Синквейн – один из эффективных методов развития речи
статья по логопедии

Зимина Алина Зарифовна

Синквейн – один из эффективных методов развития речи. Консультация. Значение, методы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_statya.docx276.15 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн – один из эффективных методов

развития речи

Важным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием не –

рифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа  стихотворения.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.

   Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».

В чем же эффективность и значимость Синквейна?

1 Его простота. Синквейн могут составить все.

2 В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

3 Синквейн является игровым приемом.

4 Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

5 Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

                         Правила составления синквейна.

Синквейн состоит из пяти строк:

Певая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею (заголовок, тема).

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие признак предмета, о котором идет речь.

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действие предмета, о котором идет речь.

Четвертая строка – предложение из нескольких слов, показывающее от

ношение к теме.

Пятая срока – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Примеры синквейна.     

            Дети                                                Кукла

  Любимые, ласковые                        Красивая, любимая

Играют, радуют, умиляют                Стоит, сидит, улыбается

Дети – цветы жизни                     Моя кукла самая красивая

     Счастье.                                                   Игрушка.

                           Советы по составлению синквейнов.

1.Начинать учить детей составлять синквейны надо с хорошо знакомых им тем («Детский сад», «Овощи»…).

2. Надо помогать детям в подборке слов, используя картинки, предметы, наводящие вопросы.

3. Можно поиграть в игру «Отгадай предмет по описанию». Взрослый называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий). Ребенок называет предмет (огурец). Затем наоборот, ребенок называет признаки предметов, а взрослый отгадывает.

4. Нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце; горит, светит; яркий, жаркое).

5.Составление синквейнов в конце изученной лексической темы.

6. Дети, умеющие читать, печатают слова. Дети, не умеющие читать, создают устные сочинения с опорой на схему или зарисовивают карандашом вместе с родителями.

7. В конце работы дети могут прочитать свое произведение. Можно сопровождать чтение стихов музыкой.

                              Виды работы над синквейном.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2.Составление синквейна по прослушанному рассказу.

3.Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части).

4.Можно использовать синквейн: - на занятиях для закрепления изученной лексической темы;

При творческом использовании синквейна, он восринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении усвоения понятий и их содержания, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

                                                               http://printonic.ru/uploads/images/2016/01/23/img_56a33cfc2fe60.jpg

                          https://ya-webdesign.com/images/vector-splashes-sauce-3.png                                https://s.twistynoodle.com/img/r/oval-1/it-is-an-oval-2/it-is-an-oval-2_coloring_page.png?ctok=20111110151408

                     http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska-ruka4.jpghttp://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/detskie-raskraski-noj15.jpghttps://i.pinimg.com/originals/29/71/b1/2971b1174b097be3d90644ae4aec3fb0.jpg

http://printonic.ru/uploads/images/2016/01/23/img_56a33cfc2fe60.jpg   https://i.pinimg.com/originals/d6/24/d5/d624d5c56288b02da986b9ff911957c4.gif    

                                                           

                                                            https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/770122/8075be45-bb17-4b60-8ab6-ce07f4e5b796/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синквейн» как один из эффективных приемов технологии «Развития критического мышления» в формировании речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. ...

Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...

Мастер-класс для родителей "Синквейн - один из инновационных подходов к развитию речи дошкольников"

Синквейн - один из  инновационных подходов к развитию речи дошкольников. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является...

«Синквейн – один из эффективных методов развития детей ОВЗ»

      Использования дидактического синквейна в логопедической практике  для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и  объясняется тем, что новая...