статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ."
статья (подготовительная группа)

Чернышенко Наталья Александровна

С распространением цифровых технологий воспитание/обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Закон об Образовании уделяет особое внимание развитию высокотехнологичных образовательных компетенций и навыков педагогов XXI века посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Чернышенко Н.А.

Учитель - логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 27 «Березка»,

Нижегородская область, город Кстово

Аннотация: С распространением цифровых технологий воспитание/обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Закон об Образовании уделяет особое внимание развитию высокотехнологичных образовательных компетенций и навыков педагогов XXI века посредством использования современных информационных и коммуникационных технологий. Информационные технологии в стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, коррекционно-развивающая работа, новые  варианты обучения.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных,  подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов [1]:

1.        использование новых моделей компьютера

2.        работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

3.        проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

Основным преимуществом  использования мультимедиа ресурсов на логопедических занятиях являются [2]:

—   повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

—   индивидуальный подход к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

—   развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

—   совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

—   развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

—   совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;

—   формирование личности ребёнка в целом;

—   повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ [5]:

  • уместно на любом этапе коррекционного взаимодействия:

1.        При объяснении (введении) нового материала

2.        При закреплении

3.        При повторении

4.        При обобщении

5.        При обследовании

  • позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:

– звукопроизношение;

– просодические компоненты речи;

– фонематический анализ и синтез, фонематические  представления;

– лексико-грамматические средства языка;

– артикуляционная моторика;

– мелкая моторика;

– связная речь.

При подготовке и проведении занятий можно  использовать  электронные ресурсы учебного назначения:  

1.        Презентации

2.         Ребусы, изографы, анаграммы,  кроссворды

3.        Тестовые оболочки

4.        Ресурсы Интернет

5.        Развивающие flash-игры

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию [9].

    Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.

   Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуков и зрительный образ.

  Презентация:

1.        Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

2.        Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

3.        Усиливает воздействие выступления

      Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в  PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко».                                                                          

   Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

Интернет:

1.        Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией

2.        Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Использование электронных ресурсов   предлагает  большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей дошкольного возраста.

Электронные учебные пособия положительно воспринимаются детьми и успешно используются в образовательном процессе.

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ можно  использовать:

Программа «Игры для Тигры»  -  предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет  эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей  [4].

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

•        Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

•        Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

•        Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

•        Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

•        Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.

•        Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.

•        Несколько уровней сложности в каждом задании.

•        Программа разработана совместно с учителями-логопедами.

•        Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

«Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

•        Понятие буквы как графического символа звука,

•        Понятие слова как упорядоченного множества букв,

•        Смыслообразующая роль буквы в слове,

•        Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),

•        Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык» из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.  

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

•        Быстрый поиск

•        Половинки слов

•        Поврежденный текст

•        Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

Кроме этого в сети Интернет сейчас есть множество сайтов, на которых можно найти интересные, а главное полезные логопедические игры.

Интернет-сайты с логопедическими онлайн-играми:

•        www.logozavr.ru

•        www.solnet.ee

•        www.detiseti.ru

•        www.teremoc.ru

•        www.lohmatik.ru

•        www.internetenok.narod.ru

•        www.nachalka.com

•        http://mersibo.ru

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу  «Мерсибо».  Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет. Сайт содержит восемьдесят развивающих игр для:

•        Развития фонематического слуха,

•        Постановки звуков,

•        Развития связной речи,

•        Обучения чтению,

•        Обучения счету,

•        Общей дошкольной подготовки,

•        Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

•        Материалы для подготовки занятий,

•        Конструктор картинок,

•        Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). //  Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.

 4.  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

5. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

6. Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых недостатков в условиях логопункта ДОУ

Коррекция речевых недостатков на логопункте ДОУ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников....

2. Информационный лист для родителей "Сроки устранения и коррекции речевых недостатков"

Информационный лист для родителей по теме  "Сроки устранения и коррекции речевых недостатков" предназначен для размещения в уголке для родителей "В гостях у логопеда"....

«Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей».

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы...