«У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михайлова Екатерина Васильевна

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «У нас в гостях Зайка-Знайка» для родителей и педагогов с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_dlya_roditeley._zvuki_z_z_i_bukva_z.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по обучению грамоте

 «У нас в гостях Зайка-Знайка»

для родителей и педагогов

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Составитель:

учитель-логопед

Михайлова Е.В.

Тема: «У нас в гостях Зайка-Знайка» («Звуки [з], [з’], буква Зз»)

Цель – знакомство со звуками  [з], [з’], буквой Зз.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить умение:

  • давать характеристику звуков по артикуляционным и акустическим признакам;
  • проводить звуко-слоговой анализ и синтез;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, восприятие и представление;

- совершенствовать артикуляционную и мимическую моторику;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику, память, внимание, творческое мышление.

- формировать умение согласовывать  движения в соответствии с музыкой и словами, четко воспринимая темп и ритм музыки.

- развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Коррекционно - воспитательные:

- формировать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья при помощи ортопедических минуток;

- формировать самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии: гимнастика для глаз, аурикулярный массаж, дыхательная гимнастика, психогимнастика, пальчиковый тренинг, су-джок терапия, ортопедическая минутка, музыкально-динамическая пауза.

Предварительная работа: разучивание стихотворения к ортопедической минутке, подбор и изготовление стимульного материала.

Оборудование: игрушка зайка, цветовые символы звуков, буква З, массажный мячик, пособие «Кнопочки», су-джок.

Содержание

 Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости – ваши мамы и папы. Посмотрите на них и улыбнитесь! Занятие начинается.

- Я сегодня пришла не одна, со мной гость. Кто это? Зайка-Знайка.

-Он пришел из лесной школы, послушать, чему вы научились!

-Чтобы глазки хорошо видели, ушки хорошо слышали, носик хорошо дышал, сделаем гимнастики.

Гимнастика для глаз.

-Попробуйте нарисовать картину, но не кисточками и красками, а глазами.

Нарисуйте радугу,

Нарисуйте лодку,

Нарисуйте солнышко,

Поморгайте глазами,

Плотно закройте глаза,

Досчитайте до 5 и широко

Откройте глаза.

Аурикулярный массаж (самомассаж  ушных раковин).

  1. «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  2. «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их.
  3. «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями, подержать их в таком положении 2-3 сек.

Дыхательная гимнастика «Дятел».

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).

Повторение.

Игра с мячом «Назови слово».

- Назовите слова, которые начинаются со звука С или С’ (сом, сок, сад, сани, стакан, сапоги, сито, синица, сила).

-Скажите, пожалуйста, что вы сейчас называли? (слова)

-Из чего состоят слова? (из звуков)

-Давайте вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Расскажите, что мы знаем о гласных звуках? (Гласные произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград).

-Какие гласные звуки вы знаете? Назовите (а, о, у, и, ы, э)

-Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным, гласные-красные)

-Расскажите, что мы знаем о согласных звуках? (согл. не поются, воздух во рту встречает преграды: зубы, губы, язык).

-Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие).

-Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки? (Синим)

-Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки? (Зелёным)

-Назовите твердые согласные звуки?

-Назовите мягкие согласные звуки?

Знайка хвалит за хорошие знания.

Психогимнастика. Игра «Шмель и пчелка».

Вдох свободный, на выдохе произнести звук ЗЗЗЗ (летит шмель), ЗЬЗЬЗЬ (пчелка).

Представляем, что пчелка (шмель) села на нос, руку, ногу.

Сообщение темы занятия.

С какими звуками мы сегодня познакомимся? Правильно, мы познакомимся со звуками [з], [з’] и буквой Зз.

 Характеристика звуков з, з’, обозначение цветовыми символами.

З – согласный (воздух встречает преграду: зубы), звонкий, твёрдый, (горлышко дрожит или нет, горлышко дрожит), обозначается синим цветом.

ЗЬ – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом.

