«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»
методическая разработка по логопедии
Методическая разработка по теме:
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»
Необходимость коррекции фонематических процессов у дошкольников.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.
Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.
Например, ребенок может видеть различное положение губ при произнесении звуков С и Ш. Однако, ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции – положение языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребенок как бы подбирает такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, т. е. правильное звучание звука. Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, С и Ш кажутся ребенку по звучанию одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий.
Все звуки речи отличаются друг от друга определенными характеристиками – высотой, силой и длительностью звучания. Например, гласные являются более сильными, т.е. воспринимаются нашим слухом как более громкие, нежели согласные. Мягкие и твердые согласные так же различаются по высоте, – мягкие звуки являются более высокими, чем твердые. Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названым выше признакам, то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).
Л.Г.Парамонова считает, что коррекционно-профилактическая работа по развитию слуховой дифференциации звуков должна осуществляться с опорой на более сохранные функции.
Неразличение речевых звуков на слух ребенком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.
В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной,Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
(Г. В. Чиркина).
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.)
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.
(Л. Г. Парамонова).
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).
Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова).
Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?
1. Простановка звуков идет быстрее и качественнее.
2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков , слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (Фонемы).
4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работа по преодолению фонематических нарушений.
В основу моего исследования была положена методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами.
Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей , поэтому я стараюсь разнообразить занятия, вносить в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.
Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения использую в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем. Для подгрупповой работы дети были объединены по однородности речевого дефекта и задания подбирались с тем звуком, над которым в данный момент велась работа.
1 этап работы.
Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
• развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
• формирование четкого слухового образца звука;
• формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
• создание благоприятных условий для создания последующего формирования фонематических функций.
• Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям:
• формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов –паронимов;
• формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Методом имитации слогов у детей формировался навык направленного восприятия звуков речи, способствующий умению слушать и слышать речевой материал. Использовались слоговые таблицы А.С. Штерн и Н. В. Покровского. Работа со слоговыми таблицами включалась в структуру логопедического занятия и проводилась в игровой форме.
Одновременно проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Развитие слухового контроля велось параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада звука, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.
Для этой цели использовались следующие игры и упражнения:
1. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым.
2. «Капризный телефон» – нормальное и дефектное произнесение звука с закрытой нижней частью лица логопеда.
3. « Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение слогов или слов в заданной последовательности.
4. « Назови пару» – произносится твердый звук, необходимо назвать аналогичный мягкий (М – М ).
5. «Объясни значение слова» - используются слова – паронимы (угол – уголь; мел – мель).
6. «Собери картинку и найди пару» - собрать картинку из 4-6 частей и подобрать к ней слово-пароним (мак – бак, кот – рот).
7. «Повторить чистоговорку, содержащую оппозиционные звуки:
ва –фа –ва – там сова
фа –ва – фа – у нас софа и т.п.
8. « Подбери рифму к стиху».
9. « Говорящие кубики »- каждый из 5 – 7кубиков называют каким-нибудь звуком, например,1-н,2-м,3-к,4-р,5-п. Вопрос: в каком гараже завелась машина? Ответ: в гараже под № 4.
10. « Лесенка» - различение и воспроизведение звукокомплекса по высоте. На 1ступеньке лестницы стоит корова ( низкий голос), на 2 – овечка (средний тембр), на 3 – комар ( высокий голос).
11. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
12. « Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком.
13. «Поиграем с рифмой» - нужно выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные…(перина, подушка, рубашка).
Использовались и другие аналогичные данным игры.
В процессе таких игр и упражнений дети овладевали умением различать оппозиционные звуки: свистящие – шипящие, звонкие – глухие, фрикативные - взрывные, твердые – мягкие.
2 этап работы.
Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.
Задачи этого этапа:
• развитие фонематического восприятия,
• фонематического анализа и синтеза;
• развитие фонематических представлений.
Логопедическая работа на этом этапе проводилась в трех направлениях: уточнялся произносительный и слуховой образец звука, выделялся звук в потоке себе подобных; на фоне слога; на фоне слова. Особое значение на каждом уровне отводилось «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
В процессе ознакомления детей с гласными звуками, использовала обозначения звуков в зависимости от положения губ во время произнесения (методика Т. А. Ткаченко).
Детям предлагались следующие задания:
* произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
** проводились слуховые и зрительные диктанты;
***узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции;
****повторение звукокомплекса, типа АОУ, и подобные этим задания.
Уровень слогов.
• из ряда слогов выделить заданный звук;
• составление всех возможных слогов из предложенных букв;
• наращивание слогов («Скажи на один слог больше»); са, са – сы, са –сы –су.
• «Скажи наоборот» (игра с мячом); са – ас.
• Выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов.
Уровень слова.
Для определения наличия заданного звука в слове использовались такие упражнения:
* выполнить условный сигнал на заданный звук, если такой есть в перечисленных словах;
* отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
* «Лото»: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком;
* в каком из слов есть ,например звук В – ворона сидит на суку.
Фонематический анализ и синтез.
Работа в этом направлении начиналась с определения первого ударного гласного звука в словах: утка, осень, иглы и т.д. Далее по традиционной схеме. В работе использовалась звуковая система обозначения, предложенная Д. Б. Элькониным. В процессе обучения у детей формировался навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности; умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный; твердый – мягкий согласный; звонкий – глухой согласный звук. Формировался навык анализа простых предложений (по количеству слов, слогов, звуков), работы со схемами слова и предложения.
С этой целью использовались игры:
• « Звуковая дорожка», назови звуки по - порядку;
• «Веселый поезд»,помести звук в нужный вагон;
• покажи цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,
• «Цепочка»; называть слово на конечный звук предыдущего;
• « Собери из звуков слово», синтез слов последовательный и вперемежку;
• «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).
Формирование фонематических представлений.
Фонематические представления формирую на базе фонематического анализа.
