Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией
методическая разработка по логопедии
1) Определение понятий "фонематический слух","фонематическое восприятие","фонематический анализ","фонематический синтез",фонематические представления".
2) Коррекционная работа по преодолению фонематических нарушений :
1 этап - формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне;
2 этап - формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне;
3) Навыки,формирующиеся в процессе обучения;
4) Игры и упражнения, способствующие развитию фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_razvitie_fonematicheskogo_vospr.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.
Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.
Например, ребенок может видеть различное положение губ при произнесении звуков [С] и [Ш]. Однако, ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции – положение языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребенок как бы подбирает такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, т. е. правильное звучание звука. Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, [С] и [Ш] кажутся ребенку по звучанию одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий.
Все звуки речи отличаются друг от друга определенными характеристиками – высотой, силой и длительностью звучания. Например, гласные являются более сильными, т.е. воспринимаются нашим слухом как более громкие, нежели согласные. Мягкие и твердые согласные так же различаются по высоте, – мягкие звуки являются более высокими, чем твердые. Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названым выше признакам, то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).
Л.Г.Парамонова считает, что коррекционно-профилактическая работа по развитию слуховой дифференциации звуков должна осуществляться с опорой на более сохранные функции.
Неразличение речевых звуков на слух ребенком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.
В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.(Г. В. Чиркина).
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.)
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру. (Л. Г. Парамонова).
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).
Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова).
Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?
1. Постановка звуков идет быстрее и качественнее.
2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы).
4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работа по преодолению фонематических нарушений.
В основу методической разработки положена методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами.
Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей, поэтому необходимо разнообразить занятия, вносить в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.
Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения используются в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем.
1 этап работы.
Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачи:
• развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
• формирование четкого слухового образца звука;
• формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
• создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических процессов.
Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям:
• формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов – паронимов;
• формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Методом имитации слогов у детей формируется навык направленного восприятия звуков речи, способствующий умению слушать и слышать речевой материал.
Одновременно проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Развитие слухового контроля происходило параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада звука, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.
Для этой цели используются следующие игры и упражнения:
1. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым.
2. «Капризный телефон» – нормальное и дефектное произнесение звука
3. « Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение слогов или слов в заданной последовательности.
4. « Назови пару» – произносится твердый звук, необходимо назвать аналогичный мягкий (М – М* ).
5. «Объясни значение слова» - используются слова – паронимы (угол – уголь; мел – мель).
6. «Собери картинку и найди пару» - собрать картинку из 4-6 частей и подобрать к ней слово-пароним (мак – бак, кот – рот).
7. «Повторить чистоговорку, содержащую оппозиционные звуки:
ва –фа –ва – там сова
фа –ва – фа – у нас софа и т.п.
8. « Подбери рифму к стиху».
9. « Говорящие кубики »- каждый из 5 – 7кубиков называют каким-нибудь звуком, например,1-н,2-м,3-к,4-р,5-п. Вопрос: в каком гараже завелась машина? Ответ: в гараже под № 4.
10. « Лесенка» - различение и воспроизведение звукокомплекса по высоте. На 1ступеньке лестницы стоит корова ( низкий голос), на 2 – овечка (средний тембр), на 3 – комар ( высокий голос).
11. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
12. « Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком.
13. «Поиграем с рифмой» - нужно выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные…(перина, подушка, рубашка).
Используются и другие аналогичные данным игры.
В процессе таких игр и упражнений дети овладевали умением различать оппозиционные звуки: свистящие – шипящие, звонкие – глухие, фрикативные - взрывные, твердые – мягкие.
2 этап работы.
Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.
Задачи этого этапа:
• развитие фонематического восприятия,
• фонематического анализа и синтеза;
• развитие фонематических представлений.
Логопедическая работа на этом этапе проводиться в трех направлениях: Уточняется произносительный и слуховой образец звука, выделяется звук в потоке акустически близких, на фоне слога, на фоне слова. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
В процессе ознакомления детей с гласными звуками, используются обозначения звуков в зависимости от положения губ во время произнесения (методика Т. А. Ткаченко).
Предлагаются следующие задания:
* произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
** проводятся слуховые и зрительные диктанты;
***узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции;
****повторение звукокомплекса, типа АОУ, и подобные этим задания.
Уровень слогов.
