ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»
рабочая программа по логопедии (младшая группа)
Аннотация: коррекционно-развивающая программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.
Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
piramidka.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ПИРАМИДКА»
Е.В.Добрынина
МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик», г.Чебоксары
d14lena@mail.ru
Аннотация: коррекционно-развивающая программа «Пирамидка» предназначена для детей от 2 до 3 лет, имеющих статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Программа имеет логопедическую направленность в комплексе с коррекцией психоэмоциональной сферы посредством цветокоррекции.
Ключевые слова: ребенок с ОВЗ, ранний возраст, программа, коррекция, развитие, логопедия, психоэмоциональная сфера, цветокоррекция.
У детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы, это влияет на адаптивные возможности ребенка и создает трудности в его позитивной социализации, поэтому проблема включения (инклюзии) таких детей в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.
Одним из таких современных направлений является логоцветокоррекция, подразумевающая вербализацию под воздействием цветовых образов с целью коррекции психоэмоционального состояния ребенка раннего возраста и формирования благоприятных условий для развития его речи.
Программа «Пирамидка» рассчитана на её реализацию с детьми первого уровня речевого развития.
Цель программы: совместная стимуляция психоэмоционального состояния ребенка 2-3 лет с ОВЗ, его речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
Задачи программы:
-развитие предметно-манипулятивной деятельности, сенсорных функций, речевого и предметно-действенного общения с окружающими (на основе действий с предметами заданной цветовой модальности);
-развитие общей и мелкой моторики, ощущений артикуляционных поз и движений.
Основные принципы программы:
- Комплексный характер коррекционно-педагогического воздействия (совместное объединение усилий всех специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ).
- Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции ребенка с ОВЗ.
- Организация работы с ребенком в рамках ведущей деятельности (предметно-манипулятивной).
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В основе предложенной Программы лежат главные принципы дидактики: переход от простого к сложному, системность. При определении последовательности работы над звуками учитывается онтогенетический принцип: в Программе подразумевается работа над гласными звуками [а], [у], [и], [о], [ы], [э] и согласными звуками [н], [н’], [м], [м’]. На изучение каждого звука отводится по два занятия.
Формы и средства организации образовательной деятельности: срок реализации Программы – 4 месяца (16 занятий). Занятия логопеда с подгруппами из 3-4 человек проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 10 минут. Каждое занятие содержит 2-3 игровых задания или игры. Последовательность работы с цветовыми символами: красный, желтый, зеленый, синий.
Красный цвет стимулирует детей к активности, желтый помогает фантазировать, зеленый цвет успокаивает, а синий цвет уравновешивает.
Планируемые результаты освоения Программы:
Ребенок с ОВЗ:
-проявляет интерес к игровой деятельности;
-эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу;
-самостоятельно выполняет игровые действия с предметами;
-проявляет интерес к предметам ближайшего окружения;
-различает красный, синий, зеленый, желтый цвета;
-понимает речь взрослых;
-повторяет за взрослым звуки, звуковые сочетания (сопряжено, сопряжено-отраженно);
-самостоятельно использует звук в качестве минимальной речевой единицы;
-знает названия окружающих предметов и игрушек.
Содержание работы:
Игровые задания включают: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, артикуляционные упражнения со звукоподражанием (возможна замена одной речедвигательной игрой, включающей все перечисленные виды упражнений).
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и стимулирует речевое развитие ребенка с ОВЗ,
Дыхательная гимнастика направлена на формирование правильного речевого дыхания.
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием развивают речевой аппарат и совершенствуют выработку движений органов артикуляции, подготавливая к воспроизведению звуков.
Игра носит предметно-манипулятивный характер и направлена на действия с предметами зрительного ряда заданной цветовой модальности.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук, так как, пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Программа «Пирамидка» состоит из четырех разделов (ступенек). Каждая ступенька соответствует колечку пирамидки: красному, желтому, зеленому и синему.
Перечень игр и игровых упражнений носит приблизительный характер и может заменяться на аналогичные упражнения по усмотрению педагога.
1 ступенька «Красное колечко». 4 занятия. Тема «Фрукты, ягоды и овощи красного цвета». Зрительно-предметный ряд: игрушки-муляжи красного цвета (яблоко, помидор, клубника и т.д.).
Пальчиковая гимнастика: «Лесная ягода», «Овощи», «Фрукты», «Компот».
Дыхательная гимнастика: «Овощи – толстушки и овощи – худышки», «Синьор – помидор», «Щечки – яблочки», «Арбуз».
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [а], [у], упражнения «Бегемотик», «Окошечко», «Трубочка».
Предметно-манипулятивные игры с игрушками красного цвета «Собери», «Положи в корзинку», «Найди и принеси», «Красные шарики».
2 ступенька «Желтое колечко». 4 занятия. Тема «Домашние птицы и их детеныши». Зрительно-предметный ряд: игрушки желтого цвета (цыпленок, утенок и т.д.).
Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Солнышко», «Цып-цып-цып - цыплята», «Куд-куда, куд-куда».
Дыхательная гимнастика: «Курица и цыплята», «Утята», «Крылья», «Петушок».
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [и], [о], упражнения «Улыбочка», «Окошечко», «Бублик».
Предметно-манипулятивные игры с игрушками желтого цвета «Покормим цыплят», «Утята плавают», «Все - к маме», «Утенок и цыпленок».
3 ступенька «Зеленое колечко». 4 занятия. Тема «Играем на травке». Зрительно-предметный ряд: трава, игрушки зеленого цвета (мяч, машинка и т.д.).
Пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Флажок», «Домик», «Машинка».
Дыхательная гимнастика: «Надуй игрушку», «Летят мячи», «Красивая игрушка», «Игрушки пляшут».
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [ы], [э], упражнения «Улыбочка», «Пароходик», «Горка».
Предметно-манипулятивные игры с игрушками зеленого цвета «Веселый мяч», «Найди игрушку», «Едем на машине», «Зеленые колечки».
4 ступенька «Синее колечко». 4 занятия. Тема «Водоемы». Зрительно-предметный ряд: вода, игрушки синего цвета (кораблик, рыбка и т.д.).
Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Кораблик», «Лодочка», «Рыбки»,
Дыхательная гимнастика: «Шум моря», «Нагоним волны», «Дельфин плывет», «Рыбка».
Артикуляционные упражнения со звукоподражанием: звуки [н], [н’], [м], [м’], упражнения «Горка», «Парус», «Похлопай губами». Слоги: НА, НО, НУ, НИ, МА, МО, МУ, МИ. Слово: МАМА.
Предметно-манипулятивные игры с игрушками синего цвета «Плыви, кораблик», «Поймай рыбку», «Поиграем с дельфином», «Собери камешки», игры с водой.
ЛИТЕРАТУРА
- Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с. (Библиотека Логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка «Что нужно знать родителям детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
1. Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил)...
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья)«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»...
Проект "Адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в социуме»
Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и напр...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) «ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Материал для родителей...
Инклюзивная групп «АИСТ» как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы МАДОУ № 15 "Сибирячок" г. Канска...
Родительское собрание «Наше толерантное отношение к детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)»
Данный материал способствует развитию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ....