«К истокам родного языка».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по образовательной области
«Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya-_mart.dokument_microsoft_office_word_4.docx | 214.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга» с. Мамонтово
Конспект занятия по образовательной области
«Речевое развитие» с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет )
«К истокам родного языка».
Составила: Т.М. Хватик, учитель – логопед
Мамонтово, 2019г.
Цель: способствовать развитию интереса к родному языку у старших дошкольников через совершенствование лексико-грамматических представлений.
Задачи:
Образовательные: создавать условия для развития связной речи старших дошкольников на завершающем этапе дошкольного детства; совершенствовать представления о лексико-грамматических нормах родного языка; расширять словарный запас.
Развивающие: развивать речевой слух, внимание; продолжать формировать учебные навыки.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство уважения к родному языку; закреплять умение работать совместно и в паре; способствовать повышению мотивации к обучению в школе.
Оборудование: зелёные островки; шёлковые платочки, завязанные в узелок; мольберт; предметные и сюжетные картинки; схемы слов, синквейна; д/игры « Собери парочку», « Один-много», картинка Буратино, медали.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок разных стран и народов ( обратить внимание на язык)
2. Познакомить со схемами слов: предметов, признаков, действий.
3. Тренировка в составлении описаний, фраз по схемам.
4. Игры «Доскажи словечко», «Один-много»,
« Какой, какая, какое», « Исправь ошибку», « Узнай по голосу»
5.Выучить игру ( логоритмика)
Ход занятия.
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей | Примечание |
1.Организационный этап ( 2-3 минут) Обращает внимание на присутствующих гостей Логопед. – Ребята, давайте произнесём общее приветствие для гостей. Логопед.- Прежде чем вы пройдёте к своим стульчикам, предлагаю обменяться взаимно улыбками и теплом своих ладоней, чтобы наша встреча прошла в доброй, доверительной обстановке. | Дети входят в зал. Приветствуют гостей. Дети обмениваются с логопедом улыбкой и прикосновением ладоней. | . ( Посадка детей с выполнением задания « Ладонь – Улыбка») |
II. Основной этап. ( 20-25 мин.) 1)Вступительная беседа -Логопед. Ребята, совсем скоро детский сад будет провожать вас в школу. А вы хотите в школу? Я вижу – вы готовы к школе, и речь ваша уже совсем как у взрослых людей. Подумайте и скажите, а речь у нас у всех одинаковая? Вы сможете узнать своих друзей по речи, не видя их? Есть такая игра - «Узнай по голосу ». Вы много раз в неё играли. Эта игра доказывает, что речь у всех нас разная, индивидуальная, своя. Повторим это слово А какая речь ещё может быть? Назовите слова-признаки для слова РЕЧЬ 2)Введение в тему Логопед – А сейчас давайте посмотрим на экран! Что мы слышали? Логопед – Совершенно верно, мы слышали речь на другом, непонятном нам языке. А мы с вами на каком языке разговариваем? Вывод: - Ребята, речь у нас у всех разная, а вот язык, на котором мы с вами говорим, думаем, один, русский. В школе вы обязательно познакомитесь с другими, иностранными для нас языками. Но сегодня мы будем говорить о нашем, родном русском языке. Логопед – Сейчас я хочу предложить вам небольшую прогулку по опасным островкам нашего русского языка. Таких островков в нашем языке много, вы обязательно на них побываете, когда будете учиться в школе. Сегодня же мы посетим лишь некоторые. 3) Логопед – Вы, наверное, уже обратили внимание на узелки, которые лежат на маленьких островках. Это я завязала узелки. Скажите, а когда мы используем выражение « завязать узелок на память» Логопед – Совершенно верно, чтобы о чем-то не забыть. Вот я так и сделала, чтобы не упустить что-то важное из того, о чем хотела вас предупредить сегодня. Логопед.- Давайте развяжем первый узелок. Посмотрим, что же здесь? «Такие разные слова ». Мы с вами знаем, что нас окружают предметы, явления, события. Всё, что мы видим, слышим, чувствуем, мы называем определённым словом на нашем русском языке. Дети называют слова. Логопед: Ребята, мы сейчас называли слова, которые отвечают на вопросы: Кто? или Что? Вспомним схему слов - предметов Логопед: Но все предметы имеют свойства, которые мы называем словами-признаками, отвечающими на вопрос: Какой? Какая? или Какие? Эти слова мы обозначим условно схемой. Логопед: Все предметы, ко всему прочему, совершают действия. В нашем языке эти слова отвечают на вопросы: Что делает? Что делают? … Условная схема слов - действий Логопед.