В работе над развитием этого процесса использовались следующие задания:
• «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; назвать игрушки на звук Ш; вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и т. п.
• «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.
• Разложи картинки с заданным звуком в 3 ряда: 1 – названный звук слышится в начале слова, 2 – в конце, 3 – в середине.
• Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в названии цвета, например, кошка – красный.
• Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, варежки, овощи, лопата: вол.
• «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.
Заключение.
Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.
Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Игры по развитию фонематических процессов
Работу по восприятию звуков начинаю с упражнений по узнаванию неречевых звуков. Для этого использую такие игры как:
1. "Послушаем тишину" – ребенок должен услышать хотя бы несколько звуков (поехала машина, кто-то вошел в дверь, няня моет посуду и т.д.)
2. "Звучащая игрушка" – взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) должен назвать звучащую игрушку.
3. "Что упало?" После обучения ребенок должен услышать, что упало? (ножницы, карандаш, мячи и т.д.)
Упражнения провожу до стойкой дифференциации звучания. Количество предметов может прибавляться.
Работа над гласными
1. Просим произнести (или прочесть) закрытые слоги с согласными, которые дети уже знают:
а) АК-ОК-УК
АТ-ОТ-УТ
АМ-ОМ-УМ
АС-ОС-УС
б) Из слогов выбираем те слоги, которые несут смысловую нагрузку, т.е. обозначают слово: это слоги – слова: АМ, УМ, УС. В этих словах просим поменять звуки местами, т.е. получаем открытый слог: МА, МУ, СУ.
в) Предлагаем произнести или прочесть много таблиц с открытым слогом, приучая детей слышать гласный в открытом слоге:
Задания:
1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
2) Воспроизведение слогового ряда с одним согласным:
ТА-ТО-ТУ
ТЭ-ТЫ-ТО
МУ-МИ-МЫ и т.д.
При чтении таблиц гласный в конце слога просим "тянуть", выделить голосом.
2. Приступая к выделению гласных из середины маленького слова, использую два приема:
а) произносим открытый слог вслух (БА), а согласный – шепотом.
В начале обучения лучше брать для всех слогов один звук ( данном случае К или М). Это облегчает детям устное воспроизведение слова или его прочтение
БА (вслух) + К (шепотом)
СО (вслух)+ К (шепотом)
СУ (вслух) + К (шепотом)
МА (вслух) + К (шепотом)
ДО (вслух) + М(шепотом)
СО(вслух) +М(шепотом)
ЛО(вслух) +М(шепотом)
КО(вслух) +М(шепотом)
б) Во втором приеме предлагаем детям гласную в середине маленького слова протянуть, пропеть, выделить голосом.
БАК, ЗАЛ, КИТ, ДОМ, ЛАК, ЛУК, ГОЛ, ДЫМ, ЖУК, КОМ, КОТ, КИТ, ЛОМ, МАК, МЫЛ, МИЛ, ЛИС, МАЛ, МОХ, НОС, ПОЛ, СОМ, САМ, СОК, СУК, СУП, СЫН, СОН, ШУТ, ВОЛ, ДУШ.
Все согласные отрабатываются одинаково, поэтому я привожу, как пример, отработку звука "С", но виды работ увеличиваю.
ТЕМА:" ЗВУК С"
Цель: Умение выделять звук "С" из ряда звуков, слогов, слов, фразы с правильным произношением звука, развивая внимание, память, пассивную лексику.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Дети, я вам прочту маленькое стихотворение, а вы догадайтесь, какой звук я буду выделять голосом?
- Спал спокойно сытый сом,
Видел сладкий, сладкий сон.
2. – Да, это звук "С". Молодцы! А как вы думаете, это звук гласный или согласный?
- Согласный.
- А почему?
- Почему он не поется?
- Давайте закроем ушки ладошками и произнесем С-С-С-...
- Какой он еще?
- Он глухой, т.к. произносится без голоса.
3. –А теперь я вам расскажу, как он произносится. Как ведут себя губы, язычок, зубы?
- Давайте подуем на ладошку, какой воздух идет по середине язычка?- холодный или теплый?
Артикуляцию звука "С" записываю в тетрадь и дети учат ее наизусть, повторяя дома и в саду.
4. Выделение звука "С" из ряда других звуков.
- Я вам буду называть разные звуки, а вы, услышав звук "С" протяните СССССС
П Т С М С К С П Х С
5. Выделение звука "С" из слогов.
- Дети, я вам говорю слоги, как только вы услышите слог со звуком "С", то поднимите сигнал светофора (синий).
ПА ТО СУ МЫ СА КО СО ПА ХИ СЫ
6. Выделение звука "С" из маленьких слов
- как только вы услышите слово, где есть звук "С", то хлопните в ладошки.
ХОР, СУК, МИР, ДУБ, СЫН, КОМ, МАЛ, НОС, ДОМ, ГОЛ, СОК, КОТ, САД
7. Развитие внимания, памяти на звук "С" в слогах.
Игра "Запомни, повтори".
СА-СА-СЫ
СА-СЫ-СЫ
СА-СЫ-СА
8. На фланелеграфе 4 картинки САД – САНИ- САПОГИ-САМОЛЕТ
- правильно произнеси звук "С" и запомни в каком порядке стоят слова.(Картинки меняем местами.)
9. Автоматизация, выделение голосом звука "С" в слогах.
АС-АС-АС – КВАС, АНАНАС
ОС-ОС-ОС – МНОГО ОС
УС-УС-УС – КАКТУС, ВКУС
ЫС - ЫС-ЫС – КУМЫС
10. Воспроизведение слоговых рядов со стечением согласных с выделением звука "С".
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СТО-СТУ-СТЫ-СТА
СТУ-СТЫ-СТА-СТО
СТЫ-СТА-СТО-СТУ
11. Проговаривание с выделением голосом звука "С" в слогах, словах со стечением согласных и определение места звука "С".
