Конспект образовательной деятельности " Звук [ы] буква ы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данное занятие проведено в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Ведущей задачей логопеда в подготовительной группе явуляется предупреждение нарушений письма и чтения.Реаализуется эта задача в следующих направлениях работы: создание четких представлений о звуке и связь его с графическим образоми совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_._zvuk_y._bukva_y.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [Ы]. Буква Ы.
Содержание конспекта образовательной деятельности:
Тема. Цель. Задачи. Оборудование.
Организационный момент.
Актуализация полученных знаний.
Сообщение темы занятия.
Дыхательно-голосовое упражнение.
Речевое сопровождение движений.
Игра на развитие фонематического восприятия «Ушки на макушке».
Игра «Разложи вещи» -на нахождение места звука в слове.
Пальчиковая гимнастика «Мартышка и очки»
Выкладывание буквы Ы из счетных палочек и веревочки.
Упражнение «Зачеркни неправильную букву»
Работа с кассой букв. «Волшебные песенки»- запись буквами ЫА, УЫ, ООЫ.
Игра с мячом на согласование существительных с местоимениями наш, наша, наши.
Итог занятия.
Звук [Ы]. Буква Ы.
Цель: закрепление правильного произношения и обобщение знаний о звуке и букве Ы, совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с местоимениями наш, наша, наши).
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей выделять звук [ы] в словах, закрепить умение определения позиции звука в слове, графический образ буквы формировать умение находить новую букву среди других букв.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль детей за речью;
воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: презентация «Звук Ы. буква Ы», ноутбук, магнитофон, аудиозапись шума моря, картинки чемодана и сумки, предметные картинки (сыр, мыло, огурцы, шары, дыня, бананы), индивидуальные листы с заданиями, простые карандаши, счетные палочки, веревочка красного цвета, мяч, кассы букв, буквы для проверки демонстрационные, фланелеграф.
- Орг. момент
Давайте повторим наше главное правило на занятии:
Говорим всегда красиво,
Громко и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим!
2.Актуализация полученных знаний.
Наши глаза на занятии будут внимательно смотреть, а уши внимательно слушать! А что умеют слушать наши уши?
- На какие две большие группы мы делим все речевые звуки?
- Назовите гласные звуки, с которыми мы познакомились?
-Почему они так называются?
С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом занятии?
Этот звук не простой, чем он интересен? (может находиться только в середине и конце слова).
3.Сообщение темы занятия
Ребята, я получила сегодня утром электронное письмо от жителей острова
- (слайд1)
Они нас приглашают к себе в гости, ведь они приготовили очень интересные задания для вас. Вы любите выполнять задания? Тогда отправляемся в путешествие? Путь будет непростой…
Слушайте внимательно. Далеко-далеко в океане…..
- (Слайд 2),
- на острове живут
- (клик мышкой) Бык, клик мартышка, клик крыса, клик рысь и клик мышка.
Звери разные такие: маленькие и большие
Но живут - не тужат, крепко - крепко дружат
А дружат они потому, что их объединяет один звук, который есть во всех их именах.
Какой это звук: «Бык, мартышка, крыса, рысь и мышка»?
На чем же нам туда добраться? (предположения детей)
Я кажется слышу гудок корабля (клик).
ДЫХАТЕЛЬНО – ГОЛОСОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Вот плывет корабль и гудок подает.
Мы сейчас вместе с ним тихо-тихо погудим: животом глубокий вдох – и выдох: «Ы-ы-ы-…»
Слайд 3
Корабль всё ближе, ближе - звук гудка всё громче, громче: животом глубокий вдох…Ы-Ы-Ы
- клик Шум моря ( магнитофон)
Ветер по морю гуляет | (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем) |
И кораблик подгоняет | (Дуем) |
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. | (Руки на пояс). « Парус»-язык. |
Начался вдруг сильный шторм, Прогремел на небе гром. | (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками) |
Наш кораблик закачался,
| (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто сейчас упадем) |
на волнах он удержался | руки в стороны прямые |
Приплыли мы на бережок и садимся на песок. | Опустить руки и сесть на места. |
Садимся на места.
- Слайд 4 На слайде мышка
Первое задание от Мышки. Она предлагает поиграть в игру «Ушки на макушке».
