Постановка звука [Ш]
план-конспект занятия по логопедии
Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvuka_sh_konspekt_ood.odt | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
индивидуальной организованной образовательной деятельности
по коррекции звукопроизношения
Образовательные области: « Познавательное развитие», « Социально-
коммуникативное развитие», « Речевое развитие», « Художественно-
эстетическое развитие», « Физическое развитие»
Тема: « Постановка звука [ш ]»
Учитель- логопед
Абрамова Е.А.
Стаж работы: 23 год
В данной должности: 18 лет
Туймазы, 2018 г.
Цель: постановка звук [ш]
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
1) формировать представление о механизме образования звука [ш];
2) закреплять умение определять наличие или отсутствие звука [ш] в словах.
Корекционно- развивающие:
1) развивать артикуляционную моторику;
2) развивать речевое дыхание;
3) развивать общую и мелкую моторику;
4) развивать фонематический слух ;
5) развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Коррекционно- воспитательные:
1) воспитывать целеустремленность, инициативность, доброжелательность;
2) воспитывать навыки самоконтроля; 3) воспитывать усидчивость.
Средства реализации:
зеркало, картинка с изображением змейки Шипелочки, карточки к упражнениям артикуляционной гимнастики ( « Бегемот», «Месим тесто», « Маляр», «Чашечка», « Вкусное варенье», « Фокус»), вата, шпатель, антисептический раствор, схемы артикуляции и характеристики звука, настольная игра
« Ромашка», компьютер, компьютерная игра «Автоматизация изолированного звука [ш]» ( автор Галина Данилене, http://romaschki.jimdo.com/).
Лингвистический материал:
изолированное произнесение звука [ш]
Интеграция образовательных областей:
« Познавательное развитие», « Социально- коммуникативное развитие»,
« Речевое развитие», « Художественно- эстетическое развитие», « Физическое развитие»
1.Организационный момент.
Каждый день всегда, везде На занятиях, в игре Громко, чётко говорим, Никогда мы не спешим Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! Говорим всегда красиво, Ясно и неторопливо.
Жила- была змейка Шипелочка. Покажи, как ползет змея ( упражнение пальчиковой гимнастики « Змейка»: cцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание)
2.Артикуляционная гимнастика.
Больше всего на свете она любила петь, а шипеть у нее никак не получалось. Тогда старая змея ей сказала: «Чтобы научиться шипеть, как все змеи, ты должна каждый день тренировать свои губки и язычок с помощью специальной гимнастики».
А ты хочешь научиться шипеть, как змеи? Тогда нужно каждый день выполнять упражнения . Давай их повторим.
Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три раза.( Упражнение « Бегемот»)
Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ …( Упражнение « Месим тесто»)
Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми ( Упражнение « Маляр»)
Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти. Повтори три раза.( Упражнение « Чашечка»)
Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой. ( Упражнение
« Вкусное варенье»)
Чтобы научиться шипеть, как змея, нужно научиться правильно и сильно дуть. Нам поможет упражнение «Фокус».Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.
3.Постановка звука [ ш ]
Приоткрой рот ( губы округлены и выдвинуты вперед). Сделай чашечку и спрячь ее ( заведи ее в рот). Удерживай язык в таком положении: боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка поднят вверх, но не прижат, зубы сближены. Голос спит, не звучит. Тихонько подуй: ш-ш-ш. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая воздушная струя.
Используется также пластическое изображение формы языка кистями рук
(правой рукой изобразить форму языка « чашечкой», а левой - небо).
4.Динамическая пауза.
Шуршат на дереве листы, (руки- вверх, потянулись)
Шуршат осенние кусты, (руки опустили, присели)
Шуршит камыш, (встали, наклоны туловища влево – вправо)
И дождь шуршит, (шаги на месте)
А ты садись и не шурши, (сесть на место)
Артикуляционный уклад, характеристика звука.
Что нужно сделать, чтобы пошипеть, как змея ( работа по схеме). Что делают губы? ( Округляются) Что делают зубы? (Сближаются) Что делает язык?( Язык — в форме « чашечки», за верхними зубами) Какой ветерок дует изо рта? (Теплый ) Что делает голос? ( Спит) Какой это звук: гласный или согласный? Почему? ( Согласный — во рту есть преграда — язык). Каким цветом обозначим этот звук ? ( Синим)
Закрепление изолированного произнесения звука [ ш].
Что или кто еще может издавать звук, похожий на звук [ ш ]? ( Так шуршат листья на ветру, надуваем воздушный шар, шипит гусь).
Давай поиграем ( предагается компьютерная игра « Автоматизация изолированного звука [ ш ])
Демонстрация слайдов:
Покажи, как опадают осенние листья ( ш-ш-ш). Пока змейка ползет по дорожке, произноси звук [ ш ]. Произноси звук [ш], пока шарик не лопнул.
Формирование фонематического слуха.
Игра « Ловишки»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш ]:
[ф], [р], [м], [ш], [в], [н], [ш], [р], [л], [ш];
фа — ра — ша — мо — шо — ву — ту — шу;
шапка, сок, мышь, нос, душ, бабушка и т.д.
Игра « Ромашка»
Выложим и подарим змейке Шипелочке цветок. Подберем лепестки с картинками, в названии которых слышится звук [ш].
Итог.
Змейка Шипелочка очень довольна , что ты научился шипеть, как змея Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Конспект индивидуального логопедического занятия по подготовке к постановке и постановке звука [C].
В копилку логопеда....
Постановка звуков.Постановка звука «Ть»
Переднеязычные : Постановка звука «Ть» ...