Характеристика связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитие речи и анализ логопедической работы по его коррекции
статья по развитию речи (старшая группа)
Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деятельности. Анализируя, что понимается под общим недоразвитием речи можно сделать вывод, что характерными особенностями различных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи являются: трудности планирования развернутых высказываний; трудности языкового оформления высказываний; нарушение связности и последовательности изложения; смысловые пропуски; низкий уровень развития фразовой речи; допуск большого числа ошибок при построении предложений (их грамматическом оформлении). Что без организации и проведения целенаправленной логопедической работы невозможно успешное формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи различных видов связного высказывания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наливных Татьяна Владимировна, учитель – логопед МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое»», Иркутский район
ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕГО КОРРЕКЦИИ
Известным является тот факт, что связное высказывание развивается в онтогенезе позднее, чем диалогическая речь, а также характеризуется наличием у детей достаточно высокого уровня познавательной деятельности.
Прежде чем рассмотреть особенности различных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо, на мой взгляд, проанализировать, что понимается под общим недоразвитием речи.
По мнению Р.Е. Левиной общее недоразвитие речи применительно к детям дошкольного возраста необходимо рассматривать как позднее развитие всех сторон речи, характеризующееся скудным словарным запасом, выраженным аграмматизмом, неразвитостью звукопроизношения, фонематического восприятия [4].
Особенности связного высказывания у детей с ОНР изучали В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.Е. Филичева, Р.И. Лалаева. Они объясняют наличие трудностей в овладении связным высказыванием у детей с ОНР: недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематический, лексический, грамматический); недостаточной сформированностью произносительной стороны речи; недостаточной сформированностью семантической стороны речи; наличием вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов [1, 3, 6, 9].
Так, В.П. Глухов говорит о том, что общее недоразвитие речи выступает как совокупность сложных речевых расстройств. Данные сложные речевые расстройства заключаются в нарушении процесса формирования звуковой стороны речи; процесса формирования смысловой стороны речи [2].
Изучая особенности речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Т.Е. Филичева указывает на такие характерные черты их связного высказывания как: наличие нарушений логической последовательности высказывания; пропуск значимых для сюжета эпизодов при составлении текста повествовательного типа; застревание на второстепенных деталях при составлении описания, повествования; преимущественное использование простых, малоинформативных предложений [9].
Как отмечает Р.И. Лалаева, особенности связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи во многом определяются характером заданий, формой связных высказываний (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ на заданную тему и т. д.), степенью самостоятельности смыслового программирования при выполнении этих заданий. Так, например, автор указывает, что несмотря на то, что дети с ОНР испытывают значительные затруднения при составлении пересказов, данный вид связного высказывания для них более доступен, чем составление повествовательного рассказа. Это связано с тем, что при составлении повествовательного рассказа от дошкольников с общим недоразвитием речи требуется уметь: самостоятельно создавать сюжет, как можно более подробно раскрыть тему рассказа, выдержать логическую последовательность событий и т.п. [3].
Р.И. Лалаева указывает такие характерные особенности пересказа детей с ОНР: наличие пропусков важных частей рассказа; упрощенная передача содержания рассказа; непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений; наличие разнообразных добавлений; наличие неточных представлений [3].
Как указывает ряд ученых (В.П. Глухов, Р.И. Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.Р. Шишкина) успешное формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи различных видов связного высказывания невозможно без проведения целенаправленной логопедической работы. Авторы говорят о том, что такая логопедическая работа, в первую очередь, должна быть направлена на формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи: мотивов, потребности в употреблении связных высказываний, самоконтроля, соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения [1, 3, 7, 12].
Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова указывают, что работа по обучению дошкольников с ОНР пересказу является наиболее сложной. Поскольку данный вид связного высказывания наиболее затруднительный для усвоения данной категорией детей. Для успешного решения данных задач логопеду необходимо использовать в ходе формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков пересказа высокохудожественные тексты детской литературы, при этом профессионально подходя к выбору произведений для пересказа в работе с данной категорией детей [7]. В частности, В.П. Глухов указывает, что первоначально в работе следует использовать небольшие по объему тексты, учитывая особенности речевых возможностей таких детей. Объем текстов можно увеличивать по ходу возрастания речевых возможностей дошкольников с общим недоразвитием речи [2].
По мнению Н.В. Нищевой, занятия по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картинам должны строиться следующим образом: подготовка детей к восприятию содержания картины с помощью проведения предварительной беседы, прослушивания детьми литературного произведения по тематике картины; совместный подробный разбор содержания картины; проведение игровых упражнений на развитие внимания, зрительного восприятия, памяти; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов [5].
При обучении дошкольников с ОНР описанию по мнению В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко важно использовать следующие методические приемы работы: жестовые указания на форму, детали предмета; словесные указания; описание с опорой на отдельные рисунки; условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета; параллельное описание логопедом и ребенком двух однотипных предметов; включение описаний в игровые ситуации; использование упражнений на узнавание предметов по описанию, их сравнение [10, 11].
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают, что основными задачами логопедической работы по обучению дошкольников с ОНР творческому рассказыванию выступают: расширение у детей знаний и представлений об окружающем; обучение навыком самостоятельного выражения детьми своих мыслей; обучение умению отражать в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями [8].
Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что характерными особенностями различных видов связного высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи являются: трудности планирования развернутых высказываний; трудности языкового оформления высказываний; нарушение связности и последовательности изложения; смысловые пропуски; низкий уровень развития фразовой речи; допуск большого числа ошибок при построении предложений (их грамматическом оформлении). Что без организации и проведения целенаправленной логопедической работы невозможно успешное формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи различных видов связного высказывания.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. - 2004. - С.58-62
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В.П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.
3. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2011. - 224с.
4. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - Кн.5.
5. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 560 с.
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2001 - 21с.
7. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение /Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2007. - 238 с.
8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 4-е изд. - М.: Арис-пресс, 2007. - 224 с.
9. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.
10. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. I, II периоды / под ред. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М., 2000. - 92 с.
11. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. III период / под ред. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М., 2000. - 74 с.
12. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. - М., 2003. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядности в формировании связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Статистика многих исследований предвещает нам угрозу надвигающейся языковой катастрофы. Конечным результатом обучения языку яв...
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Метод наглядного моделирования ускоряет процесс овладения детьми связной речью, делает её более содержательной, помогает обобщить и систематизировать все полученные ранее знания и облегчает процесс ра...
ПОДГОТОВКА К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди умений и навыков, которые очень понадобятся выпускнику логопедической группы в начальной школе, особенного внимания заслуживают навыки связной речи. При спонтанном развитии умения и навыки...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Расширение лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи: методы и приёмы работы
В статье рассказывается об основных методах и приёмах логопедической работы с детьми с общим недоразвитие речи по расширению лексического запаса...