Дидактическое игровое пособие «ЛОГОКУБ»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа)

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Игровое пособие «Логокуб» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по речевому развитию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_posobie_logokub_novoe.docx500.62 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое игровое пособие «ЛОГОКУБ»C:\Users\Юленька\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190403_125940.jpg

Игровое пособие «Логокуб» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по речевому развитию.

Цель игрового пособия: развитие всех компонентов речевой системы:    лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи, познавательных процессов, а также развитие зрительного восприятия, формы и цвета.

Задачи:

1. Активизировать, обогащать, расширять словарь детей.

2.  Уточнять  в речи детей обобщающие понятия по лексическим темам.

3. Закреплять в речи детей основные и оттеночные цвета, качественные прилагательные.

4. Закреплять представления детей о геометрических фигурах.

5. Упражнять детей в употреблении имен существительных в форме единственного и множественного числа, в именительном и родительном падежах.

6. Упражнять детей в выделении первого звука в слове, в делении слов на слоги.

7. Развивать предпосылки логического мышления, внимания, памяти, воображения, ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук.

8. Развивать связную речь;

9. Создавать положительный эмоциональный настрой на совместную работу.

10. Способствовать созданию положительного эмоционального фона.

11. Формировать чувство взаимопомощи, инициативы.

Материалы и оборудование: стол, настольный пластиковый куб

(40×40),  с четырьмя планками-карманами по типу наборного полотна, предметные картинки по темам,  карточки-схемы, коробки для раздаточного материала, фишки или смайлики.

Описание

Пособие  представляет собой настольный  пластиковый куб из шести граней, обклеенные  разноцветными мягкими ковровыми покрытиями.

К каждой грани крепятся кусочки ворсистой части липучки. В нижней части куба на каждой грани располагаются планки-карманы по типу наборного полотна, куда вставляются тематические картинки.

На обратной стороне каждой предметной картинки приклеиваются оставшиеся части липучки, по углам куба могут располагаться картинки, с изображением предметов или  карточки-схемы для выполения заданий.

Пособие рекомендовано к использованию в образовательной деятельности. Игровая деятельность детей организуется с помощью дидактических игр.

Ход игры

В игре могут принимать участие, как взрослый, так и дети: от 1 до 5 человек.  Педагог дает задание в зависимости от лексической темы и размещает это задание на каждой грани по центру или по углам куба. Ребенок при выполнении задания выбирает из планки-кармана или из коробки соответствующие предметные картинки по лексической теме, а затем прикрепляет их к граням куба. За правильно выполненное задание игроки получают фишки или смайлики. Несколько игр можно проводить по одной лексической теме.

Дидактическая игра «Назови предметы и обобщи»

Цель:  расширять, обогащать словарь детей и закреплять в речи обобщающие понятия.

Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) располагает в планке-кармане предметные картинки по лексической теме. Затем дает задание: назвать каждую картинку и расположить их на грани. После этого, просит ребенка назвать все картинки одним словом.

         В усложненном варианте, в игре могут участвовать сразу четыре ребенка по четырем лексическим темам, у каждого своя грань куба. Педагог предлагает каждому ребенку по очереди достать из планки-кармана предметные картинки, назвать их, прикрепить к своей грани куба, а затем обобщить.

Дидактическая игра «Подбери по цвету» C:\Users\Юленька\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190403_113802.jpg

Цель: закреплять представление о цвете, учить использовать в речи детей качественные прилагательные.

Ход игры: педагог (учитель-логопед) предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок те картинки, которые будут такого же цвета, что и грань куба, назвать их по цвету и прикрепить к соответствующей грани куба.

Педагог (учитель-логопед) задает вопросы:

-  Выбери овощ такого же цвета, что и грань куба? (ребенок выбирает овощ такого же цвета, что и грань куба).

- Назови овощ?

Ребенок отвечает: это помидор.

- Он по цвету какой?  

Ребенок отвечает: он красный.

- Скажи, на какую грань куба ты его прикрепишь?

Ребенок отвечает: я прикреплю его на красную грань куба.

Дидактическая игра «Подбери по форме»

Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Ход игры: педагог (учитель-логопед) размещает на каждой грани куба в планке-кармане предметные картинки по одной лексической теме. По углам куба расположены картинки-схемы геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник и т.п.). Предлагает ребенку выбрать по форме картинки, которые похожи на геометрические фигуры и прикрепить их к граням куба.

Педагог (учитель-логопед) задает вопросы:

- Выбери по форме овощи, которые похожи на геометрические фигуры (ребенок выбирает овощи, которые похожи на геометрические фигуры).

- Назови овощ?

Ребенок отвечает: это огурец.

- Он по форме какой?

Ребенок отвечает: он овальный.

- На какую геометрическую фигуру похож огурец?

Ребенок отвечает: огурец похож на геометрическую фигуру – овал.

Дидактическая игра «Загадки»

Цель: расширять словарь именами прилагательными.

Ход игры: педагог (учитель-логопед) загадывает какой-нибудь овощ, перечисляет его признаки, например: красный, круглый, большой, сочный, душистый, растет на кусте и т.п. Ребенок должен найти картинку с изображением овоща, отвечающего этой характеристике. Если выбор верный, он прикрепляет картинку к грани куба и получает смайлик или фишку.

Условия игры могут меняться. Педагог показывает овощ, а ребенок дает характеристику. Если она верна, прикрпляет картинку к грани куба.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Цель: упражнять детей в употреблении имен существительных  в именительном и в родительном  падежах  единственного и множественного числа.

Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) располагает на грани куба предметные картинки по лексической теме. Потом дает задание:  рассмотреть, назвать и запомнить картинки, прикрепленные на грани куба. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает одну картинку или несколько одинаковых картинок, спрашивает: «Чего (кого?) не стало?». Ребенок, открыв глаза, дает полный ответ: «Не стало помидора» или «Не стало помидоров».

Дидактическая игра «Определи первый звук в слове»

Цель игры: упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) размещает на  грани куба в планке-кармане предметные картинки по одной теме. В центре грани помещает букву. Затем дает задание: выбрать из предложенных картинок те картинки, в названии которых слышится первый заданный звук и прикрепить ее на грань с соответствующей буквой.

Дидактическая игра «Раздели слово»

Цель игры: упражнять детей в умении делить слово на слоги.

Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) прикрепляет к четырем граням куба карточки-схемы с одной, двумя, тремя, четырьмя полосками. В планке-кармане размещает предметные картинки по заданной лексической теме. Затем дает задание: на грань с одной полоской прикрепить картинки с предметами, в названии которых один слог или одна часть слова; к другой грани – те, в названии  которых  два слога или две части слова и т.д. За правильное выполненное задание ребенок получает фишку или смайлик.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Цель игры: развивать логическое мышление, внимание, связную речь, закреплять навык классификации предметов.

Ход игры: перед началом игры педагог (учитель-логопед) прикрепляет  предметные картинки по тематической теме к граням куба, так чтобы одна из них не соответсвовала данной классификационной группе. Дети находят ее и объясняют, почему она лишняя. За правильное выполненное задание ребенок получает фишку или смайлик.

Примерный перечень дидактических игр,

в которые можно играть с помощью Логокуба

«Что изменилось?»;

«Один-много»;

«Где что находится?»;

«Составь предложение»;

«Посчитай»;

«Найди свою картинку» и т.д.

Список литературы

1. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие – М., Пепагогическое общество России, 2007. – 176.

2. Кыласова Л.Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы. – изд. 3-е. – Волгоград: Учитель 2015. – 367с.

3. Плясунова Т.Б., Фомина Е.П., Кузеванова О.В., Бершадсткая И.В. Играя вместе, развиваться интереснее. Универсальные дидактические игровые пособия. Методическое пособие/ под ред. Л.А. Пеньковой. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015г.- 84с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. – 2-е изд., - М: Вентана – Граф, 2014. – 271с.

5. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей детского сада и родителей. 3-е изд., - М: ТЦ Сфера, 2017 – 208с.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. 3-е изд., - М: ТЦ Сфера, 2015 – 272с.

Интернет – ресурсы:

https://borgul.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-v-podgotovitelnoj-gruppe-po-razvitiyu-rechi.html

http://ext.spb.ru/faq/2486-2013-03-12-16-13-13.pdf - развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое игровое пособие «Кем нәрсә ярата?».

Дидактическое игровое пособие«Домашние животные и птицы».(пособие, способствует формированию у детей правильного звукового анализа слова)   АннотацияДанная дидактическая игра...

«Применение дидактических игровых пособий при подготовке детей с ОВЗ к обучению грамоте» Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Предложенное пособие будет интересно логопедам, воспитателям коррекционных рупп при подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Дидактическое игровое пособие – сенсорный куб «Птичий домик».

Дидактическое игровое пособие – сенсорный куб «Птичий домик».Воспитатель МБДОУ детский сад №14 «Тополек»Молостова Зоя Геннадиевна. Цель: Развивать у детей сенсорные способности. Речь, внимание, в...

Физкультурный досуг с использованием дидактического игрового пособия «Игровой парашют: «Космонавтом стать хочу!»

Цель: Социализация детей дошкольного возраста, через досуговое мероприятие, в совместной развивающей деятельности с использованием игрового парашюта.Задачи:• Образовательные - вырабатыв...

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ дидактическое игровое пособие "Занимательный куб"

Цель: использование многофункционального игрового пособия «Занимательный куб» как средства разностороннего развития ребёнка.Задачи: 1.Обогащение игровой среды группы детского сада.2.Разраб...

«Использование многофункционального игрового пособия «Логокуб» на организованной, совместной, индивидуальной деятельностях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Методическая разработкаЛогокуб – многофункциональное игровое пособие для  взаимодействия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.Цель: с помощью «Лого...