Постановка звука [Ш]
план-конспект занятия по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_sh_konspekt_ood.odt20.03 КБ

Предварительный просмотр:

   

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад № 6 г. Туймазы    

         муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                КОНСПЕКТ

               индивидуальной  организованной образовательной деятельности

                                      по коррекции звукопроизношения

              Образовательные области: « Познавательное развитие», « Социально-

              коммуникативное развитие», « Речевое развитие», « Художественно-

              эстетическое развитие», « Физическое развитие»

                                          Тема: « Постановка звука [ш ]»  

                                                                                Учитель- логопед

                                                                                Абрамова Е.А.

                                                                                Стаж работы: 23 год

                                                                                В данной должности: 18 лет

                                                         Туймазы, 2018 г.

Цель: постановка звук [ш]

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

1) формировать представление о механизме образования звука [ш];

2) закреплять умение определять наличие  или отсутствие звука [ш] в словах.

Корекционно- развивающие:

1) развивать артикуляционную моторику;

2) развивать речевое дыхание;

3) развивать общую и мелкую моторику;

4) развивать фонематический слух ;

5) развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно- воспитательные:

1) воспитывать целеустремленность, инициативность, доброжелательность;     

2) воспитывать навыки самоконтроля;                                                                      3) воспитывать усидчивость.

Средства реализации:                                                                                                    

зеркало, картинка с изображением змейки Шипелочки, карточки к упражнениям артикуляционной гимнастики ( « Бегемот», «Месим тесто», « Маляр», «Чашечка», « Вкусное варенье», « Фокус»), вата, шпатель, антисептический раствор, схемы артикуляции и характеристики звука, настольная игра

« Ромашка», компьютер, компьютерная игра «Автоматизация изолированного звука [ш]» ( автор Галина Данилене, http://romaschki.jimdo.com/).

 

Лингвистический материал:

изолированное произнесение звука [ш]

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», « Социально- коммуникативное развитие»,

« Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие»

1.Организационный момент.

Каждый день всегда, везде                                                                                                              На занятиях, в игре                                                                                                                  Громко, чётко говорим,                                                                                                                 Никогда мы не спешим                                                                                                                 Вспоминаем обязательно,                                                                                                               Что учили на занятиях!                                                                                                                Говорим всегда красиво,                                                                                                                    Ясно и неторопливо.

Жила- была змейка Шипелочка. Покажи, как ползет змея ( упражнение пальчиковой гимнастики « Змейка»: cцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание)

2.Артикуляционная гимнастика.


Больше всего на свете она любила петь, а шипеть у нее никак не получалось. Тогда старая змея ей сказала: «Чтобы научиться шипеть, как все змеи, ты должна каждый день тренировать свои губки и язычок с помощью специальной гимнастики».

А ты хочешь научиться шипеть, как  змеи? Тогда нужно каждый день выполнять упражнения . Давай их  повторим.

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три раза.( Упражнение « Бегемот»)

Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ …( Упражнение « Месим тесто»)

Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми ( Упражнение « Маляр»)

    Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти. Повтори три раза.( Упражнение « Чашечка»)

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой. ( Упражнение

« Вкусное варенье»)

 Чтобы научиться шипеть, как змея, нужно научиться правильно и сильно дуть. Нам поможет упражнение «Фокус».Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).  Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

3.Постановка звука [ ш ]

Приоткрой рот ( губы округлены и выдвинуты вперед). Сделай чашечку и спрячь ее ( заведи ее в рот). Удерживай язык в таком положении: боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка поднят вверх, но не прижат, зубы сближены. Голос спит, не звучит. Тихонько подуй: ш-ш-ш. На ладони, поднесенной ко рту,  ощущается теплая воздушная струя.

Используется также пластическое изображение формы языка кистями рук

(правой рукой изобразить форму языка « чашечкой», а левой  - небо).

4.Динамическая пауза.  

                                                                           

Шуршат на дереве листы, (руки- вверх, потянулись)                                                            

Шуршат осенние кусты, (руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (встали, наклоны туловища влево – вправо)

И дождь шуршит,  (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (сесть на место)

Артикуляционный уклад, характеристика звука.

Что нужно сделать, чтобы пошипеть, как змея ( работа по схеме).                                                                         Что делают губы? ( Округляются)                                                                                  Что делают зубы? (Сближаются)                                                                            Что делает язык?( Язык — в форме « чашечки», за верхними зубами)              Какой ветерок дует изо рта? (Теплый )                                                                    Что делает голос? ( Спит)                                                                                     Какой это звук: гласный или согласный? Почему? ( Согласный — во рту есть преграда — язык). Каким цветом обозначим этот звук ? ( Синим)

Закрепление изолированного произнесения звука [ ш].

Что или кто еще может издавать звук, похожий на звук [ ш ]? ( Так шуршат листья на ветру, надуваем  воздушный шар, шипит гусь).                                            

Давай поиграем ( предагается компьютерная игра « Автоматизация изолированного звука [ ш ])

Демонстрация слайдов:

Покажи, как опадают осенние листья ( ш-ш-ш).                                                 Пока змейка ползет по дорожке, произноси звук [ ш ].                                         Произноси звук [ш], пока шарик не лопнул.    

Формирование фонематического слуха.

Игра « Ловишки»

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш ]:

[ф], [р], [м], [ш], [в], [н], [ш], [р], [л], [ш];                                                                                             

фа — ра — ша — мо — шо — ву — ту — шу;

шапка, сок, мышь, нос, душ, бабушка и т.д.

Игра « Ромашка»

Выложим и подарим змейке Шипелочке цветок. Подберем лепестки с картинками, в названии которых слышится звук [ш].

Итог.

Змейка Шипелочка очень довольна , что ты научился шипеть, как змея Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...