• из ряда слогов выделить заданный звук;
• составление всех возможных слогов из предложенных звуков, букв;
• наращивание слогов («Скажи на один слог больше»); са, са – сы, са –сы –су.
• «Скажи наоборот» (игра с мячом); са – ас.
• Выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов.
Уровень слова.
Для определения наличия заданного звука в слове используются такие упражнения:
* выполнить условный сигнал на заданный звук, если такой есть в перечисленных словах;
* отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
* «Лото»: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком;
* в каком из слов есть,например звук [ В] – ворона сидит на суку.
Фонематический анализ и синтез.
Работа в этом направлении начинается с определения первого ударного гласного звука в словах: утка, осень, иглы и т.д. Далее по традиционной схеме. В работе используется звуковая система обозначения, предложенная Д. Б. Элькониным.
В процессе обучения у детей формируется навык:
1) звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности;
2) умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный; твердый – мягкий согласный; звонкий – глухой согласный звук.
3) формируется навык анализа простых предложений (по количеству слов, слогов, звуков),
4) работа со схемами слов и предложений.
С этой целью используются следующие игры:
• « Звуковая дорожка» - назвать звуки по - порядку;
• «Веселый поезд» - поместить звук в нужный вагон;
• «Цифры» - показать цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,
• «Цепочка» - называть слово на конечный звук предыдущего;
• «Собери из звуков слово» - синтез слов последовательный и вперемежку;
• «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).
Формирование фонематических представлений.
В работе над развитием этого процесса используются следующие задания:
• «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова, назвать игрушки на заданный звук.
• «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.
• Разложи картинки с заданным звуком в 3 ряда: 1 – названный звук слышится в начале слова, 2 – в конце, 3 – в середине.
• Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в названии цвета, например, кошка – красный.
• Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, варежки, овощи, лопата: вол.
• «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.
Заключение.
Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР способствует устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним признаком, при анализе услышанного и при его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и способствуют подготовке детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава слова.
Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Игры, направленные на развитие фонематических процессов:
Работу по восприятию звуков необходимо начинать с упражнений, а именно:
Узнавание неречевых звуков.
Для этого используются следующие игры:
1. "Послушаем тишину" – ребенок должен услышать хотя бы несколько звуков (поехала машина, кто-то вошел в дверь, помощник воспитателя моет посуду и т.д.)
2. "Звучащая игрушка" – взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) должен назвать звучащую игрушку.
3. "Что упало?" После обучения ребенок должен услышать, что упало? (ножницы, карандаш, мячи и т.д.)
Упражнения проводятся до стойкой дифференциации звучания. Количество предметов может увеличиваться.
Различение речевых звуков
Работа над гласными
1.Просим произнести (или прочесть) закрытые слоги с согласными, которые дети уже знают:
а) АК-ОК-УК
АТ-ОТ-УТ
АМ-ОМ-УМ
АС-ОС-УС
б) Из слогов выбираем те слоги, которые несут смысловую нагрузку, т.е. обозначают слово: это слоги – слова: АМ, УМ, УС. В этих словах просим поменять звуки местами, т.е. получаем открытый слог: МА, МУ, СУ.
в) Предлагаем произнести слова с открытым слогом, приучая детей слышать гласный в открытом слоге:
Задания:
1)Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
2) Воспроизведение слогового ряда с одним согласным:
ТА-ТО-ТУ
ТЭ-ТЫ-ТО
МУ-МИ-МЫ и т.д.
При произнесении гласный в конце слога просим "тянуть", выделить голосом.
3) Приступая к выделению гласных из середины односложных слов, используются два приема:
а) произносим открытый слог вслух (БА), а согласный – шепотом.
В начале обучения лучше брать для всех слогов один звук ( данном случае К или М). Это облегчает детям устное воспроизведение слова или его прочтение
БА (вслух) + Б (шепотом)
КЫ (вслух)+ К (шепотом)
КУ (вслух) + К (шепотом)
МА (вслух) + М (шепотом)
МО (вслух) + М (шепотом)
КА (вслух) +К (шепотом)
МЫ (вслух) +М (шепотом)
КО (вслух) +К (шепотом)
б) предлагаем детям гласную в середине односложного слова протянуть, пропеть, выделить голосом.
БАК, ЗАЛ, КИТ, ДОМ, ЛАК, ЛУК, ГОЛ, ДЫМ, ЖУК, КОМ, КОТ, КИТ, ЛОМ, МАК, МЫЛ, МИЛ, ЛИС, МАЛ, МОХ, НОС, ПОЛ, СОМ, САМ, СОК, СУК, СУП, СЫН, СОН, ШУТ, ВОЛ, ДУШ.
Игры и упражнения, направленные автоматизацию звука [C] и развитию фонематических процессов.
Цель: 1)Развивать умение выделять звук "С" из ряда звуков, слогов, слов, фразы с правильным произношением звука, 2)Развивать внимание, память, обогащать словарный запас.
1.Организационный момент.
- Я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, какой звук я буду выделять голосом?
Спал спокойно сытый сом,
Видел сладкий, сладкий сон.
2.Характеристика звука "С". Это звук гласный или согласный?
- Согласный.
- А почему?
- Почему он не поется?
- Давайте закроем ушки ладошками и произнесем С-С-С-...
- Какой он еще?
- Он глухой, т.к. произносится без голоса.
3.Уточнение артикуляции звука:
-А теперь я вам расскажу, как правильно произносится звук [С] (положение губ, языка). Подуем на ладошку, какой воздух идет по середине язычка? Холодный или теплый?
4.Упражнение «Выделение звука "С" из ряда других звуков».
Инструкция: «Я буду называть разные звуки, а вы, услышав звук "С" поднимите руку».
П Т С М С К С П Х С
5. Упражнение «Выделение звука "С" из слогов».
Инструкция : « Я произношу слоги, как только вы услышите слог со звуком "С", поднимите синий сигнал светофора».
ПА ТО СУ МЫ СА МО СО ПА ХИ СЫ
6. Упражнение «Выделение звука "С" в односложных словах»
Инструкция: «Как только вы услышите слово, где есть звук "С", то хлопните в ладоши».
ХОР, СУК, МИР, ДУБ, СЫН, КОМ, МАЛ, НОС, ДОМ, ГОЛ, СОК, КОТ, САД
7. Игра "Запомни, повтори".
СУ – СА - СЫ
СА-СО-СЫ
СА-СА-СЫ
СА-СЫ-СЫ
СА-СЫ-СА
8.Игра «Назови, запомни, повтори»
САД – САНИ – САПОГИ - САМОЛЕТ
Инструкция: « Правильно произнеси звук "С", повтори слова в такой же последовательности»
9. Упражнение «Воспроизведение звука "С" с выделением голосом в обратных слогах».
АС-АС-АС – КВАС, АНАНАС
ОС-ОС-ОС – МНОГО ОС
УС-УС-УС – КАКТУС, ВКУС
ЫС - ЫС-ЫС – КУМЫС
10. Упражнение «Воспроизведение слоговых рядов со стечением согласных с выделением звука "С" в слогах.
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СТО-СТУ-СТЫ-СТА
СТУ-СТЫ-СТА-СТО
СТЫ-СТА-СТО-СТУ
11. Упражнение «Воспроизведение слоговых рядов с выделением звука "С" в слогах, словах».
СТА-СТА-СТА – СТАКАН, СТАНОК, СТАДО, СТАДИОН, КАПУСТА, НЕВЕСТА, ПАСТА
СТО-СТО-СТО – МЕСТО, ТЕСТО, ПУСТО, ГУСТО, СТОП
СТУ- СТУ-СТУ – СТУПКА, СПУПЕНЬКА, ПАСТУХ
СТЫ-СТЫ-СТЫ – КУСТЫ, МОСТЫ, ХВОСТЫ, АИСТЫ
12.Игра «Лишнее слово»
САНИ-САД-ЗАЙКА-САДОВНИК
СУМКА-ЗАБОР-СУХАРЬ-СНЕГИРЬ
13.Упражнение «Найди место звука в слове».
Выделение звука в начале, середине, в конце слов
14.Игра «Добавь звук»
Инструкция: «Я буду произносить слоги, а вы ко всем слогам добавляете звук "С" и называете полученное слово, выделяя звук "С" голосом.
