Логопедическое занятие "Звук и буква Щ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данные конспект и презентация является неотъемлемой частью комплекта"Звук и буква Щ". При использовании презентации необходимо сначала ознакомиться с конспектом занятия, он располагается в " Мое портфолио"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log.zan_.zvuk_i_bukva_shch.doc | 40 КБ |
zvuk_i_bukva_shch._prezentatsiya.pptx | 268.78 КБ |
zvuk_i_bukva_shch_prezentatsiya_2.pptx | 429.98 КБ |
sayt_d.s.zanyatie_v_poiskah_bukvy_shch.docx | 10.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «В поисках буквы Щ»
Занятие составлено Мурадян С.С. на основе открытого занятия по теме «В поисках буквы Щ» (МО учителей-логопедов г. Томска. Комплексное логопедическое занятие-развлечение по обучению грамоте детей подготовительной группы). Разработаны 2 презентации. Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Цель занятия: Уточнить и закрепить знания детей по темам: «Звук и буква Щ», «Профессии».
Задачи:
1. Закрепление произношения звука Щ в словосочетаниях, словах и предложениях.
2. Практическое употребление в речи действительных причастий настоящего времени.
3. Словообразование существительных мужского и женского рода, обозначающих лица по их профессиям.
4. Развитие навыков звукового анализа слов. Составление деформированного предложения. Определение места звука в словах.
5. Закрепить правило: « Чу-Щу пишу с буквой У».
Оборудование: магнитная доска, слова распеатанные на отдельных листах (Ищите, щюку, в реке). Презентации по теме. Интерактивная доска. Компьютеры на столах детей (программа Логозаврик, буква Щ, место звука Щ в словах).
Ход занятия
Логопед: В детский сад пришла телеграмма о том, что попала в беду и просит нашей помощи буква Щ (слайд 1). Расскажите, что вы знаете о звуке Щ (согласный, мягкий, глухой, шипящий звук).
Пропевание Щ по звуковой волне.
Появляется игрушечная змейка (слайд 2):
– Ребята, чтобы помочь букве Щ, вам нужно собрать четыре слова. Все, кто встретится вам в пути, должны отдать одно слово, если вы правильно выполните их задание.
Первое задание мое. Повторите слог, который я произнесу дважды:
«Ащ – ощ – ащ – ущ – ищ; щу – що – щу – щи».
Дети получают слово «в».
Дети попадают в Город Мастеров (Слайд 3). Мастер задает вопросы.
Игра «Кто это?» (презентаия 2)
Дрессирует животных – дрессировщик; стеклит окна – …. и т.д.
Игра «Бывает – не бывает?»(Слайд 4, повар)
– Повар варит леща.
Леща варит повар.
Повара варит лещ.
Лещ варит повара.
Поваром сварен лещ.
Повар сварен лещом.
Лещом сварен повар.
Пальчиковая игра «Повар».
Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)
И тут отключили свет. (Делают на каждое двустишье «цепочку» из одноимённых пальчиков обеих рук).
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень доволен он!
(О. Григорьев)
Повар отдает слово «Ищите».
- Дети попадают в цирк и встречают силача. (слайд 5)
Восхищаясь его силой, ростом, произносят существительные с увеличительным значением:
–Какие у тебя большие ножищи, огромные ручищи и т.д.
Силач и говорит, что отдаст слово, если дети поиграют в игру «Крестики-нолики».
Детям раздаются карточки и карандаши. Логопед показывает картинки, дети ставят крестик, если звук Щ в начале слова, нолик, если Щ в конце слова.
Силач отдает слово «реке» и сообщает, что Баба Яга заколдовала дрессированных зверей из цирка.
2. Поиск зверей. (слайд 6, Баба-Яга)
Логопед: Царство Бабы Яги находится за серебряной рекой. Чтобы перейти реку, нужно повторить ритм, который я вам прохлопаю.
Появляется Баба Яга. Дети просят её расколдовать зверей из цирка.
Баба Яга: Поиграйте со мной.
Игра «Подскажи словечко»
– Как у нашей дочки розовые (щечки).
– Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал (щенок).
– Дождь идет, но ты не плачь, скоро мама купит (плащ).
– У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась (щучка).
– Баба Яга, хочешь, мы споем для тебя веселые частушки?
Щука в речке жила,
Чайник чей – то нашла.
Лещ к ней в гости приходил,
Щей поел и чай попил.
Велый вечер наш Володя
Чистил брюки. Ох, устал!
Да он щетки перепутал
Он зубную щетку взял!
Почему щенок у Оли
Так похож на колобка?
Очень много ест печенья,
Щеки, как у хомяка.
Кто б за щавелем сходил?
Кто бы щей мне наварил?
Очень я люблю поесть,
Только лень с печи мне слезть!
[1] (Галкина Г.Г.)
Баба Яга: Молодцы! Я расколдую животных, а вы отгадаете мои загадки (показывает детям звуковые схемы слов). (слайд 7)
Логопед: Нам нужно по звуковым схемам отгадать названия животных. (Дети выполняют задание).
Баба-Яга отдает детям предлог «В»
Баба Яга: Букву Щ запер на ключ Кощей Бессмертный в железном замке. (слайд 8)
– Где его найти?
Баба Яга: Верчусь, кручусь, сама в Кощея превращусь. (Она достает из сумки игрушку БИ - БА- БО).
– Ребята, не бойтесь Кощея! Я знаю, как с ним совладать. Кощей не любит слова со звуком Щ. (Логопед предлагает детям игру на компьютерах: распределить слова со звуком Щ по схемам: наало, конец, середина слова).
– Кощей сидит, значит, он какой? (Сидящий. И т.д.)
Кощей: Ой, уморили! Все справились???!!! Ну уж ладно, забирайте последнее слово - «щуку».
Дети составляют на магнитной доске предложение: «Ищите щюку в реке».
– Ребята, щука должна нам отдать ключ от железного замка. Мы собрали предложение, но щука не появилась. (Дети находят ошибку и вспоминают правило: «ЧУ, ЩУ ПИШУ С БУКВОЙ У»).
Появляется щука и отдает ключ. (слайд 9)
Дети открывают дверь, из заточения выходит буква Щ: (слайд 10)
– За мое освобожденье вот вам, дети, угощенье!
Список использованной литературы
1. Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! М.: «Издательство Гном и Д», 2002. – 48 с.
2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 349 с.
Ищите щюку в реке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Встает купец, идет разносчик, на биржу тянется извозчик. (А. пушкин) Он перевозчика зовет, и перевозчик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет. (А.Пушкин) Извозчик — кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наёмный экипаж с кучером. Перевозчик-человек, осуществляющий перевозку товаров.
По ночам вокруг дома ходили караульщики и трещали в трещотки. (А. Толстой) Караульщик - человек, который охраняет что-либо
Барабанщики яростно колотили в барабаны. (С. Могилевская) Барабанщик – это человек, играющий на барабанах .
Дрессировщик
Каменщик
Упаковщик
Стекольщик
Чистильщик
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Щенок Щека Щуки Кощей
Ищите щ реке у к в ю У
Щ
Предварительный просмотр:
24 апреля прошло логопедическое занятие «В поисках буквы Щ» с использованием компьютеров д/с. Дети должны были найти 4 слова, собрав которые смогли узнать, где спрятана буква Щ. В пути предлагали задания разные герои: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Повар и Мастер. За правильно выполненные задания герой отдавал слово. Получилось, что буква была в реке у щуки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной утренник для логопедической группы "Непослушные буквы"
Дети вместе с "Алфавитом" и ведущей стараются вернуть на место пропавшие буквы, преодолевая на своём пути все преграды. Удача сопутствует им и они благополучно справляются со всеми трудностями. В конц...
Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Спор букв из шкатулки. Буква А. »
Конспект непосредственно – организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе«Спор букв из шкатулки. Буква А. » Учитель – логопед частного дошкольного...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Логопедическое лото "Звуки- Буквы" . Авторская дидактическая игра.
Игра способствует закреплению фонематических представлений, дифференциации понятий "Звук", "Буква". С помощью условных обозначений ребенок может обощить знания о звуке...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Логопедическое пособие "Гласные буквы"
Материал содержит описение и методику использования логопедического пособия "Гласные буквы" для старших дошкольнников...