Критерии речевого развития
консультация по логопедии
Памятка для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_rechevogo_razvitiya.konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии речевого развития |
Консультация для воспитателей Учитель-логопед Рецер Н.Г. |
2017 год |
Уровни и критерии речевого развития ребенка
с 2-х до 3-х лет | |
н и з к и й | ■ Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, речь невнятна, смазана; часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых: «до-до», «ту-ту»; ■ Понимает речь на наглядной основе, требует повторения обращенной к нему речи; ■ Отвечает в общении преимущественно жестами; ■ Использует упрощённые слова и слова-заменители; ■ В речевой контакт вступает с трудом. |
с р е д н и й | ■ Стойкие ошибки звукопроизношения 1-2 групп согласных звуков, и звукопроизношение неустойчиво: часто опускается начальный звук в слове или последний согласный, большинство стечений согласных замещаются одним звуком, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов; ■ Легко понимает речь на наглядной основе; ■ Затрудняется в понимании речи без наглядности; ■ Отвечает предложениями, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова-заменители; ■ Вступает в речевой контакт с воспитателем. |
в ы с о к и й | ■ Заканчивается усвоение всех групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается главным образом в малознакомых, сложных по структуре словах; ■ Слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых словах; ■ Легко понимает речь на наглядной основе и без наглядности; ■ Пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно оформляет их; ■ Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах. |
с 3-х до 4-х лет | |
н и з к и й | ■ Стойкие ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов; ■ Легко понимает речь на наглядной основе, с трудом понимает речь без наглядности; ■ Не умеет слушать литературные произведения, их чтение; ■ Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями; ■ От пересказа отказывается; ■ В общение по своей инициативе не вступает; ■ Не владеет формами вежливого речевого общения. |
с р е д н и й | ■ Стойкие ошибки звукопроизношения 1-2 групп согласных звуков, слоговая структура слов нарушается часто, особенно в малознакомых, сложных по структуре словах; ■ Затрудняется в понимании речи без наглядности; ■ Отвлекается при слушании чтения литературных произведений; ■ В речи преимущественно пользуется простыми предложениями; ■ Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно; ■ В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм. |
в ы с о к и й | ■ Звуковая сторона речи усвоена, слоговая структура слов нарушается редко, главным образом в малознакомых, сложных по структуре слова; ■ Понимает речь без наглядности; ■ Внимательно слушает чтение литературных произведений, понимает их содержание; ■ Охотно пересказывает знакомые сказки, рассказы при помощи взрослого; ■ Пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями; ■ Инициативен и активен в общении. |
Уровни и критерии речевого развития ребенка
с 4-х до 5-ти лет | |
н и з к и й | ■ Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов; ■ В общении ребёнок не активен, не задает сам вопросов; ■ Затрудняется в построении развернутых предложений; ■ В речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна; ■ При пересказе требуется помощь взрослого, нарушает последовательность событий; ■ Затрудняется в составлении описательных рассказов, фрагментарно передает особенности предметов. |
с р е д н и й | ■ Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре слов; ■ Активен в разговорном общении, отвечает на вопросы; ■ Грамматические ошибки в речи не часты; ■ В звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна; ■ При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь; ■ Владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. |
в ы с о к и й | ■ Звуковая сторона речи усвоена. ■ Инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные; ■ Все звуки произносит чисто» речь эмоциональна, выразительна; ■ Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки; ■ С небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетно-творческие рассказы. |
с 5-ти до 7-ми лет | |
н и з к и й | ■ Ошибки звукопроизношения нескольких групп согласных звуков, нарушения слоговой структуры даже простых по структуре слов; ■ Затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах. ■ При пересказывании требует помощь взрослого; ■ Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа; ■ В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников); ■ Словарный запас беден; ■ Не проявляет интереса к стихам. |
с р е д н и й | ■ Ошибки звукопроизношения одной группы согласных звуков, нарушения слоговой структуры сложных по структуре, редкоупотребляемых слов; ■ В рассказе допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет; ■ Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем; ■ В построении предложений затрудняется, грамматические ошибки редки; ■ Речь чистая, правильная, лишь в произношении отдельных звуков может испытать затруднения; ■ Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. |
в ы с о к и й | ■ Звуковая сторона речи усвоена. ■ Имеет богатый словарный запас; ■ Проявляет инициативу в общении, делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей; ■ Замечает речевые ошибки сверстников и исправляет их; ■ Речь чистая, грамматически правильная, выразительная, пользуется разнообразными средствами выразительности. |
«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. (Пример: На кормушку прилетело много снегирей, воробьёв синиц. На кормушку прилетело много снегерёв, воробьёв, синицов).
Словообразование. Игра «Какой, какая, какое» Пирог из капусты или какой пирог, сок из моркови или какой сок, запеканка из творога или какая запеканка. Образуйте от слова шёл новые слова – пришёл, зашёл, ушёл и т.д. Страдает у детей этого возраста согласование существительных с числительными. Например: посчитаем снегирей.
В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 3000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением. Антонимы: друг - враг, высокий - низкий, хорошо - плохо, говорить - молчать; слова, близкие по смыслу - синонимы: ходить - идти, шагать; грустный - печальный, безрадостный. Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р].
В возрасте 5-6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Хорошо развитый фонематический слух в дальнейшем способствует успешному обучению чтению и письму. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и со взрослыми. Поэтому основная задача родителей. Вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвращая трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе
Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
КРИТЕРИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 до 3-х ЛЕТ
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт ...
Критерии речевого развития детей от 1 до 3-х лет
Очень важно знать критерии речевого разития ребенка,чтобы вовремя обратить внимание на проблему и разрешить ее....
«Основные критерии речевого развития ребёнка от 0 до 7 лет»
Консультация для родителей...
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....
Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи
Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....