"Марсик в гостях у детей" Звуки М и М". Буква М.
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа)

Посохова Римма Владимировна

Через сказку учить детей понимать и объяснить значение слов, усваивать новый материал, посредствам дидактических игр, играя использоватьздоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyati_marsik_v_gostyah_u_detey.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной коммуникативной организованной образовательной деятельности

детей логопедического пункта с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: Звуки М, М'. Буква М.

"Марсик в гостях у детей"

   Оборудование: Магнитная доска, палочки счетные,  звездочки «птички», слоги, буквы, дом, демонстрационные домики для детей, куклы-звуки, панно города Букваринска, елки, пеньки, массажные коврики, синяя, красная, жёлтая, зелёная птички, Речецветик.  картинки: мяч, шар, медведь, чашка, тарелка, матрешка, самолет; плакаты с изображением птиц: московка, мухоловка, зимородок;  игрушки: Клоун, кукла Марсик-фонарик, , корова, овечка, котик, коза, собачка, поросёнок, утёнок, петушок;  панно с картинками: домашних  птиц и животных: утка, поросенок, щенок, козлик, корова, кошка, петух, коза.

           

  Цель занятия:  через сказку учить детей понимать и объяснять значения слов,  усваивать новый материал, посредством  дидактических игр.

   

  Задачи:

  • Закрепление звука M;
  • знакомство с буквой М;
  • закрепить умение выделять звуки M, M`, в словах;
  • закрепить умение составлять слоги с буквой М;
  • закрепить умение находить позицию звука M в словах;
  • составление и чтение прямых и обратных слогов;
  • закрепить умение подбирать слова – антонимы;
  • развитие фонематического восприятия;
  • закрепить умение проводить анализ (звуковой) односложного слова типа ДОМ, печатание его буквами;
  • упражнять детей в составлении и чтении односложных слов;
  • закрепить умение ориентироваться в городе Букваринске;
  • развивать умение быстро понимать задание и умение самостоятельно работать.
  • использовать здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного.

Ход занятия.

1. .Произношение звуков, работа с артикуляционным аппаратом..

Логопед:      -  Говорят, что колдовство –

                          Ерунда и баловство.

                         Хоть не верю в ерунду я –

                        Потихонечку колдую.

(Частично в зале гаснет свет, звучит музыка, крутится блестящий шар, «влетает» инопланетный корабль, оттуда  появляется кукла би-ба-бо).

Логопед:  - Кто ты?

                  - Я инопланетянин. Попал  к вам… и растерялся.

Логопед: - А здесь детский сад. Дети узнают, что такое звуки и какие бывают звуки, что такое  

                   буквы и какие бывают буквы, как надо  

                   читать слова.   Останься у нас.  Дети  добрые и помогут тебе. Поможете, дети? (дети

                   соглашаются).

 Логопед:  - Откуда ты прилетел?

                  - Я прилетел с планеты Марс.

 Логопед: - Мы назовем тебя Марсик. Дети, с  какого звука начинается его имя?

Дети - Со звука M.

Логопед - Произнесем, потянем звук M.

Дети - Ммм.

Логопед - Что мешает воздуху свободно пройти через рот?

Дети - Губы.

Логопед - Правильно. А если звук встречает преграду, то какой он?

Дети - Согласный.

Логопед - Звук M произносится с голосом или без голоса?

Дети - С голосом.

Логопед - Значит он какой?

Дети - Звонкий.

Логопед - Звук M – согласный, звонкий. Мммарсик, а это мишка. Какой звук в слове Мммарсик?

Дети - Твердый.

Логопед - А в слове Ммишка?

Дети - Мягкий.            

При правильных ответах У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.

2. Логопед: - Составьте букву М.

      Палочка и палочка                                                                                                                                            

     Между ними галочка.

     И понятно сразу всем

     Получилась буква М.

Логопед: - Видишь, Марсик, как быстро дети выложили букву М, а дети умеют составлять

                живую букву М. 

Марсик: – А я смогу составить эту букву из звёзд. Гаснет свет и из светящихся звёздочек Марсик

                  выкладывает букву М. У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки

   

        

3.   Гимнастика для глаз: ( дети стоят рядом друг возле друга и проговаривают):

-Поведи глазами влево незаметно, невзначай,

 Кто с тобою рядом справа, громко, быстро отвечай.