Развитие фонематического восприятия. Дидактическое упражнение «Подними соответствующий символ – синий или зелёный кружок»:

забор, зеркало, зебра, замок, заря, зелёный, зонт, зоопарк, зима, зяблик, зубы.

Воспроизведение слоговых рядов «Повтори 3 слога сразу и не ошибись ни разу»:

Дети надевают массажные кольца (Су-джок) поочередно на каждый палец, проговаривая слоговые песенки.

за-за-са        зу-су-зу        зы-зы-зи                    сю-зу-зу

зо-со-зо        зи-зи-зы        сё-зо-зо                      зе-зе-сэ

сы-сы-зы        сэ-зэ-сэ            за-за-зя                       за-зо-зу

«Скажи наоборот» с использованием авторского пособия «Кнопочки»:

 за-зя, зо-зё, зы-зи, зу-зю, зэ-зе, зя-за, зё-зо, зи-зы, зю-зу, зе-зэ.

Дети проговаривают слоги, нажимая пальчиком на разные фигуры.

«Измени слово» с использованием пальчикового тренинга «Пальчики здороваются».

Дети большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу, одновременно произнося слова: губы-зубы, вал-зал, дуб-зуб, гол-зол, суп-зуб, набор-забор, намок-замок, сайка-зайка, гнать-знать, двери-звери, кефир-зефир, пелёнка-зелёнка.

Развитие фонематических представлений. (Различение звуков З-З’ – картинки каждому ребенку).

-определение места звуков З, З’ и обозначение их цветовыми символами (звуковые линейки).

Ортопедическая минутка.

Что ты горбишь спину Зайка?

Обо всем забыл, Зазнайка?

Посмотри на нас скорей:

Спиночку держи прямей».

Музыкально-динамическая пауза. Е. Железнова.

Игра с массажным мячом «Один-много» (образование мн. ч. Р.п.) –Арбуз-арбузы, мороз-морозы, глаз-глаза, паровоз-паровозы, водолаз-водолазы, груз-грузы, карниз-карнизы, рассказ-рассказы, алмаз-алмазы, камаз-камазы, газ-газы.

Звуковой анализ и синтез слов ЗУБЫ, ЗИМА. Составление схемы слов.

Ловите - З, У, Б, Ы – какое слово я произнесла (ЗУБЫ). Выложите схему слова ЗУБЫ.

1 звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

2 звук У – гласный, обозначается красным цветом.

3 звук Б – согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

4 звук Ы - гласный, обозначается красным цветом.

-Какие гласные в слове ЗУБЫ? (У, Ы)

-Какие согласные звуки в слове ЗУБЫ? (З, Б)

Сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

З’, И, М, А -  ЗИМА. Выложите схему этого слова.

Знакомство с буквой Зз.

-показ буквы Зз (звуки з, з’ – обозначаются на письме буквой З)  - повторение правила – Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

-чтение стихотворения

«На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3».

Игра «На что похожа?» (тризовская игра)

-на что ещё похожа буква З? (завитушка, пружинка, крендель, стружка, змея).

-из скольких элементов состоит буква? (из 2-ух)

-выкладывание буквы из природных материалов.

-печатание в воздухе

Итог занятия. С какими звуками мы сегодня познакомились? (З, ЗЬ). С какой буквой мы познакомились? (Зз) В какие игры мы играли? Интересно было?

Зайка-Знайка: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились! Сюрприз от Зайки-Знайки (наклейки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеопрезентация "В гостях у сказки.Звуки Л-Ль, буква Л"

Видеопрезентация к занятию в подготовительной логопедической группе....

Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ» для старшей группы

Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у «ЗАЙКИ-ЗНАЙКИ»Цель: Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "В гостях зайки-знайки"

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "В гостях зайки-знайки"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»

Конспектподгруппового логопедического занятияпо обучению грамотес детьми подготовительной к школе группы по теме:«Наш гость Фея Фая. Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф»...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...