Проект на тему: «В мире живой природы.Хвойные деревья»
проект по логопедии (подготовительная группа)
Целью проекта является формирование у детей представления о хвойных деревьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_zhivoy_prirody.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48
«Незабудка» города Невинномысска
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: «В МИРЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Образовательные области: Социально- коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие.
(Проводился проект с 29 октября по 21 декабря 2018 года)
Разработала и провела:
учитель- логопед Ширяева Е.И.
21 декабря 2018 года
г. Невинномысск, 2018 г.
Участники проекта:
- дети старшей и подготовительной комбинированных групп;
- учитель- логопед;
- родители воспитанников.
Вид проекта:
Познавательный, информационно- творческий, групповой, краткосрочный.
Проблема:
Недостаток словарного запаса по данной теме.
Актуальность:
Заложить любовь к родной природе можно только в дошкольном возрасте. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать.
Цель проекта: формирование у детей представления о хвойных деревьях.
Задачи проекта.
1. Расширить знаний о живой природе, о хвойных деревьях : отличительные особенности строения деревьев, места произрастания и разнообразные способы использования человеком.
2.Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (подготовительный):
- Подбор художественной литературы (рассказов, стихов, загадок) по теме.
- Подбор иллюстративного материала по теме.
- Разработка мероприятий по теме проекта.
- Ознакомление детей и родителей с целями, задачами проекта и его практическим осуществлением.
2. Основной:
Формы и методы работы:
- Коррекционно- развивающие занятия по темам проекта.
- Познавательные беседы по теме: «Знакомство с елью», «Какие бывают сосновые
шишки?», «Вечнозеленое дерево», «Как различить ель и сосну? лиственницу?»
- Экскурсия по территории детского сада «Где на участке растут пихты, сосны?»
- Просмотр иллюстраций по теме: Рассматривание картины И. И. Шишкина «Зима», А.Васнецова «Зимний сон» и наглядно- дидактических пособий «Хвойные деревья».
- Чтение познавательной литературы - книг, детских энциклопедий: О. Высоцкая
«Наш сад», «Две сосны и ель», «Елочка»,А. Прокофьев «Наш лесок»,
И.Токмакова «Тихо ель качается», М. Ивенсен «Ёлочка», К. Ушинский «Спор
деревьев», М.Пришвин «Деревья в лесу», Н Сладков «Еловая каша», В. Зотов
книга «Лесная мозаика» (главы: «Ель», «Сосна»), А. Гайдар «Елка в тайге» Л.
Воронкова «Таня выбирает елку». Г. Скребицкий "Маленький лесовод», В. Зотов
книга «Лесная мозаика», глава «Лиственница», Е. Мар книга «Что из чего» глава
«Чудеса из дерева», В. Бианки «Теремок».
- Игровая деятельность: дидактические настольно- печатные игры, развивающие игры на формирование навыков словообразования, словоизменения, фонематического слуха, образования грамматических категорий: «Ботаническое лото», «С какого дерева листок», «Я знаю…», «Бусы для елочки», «Сколько лет елочке». «Сравни деревья по коре и стволу».
- Видеоэкскурсии: «Хвойные деревья России», «Деревья тайги».
- Работа над «рассказыванием» стихотворений с детьми старшей группы и пересказом рассказов о деревьях детьми подготовительной группы.
- Изготовление и написание детьми приглашений для родителей.
- Участие детей совместно с родителями в подготовке рассказов о хвойных деревьях в разных странах.
3. Заключительный. Итоги.
- Изготовление альбома рассказов «В мире живой природы. Хвойные деревья».
- Выступление детей совместно с родителями и презентация проекта.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей воспитанников к:
- оказанию помощи в сборе информации по теме проекта с помощью
Интернета, просмотра телепередач канала «Природа»;
- созданию альбома рассказов «В мире живой природы. Хвойные деревья»;
- подготовке выставки изделий из дерева.
Выводы:
- Проведение проекта способствовало:
- внедрению современных методов и технологий в коррекционную работу;
- повышению темпа развития речи в целом, за счет включения детей с ОВЗ в
творческую деятельность;
- автоматизации правильного произношения у детей старшей группы;
- раскрытию творческого потенциала дошкольников;
- речевому раскрепощению детей, несмотря на имеющиеся у них речевые
возможности;
- позитивному взаимодействию детей, учителя-логопеда и родителей.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Дети входят в зал под песню «В лесу родилась елочка».