СТА-СТА-СТА – СТАКАН, СТАНОК, СТАДО, СТАДИОН, КАПУСТА, НЕВЕСТА, ПАСТА
СТО-СТО-СТО – МЕСТО, ТЕСТО, ПУСТО, ГУСТО, СТОП
СТУ- СТУ-СТУ – СТУПКА, СПУПЕНЬКА, ПАСТУХ
СТЫ-СТЫ-СТЫ – КУСТЫ, МОСТЫ, ХВОСТЫ, АИСТЫ
12. Какое слово лишнее и почему?
САНИ-САД-ЗАЙКА-САДОВНИК
СУМКА-ЗАБОР-СУХАРЬ-СНЕГИРЬ
13. Место звука "С" в слове даю на каждом занятии.
14. – Я вам буду говорить слоги, а вы ко всем слогам добавляете звук "С" и полученное слово говорите, выделяя звук "С" голосом.
НО
РО +С
ПА
ВА
БА
КИ + С
ЛИ
МУ
15. Придумывание слов со звуком "С" или другим звуком является одним из наиболее сложных моментов.
Как правило дети говорят только те слова, с которыми мы работали, поэтому я использую вопрос-подсказку.
- Грибы, которые похожи на лисичек, как называются?
- Грибы похожие на лисичек называются лисичками.
- Грибы, которые растут под осиной, как называются?
- Грибы, которые растут под осиной, называются подосиновики.
- Какие осенние цветы со звуком "С" несут дети в школу 1-го сентября?
- Дети несут астры.
16. Словообразование по образцу с выделением звука "С" голосом.
Пианино –пианист Машина -
Такси - Телефон -
Хоккей - Мотоцикл -
Танк - Велосипед -
Баян - Футбол -
17. Вместо точки поставить букву "С".
Дети уже знают правило о звуке и букве: "Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем".
У.Ы О.Ы .УК .ОМ КО.Ы НО.Ы ЛИ.Ы
18. Чистоговорки о сове и совятах с выделением слов со звуком "С":
Назови слова, в которых есть звук "С"
а) В лесу темно, все спят давно,
одна сова не спит – на суку сидит.
б) Мы видим на суку совят,
Совята вместе тут сидят,
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
ТЕМА: Дефференциация изолированнных звуков С-Ш,
дифференциация их в слогах.
ЦЕЛЬ: Добиться от каждого ребенка умения различать звуки
на слухС-Ш. Знать основные отличия в артикуляции.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Звук "С" – его артикуляция (губы, язык, воздушная струя - холодная).
Звук "Ш" – его артикуляция (губы, язык, воздушная струя – теплая).
Звук "С" – согл., глухой, твердый – мягкий
Звук "Ш" – согл., глухой, только твердый.
Предыдущая работа: звук"С" отрабатывался в средней и старшей группах, звук "Ш" – в старшей группе.
2. "Насос" и "Шина" (игра)
Дети накачивают насос, делая движения руками вверх-вниз, произносят с-с-с..., но выясняем, что в шине появилась дырочка и из нее выходит воздух, он шипит – ш-ш-ш...дети делают медленное движение руками только вниз – ш-ш-ш....
Перед детьми стоят картинки насоса и шины.
3. "Свистит или шипит?" (игра)
Логопед показывает картинки, если животное или предмет, изображенное на картинках, издает звук, похожий на свист, то дети должны говорить звук "С", а если звук, похожий на шипение, то дети должны говорить звук "Ш".
Например: свисток (С-С-С...), гусь (ш-ш-ш..), кошка (ш-ш-ш..) и т.д.
4. Слоговые ряды
- Дети, я вам буду говорить слоги со звуком "С", а вы звук "С" меняйте на звук "Ш" и говорите мне полученный слог:
Са-ша Сы-ши
Со-шо Сэ-
Су-шу
Слоги проговариваются 3 раза.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах
Цель: Научить детей различать звуки С-Ш в слогах, словах.
Ход занятия
1. Повторяем артикуляцию звуков С, Ш (губы, язык, воздушная струя. Чем похожи? Чем различаются?)
2. Различение звуков по кисти руки:
при "С" – ладонь вытянута прямо, при "Ш" – пальцы ладони приподнять вверх. (Слова: коса, петушок, миска, снеговик, башмачок, пояс, школа, сом, кошелек, самокат).
3. Скажи "Наоборот".
- Дети, я вам говорю слова со звуком "Ш", а вы меняете звук "Ш" на звук "С" и говорите мне полученное слово:
Ваш-вас
Уши-усы
Шутки-сутки
Кашка – каска
Машка – маска
Мишка – миска
4. Подари картинки Сане и Маше (игра).
Картинки: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишня, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишки.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и фразе.
Цель: Добиваться от каждого ребенка умения различать слова со звуками "С"- "Ш", умения выделять эти звуки из фразы.
Вырабатывать умение правильно произносить слова, в которых встречаются звуки "С"-"Ш".
Ход занятия
1. "Назови правильно"
Логопед показывает детям картинки, а они их правильно называют:
шоссе, машинист, старушка, шесть, сушки.
2. Подбор признаков и действий на звук "С"-"Ш" к предмету
Кошка
Какая? Что делает?
Большая Спешит
Пушистая Дышит
Смешная Шалит
Ушастая Спит
плюшевая Ест
3. а) Хлопни в ладоши, услышав звук "Ш":
Маленькому Саше купили пушистого мишку.
Наташа ест сушку.
б) Из этих же предложений выбери слово, где есть и звук "С" и звук "Ш":
Саша, пушистый, сушка
4. а) Выбери слова со звуком "С":
На опушке леса домик лесника.
Алеша спешит в школу.
б) Назови слово, где есть звуки и "С" и "Ш" – одновременно.
Спешит
5. Заучивание скороговорки:
Шашка на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишку сшиб.
Тема: Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах и фразе.
Цель: Добиваться различения звуков "С"-"Ш" в словах и при пересказе рассказа.
Ход занятия
1. У мамы и папы день рождения. Маме подарим подарки, где есть звук "С", а папе, где есть звук "Ш".
