«У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «У нас в гостях Зайка-Знайка» для родителей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_dlya_roditeley._zvuki_z_z_i_bukva_z.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по обучению грамоте
«У нас в гостях Зайка-Знайка»
для родителей и педагогов
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Составитель:
учитель-логопед
Михайлова Е.В.
Тема: «У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)
Цель – знакомство со звуками [з], [з’], буквой Зз.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить умение:
- давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
- проводить звуко-слоговой анализ и синтез;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух, восприятие и представление;
- совершенствовать артикуляционную и мимическую моторику;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику, память, внимание, творческое мышление.
- формировать умение согласовывать движения в соответствии с музыкой и словами, четко воспринимая темп и ритм музыки.
- развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Коррекционно - воспитательные:
- формировать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья при помощи ортопедических минуток;
- формировать самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.
Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии: гимнастика для глаз, аурикулярный массаж, дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый тренинг, су-джок терапия, ортопедическая минутка, музыкально-динамическая пауза.
Предварительная работа: разучивание стихотворения к ортопедической минутке, подбор и изготовление стимульного материала.
Оборудование: игрушка зайка, цветовые символы звуков, буква З, массажный мячик, пособие «Кнопочки», су-джок.
Содержание
Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости – ваши мамы и папы. Посмотрите на них и улыбнитесь! Занятие начинается.
- Я сегодня пришла не одна, со мной гость. Кто это? Зайка-Знайка.
-Он пришел из лесной школы, послушать, чему вы научились!
-Чтобы глазки хорошо видели, ушки хорошо слышали, носик хорошо дышал, сделаем гимнастики.
Гимнастика для глаз.
-Попробуйте нарисовать картину, но не кисточками и красками, а глазами.
Нарисуйте радугу,
Нарисуйте лодку,
Нарисуйте солнышко,
Поморгайте глазами,
Плотно закройте глаза,
Досчитайте до 5 и широко
Откройте глаза.
Аурикулярный массаж (самомассаж ушных раковин).
- «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
- «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их.
- «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями, подержать их в таком положении 2-3 сек.
Дыхательная гимнастика «Дятел».
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.
Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).
Повторение.
Игра с мячом «Назови слово».
- Назовите слова, которые начинаются со звука С или С’ (сом, сок, сад, сани, стакан, сапоги, сито, синица, сила).
-Скажите, пожалуйста, что вы сейчас называли? (слова)
-Из чего состоят слова? (из звуков)
-Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Расскажите, что мы знаем о гласных звуках? (Гласные произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград).
-Какие гласные звуки вы знаете? Назовите (а, о, у, и, ы, э)
-Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным, гласные-красные)
-Расскажите, что мы знаем о согласных звуках? (согл. не поются, воздух во рту встречает преграды: зубы, губы, язык).
-Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие).
-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? (Синим)
-Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки? (Зелёным)
-Назовите твердые согласные звуки?
-Назовите мягкие согласные звуки?
Знайка хвалит за хорошие знания.
Психогимнастика. Игра «Шмель и пчелка».
Вдох свободный, на выдохе произнести звук ЗЗЗЗ (летит шмель), ЗЬЗЬЗЬ (пчелка).
Представляем, что пчелка (шмель) села на нос, руку, ногу.
Сообщение темы занятия.
С какими звуками мы сегодня познакомимся? Правильно, мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой Зз.
Характеристика звуков з, з’, обозначение цветовыми символами.
З – согласный (воздух встречает преграду: зубы), звонкий, твёрдый, (горлышко дрожит или нет, горлышко дрожит), обозначается синим цветом.
ЗЬ – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.
Развитие фонематического восприятия. Дидактическое упражнение «Подними соответствующий символ – синий или зелёный кружок»:
забор, зеркало, зебра, замок, заря, зелёный, зонт, зоопарк, зима, зяблик, зубы.
Воспроизведение слоговых рядов «Повтори 3 слога сразу и не ошибись ни разу»:
Дети надевают массажные кольца (Су-джок) поочередно на каждый палец, проговаривая слоговые песенки.
за-за-са зу-су-зу зы-зы-зи сю-зу-зу
зо-со-зо зи-зи-зы сё-зо-зо зе-зе-сэ
сы-сы-зы сэ-зэ-сэ за-за-зя за-зо-зу
«Скажи наоборот» с использованием авторского пособия «Кнопочки»:
за-зя, зо-зё, зы-зи, зу-зю, зэ-зе, зя-за, зё-зо, зи-зы, зю-зу, зе-зэ.
Дети проговаривают слоги, нажимая пальчиком на разные фигуры.
«Измени слово» с использованием пальчикового тренинга «Пальчики здороваются».
Дети большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу, одновременно произнося слова: губы-зубы, вал-зал, дуб-зуб, гол-зол, суп-зуб, набор-забор, намок-замок, сайка-зайка, гнать-знать, двери-звери, кефир-зефир, пелёнка-зелёнка.
Развитие фонематических представлений. (Различение звуков З-З’ – картинки каждому ребенку).
-определение места звуков З, З’ и обозначение их цветовыми символами (звуковые линейки).
Ортопедическая минутка.
Что ты горбишь спину Зайка?
Обо всем забыл, Зазнайка?
Посмотри на нас скорей:
Спиночку держи прямей».
Музыкально-динамическая пауза. Е. Железнова.
Игра с массажным мячом «Один-много» (образование мн. ч. Р.п.) –Арбуз-арбузы, мороз-морозы, глаз-глаза, паровоз-паровозы, водолаз-водолазы, груз-грузы, карниз-карнизы, рассказ-рассказы, алмаз-алмазы, камаз-камазы, газ-газы.
Звуковой анализ и синтез слов ЗУБЫ, ЗИМА. Составление схемы слов.
Ловите - З, У, Б, Ы – какое слово я произнесла (ЗУБЫ). Выложите схему слова ЗУБЫ.
1 звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
2 звук У – гласный, обозначается красным цветом.
3 звук Б – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.
4 звук Ы - гласный, обозначается красным цветом.
-Какие гласные в слове ЗУБЫ? (У, Ы)
-Какие согласные звуки в слове ЗУБЫ? (З, Б)
Сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
З’, И, М, А - ЗИМА. Выложите схему этого слова.
Знакомство с буквой Зз.
-показ буквы Зз (звуки з, з’ – обозначаются на письме буквой З) - повторение правила – Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
-чтение стихотворения
«На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3».
Игра «На что похожа?» (тризовская игра)
-на что ещё похожа буква З? (завитушка, пружинка, крендель, стружка, змея).
-из скольких элементов состоит буква? (из 2-ух)
-выкладывание буквы из природных материалов.
-печатание в воздухе
Итог занятия. С какими звуками мы сегодня познакомились? (З, ЗЬ). С какой буквой мы познакомились? (Зз) В какие игры мы играли? Интересно было?
Зайка-Знайка: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Сюрприз от Зайки-Знайки (наклейки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеопрезентация "В гостях у сказки.Звуки Л-Ль, буква Л"
Видеопрезентация к занятию в подготовительной логопедической группе....
Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ» для старшей группы
Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ»Цель: Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц....
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "В гостях зайки-знайки"
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "В гостях зайки-знайки"...
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ»
Конспект занятия...
Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ» старшая группа
старшая группа...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»
Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...