НО
ПА
ВА
БА
КИ + С
ЛИ
МУ
15.Игра «Придумывание слов со звуком "С"»
Это один из наиболее сложных моментов.
Можно использовать вопрос-подсказку.
- Грибы, которые похожи на лисичек, как называются?
- Грибы похожие на лисичек называются лисичками.
- Грибы, которые растут под осиной, как называются?
- Грибы, которые растут под осиной, называются подосиновики.
- Какие осенние цветы со звуком "С" несут дети в школу 1-го сентября?
- Дети несут астры.
16.Словообразование по образцу с выделением звука "С" голосом.
Пианино – пианист Машина -
Такси - Телефон -
Хоккей - Мотоцикл -
Танк - Велосипед -
Баян - Футбол -
17.Вместо точки поставить букву "С".
Дети уже знают правило о звуке и букве: "Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем".
У … Ы;О… Ы; … УК; … ОМ;КО… Ы;НО… Ы;ЛИ… Ы;… ОК
18.Чистоговорки с выделением слов со звуком "С":
Назови слова, в которых есть звук "С"
а) В лесу темно, все спят давно,
Одна сова не спит – на суку сидит.
б) Мы видим на суку совят,
Совята вместе тут сидят,
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
Игры и упражнения для дифференциации звуков [C],[Ш] слогах:
1.Уточнение артикуляции звуков: Звук "С" (губы, язык, воздушная струя).
Звук "Ш" – (губы, язык, воздушная струя).
Характеристика звуков: Звук "С" – согласный, глухой, твердый – мягкий
Звук "Ш" – согласный, глухой, только твердый.
2.Игра "Насос" и "Шина"
Дети накачивают насос, делая движения руками вверх-вниз, произносят с-с-с..., но выясняем, что в шине появилась дырочка и из нее выходит воздух, он шипит – ш-ш-ш...дети делают медленное движение руками только вниз – ш-ш-ш....
3.Игра "Свистит или шипит?"
Логопед показывает картинки, дети должны произносить звук "С" или звук "Ш" в соответствии с изображением.
Например: свисток (С-С-С...), гусь (ш-ш-ш..), кошка (ш-ш-ш..) и т.д.
4.Упражнение «Слоговые ряды»
Инструкция «Дети, я буду произносить слоги со звуком "С", а вы звук "С" меняйте на звук "Ш" и называйте мне полученный слог:
Са - Ша Сы-Ши
Со - Шо Сэ-Шэ
Су - Шу Ас -Аш
Слоги проговариваются 3 раза.
Игры и упражнения для дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах:
1. Упражнение «Различение звуков по кисти руки»:
На звук "С" – ладонь вытянута прямо, на звук "Ш" – ладонь поднята вверх. (Слова: коса, петушок, миска, снеговик, башмачок, пояс, школа, сом, кошелек, самокат).
2. Игра «Скажи наоборот".
Инструкция: «Дети, я вам называю слова со звуком "Ш", а вы меняете звук "Ш" на звук "С" и произносите полученное слово:
Ваш - вас
Уши - усы
Шутки-сутки
Кашка – каска
Машка – маска
Мишка – миска
3. Игра «Подари картинки Сане и Маше».
Инструкция: « Сане подберите картинки со звуком [С], Маше со звуком [Ш]».
Картинки: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишня, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишки.
Игры и упражнения для дифференциации звуков [С]-[Ш] во фразе:
1.Игра "Назови правильно"
Логопед показывает картинки, дети их называют:
Шоссе, машинист, старушка, шесть, сушки.
Контролировать правильное произношение звуков.
2.Игра «Подбор признаков и действий на звук [С] и на звук [Ш] к предмету
Кошка
Какая? Что делает?
Большая Спешит
Пушистая Дышит
Смешная Шалит
Ушастая Спит
Плюшевая Ест
3.Игра а) «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Ш]»:
*Маленькому Саше купили пушистого мишку.
*Наташа ест сушку.
б) «Из этих же предложений выбери слово, где есть и звук [С] и звук [Ш]»: Саша, пушистый, сушка
4.Игра а) «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [С]»:
На опушке леса домик лесника.
Алеша помогает маме. Он спешит с сумкой в магазин.
б) «Назови слово, где есть звуки [С] и [Ш]»
Спешит
5.Заучивание скороговорки:
Шашка на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишку сшиб.
