Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по обучению грамоте "Путешествие в космос" | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятие по обучению грамоте
в подготовительной группе
Тема: Путешествие в космос.
Задачи:
образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных, закреплять умение детей делить слова на слоги, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и составлении схем;
развивающие – отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Азбука»; слова с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски; цветные карандаши для звукового анализа слова.
Ход занятия:
I. Орг. момент.
Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (Д): – Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
III. Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В: – Какой сейчас месяц?
Д: – Сейчас месяц апрель.
IV. Постановка учебной задачи.
В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?
Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.
В: – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос (Слайд 1- изображение космоса), потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором): – Ракета. (Слайд 2)
В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
V. Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
VI. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»
В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо составить предложение из слогов: В доб – рый путь. (Составление предложения) (Слайд 3 - предложение)
В: – Прочитайте, что у вас получилось.
Д: – В добрый путь!
В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А) (Слайд 4 - звезда с буквой А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Слайд 5 – взлетающая ракера, звук запуска ракеты)
VII. Деление слов на слоги. (с картинками)
В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.(каждый берет по картинке)
В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З). (Слайд 6 – звезда с буквой З)
В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
Д (хором): – Дыра. (Слайд 7 – изображение черной дыры)
VII. Звуковой анализ слов.
В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова дыра)
В: – Сколько слогов в слове дыра?
Д: – В слове дыра два слога ды – ра.
В: – На какой слог падает ударение?
Д: – Ударение падает на второй слог.
В: – Назовите первую букву в этом слове.
Д: – Первая буква Д.
В: – Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква д обозначает звук [ д ].
В: – Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Назовите вторую букву в слове дыра.
Д: – Вторая буква ы.
В: – Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква ы обозначает звук [ ы ].
В: – Охарактеризуйте этот звук.
Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.
В: – Какая третья буква в слове дыра?
Д: – Третья буква Р.
В: – Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Буква р обозначает звук [ р ].
В: – Дайте характеристику этому звуку.
Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Какая последняя буква в слове?
Д: – Буква а.
В: – Какой звук обозначает эта буква?
Д: – Звук [ а ].
В: – Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.
В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) (Слайд 8 – звезда с буквой Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
VIII. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Д (хором): – Комета. (Слайд 9 – изображение кометы, на хвосте кометы разместились слова)
IX. Составление схем предложений.
В: – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: телес.оп, солн.е, Гага.ин, астро.ом.
Д: – В слове телескоп пропущена буква к, в слове солнце – буква ц, в слове Гагарин – буква р, в слове астроном – буква н.
В: – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?
Д: – Это фамилия.
В: – Какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Д: – Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет.
В: – Придумайте предложения с этими словами (дети составляют предложения с прочитанными словами)
В: – Составьте схему одного предложения (дети составляют схему любого предложения). Мы наблюдаем звезды в телескоп.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). (Слайд 10 – звезда с буквой У) А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды. (Слайд 11 – звезда точками для гимнастики)
X. Гимнастика для глаз
В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.
В: – Подберите родственные слова к слову звезда.
Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.
В: – Как понимаете слово звездопад?
Д: – Явление, когда падают звёзды.
В: - Посмотрите у вас на столе тоже звезды, нужно дорисовать свою звезду. (дети рисуют)
В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).(Слайд 12 – звезда с буквой К)
XI. Чтение текста «Друзья» (Слайд 13 - текст)
Мы приближаемся к планете Грамматейка. Что же здесь нас ждет?
ДРУ-ЗЬЯ.
Ни-ки-та и Ле-ша – дру-зья. Они вмес-те хо-дят в дет-ский сад. У Ле-ши есть са-мо-лёт. А у Ни-ки-ты – ра-ке-та. Эти маль-чи-ки – мо-лод-цы. О-ни всег-да де-ля-тся иг-руш-ка-ми. И ни-ког-да не ссо-рят-ся. Вдво-ем иг-ра-ют и сме-ю-тся. Хо-ро-шо дру-жи-ть!
В: - Прочитайте.О чем здесь говорится?
В: - Что вы прочитали? (текст).
Найдите первое предложение, следующее и т.д.
Сколько предложений в тексте? (9)
Как вы определи? (Все предложения начинаются с большой буквы, в конце ставится точка)
Из чего состоит текст? (из предложений)
Найдите первое предложение, из чего состоит предложение? (из слов) Сколько слов в первом предложении?
Из чего состоят слова? (из слогов)
Из чего состоят слоги? (из звуков)
В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).(Слайд 14 – звезда с буквой А)
В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. (Слайд 15 – все звезды с буквами собираются)
Д: – АЗБУКА.
В: – Это очень нужная и важная книга, по ней учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором): – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён
существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
В: Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? Что у вас получилось лучше всего?
В: – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски (смотри приложение № 1). На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.
Список использованной литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
3. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению : комплексные занятия, игровые задания. Разрезная азбука – Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение № 1.
Раскраска раздаётся каждому ребёнку.
телес . оп
солн . е
Гага . ин
астро . ом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе (учебно-методический комплекс)
Данный комплекс включает в себя шестнадцать занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Занятия проходят в форме путешествия по волшебной стране "Пиши-Читай". В игровой форме происх...
конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Буква Б,б. Звуко-буквенный анализ"
В ходе Нод дети знакомятся с буквой "Б" и тем. что она обозначает звук "Б", "Бь", и имеет парный звук "П". Продолжают учиться звуко-буквенному анализу, придумывают слова на определенный звук....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:· познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141 Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»
Конспект занятия по обучению грамоты в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Звуки А, У, И, Э, О, Ы. Лесная школа»Цели:1. Закрепить навыки раз...