МАМЕ ПАПЕ
Сумку Рубашку
Косынку Штаны
Скатерть Машину
Сарафан Шапку
Часы Шахматы
астры Шоколад
2. Родственные слова:
Смешить – смех, смешок, смешно, смешной, насмешка, усмешка.
3. Игра "Отгадай слово" (пропущен первый звук "Ш" или "С")
. апка . умка . улит
. анки . лем . ок
. уба . ова . уп
. ом . айба . ать
.ум . оль
3. Разучивание стихотворения ( следить за правильным произношением звуков "С"-"Ш")
Листопад, листопад
Листья желтые летят, летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голой станет сад.
4. Рассказ "Сосна" (пересказ).
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой, а сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов
а) со звуками "С", "Ш" в одном слове
б) со звукос "С"
в) со звуком "Ш".
- Игра "Доктор звуков" или игра в логопеда.
Ваша дочка не выговаривает звук "С". Я назначаю ей лекарство – 5 слов со звуком "С".
- Игра "Нагрузи машины" (на определенный звук)
- "Дом звуков"
в этих домах живут звуки. В каждой квартире – по жильцу-звуку. Пришел в дом "КОТ". У него три комнаты, каждый звук спит отдельно. Уложим его спать.
Можно пользоваться фишками-звуками или буквами.
- "Дом в лесу"
в нем хотят жить разные звери: волк, лиса, сова, крот, слон...
Дома могут быть из 3-х, 4-х, 5-ти комнат. Можно пользоваться фишками-звуками, а также буквами
- "Многоэтажный дом"
Рассели своих знакомых ребят. Можно использовать фишки-звуки, также буквы.
- "Договори словечко" – Я тебе буду говорить слоги, а ты ко всем слогам прибавляй звук "К" (звук выставляется) и скажи, какое слово получится.
Б) Читаем по подражанию хором слоги
В)Читаем слова
Со Сок Бы Был
Су Сук Ба Бал
Ла Лак Ко Кол
Ра Рак Ма Мал
Ма + к Мак Мо + л Мол
Лу Лук Му Мул
Ту Тук Ми Мил
Ти Тик Пи Пил
то ток Да Дал
До Дол
Ду Дул
- Игра: "Два слова в одном" уже более сложное, оно иногда не сразу получается, т.к. требует умственной деятельности.
- Если ты уберешь первый звук, то получишь новое слово:
Хлев, уточка, щель, укол, коса, мрак, смех, удочка, олень, плащ, мель, снаряд, град, скот, всласть, беда, экран.
- Если ты правильно назовешь первый звук в названии картинок, то получишь новое слово.
САНИ ОЛЕНЬ МОРЖ - СОМ
РОМАШКА УТЮГ КНИГА АРБУЗ - РУКА
ВИШНИ ОГУРЕЦ ДУБ АКВАРИУМ - ВОДА
- "Разведчики"
Дети – разведчики. Каждый получает пакет с секретным донесением, которое нужно расшифровать. В секретном донесении находятся буквы, из которых нужно составить слово (картинка).
- "Радист"
Участвуют дети, которые уже хорошо печатает буквы. Логопед дает картинку одному из детей. Ребенок, не называя картинку должен по звукам продиктовать ее название.
Другие дети (или все) записывают буквы и читают слово (можно на доске)
- Перевертыши или игра в "Фокус"
СОСНА – НАСОС ВЕСНА – НАВЕС
ЛУНКА – КАЛУН БАНКА – КАБАН
МЫШКА – КАМЫШ ВЕС – СЕВ
ЛЕС - СЕЛ ДАР – РАД
СЫР –РОС РАК -ПАР
РОВ – ВОР
Упражнение проводится сначала устно, путем подсказок:
Из насоса сделай дерево с большими иголками.
- Дети очень любят игру "Живые звуки". Вызванные дети дают характеристику каждому звуку, делятся на слоги (расходятся), гласные делают шаг вперед. Остальные выкладывают слово из кружков, т.е. делают схему слова.
- Придумать слова к схемам:
лес, лис, мед, сел, рис, кис, кит, лен, Рим, мок, мир, лев
- Закрой неправильные буквы. Из букв, которые остались, прочитай слово.
NВFЕСRНА
Информационные ресурсы
1. Алтухова Н. Звуковая мозаика.- СПб. ,1998
2. Лопатина Л.В.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией»
Необходимость коррекции фонематических процессов у дошкольников.
Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов.
Правильным звукопроизношением ребенок овладевает по подражанию, причем, ориентируясь, как считает Л. Г. Парамонова, в основном на слуховое восприятие звука, а не на его артикуляцию. Внешний вид артикуляции в этом процессе тоже важен, но он может играть здесь лишь вспомогательную роль.
Например, ребенок может видеть различное положение губ при произнесении звуков С и Ш. Однако, ему недоступно зрительное восприятие самого важного элемента артикуляции – положение языка. Следовательно, ориентируясь в основном на слуховое восприятие, ребенок как бы подбирает такое положение языка, при котором достигается нужный акустический эффект, т. е. правильное звучание звука. Если же слуховое восприятие оказывается недостаточно дифференцированным (например, С и Ш кажутся ребенку по звучанию одинаковыми), то ему не на что опереться при овладении их артикуляцией и он «застревает» на каком-то более раннем этапе становления звукопроизношения, не имея возможности перейти на следующий.
Все звуки речи отличаются друг от друга определенными характеристиками – высотой, силой и длительностью звучания. Например, гласные являются более сильными, т.е. воспринимаются нашим слухом как более громкие, нежели согласные. Мягкие и твердые согласные так же различаются по высоте, – мягкие звуки являются более высокими, чем твердые. Следовательно, если мы научим ребенка любые имеющиеся в природе звуки отличать друг от друга по названым выше признакам, то тем самым мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков.
Слуховая дифференциация акустически близких звуков в норме доступна детям, начиная с двухлетнего возраста. Уже в этом возрасте ребенок может правильно показать понятные ему по содержанию красочные картинки, названия которых отличаются только одним звуком (крыша и крыса).
Л.Г.Парамонова считает, что коррекционно-профилактическая работа по развитию слуховой дифференциации звуков должна осуществляться с опорой на более сохранные функции.
Неразличение речевых звуков на слух ребенком дошкольного возраста есть несомненная предпосылка акустической дисграфии.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает как обязательное условие развитие фонематических процессов.
В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной,Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов.
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
(Г. В. Чиркина).
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.)
Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.
(Л. Г. Парамонова).
Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова).
Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова).
Что же мы достигаем, формируя фонематическое восприятие?
1. Простановка звуков идет быстрее и качественнее.
2. Автоматизация звука не вызывает трудностей, сокращается время автоматизации.
3. Достаточная сформированность основ фонематического восприятия позволяет ребенку делать анализ и синтез звуков , слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (Фонемы).
4. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов.
5. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
6. Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Работа по преодолению фонематических нарушений.
В основу моего исследования была положена методика по преодолению фонематических нарушений речи Л. В. Лопатиной и Н. В. Серебряковой. Кроме того, использовались методы и приемы работы, рекомендованные Л. Ф. Спировой, Д. Б. Элькониным, Е. Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой и другими специалистами.
Коррекционный процесс по формированию фонематического восприятия требует длительных упражнений с многократным повторением. Он непрост для детей , поэтому я стараюсь разнообразить занятия, вносить в них элементы игры, это облегчает детям работу, делает занятия менее утомительными и более привлекательными.
Работу по преодолению фонематических нарушений рекомендуется строить постепенно. Предлагаемые игры и упражнения использую в подгрупповой и индивидуальной работе с учетом лексических тем. Для подгрупповой работы дети были объединены по однородности речевого дефекта и задания подбирались с тем звуком, над которым в данный момент велась работа.
1 этап работы.
Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
• развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на сенсомоторном уровне;
• формирование четкого слухового образца звука;
• формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
• создание благоприятных условий для создания последующего формирования фонематических функций.
• Логопедическая работа на данном этапе проводилась по двум направлениям:
• формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов –паронимов;
• формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Методом имитации слогов у детей формировался навык направленного восприятия звуков речи, способствующий умению слушать и слышать речевой материал. Использовались слоговые таблицы А.С. Штерн и Н. В. Покровского. Работа со слоговыми таблицами включалась в структуру логопедического занятия и проводилась в игровой форме.
Одновременно проводилась работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Развитие слухового контроля велось параллельно с формированием правильного артикуляционного уклада звука, с использованием зрительной опоры, тактильных и кинестетических ощущений.
Для этой цели использовались следующие игры и упражнения:
1. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым.
2. «Капризный телефон» – нормальное и дефектное произнесение звука с закрытой нижней частью лица логопеда.
3. « Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение слогов или слов в заданной последовательности.
4. « Назови пару» – произносится твердый звук, необходимо назвать аналогичный мягкий (М – М ).
5. «Объясни значение слова» - используются слова – паронимы (угол – уголь; мел – мель).
6. «Собери картинку и найди пару» - собрать картинку из 4-6 частей и подобрать к ней слово-пароним (мак – бак, кот – рот).
7. «Повторить чистоговорку, содержащую оппозиционные звуки:
ва –фа –ва – там сова
фа –ва – фа – у нас софа и т.п.
8. « Подбери рифму к стиху».
9. « Говорящие кубики »- каждый из 5 – 7кубиков называют каким-нибудь звуком, например,1-н,2-м,3-к,4-р,5-п. Вопрос: в каком гараже завелась машина? Ответ: в гараже под № 4.
10. « Лесенка» - различение и воспроизведение звукокомплекса по высоте. На 1ступеньке лестницы стоит корова ( низкий голос), на 2 – овечка (средний тембр), на 3 – комар ( высокий голос).
11. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
12. « Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком.
13. «Поиграем с рифмой» - нужно выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные…(перина, подушка, рубашка).
Использовались и другие аналогичные данным игры.
В процессе таких игр и упражнений дети овладевали умением различать оппозиционные звуки: свистящие – шипящие, звонкие – глухие, фрикативные - взрывные, твердые – мягкие.
2 этап работы.
Формирование восприятия устой речи на фонологическом уровне.
Задачи этого этапа:
• развитие фонематического восприятия,
• фонематического анализа и синтеза;
• развитие фонематических представлений.
Логопедическая работа на этом этапе проводилась в трех направлениях: уточнялся произносительный и слуховой образец звука, выделялся звук в потоке себе подобных; на фоне слога; на фоне слова. Особое значение на каждом уровне отводилось «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков.
В процессе ознакомления детей с гласными звуками, использовала обозначения звуков в зависимости от положения губ во время произнесения (методика Т. А. Ткаченко).
Детям предлагались следующие задания:
* произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
** проводились слуховые и зрительные диктанты;
***узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции;
****повторение звукокомплекса, типа АОУ, и подобные этим задания.
Уровень слогов.
• из ряда слогов выделить заданный звук;
• составление всех возможных слогов из предложенных букв;
• наращивание слогов («Скажи на один слог больше»); са, са – сы, са –сы –су.
• «Скажи наоборот» (игра с мячом); са – ас.
• Выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов.
Уровень слова.
Для определения наличия заданного звука в слове использовались такие упражнения:
* выполнить условный сигнал на заданный звук, если такой есть в перечисленных словах;
* отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
* «Лото»: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком;
* в каком из слов есть ,например звук В – ворона сидит на суку.
Фонематический анализ и синтез.
Работа в этом направлении начиналась с определения первого ударного гласного звука в словах: утка, осень, иглы и т.д. Далее по традиционной схеме. В работе использовалась звуковая система обозначения, предложенная Д. Б. Элькониным. В процессе обучения у детей формировался навык звукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности; умение характеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный; твердый – мягкий согласный; звонкий – глухой согласный звук. Формировался навык анализа простых предложений (по количеству слов, слогов, звуков), работы со схемами слова и предложения.
