Конспект образовательной деятельности Тема:Весна идёт!
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Наливных Татьяна Владимировна

Конспект образовательной деятельности с детьми ОНР старшей группы компенсирующей направленности. Составили и провели - Учитель логопед: Наливных Т.В. и Музыкальный руководитель: Каурцева Н.Н. Тема: "Весна идёт!" Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста; профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных угр и упражнений, сопровождающихся речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Весна идёт!37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности  

Возраст: Старшая группа компенсирующей направленности «Колокольчики»

Логопедическое заключение: ОНР (III уровень речевого развития)

Тема: «Весна идёт!»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей посредством ритмо-музыкальных игр и упражнений, сопровождающихся речью.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- обогащать словарь детей, формировать грамматические категории;

- формировать умение слушать и слышать музыкальное произведение;

- совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Коррекционно - развивающие:

- способствовать развитию динамической координации движений, пространственной организации движений, общей, мелкой  и артикуляционной моторики;

- развивать чувство ритма и темпа;

- развивать объем физиологического и речевого дыхания, силу, выразительность и высоту голоса;

-развивать произвольное внимание, фонематический слух, двигательную память.

Коррекционно - воспитательные:

- создавать условия для хорошего настроения детей;

- воспитывать любовь к музыке;

- воспитывать эмоционально – волевую сферу.

Оборудование: Конверт с письмом; картинки с изображением времен года: весна, осень, зима, лета; фонограмма стука капель дождя;  пьесы «Апрель. Подснежник.» П. И. Чайковского; слайды на тему «Весенняя природа»; песня весны.  «Ох, весна» слова Юрия Полякова музыка  Гульнары Азаматовой; цветущие веточки 3 (верба); раскраски: цветы-первоцветы по количеству детей, 2 мяча, картинки с изображением: перелётных птиц,  цветов (подснежники), туча.

Предварительная работа: Беседа о весне, рассматривание картинок с изображением весны. Пение песни «Ох, весна».

Ход образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Звучит музыка №1, дети с учителем-логопедом входят в музыкальный зал, проходят на стульчики. (слайд № 1)

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в музыкальном зале, давайте поприветствуем друг друга по музыкальному.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, ребята! Раз, два, три.

Девченки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)

Вдруг кто-то стучится в дверь.

Уч. логопед: Ребята слышите, кто-то стучится. А посмотрю (открывает дверь). Это был почтальон, загадочное письмо передал вам (показывает «загадочное письмо», которое принес почтальон) давайте его прочитаем (и предлагает его прочитать).

Муз. руководитель:  Ребята, здесь загадка, но не простая, а про времена года! Давайте отгадаем! (слайд № 2)

 «Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движением полна, зовут меня  … (Весна)

  1. Сообщение темы:

Уч. логопед: Ребята! Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.) Да, правильно ребята, сегодня мы будем говорить о замечательное времени года, о весне.

  1.  Работа над темой.
  2. Игра с  картинками времён года. (слайд № 3)

Уч. логопед: Вот и наступила долгожданная весна! Вы ей рады? (Ответы детей) Ребята, посмотрите, перед вами сюжетные картинки с изображением времен года (на интерактивном комплексе 4 сюжетных картинки: весна, осень, зима, лета). Определите, на какой по счету картинке изображена весна. И расскажите, почему вы так думаете? (Дети отвечают, в зависимости от изображения на картинке, называют признаки веснылогопед  добивается полного ответа). А после какого вмени года наступает весна (Ответы детей), а после весны какое время года (Ответы детей), а после лета (Ответы детей), после осени? ((Ответы детей) Дети определяют последовательность сюжетных картинок времён года).

  1. Упражнение: «Подбирай, называй, запоминай». (слайд № 4) 

(Поочередно уч. логопед и  муз. руководитель) Назови как можно больше слов – признаков и  слов – действий.    

- А весна (какая?) – теплая, долгожданная…

Солнце (какое?) - ….

Почки (какие) - ….

- Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает…

Ручьи (что делают?) - ….

