Логопедическое лото "Звуки- Буквы" . Авторская дидактическая игра.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Карагужева Галина Александровна

   Игра способствует закреплению фонематических представлений, дифференциации понятий "Звук", "Буква". С помощью условных обозначений ребенок может обощить знания о звуке, его акустических и артикуляторных признаках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loto.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Лото «Звуки - Буквы»

Авторская логопедическая игра.

Цель. Формирование навыка звуко- буквенного анализа

Задачи:

1. Уточнить произношение звуков «С, З, Ц», «Ш, Ж, Щ, Ч», «Р, Л» по артикуляторным и акустическим характеристикам. Закрепить правильное произношение звука.

2. Закрепить навык дифференциации звуков «С-З», «С-Ц», «С-Ш», «З-Ж», «Р-Л».

3. Формировать навык артикуляторной моторики.

4. Развивать фонематический слух.

5. Развивать речевое дыхание.

ПРАВИЛА   ИГРЫ

       В наборе 9 больших карт, в центре которых напечатана буква. На каждую карту отведено 8 маленьких карточек с условными обозначениями – артикуляторные и акустические характеристики звука. Имеется лист с подсказками – правильно заполненные карты (с буквой в ее центре и условными обозначениями вокруг)

 Например: На карте с буковой «Л» размещаются маленькие карточки, на которых нарисованы: иголочка -язык в форме иголочки, 2 колокольчика, один из них зачеркнут - парный по звонкости-глухости, самолёт - при произнесении напоминает звук летящего самолёта и т.д.

1. Участники знакомятся с условными  обозначениями, нарисованными на маленьких карточках. Ведущий раздает участникам игры большие карты.

2. Ведущий раздает маленькие карточки по одной. Игроки отбирают нужные маленькие карточки с условными обозначениями – артикуляторные и акустические характеристики звука (см. описание условных обозначений). Дети могут сами изменить обозначения, нарисовав нужный предмет на карточке. Неподходящие к букве карточки вновь возвращаются в банк.

3. Игрок дает полную характеристику звуков, при этом демонстрирует положение губ и языка, тип выдоха перед зеркалом.

Выигрывает тот, кто первый правильно заполнил карту.

Условные обозначения

(артикуляторный уклад, акустические и артикуляторные

признаки звука)

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ПОЯСНЕНИЕ

1.Положения языка:

        ЧАШКА

        ГОРКА

        ИГОЛКА

Язык в  форме:

ЧАШКИ  

ГОРКИ    

ИГОЛКИ

2.Губы в форме                                                 УЛЫБКИ

 БУБЛИКА

Губы слегка растянуты в улыбку

Губы слегка вытянуты вперед и

округлены                                          

3.Акустические характеристики звука (твердость- мягкость)

КАМЕНЬ

КАМЕНЬ и точка рядом                                                

ВАТА

ВАТА и точка  рядом

Камень и рядом вата

Твердый звук

непарный по

твердости/мягкости

Мягкий звук

непарный по

твердости/мягкости

Парный звук по

твердости/мягкости                                                                                                                                                

4. Цветовое символическое изображение твердости-мягкости звука

Синий

Зеленый

Сине- зеленый (прямоугольник, разделенный по диагонали)

5. Акустические характеристики звука (участие работы голоса)

Колокольчик

Колокольчик зачеркнут

   

Звук звонкий – голос участвует в произнесении.

Звук глухой.

6. Акустические характеристики звука (участие работы голоса)

Два колокольчика, один из них зачеркнут

Колокольчик с точкой рядом

Зачеркнутый колокольчик и точка рядом

Парный по  звонкости- глухости                                                                

Звонкий – непарный

Глухой- непарный

7. Ассоциации со звуком

Кран с водой

Комар

Кузнечик

Змея

Жук

Паровоз

Щетка

Самолет

Трактор

С

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Р

8. Воздушная струя

Линии, близко друг к другу

Чашка с паром

Дерево и ветер

Осиновый лист трепещет на ветру

Выдох длительный. Тонкая холодная воздушная струя (с)

Выдох длительный. Широкая теплая воздушная струя (ш)

Выдох идет с двух сторон языка (л)

Широкий, как лист, язык                                                  вибрирует за верхними зубами (р-р-р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Авторская дидактическая игра "Учим буквы"

Цель: Закрепление знаний  букв алфавита у детей старшего дошкольного возраста. Развитие  наблюдательности, внимания и памяти....

«Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников» 19.10.2022г.

laquo;Выставка – ярмарка дидактических игр и пособий «Авторские дидактические игры и пособия (цель, ход игры, вариативность) по трудовому воспитанию или ранней профориентации дошкольников...

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...