С этой целью использовались игры:
• « Звуковая дорожка», назови звуки по - порядку;
• «Веселый поезд»,помести звук в нужный вагон;
• покажи цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,
• «Цепочка»; называть слово на конечный звук предыдущего;
• « Собери из звуков слово», синтез слов последовательный и вперемежку;
• «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).
Формирование фонематических представлений.
Фонематические представления формирую на базе фонематического анализа.
В работе над развитием этого процесса использовались следующие задания:
• «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; назвать игрушки на звук Ш; вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и т. п.
• «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.
• Разложи картинки с заданным звуком в 3 ряда: 1 – названный звук слышится в начале слова, 2 – в конце, 3 – в середине.
• Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в названии цвета, например, кошка – красный.
• Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, варежки, овощи, лопата: вол.
• «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.
Заключение.
Таким образом, дифференцированный подход в развитии фонематических процессов у дошкольников с ОНР способствует полному устранению затруднений в различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком, в анализе услышанного и его воспроизведении (на уровне слога, слова, фразы).
Проводимые игры и упражнения развивают у детей слуховое внимание и слуховую память, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к планомерной дальнейшей работе по анализу звукового состава речи.
Правильное развитие фонематического слуха, восприятия и представлений лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Игры по развитию фонематических процессов
Работу по восприятию звуков начинаю с упражнений по узнаванию неречевых звуков. Для этого использую такие игры как:
1. "Послушаем тишину" – ребенок должен услышать хотя бы несколько звуков (поехала машина, кто-то вошел в дверь, няня моет посуду и т.д.)
2. "Звучащая игрушка" – взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается) должен назвать звучащую игрушку.
3. "Что упало?" После обучения ребенок должен услышать, что упало? (ножницы, карандаш, мячи и т.д.)
Упражнения провожу до стойкой дифференциации звучания. Количество предметов может прибавляться.
Работа над гласными
1. Просим произнести (или прочесть) закрытые слоги с согласными, которые дети уже знают:
а) АК-ОК-УК
АТ-ОТ-УТ
АМ-ОМ-УМ
АС-ОС-УС
б) Из слогов выбираем те слоги, которые несут смысловую нагрузку, т.е. обозначают слово: это слоги – слова: АМ, УМ, УС. В этих словах просим поменять звуки местами, т.е. получаем открытый слог: МА, МУ, СУ.
в) Предлагаем произнести или прочесть много таблиц с открытым слогом, приучая детей слышать гласный в открытом слоге:
Задания:
1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
ПА-ПА-ПА КО-КО-КО
2) Воспроизведение слогового ряда с одним согласным:
ТА-ТО-ТУ
ТЭ-ТЫ-ТО
МУ-МИ-МЫ и т.д.
При чтении таблиц гласный в конце слога просим "тянуть", выделить голосом.
2. Приступая к выделению гласных из середины маленького слова, использую два приема:
а) произносим открытый слог вслух (БА), а согласный – шепотом.
В начале обучения лучше брать для всех слогов один звук ( данном случае К или М). Это облегчает детям устное воспроизведение слова или его прочтение
БА (вслух) + К (шепотом)
СО (вслух)+ К (шепотом)
СУ (вслух) + К (шепотом)
МА (вслух) + К (шепотом)
ДО (вслух) + М(шепотом)
СО(вслух) +М(шепотом)
ЛО(вслух) +М(шепотом)
КО(вслух) +М(шепотом)
б) Во втором приеме предлагаем детям гласную в середине маленького слова протянуть, пропеть, выделить голосом.
БАК, ЗАЛ, КИТ, ДОМ, ЛАК, ЛУК, ГОЛ, ДЫМ, ЖУК, КОМ, КОТ, КИТ, ЛОМ, МАК, МЫЛ, МИЛ, ЛИС, МАЛ, МОХ, НОС, ПОЛ, СОМ, САМ, СОК, СУК, СУП, СЫН, СОН, ШУТ, ВОЛ, ДУШ.
Все согласные отрабатываются одинаково, поэтому я привожу, как пример, отработку звука "С", но виды работ увеличиваю.
ТЕМА:" ЗВУК С"
Цель: Умение выделять звук "С" из ряда звуков, слогов, слов, фразы с правильным произношением звука, развивая внимание, память, пассивную лексику.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Дети, я вам прочту маленькое стихотворение, а вы догадайтесь, какой звук я буду выделять голосом?
- Спал спокойно сытый сом,
Видел сладкий, сладкий сон.
2. – Да, это звук "С". Молодцы! А как вы думаете, это звук гласный или согласный?
- Согласный.
- А почему?
- Почему он не поется?
- Давайте закроем ушки ладошками и произнесем С-С-С-...
- Какой он еще?
- Он глухой, т.к. произносится без голоса.
3. –А теперь я вам расскажу, как он произносится. Как ведут себя губы, язычок, зубы?
- Давайте подуем на ладошку, какой воздух идет по середине язычка?- холодный или теплый?
Артикуляцию звука "С" записываю в тетрадь и дети учат ее наизусть, повторяя дома и в саду.
4. Выделение звука "С" из ряда других звуков.
- Я вам буду называть разные звуки, а вы, услышав звук "С" протяните СССССС
П Т С М С К С П Х С
5. Выделение звука "С" из слогов.
- Дети, я вам говорю слоги, как только вы услышите слог со звуком "С", то поднимите сигнал светофора (синий).
ПА ТО СУ МЫ СА КО СО ПА ХИ СЫ
6. Выделение звука "С" из маленьких слов
- как только вы услышите слово, где есть звук "С", то хлопните в ладошки.
ХОР, СУК, МИР, ДУБ, СЫН, КОМ, МАЛ, НОС, ДОМ, ГОЛ, СОК, КОТ, САД
7. Развитие внимания, памяти на звук "С" в слогах.
