Характеристика связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитие речи и анализ логопедической работы по его коррекции
статья по развитию речи (старшая группа)

Наливных Татьяна Владимировна

Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деятельности. Анализируя, что понимается под общим недоразвитием речи можно сделать вывод, что характерными особенностями различных видов связного высказывания у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи  являются: трудности планирования развернутых высказываний; трудности языкового оформления высказываний; нарушение связности и последовательности изложения;   смысловые  пропуски;  низкий  уровень  развития  фразовой   речи;  допуск  большого числа  ошибок  при построении предложений (их грамматическом оформлении). Что без организации и проведения целенаправленной логопедической   работы  невозможно  успешное  формирование  у  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи  различных  видов  связного высказывания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Наливных Татьяна Владимировна, учитель – логопед    МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»», Иркутский район

ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕГО КОРРЕКЦИИ

Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деятельности.

Прежде  чем рассмотреть особенности различных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо,  на  мой  взгляд,  проанализировать, что понимается под общим недоразвитием речи.

По мнению Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи применительно к детям  дошкольного  возраста  необходимо  рассматривать как позднее развитие  всех  сторон  речи,  характеризующееся  скудным  словарным  запасом, выраженным аграмматизмом, неразвитостью звукопроизношения, фонематического восприятия [4].

Особенности связного высказывания  у  детей  с  ОНР изучали  В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Е. Филичева, Р.И.  Лалаева. Они объясняют   наличие  трудностей  в овладении  связным  высказыванием  у  детей  с  ОНР:  недоразвитием  основных  компонентов  языковой  системы (фонетико-фонематический, лексический, грамматический); недостаточной сформированностью произносительной стороны речи; недостаточной сформированностью семантической стороны речи; наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов [1, 3, 6, 9].

Так, В.П. Глухов говорит о том, что общее недоразвитие речи выступает как совокупность сложных речевых расстройств. Данные сложные речевые расстройства заключаются в нарушении процесса формирования звуковой стороны речи; процесса формирования смысловой стороны речи [2].

Изучая  особенности  речи дошкольников с общим недоразвитием речи  III уровня Т.Е. Филичева указывает на такие характерные черты их связного высказывания как: наличие нарушений логической последовательности высказывания;  пропуск  значимых  для сюжета эпизодов при составлении текста повествовательного типа; застревание на второстепенных деталях при составлении описания, повествования; преимущественное использование простых, малоинформативных предложений [9].

Как отмечает Р.И. Лалаева, особенности связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи во многом определяются характером  заданий,  формой  связных  высказываний (пересказ, рассказ по  серии  сюжетных  картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему  и т. д.), степенью самостоятельности смыслового программирования при выполнении этих заданий. Так, например, автор указывает, что несмотря на то, что дети с ОНР испытывают значительные затруднения при составлении пересказов, данный вид связного высказывания для них более доступен, чем составление повествовательного рассказа. Это связано с тем, что при составлении повествовательного рассказа от дошкольников с общим недоразвитием речи требуется уметь: самостоятельно создавать сюжет, как можно более подробно раскрыть тему рассказа, выдержать логическую последовательность событий и т.п. [3].

Р.И. Лалаева указывает такие характерные особенности пересказа детей с ОНР: наличие пропусков важных частей рассказа; упрощенная передача содержания рассказа; непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений; наличие разнообразных добавлений; наличие неточных представлений [3].

Как указывает ряд ученых (В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.Р. Шишкина) успешное формирование   у  дошкольников  с  общим недоразвитием  речи  различных видов связного высказывания невозможно без проведения целенаправленной  логопедической  работы.  Авторы   говорят   о  том,  что такая логопедическая работа, в первую очередь, должна быть направлена на формирование у  дошкольников с общим недоразвитием речи: мотивов, потребности в употреблении связных высказываний, самоконтроля, соответствующих синтаксических  средств  построения  развернутого сообщения [1, 3, 7, 12].

Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова указывают, что работа по обучению дошкольников с ОНР пересказу является наиболее сложной. Поскольку данный  вид  связного  высказывания  наиболее  затруднительный  для  усвоения данной категорией детей. Для успешного решения данных задач логопеду необходимо использовать в ходе формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков пересказа высокохудожественные тексты  детской  литературы, при этом профессионально подходя к выбору произведений  для  пересказа  в  работе  с  данной  категорией  детей [7]. В частности,  В.П.   Глухов  указывает,  что  первоначально  в  работе  следует использовать  небольшие  по объему тексты,  учитывая особенности  речевых  возможностей  таких  детей. Объем  текстов  можно  увеличивать по ходу возрастания речевых возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи [2].

По мнению Н.В. Нищевой, занятия по обучению дошкольников с общим  недоразвитием  речи  рассказыванию  по  картинам должны строиться следующим образом: подготовка детей к восприятию содержания картины с помощью проведения предварительной беседы, прослушивания детьми литературного произведения по тематике картины; совместный подробный разбор  содержания  картины;  проведение  игровых упражнений  на  развитие  внимания, зрительного  восприятия, памяти;  обучение  детей  составлению рассказа; анализ детских рассказов [5].

При  обучении дошкольников  с  ОНР  описанию  по  мнению  В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  важно  использовать  следующие  методические приемы работы: жестовые указания на форму, детали предмета; словесные указания; описание с опорой на отдельные рисунки; условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета; параллельное  описание  логопедом  и  ребенком  двух  однотипных предметов; включение описаний в игровые ситуации; использование упражнений на узнавание предметов по описанию, их сравнение [10, 11].

Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина  отмечают, что основными задачами логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР творческому рассказыванию выступают: расширение у детей знаний и представлений об окружающем; обучение навыком самостоятельного выражения детьми своих мыслей; обучение умению отражать в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями [8].

Таким  образом,  из  вышеизложенного  можно заключить, что характерными особенностями различных видов связного высказывания у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи  являются: трудности планирования развернутых высказываний; трудности языкового оформления высказываний; нарушение связности и последовательности изложения;   смысловые  пропуски;  низкий  уровень  развития  фразовой   речи;  допуск  большого числа  ошибок  при построении предложений (их грамматическом оформлении). Что без организации и проведения целенаправленной логопедической   работы  невозможно  успешное  формирование  у  дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи  различных  видов  связного высказывания.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 2004. - С.58-62

2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

3. Лалаева,  Р.И.  Формирование   правильной   разговорной   речи  у  дошкольников  /  Р. И.  Лалаева,  Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.

4. Левина, Р. Е. Общая  характеристика  недоразвития  речи у детей // Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.:  Владос, 2008. - Кн.5.

5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 560 с.

6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001 - 21с.

7. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение /Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.

8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие  / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 4-е изд. - М.: Арис-пресс, 2007. - 224 с.

9. Филичева, Т.Е. Особенности  формирования  речи  детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.

10. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды / под ред. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М., 2000. - 92 с.

11. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период / под ред. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М., 2000. - 74 с.

12.  Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа  с  дошкольниками  /  Под  ред.  Г.Р. Шашкиной,  Л.П. Зерновой,  И.А. Зиминой. - М., 2003. -  240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...

ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии  умения и навыки...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Расширение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и приёмы работы

В статье рассказывается об основных методах и приёмах логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи по расширению лексического запаса...