Листья на деревьях (что делают?) - …

  1. Артикуляционная гимнастика: «История весёлого язычка»

Уч. логопед: Ребята, а у нас для вас есть весенняя история называется «История веселого язычка». Поиграем с язычком? (Ответы детей)

Уч. логопед: Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (Открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую.) От его лучиков звонко закапала капель (цокать язычком 3 раза). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы. Высоко на ели куковала кукушка: «Ку-ку,ку-ку!» (звукоподражание). Отыскивая маленьких жучков по коре дерева стучал дятел: «Д-д-д!» (звукоподражание). Все пело и оживало в весеннем лесу. Вскоре привела тропинка язычок на чудесную полянку («Лопатка»). Сел язычок на пенёк («Грибок») и огляделся («Часики»). На поляне расцвело много цветов. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (Рот открыть, медленно закрыть, выполнить 3  раз). Язычок поспешил домой.

  1. Развитие чувство ритма и темпа музыка № 2 

Звучит фонограмма стука капель дождя.

Уч. логопед: Ребята, слышите, начинается дождь. Но он теплый, весенний. Давайте поиграем с капельками дождя.

Логоритмическая игра «Капля - раз» Видео музыка № 3 (под стульчиками, дети берут палочки для  исполнения звука дождя). На интерактивном комплексе, дети просматривают видеоролик,  играют на палочках имитируя звук дождя.

  1. Развитие  физиологического и речевого дыхания. (слайд № 5)

 Уч. логопед: С капельками мы поиграли и тучке пора лететь дальше, но без ветра она не сможет улететь. Давайте мы подуем вместо ветра.

Упражнение на физиологическое дыхание «Ветерок»: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой.

Упражнение на речевое  дыхание «Песня ветерка»

А какую песенку поёт ветерок: Вдох глубокий через нос – длительный выдох через рот - губы трубочкой произносим звук: уууу УУУУУУ, ууууу,  ууууууУУУУУУУууууу….

Молодцы!

Уч. логопед: А вот прилетел и ветерок. Он поможет перенести нас на поляну.

(Звучит нежная, спокойная музыка № 4) (слайд № 6)

Глаза закрывайте, немного помечтайте.

С ветерком я подружусь, на поляне окажусь!

Муз. руководитель: Ребята! Посмотрите, какая замечательная весенняя поляна!

Настроение волшебное, так и хочет запеть. Ребята, а мы же  знаем  песню про весну! Споем? (слайд № 7)

  1.  Музыка № 5. Песня «Ох, весна» сл. Юрия Полякова муз. Гульнары Азаматовой.

Уч. логопед: Давайте встанем как артисты и исполним песню о нашей весне «Ох, весна» (После исполнения дети остаются в положении стоя)

Муз. руководитель: Весна - красна идет в наш край, стужу-холод уводит, тепло и солнышко приводит.

  1. Развитие общей моторике.  

Уч. логопед: Ребята, давайте вспомним, какие дикие животные просыпаются весной? (Ответы детей)

Разминка «Мишка»   (слайд № 8)

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,                          (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна:                          (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил                        (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед                        (наклоны)

Вот он по лесу идет                                (ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки,                           (наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,                        (погладили животик)

И на бревнышке уселся                          (садимся)

Уч. логопед: Прекрасное время года – весна! А как она красива!  Весна – начало жизни, пробуждение природы от зимнего сна. 

  1.  Слушание пьесы «Апрель. Подснежник.» П. И. Чайковского

Муз. Руководитель: Весна всегда вдохновляла поэтов, художников, композиторов. Поэты сочиняли прекрасные стихи. Композиторы описывали увиденное с помощью музыки. Давайте и мы послушаем музыку и увидим весенние пейзажи родного края.

Слушание пьесы «Апрель. Подснежник.» П. И. Чайковского

Просмотр слайдов на тему «Весенняя природа»

Муз. руководитель: Ребята, скажите, чье произведение сейчас прозвучало? А как оно называется?

Уч. логопед: Какое настроение передает музыка? (Ответы детей). Действительно, в музыке слышно, как, набирая силу, весна вступает в свои права.

12. (Фоновая музыка пение птиц) музыка № 6   (слайд № 9)

Уч. логопед: Ребята, слышите! Возвращаются птицы. А от куда птицы возвращаются? (Ответы детей).  А куда они возвращаются? (Ответы детей).  Какие птицы первые возвращаются? (Ответы детей) На первых проталинах появляются первоцветы цветы. Какие? (Ответы детей). А почему их называют цветы первоцветы? (Ответы детей).  Давайте вместе покажем, как распускаются подснежники!

13. Развитие мелкой моторики.

Логоритмическое  упражнение «Белые цветы» (повтор упражнения 2 раза).