- Ребята, а здесь ещё конверт с восклицательным знаком красного цвета. Этот знак означает, что нужно обратить особое внимание. Посмотрим что в нём. (Раскладываю картинки на столе, дети подходят) Логопед. Каждый из вас должен взять карточку-домик, на ней изображена картинка. Вам необходимо назвать предмет и внимательно рассмотреть маленькие картинки, лежащие на столе. Будьте внимательны! Возможно, есть картинка с изображением предмета, который называем таким же словом, что и на каточке. Поместите её в свободное окошко домика. ( Игра «Собери парочку») Вывод: Мы с вами утверждали, что каждый предмет называем своим словом. А оказывается, в русском языке есть слова, которыми мы называем несколько совершенно разных предметов. Эти слова называются многозначными. Их много в нашем языке, об этом вы узнаете в школе. 4) Логопед. - Ну, что, развязываем следующий узелок? « Слова в речи изменяются». -Давайте, проверим, как же изменяются слова в нашей речи. Логопед объясняет игровые действия: каждая грань имеет свой цвет, дети передают куб по кругу. Логопед останавливает передачу, называет цвет грани. Логопед. – Ребята, какое слово изменялось? ( СТУЛ) Вспомним, как оно изменялось. Сейчас можно занять свои места. Логопед. Ребята, и вновь конверт со знаком особого внимания. Посмотрим, что же здесь? « УПРЯМЫЕ СЛОВА» В русском языке есть упрямые слова, которые никогда не изменяются. Давайте, посмотрим, что же это за слова. Предлагаю игру «Один-много» Игровые действия: выставляю на мольберте картинки, рядом дети выставляют картинку с несколькими предметами и называют слова, обозначающие один предмет и много. Логопед: Ребята, какой вывод можно сделать? ( Не все слова в русском языке можно изменить). Таких слов много, об этом вы также узнаете в школе. 5) Логопед. - Что же я завязала в этом узелке? А здесь у нас сейчас… «ЛОГОПАУЗА». Проводится игра «А, ну-ка, повтори!»( 1-й и 3-й куплеты) 6) Логопед. - Давайте развяжем ещё один узелок « СЛОЖНЫЕ СЛОВА» Посмотрим, что в коробке. Случайно роняю коробку, картинки рассыпаются по ковру. Предлагаю детям помочь мне собрать картинки. Игра « Составь картинку». Игровые действия: картинки разрезаны на 2 части, каждый ребёнок берёт одну половину картинки. Игровые действия: логопед произносит два слова, составляющих одно - дети должны его узнать и собрать картинку, объединившись с товарищем, выставляют на мольберт. ( самолёт, вертолёт, сороконожка, самокат, пылесос, пароход) Логопед. Ну, что, будущие школьники, запомним тот факт, что в русском языке есть слова, которые составлены из 2-х слов, и даже больше, и об этом тоже вы узнаете в школе. О каких словах мы сейчас говорили? 7) Логопед: Ну, что ребята, развязываю последний узелок! Здесь завязано слово СИНКВЕЙН. ( выставляется на мольберт схема синквейна). Нам знакома эта схема, правда, ребята? Такой способ сочинения называется синквейн. Синквейн - слово не русское, а французское. В переводе на наш язык оно означает - пять строк. Условные обозначения слов мы с вами знаем. Давайте их вспомним. Предлагаю назвать стихотворение « Буратино». Выставляю картинку.. Логопед: Вы, ребята, МОЛОДЦЫ! Получайте первую награду за знание русского языка. Уверена - не последнюю. ( Награждение медалями « Знатоки русского языка») Ну, вот и всё! Все узелки развязали! III этап (2-3минуты) (рефлексия) Ребята, что вы сможете рассказать о нашей сегодняшней встрече друзьям и воспитателям своей группы? Как вы себя чувствовали на занятии? Вопросы рефлексии: (вопросы задаю индивидуальные и общие ). А, скажите честно,- было ль интересно? А что конкретно было интересно? А было что-то сложное, ну, просто – невозможное? Было ль что-то новое, неизвестное? А может что-то вовсе неинтересное? Логопед. А давайте завяжем узелки, теперь уже для вас, чтобы не забыть об опасных островках русского языка, на которых мы с вами побывали. В школе, я уверена, они вам пригодятся! (вспоминаем этапы занятия и завязываем узелки) И, наконец, по правилам этикета, мы должны поблагодарить гостей за внимание. Давайте соберем слово из «живых» букв русского языка. Скажем хором хорошее русское слово: « СПАСИБО!» . | Ответы детей. Ответы детей Дети проговариваю редкое для них слово (индивидуальная) Дети называют слова- признаки к слову РЕЧЬ ( тихая, громкая,….) Дети слушают стихотворение на английском языке и объясняют, что слышат речь на непонятном им языке. Дают ответ: « Мы говорим на русском языке» Дети рассматривают « островки». Отвечают логопеду, когда люди используют