Мышка приготовила разные слова. Но вы должны услышать и назвать только слово со звуком «Ы»:
МОШКА – МЫШКА – МУШКА
ЛОЖКА – ВЫШКА – ДУЖКА
КОШКА – ПУШКА – ПЫШКА
ТЫКВА – ТОЧКА – ТУЧКА
КРУЖКА – КРЫШКА – КРОШКА
РЫБА – РАНА – РАМА
С заданием Мышки справились отлично! Ушки-слушки у наших ребят!
- Второе задание. На слайде Крыса
Просит помощи крыса, ребята. В отпуск крыса собралась. Вещи нужно ей собрать. Вещи со звуком ы на конце слова убрать в сумку, а со звуком Ы в середине слова – в чемодан.
(Ножницы, сыр, мыло, огурцы, шары, дыня, бананы)
Помогли и крысе собрать вещи, молодцы!
- Третье задание от Мартышки (слайд)
Нашей мартышке
Хочется научиться читать книжки
Буквы хочет изучать
Помогите букву Ы собрать.
У вас на столе лежат счетные палочки и веревочка. Подумайте, как из них собрать букву Ы. Вспомните, в какую сторону смотрит животик у буквы ы?
А чтобы пальчики нас слушались сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика стоя
МАРТЫШКИ И КНИЖКИ»
Две проказницы мартышки (Выполнять движения,
Полистать любили книжки. соответствующие тексту)
Потрясти их, полизать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело (Показать руками «очки»)
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)
Вдруг подальше отвели. (Ладошки отдалить от лица)
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)
Выкладывание буквы.
Отличные буквы, получились у вас!
Ах, бедняжка буква ы ходит с палочкой – увы.
Мартышка-проказница еще не отпускает вас. Она написала буквы Ы правильно и неправильно. Буквы, которые написаны неправильно нужно зачеркнуть. (Работа на листах бумаги).
Проверка.
- Четвертое задание от Рыси (слайд)
Опасна хищница, умна
Задание трудное приготовила она.
Любит рысь петь разные песенки, но записать буквами их не может.
Помогите, песенки рыси ,вы, запишите.
работа с кассой букв.
Проверка на фланелеграфе
ЫА
УЫ
ЫЫО
Рысь довольна вашей работой!
- Пятое задание от быка.
Только с быком мы еще не познакомились. Он очень упрямый и жадный, не хочет он ни с кем делиться.
Он постоянно говорит: Это мой мяч, это моя машина. А мы в группе как говорим про общие игрушки и вещи?
Давайте сделаем Бычка добрее и поможем ему подружиться со словами наш, наша, наши.
Дети встают. Игра с мячом.
Стол, машинка, куклы, цветы, тетради, конструктор, пазлы, книга, стулья, игрушки, мяч, кубики, карандаш, краски, ножницы, полка.
Составьте предложение со словосочетанием наши игрушки, наш мяч.
Я думаю, бычок теперь будет добрее! И будет чаще произносить эти слова.
Все задание мы выполнили. Мартышка, крыса, рысь, мышка, бык очень довольны и говорят вам спасибо
- (Слайд)! А нам пора возвращаться в детский сад! Присядьте на корточки, закройте глаза. Мы с вами плывем домой! (шум моря). Какой сильный ветер, какие волны бьются о наш корабль!
Открывайте глаза! Вот мы и в детском саду.
Итог.
- О каком звуке мы сегодня говорили на занятии?
- Кому сегодня мы помогали?
Какое задание вам больше всего понравилось?
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями я очень довольна вашей работой!
. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.
Используемая литература:
1.Ильина Т.Г. «Игровой букварь для детей 5-7лет с речевыми нарушениями» М.: Гном,2015. -176 с.
2. Соловьева Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи» М: Творческий центр, 2013. -64с.
2.Ткаченко Т.А. «В школу без дефектов речи» М.: Эксмо, 2017. - 119 c.
3.Ткаченко Т.А. «Пиши, читай-ка» М.: Эксмо, 2015. – 34 c.
4.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1 период» М: Гном, 2015. -160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".
Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла) Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с буквой и звуком Ш"
Данное занятие будет полезно педагогам , работающим по программе "Развитие" в подготовительной к школе группе....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Презентация и задания к образовательной деятельности "Звук и буква В, Ф"
мультимидийная презентация к ОД по обучению грамоте для детей 5-6 лет...
Конспект образовательной деятельности "Звук и буква У"
- Познакомить детей со звуком и буквой У; - Сформировать представление о букве У....
Организованная образовательная деятельность "Звук и буква "С"" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
ООД по теме "Звук и буква "С" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Звук и буква «Д», «ДЬ»
Закрепление навыков произношения звуков «д», «дь» в слогах, словах, фразах....