Муз. Руководитель и уч. логопед:

Наши белые цветки распускают лепестки,

(ладони правой и левой рук соединены, изображая цветы, разъединять пальцы рук)

Ветерок чуть  дышит, лепестки  колышет.

(руки-«цветок» медленно поднимают вверх, вращают кистями)

14. Упражнение: «Весенний».

Уч. логопед: Как тепло и светло стало вокруг, чувствуется  Весна! Так и хочется поиграть! У нас есть веселые мячи, сейчас мы будем вам называть слова, а вы ловите мяч, повторяете наши слова, но перед ними поставьте нужное слово «Весенний».(дети встают рядом со стульчиками.)

Проводится игра со словами (по очереди уч. логопед и муз.  руководитель): день, погода, солнце, настроение, месяц, гроза, лес, трава, одежда, деревья, ручеек….

15.  «Весенние проталинки»

Муз. руководитель:

Ребята!  Весна красная!

Пришла к нам с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

Уч. логопед: Ребята мы  вас приглашаю в весенний  хоровод, становитесь скорее в круг.  «Весенние проталинки» музыка № 7  (Слова, музыка и аранжировка: Обухова Елена)  (дети остаются стоять в кругу)

16. Упражнение «Скажи наоборот»

Уч. логопед: А у нас есть цветущие веточки, их подарила нам весна, чтобы у нас всегда было весеннее настроение.

Муз. руководитель: и мы  дарили  всем окружающим радость и тепло.

Уч. логопед: А кто из вас знает название этих цветущих веточек? (Ответы детей) Ребята! Давайте поиграем в игру, к кому  цветущая веточка прикоснется,

1) тот скажет слово наоборот:  (Поочерёдно уч. логопед и муз. руководитель)

- Зимой снег чистый, а весной …

- Зимой дни холодные, а весной …

- Зимой солнце тусклое, а весной …

- Зимой погода часто пасмурная, а весной …

17. Упражнение «Назови  слово ласково»

2) Давайте   ребята   весеннее  слова   назовем   ласково все вместе:  

(Поочерёдно уч.  логопед и муз. руководитель)  Слова: ручей, капля, облако, цветок, ветер, птица….

Уч. логопед: Какие вы молодцы!

  1.  Итог:

Муз. руководитель: Как хорошо, что мы с вами встретились и прекрасно провели время!

Уч. логопед: Ребята! Давайте вы сейчас будете передавать нашу цветущую веточку и по очереди расскажете нам, что вам сегодня больше всего понравилось (Ответы детей, дети проходят на стульчики). А о каком времени года мы говорили? (Ответы детей) (Уч. логопед и муз. руководитель)

Муз. руководитель: Ребята, у нас для вас необычные подарочки, мы хотим подарить вам цветы-первоцветы. Напомните, как они называются? (Ответы детей) (Слайд № 10) (Уч. логопед  раздаёт цветы-раскраски подснежников детям)

Уч. логопед: Ребята! Давайте скажем спасибо за подарки.

Ну, а нам пора прощаться,            (завершение ОД по музыкальному (ДО-СВИ-ДА-НИЕ)

В путь-дорогу отправляться.

Детский сад уж ждет в группе своих ребят!        (дети машут руками и под музыку

(слайд № 11)                                                   выходят из музыкального зала) музыка № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к МО Образовательное событие "Масленица идёт, весну и радость несёт", для воспитателей старших и подготовительных групп.

Конспект занятия к МО Образовательное событие  "Масленица идёт, весну и радость несёт", для воспитателей старших и подготовительных групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Весна идёт, весне дорогу"

Цель:– учить  детей  составлять  гармоничную  цветовую  композицию,  передавая  впечатления  о  весне.  Закреплять  умение  принимать участи...

Конспект непоредственной образовательной деятельности "Незнайка идёт в школу".

В конспекте охвачены все пять областей образовательной деятельности. В конце учебного года мы проводим итоговое занятие. Предлагаю вашему вниманию свой конспект....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Весна идёт, весне дорогу!"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна идёт, весне дорогу!"В процессе занятия проводилось обсуждение картины В.Башкеева "Голубая...

Конспект образовательной деятельности«Весна идёт, весне дорогу» по развитию речи младшая группа

Конспект образовательной деятельности«Весна идёт, весне дорогу» по развитию речи младшая группа...

Конспект образовательной деятельности "Помощь идёт" ( технология кейс-иллюстрация)

ОО "Социально-коммуникативное развитие"Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.З...