с картинками: домашних птиц и животных: утка, поросенок, щенок, козлик, корова, кошка, петух, коза.
Цель занятия: через сказку учить детей понимать и объяснять значения слов, усваивать новый материал, посредством дидактических игр.
Задачи:
- Закрепление звука M;
- знакомство с буквой М;
- закрепить умение выделять звуки M, M`, в словах;
- закрепить умение составлять слоги с буквой М;
- закрепить умение находить позицию звука M в словах;
- составление и чтение прямых и обратных слогов;
- закрепить умение подбирать слова – антонимы;
- развитие фонематического восприятия;
- закрепить умение проводить анализ (звуковой) односложного слова типа ДОМ, печатание его буквами;
- упражнять детей в составлении и чтении односложных слов;
- закрепить умение ориентироваться в городе Букваринске;
- развивать умение быстро понимать задание и умение самостоятельно работать.
- использовать здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного.
Ход занятия.
1. .Произношение звуков, работа с артикуляционным аппаратом..
Логопед: - Говорят, что колдовство –
Ерунда и баловство.
Хоть не верю в ерунду я –
Потихонечку колдую.
(Частично в зале гаснет свет, звучит музыка, крутится блестящий шар, «влетает» инопланетный корабль, оттуда появляется кукла би-ба-бо).
Логопед: - Кто ты?
- Я инопланетянин. Попал к вам… и растерялся.
Логопед: - А здесь детский сад. Дети узнают, что такое звуки и какие бывают звуки, что такое
буквы и какие бывают буквы, как надо
читать слова. Останься у нас. Дети добрые и помогут тебе. Поможете, дети? (дети
соглашаются).
Логопед: - Откуда ты прилетел?
- Я прилетел с планеты Марс.
Логопед: - Мы назовем тебя Марсик. Дети, с какого звука начинается его имя?
Дети - Со звука M.
Логопед - Произнесем, потянем звук M.
Дети - Ммм.
Логопед - Что мешает воздуху свободно пройти через рот?
Дети - Губы.
Логопед - Правильно. А если звук встречает преграду, то какой он?
Дети - Согласный.
Логопед - Звук M произносится с голосом или без голоса?
Дети - С голосом.
Логопед - Значит он какой?
Дети - Звонкий.
Логопед - Звук M – согласный, звонкий. Мммарсик, а это мишка. Какой звук в слове Мммарсик?
Дети - Твердый.
Логопед - А в слове Ммишка?
Дети - Мягкий.
При правильных ответах У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.
2. Логопед: - Составьте букву М.
Палочка и палочка
Между ними галочка.
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Логопед: - Видишь, Марсик, как быстро дети выложили букву М, а дети умеют составлять
живую букву М.
Марсик: – А я смогу составить эту букву из звёзд. Гаснет свет и из светящихся звёздочек Марсик
выкладывает букву М. У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки
3. Гимнастика для глаз: ( дети стоят рядом друг возле друга и проговаривают):
-Поведи глазами влево незаметно, невзначай,
Кто с тобою рядом справа, громко, быстро отвечай.
А теперь глазами влево ты внимательно смотри,
Кто с тобою рядом слева, тихо-тихо повтори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
А теперь прикроем веки и посмотрим на носок.
Логопед: - А теперь потянемся вверх. Посмотри, Марсик, как.
4. «Услышь звук» дидактическая игра (мягкий или звонкий).
Возьмите по букве М в правую руку. Покажите Марсику, в каких словах слышаться звуки M
или M'. Если услышите эти звуки в названии, поднимайте букву. Логопед показывает
картинки, дети поднимают букву М, соответственно картинкам: мяч, шар, медведь, чашка,
тарелка, матрешка, самолет… У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за
правильные ответы.
5. Чтение слогов.
Логопед: послушайте стихотворение, а затем мы будем выкладывать слоги и их читать.
Похожая на рожки?
Ученый пёс, бык и коза
Тараща на нее глаза…
Коза прикинула в уме,
Сказала: - Полно вам,
Не спорьте, это буква «АМ»!
- Нет «МУ»,
- Нет «АМ», «АМ», «АМ»! –
Такой поднялся тарарам.
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву «М».
Логопед: - Кто поможет им разобраться? Выложите буквами их разговор и прочтите.
Дети: выкладывают у доски МЕ, МУ, АМ, читают полученные слоги.
Логопед: - Видишь, Марсик, как разговаривают животные на нашей планете. А кроме животных
у нас есть еще и птицы. У тебя на Марсе нет птиц? У Марсика светится личико, он
дарит детям звездочки за правильные ответы.
6. Определение буквы М в словах.
Логопед: - Речецветик приготовил нам сюрприз: плакаты с изображением птиц. В названии каких птиц слышится звук M – в начале, середине или в конце слова? (На плакатах дети находят птиц московку, мухоловку, зимородка).
У Марсика загорается личико он дарит детям звездочки за правильные ответы.
7. Угодай-ка
Логопед: - Приготовились слушать, я буду пропускать одну букву, а вам надо угадать, какую?
- Написал письмо я зайке
Но забыл приклеить (…арки).
- Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче (ла..пу).
- Доски на гору везем
Будем строить новый (до…).
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки
8. «Поймаем птичку» дидактическая игра (Поймаем птичку за клювик, крылышки хвостик.).
Логопед: - Буквы М живу в домиках, а их соседки гласные звуки расшалились, спрятались за
елки, пенечки
У Марсика загорается личико он дарит детям звездочки за правильные ответы.
9. «Гласные звуки расшалились» дидактическая игра).
Дети берут домики с согласными М, ищут гласную букву и каждый читает получившийся слог: МА-МО-МУ-МИ-МЫ.
