Ринофония, ринолалия. Сообщение для логопедов
материал по логопедии

Амелина Людмила Владимировна

Ринофония, ринолалия. Сообщение для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение343.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2075

Учитель-логопед

Амелина Людмила Владимировна

РИНОФОНИЯ, РИНОЛАЛИЯ

Ринофония и ринолалия -

нарушения произносительной стороны речи, характеризующиеся патологически измененным тембром голоса (балансом резонирования): гиперназализацией и гипоназализацией

ОТКРЫТАЯ РИНОФОНИЯ

функциональная

  • при недостаточном функционировании мышц мягкого неба и стенок глотки
  • у детей с вялой артикуляцией
  • после удаления аденоидов
  • в результате постдифтерийного пареза

органическая

  • при перфорациях мягкого и твердого неба
  • при рубцовых изменениях мягкого неба и стенок глотки
  • при парезах и параличах мягкого неба

Смешанная ринофония возникает при сочетании органической непроходимости носовой полости и нарушении небно-глоточного смыкания органического или функционального характера (например, аденоиды и укорочение мягкого неба).

РИНОЛАЛИЯ (от греч. rhinos – нос, lalia – речь)      

нарушение тембра голоса и звукопроизношения,    

обусловленное анатомо-физиологическими изменениями артикуляционного аппар

Наиболее распространенным речевым нарушением является органическая открытая ринолалия, которая формируется у детей с врожденными расщелинами губы и неба (ВРГН).

Она характеризуется тотальным специфическим нарушением звукопроизношения и гиперназализацией, возникающей вследствие объединения ротовой и носовой полости

\includegraphics[width=5.75in,height=5.04in]{D:/html/work/link1/metod/met69/met691.eps}

ПРИЧИНЫ  ВРГН

Действие патогенного фактора влияет на формирование лица

в 1 триместре беременности (7-9 недели)

Экзогенные факторы:

1. Антропогенное воздействие среды обитания.

2. Профессиональные вредности родителей.

3. Неблагополучные материальные, социальные и бытовые факторы (медико-биологические, социально-гигиенические и медико-организационные).

Эндогенные факторы:

1. Генетические факторы, обусловливающие передачу по наследству.

2. Соматические и инфекционные болезни родителей.

3. Резус-конфликт.

4. Нарушение репродуктивной функции родителей (гинекологические заболевания; возраст; неблагоприятный акушерский анамнез).

5. Вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркомания).

Специалисты, принимающие участие в реабилитации детей с ВРГН

медицинский генетик

педиатр

челюстно-лицевой хирург-стоматолог

ортодонт

стоматолог-ортопед

оториноларинголог

невролог

логопед

психолог

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

0-3 месяца - предхирургическое ортодонтическое лечение.

3-12 месяцев – пластика губы и носа.

8-24 месяцев – пластика неба.

2-4 года – комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие.

С 6 лет – диспансерное наблюдение.

8-9 лет – костная пластика альвеолярного отростка.

12-14 лет – вторичная реконструктивная пластика губы и носа.

Ринолалия у детей с ВРГН возникает из-за анатомических и функциональных изменений в периферическом речевом аппарате:

- моторные и кинестетические особенности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани и голосовых складок, мимических мышц;

- изменения физиологического и фонационного дыхания;

- нарушения резонирования и акустических характеристик голоса;

- искажения звукопроизношения

То есть речевое нарушение возникает не столько из-за врожденной расщелины, сколько в результате формирующихся патологических стереотипов дыхания, голосооформления и артикулирования

Структура дефекта при ринолалии

Первичные нарушения:

  •  специфические нарушения звукопроизношения (гиперназализация гласных звуков и компенсаторное образование артикулем согласных)
  •  изменения тембра голоса (гиперназализация).

Вторичные проявления:

нарушения фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, письменной речи, акустических характеристик голоса.

При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются искаженные артикулемы, что в коре головного мозга фиксируется в виде неправильных кинестезий.

Центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Страдает образование артикулем и в кору больших полушарий идет нарушенный чувствительный (афферентный) импульс и кинестезия либо не создается (при отсутствии звука в произношении), либо становится нарушенной (при искажении звука).

Основное препятствие овладения письмом - вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков.

Если к моменту обучения письму звукопроизношение и тембр голоса близки к норме, то развитие звукового анализа протекает успешно.

При позднем начале речи, отсутствии занятий, снижении психической активности возникают сложности.

 Степень нарушения письма зависит:

- от уровня нарушения звукопроизношения;

- особенностей личности;

- компенсаторных возможностей  организма;

- характера и сроков логопедического воздействия;

- влияния речевой среды.

Группа детей с ринолалией является полиморфной по уровню психического развития. Динамическое наблюдение выявило детей с различным уровнем развития памяти, внимания, мышления, восприятия. Наиболее характерным оказалось наличие дефицита внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

Специфика работы логопеда с детьми с ринолалией.

Специфика работы логопеда с детьми с ринолалией....

Коррекционный блок логопеда Забодаевой Н.П. по реабилитации ребенка инвалида страдающего ринолалией.

В программе по коррекции ринолалии открытой мы попытаемся отразить основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ринолалией в послеоперационный период, опираясь на  резу...

Сообщение "Особенности развития артикуляционной моторики у детей с ринолалией"

В настоящее время в трудах отечественных и зарубежных ученых распространено объективное мнение, что ринолалия - это наиболее сложная клиническая форма речевой патологии. И это неудивительно, так как р...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ В ПЕСОК.

Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком....