Логопедическое лото "Звуки- Буквы" . Авторская дидактическая игра.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему
Игра способствует закреплению фонематических представлений, дифференциации понятий "Звук", "Буква". С помощью условных обозначений ребенок может обощить знания о звуке, его акустических и артикуляторных признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loto.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Лото «Звуки - Буквы»
Авторская логопедическая игра.
Цель. Формирование навыка звуко- буквенного анализа
Задачи:
1. Уточнить произношение звуков «С, З, Ц», «Ш, Ж, Щ, Ч», «Р, Л» по артикуляторным и акустическим характеристикам. Закрепить правильное произношение звука.
2. Закрепить навык дифференциации звуков «С-З», «С-Ц», «С-Ш», «З-Ж», «Р-Л».
3. Формировать навык артикуляторной моторики.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать речевое дыхание.
ПРАВИЛА ИГРЫ
В наборе 9 больших карт, в центре которых напечатана буква. На каждую карту отведено 8 маленьких карточек с условными обозначениями – артикуляторные и акустические характеристики звука. Имеется лист с подсказками – правильно заполненные карты (с буквой в ее центре и условными обозначениями вокруг)
Например: На карте с буковой «Л» размещаются маленькие карточки, на которых нарисованы: иголочка -язык в форме иголочки, 2 колокольчика, один из них зачеркнут - парный по звонкости-глухости, самолёт - при произнесении напоминает звук летящего самолёта и т.д.
1. Участники знакомятся с условными обозначениями, нарисованными на маленьких карточках. Ведущий раздает участникам игры большие карты.
2. Ведущий раздает маленькие карточки по одной. Игроки отбирают нужные маленькие карточки с условными обозначениями – артикуляторные и акустические характеристики звука (см. описание условных обозначений). Дети могут сами изменить обозначения, нарисовав нужный предмет на карточке. Неподходящие к букве карточки вновь возвращаются в банк.
3. Игрок дает полную характеристику звуков, при этом демонстрирует положение губ и языка, тип выдоха перед зеркалом.
Выигрывает тот, кто первый правильно заполнил карту.
Условные обозначения
(артикуляторный уклад, акустические и артикуляторные
признаки звука)
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ | ПОЯСНЕНИЕ |
1.Положения языка: ЧАШКА ГОРКА ИГОЛКА | Язык в форме: ЧАШКИ ГОРКИ ИГОЛКИ |
2.Губы в форме УЛЫБКИ БУБЛИКА | Губы слегка растянуты в улыбку Губы слегка вытянуты вперед и округлены |
3.Акустические характеристики звука (твердость- мягкость) КАМЕНЬ КАМЕНЬ и точка рядом ВАТА ВАТА и точка рядом Камень и рядом вата | Твердый звук непарный по твердости/мягкости Мягкий звук непарный по твердости/мягкости Парный звук по твердости/мягкости |
4. Цветовое символическое изображение твердости-мягкости звука Синий Зеленый Сине- зеленый (прямоугольник, разделенный по диагонали) | |
5. Акустические характеристики звука (участие работы голоса) Колокольчик Колокольчик зачеркнут |
Звук звонкий – голос участвует в произнесении. Звук глухой. |
6. Акустические характеристики звука (участие работы голоса) Два колокольчика, один из них зачеркнут Колокольчик с точкой рядом Зачеркнутый колокольчик и точка рядом | Парный по звонкости- глухости Звонкий – непарный Глухой- непарный |
7. Ассоциации со звуком Кран с водой Комар Кузнечик Змея Жук Паровоз Щетка Самолет Трактор | С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р |
8. Воздушная струя Линии, близко друг к другу Чашка с паром Дерево и ветер Осиновый лист трепещет на ветру | Выдох длительный. Тонкая холодная воздушная струя (с) Выдох длительный. Широкая теплая воздушная струя (ш) Выдох идет с двух сторон языка (л) Широкий, как лист, язык вибрирует за верхними зубами (р-р-р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.
Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....
Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".
Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...
Авторская дидактическая игра "Учим буквы"
Цель: Закрепление знаний букв алфавита у детей старшего дошкольного возраста. Развитие наблюдательности, внимания и памяти....
«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.
laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...
Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»
Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...