Логопед: - Звуки дружат хорошо.
Читать слоги нам легко.
Отвернулись буквы – звуки
Ссорятся они от скуки.
(Дети меняют местами буквы и читают обратные слоги: АМ-ОМ-УМ-ИМ).
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.
10. Физкультурная минутка:
Логопед: - Поучили Марсика читать слоги, молодцы! Сейчас отдохнем. Гаснет свет, в зале полумрак, на потолке светятся и перемещаются звёздочки от крутящегося шара посередине потолка. Встанем в круг, а Марсика поставим посередине. Дети танцуют…
11. Кто как кричит.
Марсик: - А это кто? Боюсь их.
Дети: - Это игрушки – коровка, овечка, котик, коза, собачка, поросёнок, утёнок, петушок.
Логопед:
-Целый день паслись у сосен
Две подружки МЕ и МУ –
МЯУ грел бочок на солнце –
БЕ весь день мешал ему.
ГАВ валялся на крылечке,
ХРЮ под кустиком сопел,
КРЯ – купался рядом в речке,
КУКАРЕКУ песни пел.
Логопед: - Марсику теперь напомним,
Назовем по именам,
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам …
Дети: - Утка, поросенок, щенок, козлик, корова, кошка, петух, коза.
(Выставляются на панно картинки с изображением этих животных, птиц).
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.
12. «Буквы на прогулке» дидактическая игра.
Логопед: - Давайте вернемся за столы, Марсик еще подарит вам свои звездочки. Вы же научили
его читать слоги…
Логопед: - А сейчас посмотрите сюда. На балкончики вышли погулять буквы – звуки. Найдите
твердый согласный звук M (в каком он костюмчике?), найдите мягкий M' – какой у
него костюмчик? Я буду читать стихотворение, а вы поднимать нужный услышанный
звук.
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил.
Только лапы он не мыл.
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.
13. «Клоун по имени Наоборот» дидактическая игра.
Логопед: - А вот клоун «Наоборот». Он хочет с нами поиграть
Логопед: | Дети: |
Быстро | Медленно |
Ссориться | Мириться |
Твердый | Мягкий |
Большой | Маленький |
Глупый | Мудрый |
Логопед: - Какой звук слышится в начале слов? Чем обозначаются звуки на письме?
Дети: - Буквой М. У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.
14. Определение звуков в слове. Схема слов.
Логопед: - Много с буквами хлопот.
Уж такой они народ…
Но когда с умом, толково,
Их поставить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят
Логопед: - Сколько звуков в слове ДОМ?
Дети: - Три.
Логопед: - Правильно. Назовите 1-й звук (дети называют Д, обозначают его куколкой – звуком)
Логопед: - Назовите второй звук?
Дети: - О-о-о (обозначают его на полоске).
Логопед: - Поймайте последний звук в ладошку M. Сколько слогов в слове ДОМ? Почему?
Дети: - Один.
Логопед: - Почему?
Дети: - Потому что слогов столько, сколько гласных звуков в слове. (Дети ставят согласные Д и
М, гласный звук О, читают слово, следят за тем, чтобы указкой показывать букву,
которую произносят). Схема слова _________.
Логопед: Марсик, каждый ребенок соберет и прочтет тебе слова (дети читают ДУБ, ЛИС, КОТ,
СОМ, МАК…составляют схемы слов.)
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.
15. Посещения города Букваринска.
Марсик: - Буквы живут в городе. Каком?
Дети: - В Букваринске. В нём есть улица Певцов… (перечисляют все улицы и переулки).
Логопед: - На какую улицу мы поселили букву М? Как она произносится?
Дети: - Губами. И буква М рядом с буквой Б. Звук Б тоже произноситься губами.
У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.
Логопед: - Проведём для Марсика экскурсию по улицам Букваринска.
У Марсика светится личико. Марсику понравилось у нас, он хочет остаться, но не может.
16. Итог:
Логопед: - Марсик посмотри сколько звездочек у каждого ребенка, какие молодцы! Они их
заработали за правильные ответы!
– Дети, Марсик должен улетать на свою планету Марс.
Дети: - Марсик, оставайся у нас. Мы будем учить тебя читать слоги и слова.
Логопед: У Марсика остались на его планете друзья, родные…Марсику надо улетать. А на
прощание Марсик хочет угостить вас шоколадом. На
какую букву начинается название шоколада «Марс»? Угощайтесь, пожалуйста…
Гаснет свет, звучит музыка, Марсик «улетает» из зала…
Логопед: - Все, умнички! А звездочки оставьте себе их Вам подарил Марсик, а дома расскажите
за что Вы их получили.
Используемая литература:
- Ванюхина Г.А. Экстернат речевой культуры для дошкольников. Серия: Библиотека журнала «Логопед»
Издательство ТЦ сфера 2009г. 64 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003, 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе для детей с нарушением зрения «В гостях у старичка-лесовичка. Звук и буква У»
На данном занятии учитель-логопед знакомит детей со звуком и буквой "У"...
Видеопрезентация "В гостях у сказки.Звуки Л-Ль, буква Л"
Видеопрезентация к занятию в подготовительной логопедической группе....
«У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «У нас в гостях Зайка-Знайка» для родителей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект занятия "В гостях у гласных звуков. Звук и буква О"
занятие для детей старшей группы...
Фронтальное логопедическое занятие по произношению с элементами грамоты " В гостях у козы Кати. Звук К, буква К" (Лексическа тема "Овощи")
Фронтальное логопедическое занятие «Звук К, буква К» составлено учителем – логопедом Старыгиной М.А. для детей старшей группы с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.
Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...