Развитие смыслового восприятия при автоматизации звука <С> на уровне слова и фразы.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Власова Лидия Вадимовна
Как известно, у детей с ОНР наблюдается недостаточная вовлеченность когнитивных процессов в смысловую обработку языковых единиц, что влечет за собой неполноценность в ходе расшифровки детьми смысла речевого сообщения. Слабость сукцессивного и симультатного анализа и синтеза у детей с ОНР обуславливает снижение возможностей адекватного решения ими речемыслительных задач при декодировании смысла логико-грамматических конструкций, образных выражений, высказываний. Для развития смыслового восприятия детям предлагаются различные задания: составить рассказ по серии сюжетных картинок, найти различия между картинками, разложить картинки по тематическим группам, анализ картинок с нелепым сюжетом и т.д. Предлагаю задания для развития смыслового восприятия при автоматизации звука : твердого [c] и фонетически мягкого [c'] в словах со стечением согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_smysl_s.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

Доскажи слово. Повтори получившееся предложение.

В саду растут ….. (абрикосы).

Соня надевает ….. (носки).

На суку сидит ….. (сова).

Я съел кусок ….. (колбасы).

К остановке подъедет … (автобус).

Положи салат в …. (миску).

       

                                    

Сравни наоборот.

- Стакан и самовар: Что ниже? Что тяжелее?

- Слон и собака: Кто выше? Кто слабее?

- Автобус и самолет: Что быстрее? Что медленнее?

- Лису догоняет собака: Кто бежит впереди? Кто бежит позади?

- Абрикос слаще сливы: Что кислее?

- Стул стоит ближе к столу, чем кресло:  Что дальше стоит от стола?

 Угадай предмет по его частям.

- Крылья, хвост, голова, клюв, перья - …. (ласточка).

- Крылья, хвост, кабина, мотор - …. (самолет).

- Голова, туловище, уши, хвост, хобот - … (слон).

- Голова, туловище, уши, хвост, лапы - …. (собака).

- Спинка, сиденье, ножки, подлокотники - …. (кресло).

- Спинка, сиденье, ножки - …. (стул).

 

      

Подбери пару. Назови подходящее по смыслу слово.

Суп – кастрюля, котлеты - ….               (сковородка).

Овощи – огород, фрукты - …..               (сад).

Суп – соль, чай - …..                              (сахар).

Рука – браслет, шея - ….                          (бусы).

Пол – ковёр, стол - …..                       (скатерть/салфетка).

Дождь - лужа, снег - …                          (сугроб).

Машина – асфальт, поезд - …                 (рельсы).

Корова – трава, собака - …                 (мясо/кость).

Поезд – машинист, танк - …              (танкист).

Дверь – дерево, окно - …                    (стекло).        

Ель – хвоя, дуб - …                               (листва/листья).

Обувь – крем, зубы - …                        (паста).

Время – часы, температура - …            (градусник).

Что бывает…?

Сухим … ?  Высоким …? Кислым …? Пёстрым …? Пустым … ? Солёным …? Свежим … ? Светлым … ? Спелым … ?

          

                                                                                                       

4-ый лишний.  Послушай внимательно и назови лишнее слово.

- автобус, троллейбус, коляска, самолёт

- чеснок, свёкла, фасоль, слива

- босоножки,  носки, сапоги, кроссовки

- стол, стакан, миска, самовар

- сорока, ласточка, страус, лиса

- слон, свинья, оса, собака

- сосиска, сметана, сливки, масло.

Придумай предложения со словами.

-рисовать, раскрашивать

- встать, вставить

- выскочить, скакать

- постелить, послать

- сварить, испечь

- связать, сшить

- вырасти, отрасти

- нести, вести

-ставить, класть

- засЫпать, засыпАть

Придумай предложения с парой слов.

1.                        стакан

   стекло

2.           стена    

 рисунок

3.            ступеньки

         лестница

4.                свитер

               спицы

5.                куст

смородина

6.                      свечка

              спичка

7.                      сачок

    стрекоза

8.                  пылесос

         мусор

9.               ананас

                           сок

Продолжи предложение.

- На улице сыро, поэтому Соня надевает … сапоги или босоножки?

- Трава сохнет, потому что … солнце светит или снег идет?

- Весной Соня катается на … самокате или санках?

- Ласточка прилетела, потому что наступила осень или весна?

- Наступила весна – расцвели подснежники или созрели сливы?

- Летом Настя носит … шерстяную шапку или косынку?

Небылицы. Исправь предложения.

Сучок сел на сороку.

Сапоги надели Соню.

Стакан наливают в абрикосовый сок.

Сосны сидят под лисой.

Лес летит высоко над самолетом.

Стул свалился под носки.

Остановка подъедет к троллейбусу.

Соня сидит на столе за стулом.

Воду насыпают, соль наливают.

Стол разбили, стакан сломали.

Окно растет под кустом.

Постель постелила Настю.

Степу слепит снеговик.

На светофоре загорелся синий свет.

В саду на кусте растет свекла.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах.

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах. Игровые задания, картинки двигаются. Используется как часть занятия для поддержания интереса у ребенка. Некоторые слайды м...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект ОД "В гости Дед Мороз пришел" по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, во фразах, предложениях

laquo;В гости Дед Мороз пришел»Цели и задачи:- коррекционно-образовательные:* закреплять навыки правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях;*продолжать работу над формиров...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах. Пальчиковый театр "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием пальчикового театра (по сказке "Теремок")....

Интерактивная презентация по автоматизации звука Л в слогах, словах и фразах

Данное пособие поможет родителям в работе с детьми по автоматизации звука Л. С детьми проводятся игры "Один - много", "Мой - моя", "Посчитай" и др. Задания в интерактивно...

Логопедическая игра с фонариком на автоматизацию звука [Ш] на уровне слова\фразы «Что в мешке?»

Цель: автоматизация правильного произношения шипящих звуков «Ш» и «Ж» на уровне слова\фразы.Задачи: развивать зрительное внимание, память, пополнять пассивный и активный словар...