А теперь глазами влево ты внимательно смотри,

Кто с тобою рядом слева, тихо-тихо повтори.

А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.

А теперь прикроем веки и посмотрим на носок.

 Логопед: - А теперь потянемся вверх. Посмотри, Марсик, как.

4. «Услышь звук» дидактическая игра (мягкий или звонкий).

      Возьмите по букве М в правую руку. Покажите Марсику, в каких словах слышаться звуки M 

      или M'. Если услышите эти звуки в названии, поднимайте букву. Логопед показывает

      картинки, дети поднимают букву М, соответственно картинкам: мяч, шар, медведь, чашка,

      тарелка, матрешка, самолет…  У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за    

      правильные ответы.

                                                                                                                                                   

5. Чтение слогов.

Логопед: послушайте стихотворение, а затем мы будем выкладывать слоги и их читать.

                 Похожая на рожки?

Ученый пёс, бык и коза

Тараща на нее глаза…

Коза прикинула в уме,

Сказала:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           - Полно вам,

Не спорьте, это буква «АМ»!

- Нет «МУ»,

- Нет «АМ», «АМ», «АМ»! –

Такой поднялся тарарам.

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсем

Ученый пес, коза и бык,

Увидев букву «М».

Логопед: - Кто поможет им разобраться? Выложите буквами их разговор и прочтите.

Дети: выкладывают у доски МЕ, МУ, АМ, читают полученные слоги.

Логопед: -  Видишь, Марсик, как разговаривают животные на нашей планете. А кроме животных

                   у нас есть еще и птицы. У тебя на Марсе нет птиц? У Марсика светится личико, он        

                   дарит детям звездочки за правильные ответы.

6. Определение буквы М в словах.

Логопед:  - Речецветик приготовил нам сюрприз: плакаты с изображением птиц.  В названии каких птиц слышится звук M – в начале, середине или в конце слова?  (На плакатах дети находят птиц московку, мухоловку, зимородка).

               У Марсика загорается личико он дарит детям звездочки за правильные ответы.

7. Угодай-ка

 Логопед: - Приготовились слушать, я буду пропускать одну букву, а вам надо угадать, какую?

           - Написал письмо я зайке

         Но забыл приклеить (…арки).

                - Нам темно, мы просим папу

                  Нам включить поярче (ла..пу).

          - Доски на гору везем

           Будем строить новый (до…).

 У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки

8.  «Поймаем птичку»  дидактическая игра (Поймаем птичку за клювик, крылышки хвостик.).

Логопед: - Буквы М живу в домиках, а их соседки гласные звуки расшалились, спрятались за

                   елки, пенечки

У Марсика загорается личико он дарит детям звездочки за правильные ответы.

9. «Гласные звуки расшалились» дидактическая игра).

Дети берут домики с согласными М, ищут гласную букву и каждый читает получившийся  слог: МА-МО-МУ-МИ-МЫ.

Логопед:          - Звуки дружат хорошо.

                       Читать слоги нам легко.

                        Отвернулись буквы – звуки

                        Ссорятся они от скуки.

         (Дети меняют местами буквы и читают обратные слоги: АМ-ОМ-УМ-ИМ).

  У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.

10. Физкультурная минутка:

Логопед: - Поучили Марсика читать слоги, молодцы!  Сейчас отдохнем. Гаснет свет, в зале полумрак, на потолке светятся и перемещаются звёздочки от крутящегося шара посередине потолка. Встанем в круг, а Марсика поставим посередине. Дети танцуют…

11. Кто как кричит.

Марсик: - А это кто? Боюсь их.

Дети: - Это игрушки – коровка, овечка, котик, коза, собачка, поросёнок, утёнок, петушок.  

Логопед:       

            -Целый день паслись у сосен

            Две подружки МЕ и МУ –

            МЯУ грел бочок на солнце –

            БЕ весь день мешал ему.

            ГАВ валялся на крылечке,

            ХРЮ под кустиком сопел,

            КРЯ – купался рядом в речке,

            КУКАРЕКУ песни пел.

Логопед: - Марсику теперь напомним,

                 Назовем по именам,

                 Всех, кто в этот жаркий полдень

                 На глаза попался нам …

Дети: - Утка, поросенок, щенок, козлик, корова, кошка, петух, коза.

            (Выставляются на панно  картинки с изображением этих животных, птиц).

У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы. 

12. «Буквы на прогулке» дидактическая игра.