фразу: « Завязать узелок на память» Дети называют слова, называющие предметы, изображённые на экране. Вызванный ребёнок выставляет схему на доску. Дети называют признаки изображённых на экране предметов Вызванный ребёнок выставляет схему на доску. Даёт уточнение, какие слова мы помечаем данной схемой. Дети называют действия изображённых на экране предметов Вызванный ребёнок выставляет схему на доску, называет слова, обозначаемые данной схемой Дети подходят к столу, берут карточку- домик, называют предмет, изображённый в окошке. Рассматривают картинки и находят предметы называемые таким же словом, Дают объяснение значений слов и предметов. Проговаривают редкое слово МНОГОЗНАЧНЫЕ.. Дети передают куб по кругу, по условному сигналу логопеда останавливают передачу, ребёнок, у которого куб, находит грань нужного цвета и составляет фразу по изображённой картинке. Дети проговаривают слово СТУЛ в разных лексических значениях. (Дети садятся на стульчики) Дети играют в игру « Один-много»: называют картинку, выставленную на доске, существительным в ед. числе затем находят предмет в мн. числе. В итоге, дети приходят к выводу, что слова не изменяются. Дети вместе с логопедом произносят текст игры и в соответствии с текстом выполняют движения. Каждый ребёнок берёт картинку с изображением половины предмета, ищет вторую половину изображения предмета у товарища, и соединяют картинку, выставив её на доску. Называют сложное слово. Проговаривают фразу: « Сложные слова» (индивидуально) ( Дети садятся на стульчики) Дети вспоминают схемы обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий и последовательность составления рассказа по модели СИНКВЕЙНА. Составление синквейна. ( совместно и индивидуально) Дети делятся впечатлениями от занятия и отвечают на вопросы логопеда. (рефлексия) Вспоминают основные этапы занятия, проговариваю новые слова. Дети переворачивают медали и составляют слово СПАСИБО! Произносят хором: « СПАСИБО!» Уходят. | (запись прочтения стихотворения на другом языке) На экране презентация картинок различных предметов. Игра «Собери парочку» Игра «УМНЫЙ КУБ». На гранях изображение одного предмета (слово изменяется в разных лексических значениях). Картинки : : эскимо, пальто, кенгуру, кофе, такси, пони. Картинки предметов: само-лёт, вертолёт, сороконожка, самокат, пылесос, пароход ( выставляется на мольберт схема синквейна Картинка Буратино. Медали« Знатоки русского языка» |
Дидактическое обеспечение занятия:
Логоритмическая игра « Ну-ка, повтори! »
/Дети стоят в кругу/.
- Сидела кошка на окошке / показать ушки ладонями/
И стала лапкой ушки мыть. /соответствующие движения ладонями /
Понаблюдав за ней немножко,
Движения эти можем повторить.
Припев:/ дети идут по кругу/
Раз, два, три, ( ритмичные хлопки ладонями в одну сторону)
Ну-ка, повтори ( ритмичные хлопки ладонями в другую сторону)
Три, четыре, пять, ( ритмичные хлопки ладонями в одну сторону)
Повтори опять! ( ритмичные хлопки ладонями в другую сторону)
Очень хорошо! ( ритмичные повороты ладоней « веером» перед лицом)
/Дети становятся в круг/.
- Стояла цапля на болоте,/ стоят на одной ноге, как цапля/
Ловила клювом лягушат. /кисти обеих рук «клювом»/
И так стоять совсем не трудно
Для нас, натренированных ребят!
Припев:/ дети идут по кругу/ Слова и движения те же.
/Дети становятся в круг/.
- Змея ползёт лесной тропою,/ движения руками в одну сторону/
Как лента по земле скользит. /движения руками в другую сторону/
И мы движение такое
Руками можем вам изобразить.
Припев:/ дети идут по кругу/ Слова и движения те же.
/Дети становятся в круг/.
Зверей на свете очень много: / изображают походку медведя/
Животных, птиц и даже змей (показывают соответствующие движения руками)
А человек - он часть природы,
И должен знать повадки всех зверей. (движения руками, как лапками)
Припев:/ дети идут по кругу/ Слова и движения те же.
Фрагменты занятия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....
Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»
Цель: Создать условия для познавательно-речевого развития...
Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка
Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...
Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе
Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...
Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)
Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...
Конспект занятия для детей 6-7 лет «Наш родной язык», посвященный международному дню родного языка
В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. П...