Расширение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и приёмы работы
тест по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Денисова Юлия Джоновна

В статье рассказывается об основных методах и приёмах логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи по расширению лексического запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leks_zap.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«РАСШИРЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР: МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ»

         Обогащение лексического запаса, закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работа с детьми с ОНР. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного, лексического запаса ребёнка.

         Задачи работы по расширению лексического запаса: 1.Обогащение лексического запаса детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. 2.Закрепление и уточнение словаря. У детей слово  не всегда связано с представлением о предмете. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием. 3. Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значений слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи.

        Для  расширения лексического запаса у дошкольников с ОНР необходимо использовать следующие методы и приёмы: 1. Методы и приёмы  накопления содержания детской речи;  2. Методы и приёмы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

        Первая группа включает методы и приёмы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение лексического запаса: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, целевые прогулки, экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и расширение лексического запаса: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов.

       Вторая группа методов и приёмов используется для закрепления и активизации лексического запаса: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра – широко распрастранённый метод словарной работы. Каждая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети. Для пополнения и активизации лексического запаса при работе с детьми с ОНР эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описание по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок. Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова. Эти игры и упражнения проводятся со старшими дошкольниками. На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т.к. логопеду приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ. В такой игре можно использовать мяч, который логопед бросает дошкольникам.

         Задачи в работе по расширению лексического запаса у детей с ОНР:  1.работать над узнаванием слов, над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению; 2. Работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова; 3. Работать над систематизацией слов, которыми располагает ребёнок, группировать их по разным признакам; 4.работать над разными видами значений слов; 5. работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям; 6. работать над смысловой сочетаемостью слов; 7. Работать над активизацией поиска слов дошкольником.

         Условия, необходимые для работы по расширению лексического строя речи: 1. Необходимо формировать структуру слов и систему их значений у детей с ОНР. Нужно формировать предметную соотнесённость слова, на её основе формировать обобщающую функцию слова, формировать понятийно-обобщающую функцию слова; 2. Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым  они должны определить предмет, как это делается в загадках. 3. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. 4. Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать логопеда, вызывать интерес к словесным упражнениям.

        Р.И.Лалаева в формировании лексического строя выделяет следующие направления: 1. Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности; 2. Уточнение значений слов; 3. Формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов; 4. Организация семантических полей, лексической системы; 5. Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

        Среди многочисленных методов и приёмов логопедической работы с дошкольниками с ОНР  по расширению лексического запаса можно выделить следующие:

  1. Показ и название нового предмета и его признаков или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления.
  2. Объяснение происхождения данного слова (хдебница – хлеб, сахарница – посуда, в которой находится сахар).
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех других домов)
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов.
  5.  Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам.
  6. Подстановка слов в предложении.
  7. Группировка предметов с названием по разным признакам (по наглядному признаку, по наглядной ситуации).
  8. Приём «Четвёртый лишний» (следует начинать с семантически далёких слов).
  9. Приём определения понятий (по алгоритму рассказать о предмете).
  10. Отгадывание загадок (ответом детей должны быть изучаемые слова).
  11. Придумывание детьми загадок с использованием изученных слов.
  12. Разнообразные логопедические игры («Кто как передвигается», «Кто как голос подаёт», «Кто как ест»).
  13. Дополнение стихотворений словом.
  14. Заучивание стихотворений.
  15. Пересказ короткого текста (с помощью картинок и без их помощи).
  16. .Составление сюжетных и описательных рассказов о предметах, по картинкам, из опыта, по представлению.
  17. Игры-драматиизации с употреблением опорных слов
  18. Составление предложений по опорным словам.

         Развитие связной речи – её звуковой стороны, лексического запаса, грамматического строя речи –  одна из важнейших задач обучения детей с ОНР. Вместе с тем, работа по развитию речи, расширению её лексического строя – это составная часть логопедической  работы, которая направлена на коррекцию речи дошкольников.

Список  использованных источников:

  1. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», М., 1981;
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)», М., 1999;
  3. Алексеева М.М. «Хрестоматия по теории и методике развития речи деией дошкольного возраста»,  М., 2002;
  4. Волосец Т.В. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников», М., 2002;
  5. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет», СПб, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи

Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи...

Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Характеристика связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитие речи и анализ логопедической работы по его коррекции

Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деяте...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...

Опытно-экспериментальное исследование развития словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и результаты

Куданкина Надежда Андреевнаучитель-логопед, МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3»РФ, г. СаранскАННОТАЦИЯВ статье обосновывается актуальность проблемы развития словесно-логи...