Игра "Запомни, повтори".
СА-СА-СЫ
СА-СЫ-СЫ
СА-СЫ-СА
8. На фланелеграфе 4 картинки САД – САНИ- САПОГИ-САМОЛЕТ
- правильно произнеси звук "С" и запомни в каком порядке стоят слова.(Картинки меняем местами.)
9. Автоматизация, выделение голосом звука "С" в слогах.
АС-АС-АС – КВАС, АНАНАС
ОС-ОС-ОС – МНОГО ОС
УС-УС-УС – КАКТУС, ВКУС
ЫС - ЫС-ЫС – КУМЫС
10. Воспроизведение слоговых рядов со стечением согласных с выделением звука "С".
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СТО-СТУ-СТЫ-СТА
СТУ-СТЫ-СТА-СТО
СТЫ-СТА-СТО-СТУ
11. Проговаривание с выделением голосом звука "С" в слогах, словах со стечением согласных и определение места звука "С".
СТА-СТА-СТА – СТАКАН, СТАНОК, СТАДО, СТАДИОН, КАПУСТА, НЕВЕСТА, ПАСТА
СТО-СТО-СТО – МЕСТО, ТЕСТО, ПУСТО, ГУСТО, СТОП
СТУ- СТУ-СТУ – СТУПКА, СПУПЕНЬКА, ПАСТУХ
СТЫ-СТЫ-СТЫ – КУСТЫ, МОСТЫ, ХВОСТЫ, АИСТЫ
12. Какое слово лишнее и почему?
САНИ-САД-ЗАЙКА-САДОВНИК
СУМКА-ЗАБОР-СУХАРЬ-СНЕГИРЬ
13. Место звука "С" в слове даю на каждом занятии.
14. – Я вам буду говорить слоги, а вы ко всем слогам добавляете звук "С" и полученное слово говорите, выделяя звук "С" голосом.
НО
РО +С
ПА
ВА
БА
КИ + С
ЛИ
МУ
15. Придумывание слов со звуком "С" или другим звуком является одним из наиболее сложных моментов.
Как правило дети говорят только те слова, с которыми мы работали, поэтому я использую вопрос-подсказку.
- Грибы, которые похожи на лисичек, как называются?
- Грибы похожие на лисичек называются лисичками.
- Грибы, которые растут под осиной, как называются?
- Грибы, которые растут под осиной, называются подосиновики.
- Какие осенние цветы со звуком "С" несут дети в школу 1-го сентября?
- Дети несут астры.
16. Словообразование по образцу с выделением звука "С" голосом.
Пианино –пианист Машина -
Такси - Телефон -
Хоккей - Мотоцикл -
Танк - Велосипед -
Баян - Футбол -
17. Вместо точки поставить букву "С".
Дети уже знают правило о звуке и букве: "Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем".
У.Ы О.Ы .УК .ОМ КО.Ы НО.Ы ЛИ.Ы
18. Чистоговорки о сове и совятах с выделением слов со звуком "С":
Назови слова, в которых есть звук "С"
а) В лесу темно, все спят давно,
одна сова не спит – на суку сидит.
б) Мы видим на суку совят,
Совята вместе тут сидят,
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
ТЕМА: Дефференциация изолированнных звуков С-Ш,
дифференциация их в слогах.
ЦЕЛЬ: Добиться от каждого ребенка умения различать звуки
на слухС-Ш. Знать основные отличия в артикуляции.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Звук "С" – его артикуляция (губы, язык, воздушная струя - холодная).
Звук "Ш" – его артикуляция (губы, язык, воздушная струя – теплая).
Звук "С" – согл., глухой, твердый – мягкий
Звук "Ш" – согл., глухой, только твердый.
Предыдущая работа: звук"С" отрабатывался в средней и старшей группах, звук "Ш" – в старшей группе.
2. "Насос" и "Шина" (игра)
Дети накачивают насос, делая движения руками вверх-вниз, произносят с-с-с..., но выясняем, что в шине появилась дырочка и из нее выходит воздух, он шипит – ш-ш-ш...дети делают медленное движение руками только вниз – ш-ш-ш....
Перед детьми стоят картинки насоса и шины.
3. "Свистит или шипит?" (игра)
Логопед показывает картинки, если животное или предмет, изображенное на картинках, издает звук, похожий на свист, то дети должны говорить звук "С", а если звук, похожий на шипение, то дети должны говорить звук "Ш".
Например: свисток (С-С-С...), гусь (ш-ш-ш..), кошка (ш-ш-ш..) и т.д.
4. Слоговые ряды
- Дети, я вам буду говорить слоги со звуком "С", а вы звук "С" меняйте на звук "Ш" и говорите мне полученный слог:
Са-ша Сы-ши
Со-шо Сэ-
Су-шу
Слоги проговариваются 3 раза.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах
Цель: Научить детей различать звуки С-Ш в слогах, словах.
Ход занятия
1. Повторяем артикуляцию звуков С, Ш (губы, язык, воздушная струя. Чем похожи? Чем различаются?)
2. Различение звуков по кисти руки:
при "С" – ладонь вытянута прямо, при "Ш" – пальцы ладони приподнять вверх. (Слова: коса, петушок, миска, снеговик, башмачок, пояс, школа, сом, кошелек, самокат).
3. Скажи "Наоборот".
- Дети, я вам говорю слова со звуком "Ш", а вы меняете звук "Ш" на звук "С" и говорите мне полученное слово:
Ваш-вас
Уши-усы
Шутки-сутки
Кашка – каска
Машка – маска
Мишка – миска
4. Подари картинки Сане и Маше (игра).
Картинки: носки, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишня, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишки.
Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и фразе.
Цель: Добиваться от каждого ребенка умения различать слова со звуками "С"- "Ш", умения выделять эти звуки из фразы.
Вырабатывать умение правильно произносить слова, в которых встречаются звуки "С"-"Ш".