Логопед: - Давайте вернемся за столы, Марсик еще подарит вам свои звездочки. Вы же научили  

                  его читать слоги…

Логопед: - А сейчас посмотрите сюда. На балкончики вышли погулять буквы – звуки. Найдите

                 твердый согласный звук M (в каком он костюмчике?), найдите мягкий M' – какой у

                 него костюмчик? Я буду читать стихотворение, а вы поднимать нужный услышанный

                 звук. 

                            На полу скребется мышка.

                        Спит в берлоге бурый мишка.

                        Этот мишка очень мил.

                        Только лапы он не мыл.

 У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.

13. «Клоун по имени Наоборот» дидактическая игра.

Логопед: - А вот клоун «Наоборот». Он хочет с нами поиграть

Логопед:

Дети:

Быстро

Медленно

Ссориться

Мириться

Твердый

Мягкий

Большой

Маленький

Глупый

Мудрый

Логопед:  - Какой звук слышится в начале слов? Чем обозначаются звуки на письме?

Дети: - Буквой М. У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.

14. Определение звуков в слове. Схема слов.

Логопед:      - Много с буквами хлопот.

            Уж такой они народ…

            Но когда с умом, толково,

            Их поставить в четкий ряд,

            Превратятся буквы в слово

            И с тобой заговорят

Логопед:   -  Сколько звуков в слове ДОМ?

Дети: - Три.

Логопед: - Правильно. Назовите 1-й звук (дети называют Д, обозначают его куколкой – звуком)

Логопед: -  Назовите второй звук?

Дети: - О-о-о (обозначают его на полоске).

Логопед: - Поймайте последний звук в ладошку M. Сколько слогов в слове ДОМ?  Почему?

Дети: - Один.

Логопед:  - Почему?

Дети: - Потому что слогов столько, сколько гласных звуков в слове. (Дети ставят согласные Д и

             М, гласный звук О, читают слово, следят за тем, чтобы указкой показывать букву,

              которую произносят). Схема слова _________.

Логопед: Марсик, каждый ребенок соберет и прочтет тебе слова (дети читают  ДУБ, ЛИС, КОТ,

                СОМ, МАК…составляют схемы слов.)

У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки.

15. Посещения города Букваринска.

Марсик: - Буквы живут в городе. Каком?

Дети: - В Букваринске.  В нём есть улица Певцов… (перечисляют все улицы и переулки).

Логопед: -  На какую улицу мы поселили букву М? Как она произносится?

Дети: - Губами. И буква М рядом с буквой Б. Звук Б тоже произноситься губами.

У Марсика светится личико, он дарит детям звездочки за правильные ответы.

Логопед: - Проведём для Марсика экскурсию по улицам Букваринска.

 У Марсика светится личико. Марсику понравилось у нас, он хочет остаться, но не может.

 

16. Итог:

Логопед: - Марсик посмотри сколько звездочек у каждого ребенка, какие молодцы! Они их

                заработали за правильные ответы!

                 – Дети, Марсик должен улетать на свою планету Марс.

Дети: - Марсик, оставайся у нас. Мы будем учить тебя читать слоги и слова.  

Логопед: У Марсика остались на его планете друзья, родные…Марсику надо улетать. А на

                 прощание Марсик хочет угостить вас шоколадом. На  

                 какую букву начинается название шоколада «Марс»? Угощайтесь, пожалуйста…

Гаснет свет, звучит музыка, Марсик «улетает» из зала…

Логопед: - Все, умнички! А звездочки оставьте себе их Вам подарил Марсик, а дома расскажите

                 за что Вы их получили.

           

Используемая литература:

  1. Ванюхина Г.А. Экстернат речевой культуры для дошкольников. Серия:  Библиотека журнала «Логопед»

Издательство ТЦ сфера 2009г. 64 с.

  1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов. М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003, 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеопрезентация "В гостях у сказки.Звуки Л-Ль, буква Л"

Видеопрезентация к занятию в подготовительной логопедической группе....

«У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «У нас в гостях Зайка-Знайка» для родителей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий....

Фронтальное логопедическое занятие по произношению с элементами грамоты " В гостях у козы Кати. Звук К, буква К" (Лексическа тема "Овощи")

Фронтальное  логопедическое занятие «Звук К, буква К» составлено учителем – логопедом Старыгиной М.А. для детей старшей группы с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...