Игры и упражнения для дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и во фразе:
1.Игра «У мамы и папы день рождения».
Инструкция: «Маме дарим подарки, со звуком "С", а папе, со звуком "Ш".
МАМЕ ПАПЕ
Сумку Рубашку
Косынку Штаны
Скатерть Машину
Сарафан Шапку
Часы Шахматы
Астры Шоколад
2.Игра «Подбери родственные слова»:
Смешить – смех, смешок, смешно, смешной, насмешка, усмешка.
Спешить -
3. Игра "Отгадай слово" (пропущен первый звук "Ш" или "С")
Апка . умка .умит.
. анки .лем . ок
. убА . ов . уп
. ом .айба .ить
.ум .оль
4.Разучивание стихотворения ( следить за правильным произношением звуков "С"-"Ш")
Листопад, листопад
Листья желтые летят, летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голом станет сад.
5.Пересказ текста "Сосна"
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой, а сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из текста слов
а) со звуками "С", "Ш" в одном слове
б) со звуком "С"
в) со звуком "Ш".
6.Игра "Доктор звуков"
«Ваша дочка неправильно произносит звук "С". Я назначаю ей лекарство – 5 слов со звуком "С"».
7.Игра "Нагрузи машины" (на определенный звук)
Инструкция: «В одну машину складываем картинки в названии которых есть звук [С], в другую картинки в названии которых есть звук [Ш]».
8.Игра "Дом звуков"
Инструкции: «В этих домах живут звуки. В каждой квартире – по жильцу-звуку. Пришел в дом "МИШКА". У него пять комнат, каждый звук спит отдельно. Уложим его спать». Можно пользоваться фишками-звуками.
9.Игра "Дом в лесу"
Инструкция: «В доме хотят жить разные звери и птицы: сова, лиса, мышка, слон, носорог, сорока. Дома могут быть из 3-х, 4-х, 5-ти комнат. Каждого нужно поселить в домик» Можно пользоваться фишками.
10.Игра "Многоэтажный дом"
Инструкция: «Рассели мальчиков и девочек в квартиры Соню, Саню, Дашу, Мишу, Алешу». Можно использовать фишки-звуки.
11.Игра "Договори словечко", «Назови новое слово»:
А) Инструкция: « Я буду говорить слоги, а вы ко всем слогам прибавляете звук "К". Вы должны сказать, какое слово получилось».
Логопед произносит слоги:
Со Сок
Су Сук
Шо Шок и т.д.
Б) Инструкция: « Я буду произносить слова, а если вы уберете первый звук, то получится новое слово»:
уточка, мех, мель, наряд, кот
В) Инструкция «Если вы правильно назовете первый звук в названии картинок, то получится новое слово.
САНИ ОЛЕНЬ МОРЖ - СОМ
РОМАШКА УТЮГ КНИГА АРБУЗ - РУКА
ВИШНИ ОГУРЕЦ ДУБ АКВАРИУМ - ВОДА
12.Игра "Разведчики"
Дети – разведчики. Каждый получает пакет с секретным донесением, которое нужно расшифровать. В секретном донесении находятся буквы, из которых нужно составить слово (картинка).
13.Игра "Радист"
Логопед дает картинку одному из детей. Ребенок, не называя картинку, должен по звукам продиктовать ее название.
Остальные дети называют получившееся слово.
14. Игра «Перевертыши»
СОСНА – НАСОС ВЕСНА – НАВЕС
ЛУНКА – КАЛУН БАНКА – КАБАН
МЫШКА – КАМЫШ ВЕС – СЕВ
ЛЕС - СЕЛ
СОР – РОС
РОВ – ВОР
Упражнение проводится сначала путем подсказок:
Например: «Из насоса сделай дерево с большими иголками».
15.Игра "Живые звуки".
Логопед раздает детям картинки. Вызванные дети дают характеристику каждому звуку. Гласные делают шаг вперед. Остальные выкладывают схему слова.
16.Упражнение «Выложи схемы к словам»:
Шапка, кошка, шишка, сушка, солнышко, шанс, шесть, пастушок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"
Этот материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....
Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
Статья адресована логопедам ПНДО,детских садов, логопунктов....
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»
Методическая разработка по теме: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»Необходимость коррекции фонематических процес...
Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...