Логопед Ребята, где мы с вами побывали в песне?
Дети Мы побывали в лесу.
Логопед Кто был в лесу?
Дети В лесу были зайка, волк, лошадь.
Логопед Как назовем это вместе?
Дети Природа.
Логопед Какая природа?
Дети Живая.
Логопед Что было в лесу?
Дети Метель, снег, мороз
Логопед Это какая природа?
Дети Это неживая природа.
Логопед Сегодня мы с вами побываем в мире живой природы- лесной
природы.
Дети старшей группы, какие деревья растут в лесу?
Дети В лесу растут береза, дуб, осина, ель, сосна.
Логопед Дуб, осина, береза- это какие деревья?
Дети Это лиственные деревья.
Логопед А ель, сосна?
Дети Это хвойные деревья.
Логопед Дети подготовительной группы- какие еще хвойные деревья
растут в лесу?
Дети В лесу растут лиственница, кедр, пихта, можжевельник.
Логопед Верно. А теперь слушайте внимательно. Нужно будет договорить
слова в предложениях.
Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что (листья у них
не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные). Их называют
(вечнозелёными).
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно, иголочки тоже меняются, но это происходит (постепенно,
почти незаметно).
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из
опавших на землю семян могут вырасти (новые деревца).
Много хвойных деревьев растёт (в лесах). Если растут только сосны –
(это сосновый бор). Если только ели – (ельник). А если и сосны и ели, то
лес называется (хвойный). Воздух в хвойных лесах очень (чистый),
полезен при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвое содержится (витамин
С )(столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают
(целебные напитки). Хвойные деревья в силу жёсткости своих игл не
служат источником питания для животного мира.
Хвойные деревья используются и в (строительстве). После срубки из
древесной коры делают (мебель).
Логопед Более подробно о хвойных деревьях расскажут ребята
подготовительной группы.
Слайд- 1- лиственница – Даша.
Слайд - 2- сосна - Женя.
Слайд 3 - туя- Стас.
Слайд 4- тис – Дима.
Слайд 5- кипарис– Саша.
Слайд 6- можжевельник – Алиса.
Слайд 7- кедр – Ваня.
Слайд 8- пихта – Сережа.
Слайд 9- ель – Кирилл.
Слайд 10 - тайга
Дети старшей группы назовут первый звук в словах- названиях
деревьев.
Логопед А теперь давайте поиграем. Игра «Собери дерево».
Дети старшей группы будут собирать дерево, а дети подготовительной
группы ответят на вопросы – какой? какая?.
Ветка ели- еловая ветка.
Ветка сосны -сосновая ветка.
Шишка кедра- кедровая шишка.
Шишка кипариса- кипарисовая шишка.
Ствол пихты – пихтовый ствол.
Ствол лиственницы- лиственичный ствол.
Хвоя можжевельника- можжевёловая хвоя.
Логопед Конечно же, самое любимое всеми хвойное дерево- ель. И ребята
старшей группы выучили стихотворения о нашей прекрасной
елочке.
Сайфулла Это елка, это елка,
Это наша елочка-
Деревце в зеленых колких
Маленьких иголочках.
Илья Ели на опушке, До небес макушки
Слушают, молчат, Смотрят на внучат.
А внучата — ёлочки, Тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод.
Кирилл Ствол ее смолистый,
Иголки синеватые,
Пришла сегодня елочка
Знакомиться с ребятами.
Никита Елка, елка, елочка, колкая иголочка.
Елочка пушистая, елочка душистая.
-Ай-да, елка- так красива
И игрушек не сочтешь.
И нарядная на диво-
Лучше елки не найдешь.
Дима Здравствуй, елка дорогая,
Снова ты в гостях у нас.
Огоньки опять сверкают
На густых твоих ветвях.
Как красиво в нашем зале,
А на елочку взгляни-
Ярко- ярко засияли на ветвях ее огни.
Саша Нарядилась елочка и стоит красуется,
Прибежала детвора, елочкой любуется!
Шарики, фонарики, бусы разноцветные,
Новогодние деньки, веселые, конфетные.
Дед Мороз не щиплет нос, за щеки не кусается,
Он подарки раздает, детишкам улыбается.
Ева Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет желтая синица.
Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится-
Эта елочка для всех, елочка на улице.
Семен Не рубили елочку мы под Новый год.
Возле дома нашего елочка растет.
Елочка, елочка, зеленые иголочки,
Вся ты в белом инее, только небо синее.
Украшают елочку звезды и флажки,
И горят на елочке чудо- огоньки.
Возле самой елочки водим хоровод.
Здравствуй, здравствуй, елочка!
Здравствуй, Новый год!
Альберт Мы купили с папой
Елку в магазине,
Принесли ее домой
В пластмассовой корзине.
На елочке иголочки
Колючие торчат,
И шишки настоящие
На веточках висят.
Мы елочку украсили
Блестящей мишурой,
И лампочки цветные
Зажжем ночной порой.
На праздник нас порадует
Красавица собой.
Потом ее на улицу
Мы высадим весной.
Логопед Вы знаете, есть старинное предание о том, почему ель и сосна вечно
зеленые. Об этом нам расскажут дети подготовительной группы.
Сценка «Почему ель и сосна вечно зеленые?»
Это было давным-давно. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже наступили сильные холода. Птицы заторопились в тёплые страны. Лесные зверюшки залезли в свои норы и дупла.
Лишь маленький скворец с пораненным крылом не смог улететь со стаей и остался один в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит скворушка под кустиком, горюет, что делать – не знает. А на краю поля начинался большой дремучий лес.
«Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумал скворец и поскакал к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакал скворушка дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стал он его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумал. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу.
Скворушка поскакал дальше по лесу. Приблизился к речке, видит – на берегу стоит плакучая ива.
- Добрая ивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Уходи, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедный скворушка впал в отчаянье. Да и было от чего: никто его, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталый и голодный, побрел он дальше, в глубину леса. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?
- Куда иду, и сам не знаю.
- Как же не знаешь?
- Да ведь не от хорошей жизни один по лесу хожу. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими друзьями не улетел?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришел в лес, попросился у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка!- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров.
Скворец забрался в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла его от холодного ветра.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. С деревьев дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть догола, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и до сих пор остались вечно зелёными.
Логопед Молодцы, ребята. Мы с вами и в игру поиграли и стихи о елочке
рассказали. Но мы же еще и песни знаем. Споем?
Песня «Елочке не холодно зимой»
Логопед Ребята, почему нельзя рубить маленькие елочки?
Дети Потому что они не дадут кислород, древесину, люди не получат
лекарства.
Логопед Елочки и все хвойные деревья – это живая природа и ее нужно
охранять. Верно. Как люди охраняют хвойные деревья?
Дети Создают питомники и там выращивают хвойные деревья.
Люди делают искусственные елки.
Логопед Давайте уточним, для чего же нам нужны хвойные деревья?
Посмотрим на нашу выставку- бумага, картон, карандаши,
игрушки. Из шишек мы делаем поделки. Лекарства- капли, масло,
мазь, крем. А еще вкусные и полезные продукты.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу
царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у
нас новое времяисчисление и приказал на Новый год наряжать это
вечнозелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она
наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством,
сказочностью. Но люди ставят в домах не маленькие елочки, а
подросшие деревца или искусственные елки.
Логопед Вот и подходит к концу наш праздник. Предлагаю вместе с
родителями пройти в хороводе вокруг елочки с песней «Маленькой
елочке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему "В мире животных" во второй младшей группе
Цель: Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни животных, воспитывать любовь к животному миру....
Презентация педагогического проекта на тему: «В мире вежливых слов и добрых поступков»
Название проекта: «В стране вежливых слов и добрых поступков».Тип проекта: познавательный.Возраст детей: младший и средний дошкольный.Продолжительность проекта: 2 недели.Цель проекта: расшир...
«Разработка мероприятия для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования» Педагогический проект на тему «В мире безопасности»
Данный проект может быть использован в практической деятельности педагогами дошкольного образования при знакомстве детей с лексической темой "В мире безопасности"...
Проект на тему «В мире книг».
Актуальность проекта выражается в том, что у детей отсутствует интерес художественной литературе, снижена способность, слушать литературные произведения. У дошкольников недостаточно сформировано предс...
Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...
Познавательно - творческий проект по теме: "Хочу всё знать о листочках деревьев"
Наблюдения за сезонными изменениями листьев на деревьях; исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях, формирование целостной картины мира у детей сред...
Экологический проект на тему «Волшебный лес – живая планета»
Сейчас актуальна проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, о животных и у него появляется первые ...