Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muz_.docx.doc | 89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема проекта: « Форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.»
Выполнила :
Березовская
Светлана Вячеславовна,
слушатель курса
повышения квалификации.
2015 год
Проект на тему:
«В мире музыкальных инструментов»
Введение
Актуальность
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.
Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Новизна: гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;
в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Цель проекта: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.
Задачи проекта:
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
3. Приобщение к музыкальной культуре.
4. Формировать потребность в восприятии музыки.
5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
6. Развитие познавательных и творческих способностей.
7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
8. Обогащение словаря.
9. Осваивать различные формы приобретения опыта.
10. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Место реализации : МБДОУ д/с № 25 « Подснежник».
Вид деятельности : познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет; воспитатели; родители; соц. партнёр.
Возраст детей: 5-6 лет.
Образовательная область: «Музыка»
Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта
Первый этап- организационный
Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.
Второй этап – практический
Исследовательская деятельность.
Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.
Совместное с родителями изготовление детских инструментов.
Описание проекта:
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Содержание проекта.
План реализации.
1.Организованные формы обучения на музыкальных занятиях.
2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
3. Самостоятельная деятельность ребёнка.
4. Экскурсии в ДШИ им. П.И. Чайковского.
5. Развитие речи.
6. Художественная литература.
7. Изобразительная деятельность.
8. Приглашение в ДОУ воспитанников ДШИ с концертами
Приглашение на мероприятие родителей.
9. Игра на детских музыкальных инструментах с привлечением родителей.
10. Музыкальные праздники и развлечения с участием родителей.
План мероприятий:
- Музыкальные занятия
- Консультации для родителей( прилагается)
- Беседы с родителями
- Выступления на родительских собраниях
- Музыкальные праздники и развлечения
- Создание картотеки и библиотеки музыкальных инструментов с привлечением родителей
- Подборка загадок, стихов и другого материала о музыкальных инструментах.
Предполагаемый результат.
1.Развитие познавательного интереса у детей, расширение представления о музыке.
2. Положительно-эмоциональное отношение к классической музыке.
3. Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на неё.
4. вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
5. Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.
Знакомство с музыкальными инструментами
Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.
Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.
O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.
Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.
Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.
Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.
МЕТАЛЛОФОН — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.
Один из видов металлофона — колокольчики.
Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.
ДУДКА — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.
Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.
Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.
У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.
СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.
Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.
В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.
Развитие речи, играя
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?. (Дудочка)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)
Отпускаем молоточки, на железные листочки
И летит весёлый звон. Что звенит? (Металлофон)
Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (Гитара)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)
Работа с родителями
Взаимодействие с семьей:
• Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».
• Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.
• Родительское собрание на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»
Заключение
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.
Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.
Используемая литература:
- О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»
- С. Газарян « В мире музыкальных инструментов»
- Е.И.Юдина « Первые уроки музыки и творчества»
- Т.Е. Вендрова ,И.В. Пигарева « Воспитание музыкой»
- Г. Левашова « Музыкальный словарь в рассказах»
- И.О. Давыдова « Проекты в работе с семьёй»
ЛЕКЦИЯ – КОНЦЕРТ
« В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Преподаватель ДШИ № 2
ИМ. П.И. Чайковского
Бирюкова Е.А.
Дети, сегодня пришли в гости туда, где живут музыкальные инструменты, а дети учатся на них играть - это детская музыкальная школа. Вам интересно, как появились музыкальные инструменты? Сегодня вы это узнаете. Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Кто-то из них ударил по дереву с дуплом палкой и дерево зазвучала. Так появился первый ударный инструмент – барабан. А какие вы знаете ударные инструменты? Правильно, бубен, ложки, трещотка. Давайте поиграем в игру : « угадай на чём играю» ( дети определяют на слух звучание бубна , ложек, трещотки). Дети, как называются эти инструменты? Правильно, ударные.
Однажды древний человек дунул в кость, и раздался свист. Он не бросил кость, а превратил её в инструмент. Также и простая тростинка может стать музыкальным инструментом. Звучат они, потому что звук колеблется , когда дуют, поэтому они называются духовые. Сейчас мы послушаем как звучит духовой инструмент флейта. Наша воспитанницы Алина Кузина исполнит произведение композитора Лядова «Прелюдия».
Дети, а какие вы можете назвать духовые инструменты? Правильно, дудочка, труба.
Как-то человек, стреляя из лука, услышал звук – это пела натянутая тетева. А ведь это была первая струна. Кто-то услышал в этом музыку , и появился струнный музыкальный инструмент. Одна струна – один звук, чем больше струн, тем больше звуков, и родилась скрипка. Играют на ней смычком. А из чего он сделан? Не поверите – из волос хвоста лошадки. А теперь послушаем как звучит скрипка. Настя Сотникова исполнит «Старинную французскую песенку» композитора Чайковского.
А этот инструмент не просто духовой, а клавишно - духовой. Послушайте как он дышит. У человека дышат лёгкие, а у него – меха. А если нажать на клавиши, то он зазвучит. Как его зовут? Это баян, брат гармошки. Паша Петров исполнит для вас на баяне «Эстонский танец».
На этом мы сегодня закончим наш концерт. С какими инструментами вы сегодня познакомились? Да, это флейта, скрипка, баян. А теперь я вам загадаю загадки.
Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйка звенела.
А может в траве колокольчик звенел?
А может не птичка, а ветер свистел?
Весёлую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка… (флейта).
У него рубашка вскалдку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет,и поёт,
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян ,
Голосистый мой……(баян)
Как-будто девушка запела
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло всё. Играет …..(скрипка)
Молодцы! Все загадки правильно отгадали. Дети, вы хотели бы познакомиться с другими музыкальными инструментами? Тогда приходите ещё к нам в гости. Мы вам будем очень рады!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной к школе группе
Непосредственно-образовательная деятельность по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной группе...
Творческий проект на тему "Коллекция самодельных музыкальных инструментов"
Проект направлен на формирование духовно-нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гумани...
Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме "В мире музыкальных инструментов"
Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "В мире музыкальных инструментов"...
Методическая разработка конспекта НОД на тему: "В мире музыкальных инструментов"
Методическая разработка конспекта НОД на тему: "В мире музыкальных инструментов"...
Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»
Проект на тему:«В мире музыкальных инструментов»...
Краткий план совместной деятельности с детьми средней группы Тема: «В мире музыкальных инструментов»
В мире музыкальных инструментов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы Тема: «В мире музыкальных инструментов » Воспитатель: Сычёва Ольга Александровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы Тема: «В мире музыкальных инструментов »...