Ход занятия
1. "Назови правильно"
Логопед показывает детям картинки, а они их правильно называют:
шоссе, машинист, старушка, шесть, сушки.
2. Подбор признаков и действий на звук "С"-"Ш" к предмету
Кошка
Какая? Что делает?
Большая Спешит
Пушистая Дышит
Смешная Шалит
Ушастая Спит
плюшевая Ест
3. а) Хлопни в ладоши, услышав звук "Ш":
Маленькому Саше купили пушистого мишку.
Наташа ест сушку.
б) Из этих же предложений выбери слово, где есть и звук "С" и звук "Ш":
Саша, пушистый, сушка
4. а) Выбери слова со звуком "С":
На опушке леса домик лесника.
Алеша спешит в школу.
б) Назови слово, где есть звуки и "С" и "Ш" – одновременно.
Спешит
5. Заучивание скороговорки:
Шашка на столе, шишки на сосне.
Шапкой Сашка шишку сшиб.
Тема: Дифференциация звуков "С"-"Ш" в словах и фразе.
Цель: Добиваться различения звуков "С"-"Ш" в словах и при пересказе рассказа.
Ход занятия
1. У мамы и папы день рождения. Маме подарим подарки, где есть звук "С", а папе, где есть звук "Ш".
МАМЕ ПАПЕ
Сумку Рубашку
Косынку Штаны
Скатерть Машину
Сарафан Шапку
Часы Шахматы
астры Шоколад
2. Родственные слова:
Смешить – смех, смешок, смешно, смешной, насмешка, усмешка.
3. Игра "Отгадай слово" (пропущен первый звук "Ш" или "С")
. апка . умка . улит
. анки . лем . ок
. уба . ова . уп
. ом . айба . ать
.ум . оль
3. Разучивание стихотворения ( следить за правильным произношением звуков "С"-"Ш")
Листопад, листопад
Листья желтые летят, летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голой станет сад.
4. Рассказ "Сосна" (пересказ).
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой, а сзади доносится шум соснового леса.
Выделение из рассказа слов
а) со звуками "С", "Ш" в одном слове
б) со звукос "С"
в) со звуком "Ш".
- Игра "Доктор звуков" или игра в логопеда.
Ваша дочка не выговаривает звук "С". Я назначаю ей лекарство – 5 слов со звуком "С".
- Игра "Нагрузи машины" (на определенный звук)
- "Дом звуков"
в этих домах живут звуки. В каждой квартире – по жильцу-звуку. Пришел в дом "КОТ". У него три комнаты, каждый звук спит отдельно. Уложим его спать.
Можно пользоваться фишками-звуками или буквами.
- "Дом в лесу"
в нем хотят жить разные звери: волк, лиса, сова, крот, слон...
Дома могут быть из 3-х, 4-х, 5-ти комнат. Можно пользоваться фишками-звуками, а также буквами
- "Многоэтажный дом"
Рассели своих знакомых ребят. Можно использовать фишки-звуки, также буквы.
- "Договори словечко" – Я тебе буду говорить слоги, а ты ко всем слогам прибавляй звук "К" (звук выставляется) и скажи, какое слово получится.
Б) Читаем по подражанию хором слоги
В)Читаем слова
Со Сок Бы Был
Су Сук Ба Бал
Ла Лак Ко Кол
Ра Рак Ма Мал
Ма + к Мак Мо + л Мол
Лу Лук Му Мул
Ту Тук Ми Мил
Ти Тик Пи Пил
то ток Да Дал
До Дол
Ду Дул
- Игра: "Два слова в одном" уже более сложное, оно иногда не сразу получается, т.к. требует умственной деятельности.
- Если ты уберешь первый звук, то получишь новое слово:
Хлев, уточка, щель, укол, коса, мрак, смех, удочка, олень, плащ, мель, снаряд, град, скот, всласть, беда, экран.
- Если ты правильно назовешь первый звук в названии картинок, то получишь новое слово.
САНИ ОЛЕНЬ МОРЖ - СОМ
РОМАШКА УТЮГ КНИГА АРБУЗ - РУКА
ВИШНИ ОГУРЕЦ ДУБ АКВАРИУМ - ВОДА
- "Разведчики"
Дети – разведчики. Каждый получает пакет с секретным донесением, которое нужно расшифровать. В секретном донесении находятся буквы, из которых нужно составить слово (картинка).
- "Радист"
Участвуют дети, которые уже хорошо печатает буквы. Логопед дает картинку одному из детей. Ребенок, не называя картинку должен по звукам продиктовать ее название.
Другие дети (или все) записывают буквы и читают слово (можно на доске)
- Перевертыши или игра в "Фокус"
СОСНА – НАСОС ВЕСНА – НАВЕС
ЛУНКА – КАЛУН БАНКА – КАБАН
МЫШКА – КАМЫШ ВЕС – СЕВ
ЛЕС - СЕЛ ДАР – РАД
СЫР –РОС РАК -ПАР
РОВ – ВОР
Упражнение проводится сначала устно, путем подсказок:
Из насоса сделай дерево с большими иголками.
- Дети очень любят игру "Живые звуки". Вызванные дети дают характеристику каждому звуку, делятся на слоги (расходятся), гласные делают шаг вперед. Остальные выкладывают слово из кружков, т.е. делают схему слова.
- Придумать слова к схемам:
лес, лис, мед, сел, рис, кис, кит, лен, Рим, мок, мир, лев
- Закрой неправильные буквы. Из букв, которые остались, прочитай слово.
NВFЕСRНА
Информационные ресурсы
1. Алтухова Н. Звуковая мозаика.- СПб. ,1998
2. Лопатина Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"
Этот материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....
Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
Статья адресована логопедам ПНДО,детских садов, логопунктов....
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"
Методическая разработка по инновационной деятельности "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОВЗ"...
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией
1) Определение понятий "фонематический слух","фонематическое восприятие","фонематический анализ","фонематический синтез",фонематические представления".2) К...
«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез пом...
Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...